Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы деятельности родительского клуба для семей с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья 6
1.1 Родительский клуб как средство социально-педагогической реабилитации
семей с детьми раннего возраста с детьми с ограниченными возможностями здоровья 6
1.2 Социально-педагогические особенности семей с детьми раннего возраста с
ограниченными возможностями здоровья 13
1.3 Обогащение деятельности родительского клуба для семей с детьми раннего
возраста с ограниченными возможностями здоровья 13
Выводы по 1 главе 21
Глава 2. Исследование проблемы обогащения деятельности родительского клуба для семей с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья 22
2.1 Диагностика деятельности родительского клуба для семей с детьми раннего
возраста с ограниченными возможностями здоровья 22
2.2 Программа обогащения деятельности родительского клуба для семей с
детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья 28
Выводы по 2 главе 34
Заключение 34
Список использованных источников 37
Приложения 41
С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается с невероятной скоростью. Согласно статистике, представленной «Федеральным реестром инвалидов» на 1 марта 2021 года, численность детей-инвалидов в России составляет около 707 239 человек, когда в январе 2021 года данный показатель был меньше на 2 743 [5]. Ухудшение состояния здоровья детей можно связать с множеством факторов, среди которых выделяют экологическую обстановку в регионе, условия воспитания и проживания, здоровье и самочувствие матери во время беременности и так далее. Соответственно, опираясь на данные Федерального реестра, мы можем сделать вывод о том, что с каждым годом все большее количество семей нуждается в сопровождении и помощи для полноценного развития и приспособления ребенка к окружающему миру.
Е. И. Холостова утверждает, что специалист должен обеспечить поддержку семьи по таким направлениям, как просвещение и информирование родителей об особенностях развития ребенка, о приемах воспитания и обучения, организация встреч членов семьи с различными специалистами для консультаций. Важная роль принадлежит специалисту в объединении родителей в общественные организации, ассоциации для взаимной поддержки и взаимодействия в вопросах оказания помощи собственным детям путем создания для них родительских клубов.
Родительский клуб в современном мире является актуальной структурой, которая решает задачи общения, посреднического обмена между семьями, принятия социальных норм и ценностей, укрепления родительско-детских отношений. Клубы способствуют расширению жизненного пространства семей, осознанию и приобретению ими социальных и жизненных навыков, улучшению социального функционирования.
Мы рассматриваем родительский клуб как место для коллективной деятельности специалиста и семьи, где родители имеют возможность развиваться в вопросах воспитания и социализации детей. В такой среде у родителей появляется возможность проявить себя, получить эмоциональную и психологическую поддержку от других членов клуба, получить знания относительно воспитания и социального обеспечения и поддержки ребенка.
Исходя из вышесказанного можно сформулировать цель исследования - Изучить деятельность родительского клуба для семей с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, выявить возможности её обогащения и реализовать их в рамках общественной организации.
Объектом исследования является деятельность родительского клуба для семей с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья .
Предмет исследования - обогащение деятельности родительского клуба для семей с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья на базе Института раннего вмешательства г. Санкт - Петербург (Далее ИРАВ СПб).
Гипотеза - обогащению деятельности родительского клуба для семей с детьми раннего возраста с ОВЗ будет способствовать его организация на принципах: 1. Активизация информационно-просветительской деятельности; 2. Формирование позитивного отношения родителей к участию через интересификацию учета индивидуальных запросов; 3. Привлечение разных специалистов.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2. Выявить социально-педагогические особенности семей с детьми раннего возраста с ОВЗ;
3. Провести диагностику деятельности родительского клуба для семей с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья на базе ИРАВ СПб в целях дальнейшего обогащения деятельности данного родительского клуба.
4. Разработать и реализовать обогащенную программу занятия родительского клуба для семей с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья на базе ИРАВ СПб на принципах: 1. Активизация информационно-просветительской деятельности; 2. Формирование позитивного отношения родителей к участию через интересификацию учета индивидуальных запросов; 3. Привлечение разных специалистов.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ документации, методических пособий, литературы;
2. Наблюдение;
3. Опрос.
Делая вывод о проделанной работе, мы можем сказать, что достигли поставленных задач: изучили и проанализировали научную литературу по проблеме обогащения деятельности родительского клуба для семей с детьми раннего возраста с ОВЗ, выявили социально-педагогические особенности семей с детьми раннего возраста с ОВЗ и провели диагностику деятельности родительского клуба для данных семей. По итогам диагностики разработали и реализовали обогащенную программу занятий родительского клуба для семей с детьми раннего возраста с ОВЗ на базе ИРАВ СПб на принципах: 1. Активизация информационно-просветительской деятельности; 2. Формирование позитивного отношения родителей к участию через интересификацию учета индивидуальных запросов; 3. Привлечение разных специалистов. В заключении работы мы можем сказать, что добились поставленной цели, а именно изучили деятельность родительского клуба для семей с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, выявили возможности её обогащения и реализовали их в рамках общественной организации.
Исходя из повторной диагностики отношения родителей, участников родительского клуба, к участию в данном родительском клубе, гипотезу - обогащению деятельности родительского клуба для семей с детьми раннего возраста с ОВЗ будет способствовать его организация на принципах: 1. Активизация информационно-просветительской деятельности; 2. Формирование позитивного отношения родителей к участию через интересификацию учета индивидуальных запросов; 3. Привлечение разных специалистов. - можно считать подтвержденной.
После апробирования программы обогащения деятельности включенность родителей по каждому критерию выросла, сформировалось позитивное отношение к участию в данном родительском клубе, в посещении участниками клуба появилась стабильность и регулярность, наладилось активное взаимодействие между родителями и специалистами. Благодаря благоприятной психо-эмоциональной обстановке, родители и специалисты могли комфортно осуществлять взаимный обмен опытом, обсуждение интересующих вопросов, из- за налаженной обратной связи и интересификации учета индивидуальных запросов родителей специалистам удалось создать обстановку для комфортного обсуждения жизненных установок родителей, их возможного переосмысления.
Исследование данной проблемы можно считать актуальным, так как в современном мире важно организовывать такие площадки, в которых обеспокоенный воспитанием своего ребенка с ОВЗ родитель может найти ответы на свои вопросы, эмоционального разгрузиться, найти единомышленников и получить обратную связь от специалистов.
1. Архипова Е.Ф. Организация и содержание образования детей младенческого и раннего возраста с ОВЗ в ДОО // Современное дошкольное образование. - 2016. - № 5.
2. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием. - 2-е изд. - М., 2009.
3. Бажук, О.В. Социально-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов, в процессе социальной интеграции в условиях социально-психологической службы «LIFE»: метод. пособие / О.В. Бажук, Г.В. Дербенева. - Омск: Полиграфический центр КАН, 2015. - 71 с.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика,1996-С. 358317
5. Гарбарук Е. С., Балобанова В. П., Самарина Л. В., Ермолаева Е. Е./ Основные принципы организации программы ранней помощи детям с нарушенным слухом и их семьям // Педагогическое образование в России. 2019.
6. Дементьева, Н. Ф. Социальная работа с семей ребенка с ограниченными возможностями / Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. Н. Исаева. - М.: Институт социальной работы, 1996. - 121 с.
7. Калинина А. В. Сопровождение семей с детьми раннего возраста с ОВЗ // Специальное образование. 2015. №XI.
8. Клименкова, О.И. Делимся опытом организации работы с родителями [Текст] / О.И. Клименкова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 3. - С. 2125.
9. Кротова, Т.В. Практическая подготовка педагогов к сотрудничеству с родителями [Текст] / Кротова Т.В., Комарова О.А. // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 3 - С. 70-73.
10. Левченко И. Ю., Петрова В. Г. Семья ребенка с ограниченными
возможностями здоровья: диагностика и консультирование. - М.:
Национальный книжный центр, 2014. - 160 с.
11. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей детей с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 2008. - 239 с.
12. Лыкова, А.А. Активные формы работы с педагогами и родителями [Текст] / А.А. Лыкова // Управление ДОУ. - 2011. - № 2. - С.108-110.
13. Макалова И. И. Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 267-272.
14. Макеева Т.В., Кокошникова П.А. РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК
РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ДЛЯ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И
ИНВАЛИДНОСТЬЮ // Коллекция гуманитарных исследований. 2021. №2 (27). [Электронный ресурс]. - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/roditelskiy- klub-kak-reabilitatsionnaya-struktura-dlya-semi-rebenka-s-ogranichennymi- vozmozhnostyami-zdorovya-i-invalidnostyu
15. Новикова-Иванцова Т.Н. Методика развития для неговорящих малышей - формирование языковой системы [Электронный ресурс]. - URL: http:ZZdefektologpro.ru/razvivayushhie-metodikiZmetodika-razvitiya-dlya- negovoryashhih-malyshej -novikovoj -ivantsovoj .html
... всего 32 источника