Введение 3
Глава 1. Сущностное содержание технологии кейсов
1.1. Исторический опыт использования кейс-стади 8
1.2. Сущностная характеристика педагогической кейс-технологии 16
Глава 2. Психолого-педагогические и нормативные условия внедрения технологии кейсов
1.1. Организационно-педагогические и нормативные условия
внедрения кейс-стади 26
1.2. Психолого-педагогические условия использования метода кейс-
стади на уроках истории в основной школе 31
Глава 3. Конструирование кейсов по истории в основной школе
1.1. Методические для конструирования кейсов по истории
1.2. Апробация примерного кейса по истории для седьмых классов .... 35
1.3. Апробация примерного кейса по истории для девятых классов... 44
48
Заключение 55
Список литературы 57
Приложения 60
Актуальность темы исследования обусловлена новым усилением общественного интереса к содержательной части образовательных программ по истории основного общего образования
в Российской Федерации. В 2013 г. была опубликована Концепция нового учебно-методического комплекса по истории (далее - Концепция 2013 г.), разработанная рабочей группой под эгидой Министерства образования и науки РФ; в 2015 г. был поднят вопрос о реформировании системы учебно-методических объединений по предмету «История». Поскольку Концепция 2013 г. декларирует, что изучение истории должно соответствовать системно-деятельностному подходу как одному из ключевых методологических принципов ФГОС нового поколения, то в связи с этим необходимо менять методы работы
с обучающимися. Следовательно, ставится вопрос об изменении набора педагогических технологий обучения. Кейс-технология является одной из таких технологий, потенциал которой еще не раскрыт в должной степени вследствие относительно недавнего процесса заимствования из других наук.
Степень изученности.
Кейс-стади изначально был сформулирован в праве и бизнес- образовании США в конце XIX - начале ХХ в. В педагогику технология была внедрена достаточно поздно, однако она оставила на себе влияние тех отраслей знаний, в которых была сгенерирована. Это, прежде всего, выражено в том, что технология кейс-стади - это инструментарий, главным образом, высшего и дополнительного образования. Из социально¬гуманитарных наук кейс-стади был заимствован социологами и этнографами (напр., Р. Йин, Дж. Фиджин, А. Орум, Г. Сьоберг и др.)...
Технология кейс-стади в своем историческом развитии прошла этапы становления в рамках прикладных наук (экономика и юриспруденция) и соответствующих им учебных дисциплин. Для исторической науки и учебного процесса по данному предмету технология является заимствованной. В России процесс заимствования произошел достаточно поздно - в начале 2000-х гг., на фоне методологического и методического кризиса в науке и преподавании. Поэтому, пока еще не сложилось устойчивых национальных центров, научных школ и подобных институций, способных разрабатывать и продвигать данную проблематику по образцу Гарвардского университета именно в исторической науке (тогда как в экономике и менеджменте такой центр сложился - НИУ ГУ ВШЭ).
Проблема внедрения технологии кейс-стади заключается
в отсутствии устойчивых и проработанных форм работы по данной технологии. Современные научные статьи и методические издания, в большинстве своем, носят лишь теоретический и справочный характер относительно данной технологии. В Российской Федерации нет центрального ресурса или печатного издания, где бы аккумулировались кейсы, были даны методические рекомендации учителю, предложен план урока с использованием данной технологии.
Это определяет все те сложности, которыми сопровождается процесс внедрения данной технологии в практику.
Кейс-технология обладает определенными преимуществами с педагогической точки зрения:
предоставляется больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений (что важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков), есть возможность знакомства школьников с наличием различных точек зрения на одно и то же событие;
у обучающихся развивается умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение;
достоинством кейс-технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у учителя и учеников. Используя практику ситуативного анализа исключается сама возможность неудовлетворительного владения материалом со стороны педагога.
Педагогическая технология кейс-стади является продуктивной в контексте действующего ФГОС ООО и тех требуемых результатов освоения образовательной программы, заявленной в данном акте.
Опираясь на данные полученные в ходе обобщения и анализа нормативно-правовой базы и существующего опыта, можно говорить о том, что на раннем этапе основной школы у учащихся с помощью выбранной технологии происходит выработка необходимых компетенций...
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс] // СПС Консультант плюс.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) [Электронный ресурс] // СПС Консультант плюс.
3. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред.
от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 № 24480) [Электронный ресурс] // СПС Консультант плюс.
4. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (от 2013г.) [Электронный ресурс] // СПС Консультант плюс.
Интернет источники
5. Официальный сайт ЦРТ «Мега-Талант»// [Электронный ресурс] Режим доступа: https://mega-talant.com/school/webinar/vebinar-ispolzovanie- keys-tehnologii-v-obrazovatelnom-processe
Методические разработки учителей
6. Андюсев Б.Е. Метод кейс-стади (case-study): учебно-методическое пособие. Красноярск: Красноярский государственный
педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2011
7. Гурова Н. А. Использование кейс - технологий на уроках истории
и обществознания. // [Электронный ресурс] Режим доступа:
http: //pandia.ru/text/78/027/22487. php
8. Кулькова И.В. План-конспект урока по истории (7 класс) на тему: Урок истории с использованием метода кейс-стади по теме «Политическое развитие страны» 7 класс (опубликовано 09.01.2015) // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2015/01/09/urok-istorii- s-ispolzovaniem-metoda-keys-stadi-po-temephp
9. Семутина И.В. Кейс технологии на уроках истории и обществознания [Электронный ресурс] // Педагогика on-line. Режим доступа: http://aneks.spb.ru/metodicheskie-razrabotki-i-posobiia-po-istorii/keis-tekhnologii- na-urokakh-istorii.html;
Исследования
10. Алямкина Е.А. Формирование метапредметных умений на уроках химии с использованием кейс-технолгии [Текст] / Е. А. Алямкина, Н. В. Жукова, О. А. Ляпина // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2015. - № 9 (56).
11. Андюсев Б.Е. Метод кейс-стади (case-study): учебно-методическое пособие [Текст] / Б. Е. Андюсев. - Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2011.
12. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей [Текст] / Б. Е. Андюсев // Директор школы. - 2010. - № 4.
13. Битва УМО. Историки отстаивают свой предмет (дата публикации:
04.12.2015) [Электронный ресурс] Режим доступа:
http: //www.poisknews .ru/theme/edu/16739/
14. История бизнес-образования [Электронный ресурс] Режим доступа: http://goo.gl/DhGKJE
15. История кейсов от Колумба до наших дней (дата публикации: 18.11.2014) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://goo.gl/vQ67Sx...25