Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема функционирования слов-паразитов в речи молодежи (по результатам анкетирования)

Работа №168500

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы использования слов-паразитов
носителями современного русского языка 6
1.1 Содержание понятий «чистота речи», «культура речи» и «экология речевого
общения» 6
1.2 Определение слов-паразитов 10
1.3 Причины использования слов-паразитов в речи носителей русского языка12
1.4 Соотношение категорий «язык» и «речь», «язык» и «мышление» 18
1.5 Проблема взаимного понимания, смысловой точности высказывания и
лексического значения 26
Выводы по 1 Главе 31
Глава 2. Методические рекомендации, способствующие искоренению слов- паразитов из речи носителей современного русского языка 33
2.1 Способы формирования чистоты русской речи 33
2.2 Методическая разработка урока по русскому языку 39
2.3 Анализ УМК по русскому языку. Раздел «Культура речи» 48
Выводы по 2 Главе 54
Глава 3. Опытно-экспериментальная деятельность: выявление уровня частоты использования слов-паразитов в речи современных носителей русского языка 57
3.1 Выявление уровня частоты использования слов-паразитов в речи студентов
КГПУ им В.П. Астафьева 57
3.2 Выявление уровня частоты использования слов-паразитов в речи
обучающихся МАОУ СШ №157 г. Красноярска 59
Выводы по 3 Главе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А 71
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 72


Всё чаще и чаще в речи современных носителей русского языка употребляются слова-паразиты, которые становятся неотъемлемой частью общения людей. Большинство школьников и студентов употребляют слова- паразиты и не замечают их в своей речи.
Слова-паразиты - не только признак низкого уровня общей речевой культуры человека, но нередко они используются как дань моде, а также как индикаторы эмоционального состояния. Всё это говорит нам о том, что употребление слов-паразитов в речи становится привычкой людей.
Излишние слова в речи нарушают её темп и затрудняют понимание. Говорящий обычно не осознаёт их использование, но слушатель часто испытывает утомление. Слова-паразиты являются лишним элементом русского языка и могут проникать в нашу речь по различным причинам.
Частое использование слов-паразитов в речи современными носителями языка, особенно студентами педагогического университета, может укорениться в их речи и перейти в дальнейшем в педагогическую деятельность, что будет колоссально влиять на речевой имидж учителя и его учеников. Присутствие в речи слов-паразитов нарушает чёткое, ясное и правильное восприятие речи собеседником. Поэтому современные носители русского языка - школьники и студенты должны пристально следить за чистотой своей речи и повышать уровень её культуры, применяя различные способы.
Актуальность ВКР заключается в том, что в работе мы обращаем внимание на перенасыщение словами-паразитами речи современных носителей русского языка, а именно школьников и студентов, будущих учителей-словесников, которые будут формировать речевую культуру учащихся на своих уроках в школе. Это свидетельствует о насущной и немаловажной проблеме, поддающейся исследованию.
Новизна ВКР состоит, во-первых, в обосновании причин использования слов-паразитов в речи современных носителей русского языка и, во-вторых, - в разработке рекомендаций по формированию правильности и чистоты речи школьников и студентов.
Объект исследования: речь современных носителей русского языка - студентов КГПУ им. В.П. Астафьева и обучающихся школы №157 города Красноярска в аспекте использования слов-паразитов.
Предмет исследования: способы формирования чистоты речи...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исходя из результатов данного исследования, можно заключить, что слова-паразиты загрязняют высказывание говорящего, затрудняют его понимание и отвлекают внимание от основного содержания.
Слова-паразиты широко используются говорящими.
Во-первых, многие слова-паразиты не просто служат связующими элементами или заполнителями пауз в речи, а также выступают в качестве "модных" слов. Молодежь часто использует их сознательно, чтобы продемонстрировать свою лингвистическую эрудицию, не всегда осознавая, что избыточное употребление слов-паразитов, особенно грубых или нецензурных, может создавать коммуникативные проблемы и мешать установлению нормальных отношений между собеседниками.
Во-вторых, несмотря на увеличивающийся уровень образования населения, количество слов-паразитов не только не уменьшается, но и продолжает расти с каждым годом.
В-третьих, слова-паразиты становятся все более разнообразными по своему лексическому составу, и все чаще образуются новые слова-паразиты на основе уже существующих.
Несмотря на риск, который несет использование слов-паразитов, они постоянно привлекают внимание своим разнообразным словарным составом и непрерывным обновлением за счет добавления новых слов. Кроме того, слова-паразиты отличаются творческим подходом к словообразованию, эмоциональной окраской, а также индивидуальным стилем их использования и стилистическим оттенком. Иногда на эти слова возникает мода среди современных носителей языка.
Чтобы избежать использования слов-паразитов, следует руководствоваться следующими рекомендациями:
• Увеличение словарного запаса (чем шире ваш лексический запас,
тем меньше вероятность прибегать к словам-паразитам).
• Повышение эффективности коммуникативных навыков (активное участие в социокультурной деятельности способствует более уверенному и грамотному использованию языка).
• Бдительность к речи (важно отслеживать свою речь в повседневной жизни и избегать слов-паразитов даже в неформальных ситуациях).
Современный этап функционирования системы школьного образования характеризуется поиском и разработкой эффективных форм, развивающих интерес обучающихся к школьным предметам. Одним из видов деятельности, широко используемых в процессе обучения и воспитательной работы учащихся, является внеклассное мероприятие. Такое занятие послужит средством расширения, углубления и совершенствования знаний, полученных учащимися в школе.
В ходе педагогической деятельности, а именно проведения уроков русского языка в рамках раздела «Культура речи», УМК поможет сформировать у учителя педагогическое сознание и раскрыть перед ним логику обучения, тем самым учебные материалы послужат руководством к организации учебного процесса...


1. Аверина С.А. и др. Российский гуманитарный энциклопедический словарь. Москва: Владос, 2002. — 688 с.
2. Алефиренко Н.Ф. Теория языка. Вводный курс: учеб. Пособие для студ. филол. спец. высш. учеб. Заведений. — 2-е изд., испр. и доп.— М.: Академия, 2004. — 368 с.
3. Алмазова А. А. и др. Русский язык и культура речи: учебное пособие. — М.: ВЛАДОС, 2008. — 176 с.
4. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. — Ростов н/Д : Феникс, 2000. — 384 с.
5. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. — М.: Дрофа, 2012. —319 с.
6. Бакалюк А.Д., Рожкова Е.А. Слова-паразиты и способы борьбы с ними. Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет. 2019.
7. Баранов М. Т., Ипполитова Н.А., Т. А. Ладыженская., М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. Методика преподавания русского языка в школе. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 368 с.
8. Батаршев А.В. Психология личности и общения. — М: ВЛАДОС, 2003. — 248 с. — (Психология для всех).
9. Бебриш Н.Н. Грамотей: рабочая тетрадь по русскому языку и культуре речи. КГПУ им. В.П. Астафьева. — Красноярск, 2009. — 124 с.
10. Беликов В.И., Л.П. Крысин. Социолингвистика. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. — 315 с.
11. Белянин В.П. Психолингвистика. 2-е изд. — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2011. — 416 с.
12. Бондарчук Е.М. Русский язык и культура речи: учеб. пособие. — Самара: Изд-во Самарского университета, 2019. — 84 с.
13. Бобылев Б.Г. и др. Русский язык и культура речи: учебное пособие для высшего профессионального образования. — Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», 2014. — 401 с.
14. Бороздина Г.В. Психология и этика делового общения: учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 463 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.
15. Васильев А.Д. Игры в слова. Манипулятивные операции в текстах СМИ — Санкт-Петербург: Златоуст, 2013 — 661 с...64


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ