Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Приобщение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья к образовательной деятельности типового ДОУ

Работа №168506

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы105
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Психолого-педагогические основы приобщения
дошкольников с ОВЗ к обpaзовaтельной деятельности типового ДОУ 10
1.1. Приобщение дошкольников c ОВЗ к образовательной деятельности
типового ДОУ как педaгогичеcкaя cтpaтегия 10
1.2. Психолого-педагогическое обоснование в теории и практике
условий и средств приобщения дошкольников с ОВЗ к
образовательной деятельности типового
ДОУ 21
1.3. Особенности детей старшего дошкольного возраста с различным
уровнем психофизического развития и характер их взаимодействия со сверстниками и взрослыми в условиях группы общеразвивающей направленности 33
Выводы по первой главе 43
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по апробации условий приобщения к образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ совместно с их нормально развивающимися сверстниками 47
2.1. Организация долгосрочного детско-взрослого проекта в условиях
МАДОУ ДСКН №7 г. Сосновоборска 47
2.2. База, этапы и методы практического исследования 63
2.3. Обработка и анализ полученных данных 72
Выводы по второй главе 76
Заключение 78
Библиографический список 80
Приложения 86


Социально-экономическое и общественно-политическое
переустройство всех сфер российского общества неизбежно влечет за собой изменения в духовной жизни людей, в мотивах их поведения, ценностных ориентирах, социальных установках. Образование является важным средством и ресурсом становления креативной личности, способной и готовой к жизни в поликультурном обществе, к принятию ответственных решений в условиях свободного выбора[1]. A фундамент общего развития личности человека - дошкольный возраст, здесь стартуют те качества, которые будут разворачиваться на протяжении всей жизни. И забота о здоровье и развитии дошкольников, являющихся генетическим, культурным и профессиональным потенциалом нации - одна из важнейших задач современного образования.
К сожалению, с каждым годом неуклонно растет число детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). На современном этапе особую тревогу вызывает проблема обучения и воспитания таких детей, находящиеся в условиях официальной и скрытой интеграции в типовых ДОУ. В массовых ДОУ находится до 30% детей с ОВЗ, интегрированных в среду нормально развивающихся сверстников. Это дети без соответствующих диагнозов, но с нарушениями адаптации, (имеющееся отклонение в развитии еще не выявлено) и дети, родители которых, зная о нарушении развития ребенка, по разным причинам настаивают на обучении в массовом детском саду .[40]
Интеграция детей с недостаточным уровнем психофизического и речевого развития в массовые образовательные учреждения - это
социальный заказ общества и государства, закономерный этап развития системы специального образования.
Специальные образовательные учреждения, предназначенные для обучения различных категорий детей c ОВЗ, c одной стороны, обеспечивают детям право на качественное образование, но, с другой, изолируют их от реального социума. Переход ребёнка из специального образовательного учреждения в большой мир - огромное испытание. [12]
Поэтому на сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных вариантах обучения и воспитания детей с ОВЗ. Под необходимостью создания этих направлений подразумевается
предоставление детям с особенностями развития большего количества возможностей для социализации, для приобретения чувства собственной ценности и значимости в современном сложном обществе. Одним из таких направлений развития системы специального обучения и воспитания можно назвать введение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в массовые группы дошкольных общеобразовательных учреждений [13].
Данная тема актуальна для исследования на базе МАДОУ ДСКН №7 г. Сосновоборска, осуществляющего свою деятельность в рамках
пилотирования ФГОС ДО по направлению «Развитие речи дошкольников в условиях инклюзивного образования». В ДОУ 280 воспитанников, из них 60 детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и нарушениями эмоционально-волевой сферы, а в группах компенсирующей направленности только 20 мест, оставшиеся 40 детей остаются в общеобразовательных группах. Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них особых условий: специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. [17]...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволило нам получить следующие результаты:
Проанализированы теоретические предпосылки педагогической стратегии приобщения к образовательной деятельности типового ДОУ дошкольников с ОВЗ совместно с их нормально развивающимися сверстниками.
Конкретизировано понятие педагогическая стратегия приобщения, как стратегии, предполагающей реализацию совокупности организационно¬педагогических условий (форм, способов, приемов, средств, механизмов), обеспечивающих привлечение (ознакомление, ориентацию и сознательное участие) личности ребенка к различным видам деятельности.
Выявлены и обоснованы современные подходы в психолого-педагогической теории и практике к условиям и средствам приобщения к образовательной деятельности типового ДОУ детей с ОВЗ совместно с их нормально развивающимися сверстниками.
Раскрыты особенности детей старшего дошкольного возраста с различным уровнем психофизического развития и характер их взаимодействия со сверстниками и взрослыми в условиях общеразвивающей группы ДОУ.
Выявлена, обоснована и опытно-экспериментальным путем проверена результативность условий и средств приобщения к образовательной деятельности типового ДОУ детей с ОВЗ совместно с их нормально развивающимися сверстниками.
На основании определенной стратегии посредством взаимосвязанных организационно-педагогических условий и средств, координации педагогом с тьюторской позицией действий по консолидации усилий всех субъектов образовательной деятельности был разработан и реализован долгосрочный детско-взрослый проект «Развитие речи дошкольников средствами малых форм фольклора» для приобщения к образовательной деятельности детей с ОВЗ совместно с их нормально развивающимися сверстниками. Разработаны рекомендации для воспитателей (Приложение №5).
Специализированная поддержка детей с ОВЗ и психолого-педагогическое сопровождение взаимодействия всех детей
экспериментальной группы осуществлялась с учетом запроса семьи, на основе их особых образовательных потребностей и поиска разнообразных ресурсов, способствующих достижению детьми лучших результатов в образовательной деятельности.



1. Адольф В.А., Пилипчевская Н.В. Тьюторская деятельность: вызовы времени и перспективы развития: монография/ Н.В. Пилипчевская, В.А. Адольф; Краснояр.гос.пед.ун-т им.В.П. Астафьева.- Красноярск, 2011.- 224с.С3., C.145
2. Андриенко А.В., Игнатова В.В., Деянова Л.Г. Приобщение личности к
научно-исследовательской деятельности: Монография.- Красноярск:
СибГТУ, 2002.-147с. С.7
3. Альбуханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе
жизнедеятельности//Психология формирования и развития личности.- М.:1981.-365с.
4. Алексеева В. В.Опыт работы интегративного детского сада / Сост. Алексеева В. В., Сошина И. В. - М.: Департамент образования г. Москвы, 2007.
5. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. М.: Книголюб, 2003
6. Акимова, М. К. Психологическое развитие [Текст]: Учебник /
М.К. Акимова, В. Т. Козлова.- М.: Академия, 2000. - 196 с.
7. Белова, Н.Ю. Социально-педагогические условия формирования межличностных отношений дошкольников / Н.Ю. Белова // Среднее профессиональное образование.- 2012.- № 6.- С. 26-27.
8. Букатов М.В. Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников/ М.В. Букатов -М.: Форум, 2014.-128с.
9. Бин Дж., Оулдфилд А. Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальных игр / пер. с англ. О.Ю. Поповой. М.:Теревинф, 2000
10. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] /
Л. С. Выготский — СПб.: Питер, 2007. - 330 с.
11. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб.: Питер, 2001. - 280 с.
12. Волосовец Т. В. Ребенок в инклюзивном дошкольном учреждении: методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. - М.: РУДН, 2010.
13. Гюнваль Ч. От «Школы для многих» к «Школе для всех» / Пер. Ч. Гюнваль // Дефектология. - 2006. - № 2. - C.73—78.
14. Дубровская Н.В.Рисунки, спрятанные в пальчиках. Сп6.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2004
15. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. СП6.:Речь, 2006...56


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ