ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 7
Характеристика учебной мотивации: понятие, структура 7
Особенности учебной мотивации младших подростков 16
Формы работы с родителями младших подростков. Родительский клуб как
форма взаимодействия 24
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧЕБНОЙ
МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА (ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ) 31
Организация и методы эмпирического исследования 31
Анализ результатов констатирующего эксперимента 39
Содержание и анализ результатов работы родительского клуба по
поддержанию учебной мотивации обучающихся младшего подросткового
возраста 47
Выводы по главе 2 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Вхождение России в мировое образовательное пространство, модернизация системы образования предполагают новые возможности, цели и стратегии системы образования в целом и школьного образования в частности. Современный этап модернизации российской системы образования ознаменовался появлением ряда новых федеральных, региональных нормативноправовых и международных документов, позволяющих создать условия для удовлетворения потребностей граждан России, общества и государства в качественном образовании, соответствующем национальным и международным стандартам .
На сегодняшний день во всех общеобразовательных учреждениях Российской федерации реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт, для исполнения которого необходима высокая мотивация обучающихся.
В условиях основательных изменений в образовании, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Современные родители не испытывают проблем с поиском информации из внешних источников, как это было несколько десятилетий назад, они сталкиваются с отсутствием у них достаточных психологических компетенций для формулировки проблем, с которыми сталкиваются в воспитании, или для их решения.
Мотивация обучающихся является одной из фундаментальных и актуальных проблем психологии и педагогики. Зачастую родители недооценивают снижение учебной мотивации у ребенка, интерпретируя это как каприз. Однако, мотивация является ведущим фактором регуляции активности личности, ее поведения и деятельности и вследствие этого представляет исключительный интерес для педагогов и родителей.
Проблема учебной мотивации связана, прежде всего, со снижением интереса к изучаемым предметам, соответственно, без мотивации, обучающийся не может выступать полноценным субъектом воспитательного образовательного процессов. Таким образом, нельзя наладить какое бы то ни было эффективное педагогическое взаимодействие с ребёнком или подростком без учёта особенностей его мотивации.
В данной работе рассматриваются способы поддержания учебной мотивации посредством работы детско-родительского клуба. В настоящее время проблема взаимодействия школы с родителями широко освещается как в отечественной, так и зарубежной литературе, и делается акцент на необходимость применения новых форм работы с родителями. Актуальность данной работы обусловлена тем, что снижение уровня мотивации к обучению у учащихся, а вместе с тем и уровня школьного образования определяет необходимость выявления эффективных приемов формирования такого личностного новообразования, как успешность, которое определяет его дальнейшее социальное поведение, что входит в сферу интересов современных родителей и невозможно без их участия.
Цель исследования - теоретически обосновать и эмпирическим путем доказать эффективность детско-родительского клуба в поддержке учебной мотивации обучающихся младшего подросткового возраста.
Объект исследования - мотивационная сфера (мотивация) обучающихся младшего подросткового возраста
Предмет исследования - психолого-педагогическая поддержка учебной мотивации обучающихся младшего подросткового возраста ресурсами детско- родительского клуба.
...
Концепция модернизации российского образования до 2020 г. определяет главной целью общего образования на современном этапе формирование конкурентноспособного человеческого потенциала, способного реализовать себя не только в пределах РФ, но и в мировом масштабе.
Учебная мотивация является неотъемлемой частью учебного процесса. Она определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.
Психологический анализ учебной мотивации младших подростков позволил выделить ее основные особенности, которые заключаются в том, что мотивационный компонент в структуре учебной деятельности выступает в качестве ведущего. Исходя из этого уровень учебной мотивации представляет исключительный интерес для педагогов и родителей. Для максимального раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности обучающегося необходимо организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы предотвратить снижение уровня учебной мотивации в связи с возрастными особенностями младших подростков.
Для достижения таких результатов необходима система взаимодействия семьи и школы, способствующая повышению психолого-педагогической компетенции родителей и оптимизации детско-родительских отношений. Психологическая компетенция родителей представляет собой систему знаний о возрастных этапах развития ребенка, психологии общения и взаимодействия, что является внутренним личностным инструментарием родителей, способствующим эффективному осуществлению воспитания. Гармоничные детско-родительские отношения включают в себя действия как со стороны родителей, так и детей. Знание особенностей восприятия подростками этих отношений, определяющих особенности их общения и взаимодействия с родителями позволит определить закономерности их развития, осуществить необходимую интервенцию с целью коррекционного воздействия и оптимизации развития, планировать и реализовать соответствующие профилактические меры для предупреждения деструкции их развития. Фактор близости позволяет определить восприятие подростком отношения родителей к нему.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс с целью определения уровня учебной мотивации у младших подростков и фактора близости подростков с родителями.
Диагностика учебной мотивации выявила у 57% обучающихся низкую школьную мотивацию, что свидетельствует о том, что они посещают школу неохотно, 42% имеют положительное отношение к школе. Школа привлекательна для обучающихся в большей степени внеучебной активностью.
Лишь у 10% испытуемых фактор близости на уровне «4», что свидетельствует о гармоничных отношениях, ребенок и родители сотрудничают друг с другом, имеют теплые отношения.
Мы провели корреляционный анализ Спирмена между фактором близости и уровнем учебной мотивации. Коэффициент корреляции Спирмена (р) равен 0.991, связь между исследуемыми признаками прямая, теснота (сила) связи по шкале Чеддока заметная. Таким образом, мы можем утверждать, что между фактором близости и уровнем учебной мотивации существует тесная связь.
Для поддержания уровня учебной мотивации младших подростков была разработана программа детско-родительского клуба «SaM», направленная на оптимизацию детско-родительских отношений, развитие навыков эффективного общения с ребенком для поддержания его учебной мотивации.
Эмпирическое исследование проводилось на базе МАОУ XXX Советского района г. Красноярска с родителями, воспитывающими детей младшего подросткового возраста.
Программа включала в себя 16 плановых встреч клуба (тренинговые занятия, интерактивные тесты, круглые столы, лекции, игровые мероприятия), а также работу онлайн кабинета психолога на сайте школы, взаимодействие с родителями посредством социальных сетей, индивидуальные консультации с родителями.
...
Балабанова В.П., Пасторова А.Ю. Групповая работа с детьми раннего возраста: учебно-методическое пособие для специалистов, работающих с маленькими детьми. М.,1998. 24 с.
Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. М., 1972. С. 7-44.
Боно Э. Шесть шляп мышления. М., 2006. 208 с.
Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М., 2002. 456 с.
Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М., 2007. 80 с.
Винникотт Д.В. Разговор с родителями. М., 2001. 240 с.
Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. / Под ред. М.Г. Ярошевского. М., 1996. 512 с.
Выготский Л.С. Психология (основные труды). М., 2000. 1008 с.
Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 2011. 332 с.
Гончарик Л.В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации // Начальная школа. М., 2004. № 11. С. 10-14.
Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования. М., 2007. 480 с.
Драгунова Т.В. О некоторых психологических особенностях подростка
[Электронный ресурс]. М.:1961. 169 с. // Вопросы психологии личности школьника. URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=63548 (дата
обращения: 10.02.2020).
Запорожец А.В. Психология действия [Электронный ресурс]. М., 2000. 736 с. // Избранные психологические труды URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid .php?absid=12564 (дата обращения: 11.02.2020).
Иванников В.А. Формирование побуждения к действию // Вопросы психологии. М., 2015. № 3. С. 23-32.
Ильин Е.П. Мотивы и мотивация. М., 2004. 509 с.
... всего 61 источников