Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы и методика изучения молодежных субкультур в курсе школьного обществознания

Работа №168498

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы80
Год сдачи2020
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Молодежные субкультуры в современном обществе и школьном образовании 12
1.1. Молодежные субкультуры и их роль в обществе 12
1.2. Студенты и школьники об изучении молодежных субкультур (анализ
результатов опроса) 18
Глава 2. Репрезентация темы молодежных субкультур в школьных учебниках обществознания 29
2.1. Тема молодежных субкультур в учебниках издательства «Просвещения»
29
2.2. Тема молодежных субкультур в учебниках издательства «Вентана -Граф»
32
Глава 3.Методические разработки занятий по теме «Молодежные субкультуры» 36
3.1. Методические рекомендации по изучению темы 36
3.2. Педагогическая апробация 44
Заключение 54
Список источников и литературы 56
Приложения 61


Актуальность темы исследования.
Довольно часто у молодых людей появляется необходимость в идентификации в обществе. Эту возможность для молодежи предоставляют именно молодежные субкультуры, в которых они либо отождествляют себя, либо противопоставляют себя.
Молодежные субкультуры являются отражением процессов развития и изменений общества. Их разнообразие является признаком плюрализма в современном обществе. Потребность современной молодежи в самовыражении настолько велика, что субкультуры развиваются, несмотря на запреты. Появляются как позитивные, так и негативные субкультуры, которые влияют на развитие молодежи и общества в целом.
Молодежь - самая динамичная группа населения, ей присущи такие качества, как поиск себя и своего пути, желание выделиться, найти единомышленников и др. В старшем школьном возрасте это проявляется наиболее ярко, недаром данная тема важна для изучения в школе. Именно в этот период времени происходит формирование личности и ее ценностных установок. Субкультуры выступают источником удовлетворения интересов, желаний молодежи. Но стоит отметить, что не все субкультуры с положительной направленностью. Вступление молодых людей в некоторые молодежные субкультуры может быть опасно, как для них самих, так и для общества. Они могут привести к девиантному поведению (АУЕ, скинхеды). Поэтому необходимо обезопасить молодых людей, подходя к данной теме в школе серьезно и содержательно, показывая специфику современных молодежных субкультур и последствия вступления в некоторые из них.
История молодежных субкультур интересна и полезна для изучения, так как ярко отражает специфику различных этапов развития общества, особенности социально-политической и социокультурной ситуации.
Степень изученности темы.
Используемую в исследовании литературу можно разделить на несколько групп:
1. Научная литература, освещающая содержательную сторону темы, к которой относятся историческая, культурологическая, психологическая литература, посвященная исследованиям субкультур и молодежных субкультур, в частности. Эти исследования нам нужны, чтобы составить полное и всестороннее представление о теме, необходимое для отбора материала занятий.
2. Методическая литература.
Сначала рассмотрим первую группу литературы. В Советском Союзе исследование молодежных субкультур не развивалось, прежде всего, из -за определенных идеологических установок. Наличие многих молодежных групп не признавалось, или же эти группы рассматривались как откровенно девиантные, и их изучение не приветствовалось.
В годы «перестройки» просыпается интерес к данной теме, в частности, к так называемым "неформальным объединениям молодежи". Поэтому одной из первых работ можно назвать «Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений» (1988г.) Д.И.Фельдштейна, Л.А.Радзиховского и А.И.Мазуровой предпринята одна из первых попыток осмыслить такое явление, как отечественные молодежные субкультуры. В ней произведен первый обзор отечественных молодежных субкультур: описаны московские хиппи, ценностные ориентиры байкеров и панков...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Тема молодежных субкультур весьма актуальна и интересна. Молодежь- будущее любого государства, общества. Это самая активная часть населения, для которой характерны такие черты как самовыражение, самоутверждение. Молодежные субкультуры служат своеобразным способом проявления себя как личности, что очень важно для молодого поколения. Вхождение молодого человека в молодежную субкультуру означает разделение им ее норм, ценностей, мировосприятия, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре. Необходимо изучать ее настроения, поведение, чтобы предотвратить возникновение негативных и агрессивных субкультур.
Как мы выяснили, данная тема в школьниках учебниках освещена недостаточно. В одном учебнике автор ее почти игнорирует, в другом она излагается довольно поверхностно. На наш взгляд, учителю необходимо подходить внимательно и ответственно к данной теме. Отношение к молодежным субкультурам в обществе далеко не положительное, многие относятся к этому явлению с недоверием, негативом, хотя многие субкультуры безобидны и ничего плохого не несут в себе. Поэтому на уроках необходимо объективно освещать данную тему, характеризовать как положительные, так и негативные современные субкультуры, раскрывая их сущность, воспитывая у учеников толерантное отношение к представителям мирных субкультур и критическое к субкультурам экстремистским, агрессивным, социально-опасным и криминальным.
Проведенное нами анкетирование в рамках данного исследования подтверждает, что данная тема вызывает интерес у молодежи. В частности, сами школьники считают необходимым изучать молодежные субкультуры. Но много зависит от учителя, насколько информативно и продуктивно он простроит занятие по данной теме...


1. Абашеева Л.Н. Проектная деятельность — одно из средств творческого саморазвития личности учащихся//Вестник ЯГУ.— 2009.№4. — С.119-121.
2. АдонинаА.П. Кейс-стади: история и современность//Высшее образование сегодня.— 2012. — № 11. — С. 43-48.
3. БолотоваА.К.Психология развития / А.К. Болотова, О.Н.
Молчанова.— М.: ЧеРо.2008. —С.59.
4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе: практическое пособие/ Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова - М.: М.: Владос, 2000. — 175 с.
5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Проектная деятельность школьников на уроках истории: практическое пособие/ Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова - М.: М.: Владос, 2000. — 175 с.
6. Гришина Т.А. Метод кейс-стади как современная технология обучения в курсе гуманитарных предметов школьной программы // Наука и школа.— 2018.—№3. —С.134-140.
7. Громов Д.В. Изучение Молодежных субкультур России: современное состояние проблемы// Этнографическое обозрение.— 2008.— №1. —С.3-7.
8. Косачева А. Е. Молодежные субкультуры и проблемы их изучения в курсе школьного обществознания./ Актуальные вопросы истории России: проблемы и перспективы развития. Материалы IV Национальной научно-практической конференции истории // https://elibrary.ru URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_39130977_61981484.pdf
9. Левашова Е. Л. Типологизация молодежных субкультур в современном российском обществе// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена..— 2012.— С.148-152.
10. Мосиенко Л.В.Исследования молодежной субкультуры: аксиологический аспект// Вестник Оренбургского государственного университета.— 2011.№2. —С.236-242.
11. Осипов А. Г., Макаренко Н. Н., Милова Е. А., Головина А. А Стиляги. Эпатажное течение в молодежной среде 1940-1960-х гг.//Интерэкспо Гео-Сибирь. —2011. —C.1-15
12. Психологические проблемы изучения неформальных
молодежных объединений: Сб. науч. тр./Редкол.: Д.И. Фельдштейн, Л.А. Радзиховский (отв. Редакторы), А.И. Мазурова.- М.:АПН СССР, 1988.
13. Рафикова С. "По проспекту, словно манекен...": образ стиляги глазами сибирских обывателей // Родина. - 2010 - № 10
14. Соболева О.Б., Кузин Д.В. Методика обучения обществознанию: учебник и практикум для академического бакалавриата/ О.Б. Соболева, Д.В. Кузин - М.: Юрайт, 2017. - 474с.
15. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: учебник для вузов- М.: Владос, 2003. - 240с...42


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ