ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы обогащения словарного запаса младшего школьника на основе лингвистической модели «Смысл ^ Текст»
1.1 Психологические механизмы обогащения словарного запаса младших школьников 6
1.1. Лингвистическая модель «Смысл ^ Текст» в процессах восприятия и порождения речи 14
1.3 Методические основы работы над обогащением словарного запаса младших школьников 23
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 31
ГЛАВА II. Экспериментальная работа по обогащению словарного запаса младших школьников на основе лингвистической модели «Смысл ^ Текст»
2.1. Актуальный уровень развития словарного запаса младших школьников 34
1.1. Комплекс упражнений, направленных на обогащение словарного запаса младших школьников на основе концепции «Смысл ^ Текст» 46
1.2. Определение эффективности работы словарного запаса младших школьников на основе концепции «Смысл ^ Текст» 53
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ПРИЛОЖЕНИЯ
Обогащение словарного запаса является приоритетным направлением в развитии речи младших школьников. Обучение успешной речевой коммуникации - главная цель школьного преподавания русского языка. В начальной школе формируются основные коммуникативные компетенции, связанные с восприятием и порождением речи.
Каждый человек в своей речи использует только какую-то небольшую (по сравнению с общим словарным фондом языка) часть лексики, и эта часть является его личным словарным запасом. Словарный запас современного школьника пополняется при взаимодействии с окружающими, в процессе обучения на уроках русского языка, а также за счет средств массовой информации. Но не каждое слово из пассивного переходит в активный словарный запас, и это препятствует свободному применению лексических средств. Речь - первооснова культуры каждого человека. И чем богаче словарный запас, тем точнее, красивее, выразительнее будет его речь. Человек с богатым словарным запасом может более полно и доступно выразить свои мысли в устной и письменной форме.
Проблемой обогащения словарного запаса младших школьников занимались такие ученые, как М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, А.В. Текучев, Л.А. Ефросинина, С.В. Иванов и др.
Психологические основы усвоения словаря младшими школьниками находят отражение в исследованиях Н.И. Жинкина, Л.С. Выготского, Е.Е. Сапоговой, В.А. Артемовой, И.А. Зимней, В.П. Глухова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.Ф. Обуховой и др.
В нашем исследовании была предпринята попытка рассмотреть проблему актуализации словарных единиц в речи младших школьников на основе лингвистической модели «Смысл ^ Текст». Данная модель была разработана учеными И.А. Мельчуком, А.К. Жолковским, Ю.Д. Апресяном в 60-е годы ХХ века и предполагала исчисление всех соответствий между языковыми знаками и присущими им смыслами на формализованной основе, что позволяло избежать интуитивных толкований слова. Теория представляла собой описание естественного языка, понимаемого как устройство, обеспечивающее человеку переход от смысла к тексту («говорение», или построение текста) и от текста к смыслу («понимание», или интерпретация текста). Авторами были разработаны принципы построения Толковокомбинаторного словаря, реализующего данную модель. По разным причинам этот словарь так и не был издан в России. Однако идеи концепции «Смысл ^ Текст» легли в основу современных исследований по проблемам семантики, разрабатываемых учеными Московской семантической школы под руководством Ю.Д. Апресяна. В лингвистической дидактике такой подход используется впервые.
Цель: определить эффективность работы над обогащением словарного запаса младшего школьника в свете лингвистической концепции «Смысл ^ Текст». Объект: процесс обогащения словарного запаса младших школьников.
Предмет: комплекс упражнений, построенный на основе концепции «Смысл ^ Текст», направленный на обогащение словарного запаса учащихся начальной школы.
Задачи:
1. Сформировать теоретическую базу для работы над обогащением словаря младших школьников на основе лингвистической концепции «Смысл ^ Текст»;
2.Определить содержание работы по выявлению актуального уровня развития словарного запаса младших школьников;
...
Обогащение словарного запаса является приоритетным направлением в развитии речи младших школьников. Обучение успешной речевой коммуникации является главной целью школьного преподавания русского языка. Проблемой обогащения словарного запаса младших школьников занимались такие ученые, как М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, А.В. Текучев, Л.А. Ефросинина, С.В. Иванов и др.
Изучение психолого-педагогических механизмов развития речи у младших школьников показало, что при поступлении в школу у ребенка формируется целый ряд психологических новообразований, которые способствуют развитию речи детей, а в частности обогащению словарного запаса.
Лингвистическая модель «Смысл ^ Текст» представляет собой описание естественного языка, понимаемого как устройство, обеспечивающее человеку переход от смысла к тексту и от текста к смыслу. Основные идеи концепции были отражены в толково-комбинаторном словаре, в котором слово рассматривается во всех системных связях с другими словарными единицами.
При определении основных методических подходов к обогащению словарного запаса младшего школьника нам удалось выяснить, что существует немалое количество источников пополнения словарного запаса младшего школьника. Все их можно разделить в зависимости от вида восприятия. М.Т. Баранов делит на следующие группы: 1) воспринимаемые зрительно; 2) воспринимаемые на слух; 3) воспринимаемые одновременно на слух и зрительно.
Работа по обогащению словарного запаса происходит в двух направлениях: количественное увеличение слов и их качественное
совершенствование; 2) обучение применению недавно изученных и уже ранее известных слов.
В ходе исследования мы определили параметры оценки уровня развития активного словарного запаса младших школьников: 1. Определение уровня развития словарного запаса младших школьников при актуализации слова по его смысловым компонентам. 2. Определение уровня развития словарного запаса младших школьников при актуализации слов в их парадигматических связях (синонимия, антонимия, гиперо-гипонимические отношения). 3. Определение уровня развития словарного запаса младших школьников при актуализации слов в их синтагматических связях (умение учитывать сочетаемость слов в соответствии с законами языка).
Результаты констатирующего эксперимента, проведенного с учетом названых параметров, свидетельствуют о том, что и в экспериментальном, и в контрольном классе преобладают средний и низкий уровни усвоения лексического значения слова.
На основе полученных данных был сделан вывод, что словарный запас учащихся требует дальнейшего совершенствования.
С этой целью было решено использовать на уроках русского языка комплекс упражнений, основанных на лингвистической модели «Смысл ^ Текст». Работа велась в трех направлениях: 1. Определение компонентного состава лексического значения слова; 2. Работа над моделью управления; 3. Работа над определением лексических функций.
Работа над обогащением словаря младших школьников проводилась в соответствии со структурой словарной статьи ТКС. Для выяснения компонентного состава лексического значения слова («семантических примитивов») учащимся предлагались семантические задачи М.А. Кронгауза [Кронгауз, выпуск №3, 2005].
Для анализа компонентного состава лексического значения предлагался глагол обещать. С помощью Словаря сочетаемости русского языка мы выясняли, с какими словами может сочетаться данный глагол.
...
1. Алтабаева Е.В. Становление младшего школьника как языковой личности в процессе обучения русскому языку // Начальная школа. - 2005. -№ 10. - с. 34 - 37.
2. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. - М.: Издательство: Языки русской культуры , 1995. - 472 с.
3. Апресян Ю.Д. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка.
- Справочное издание - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Школа «Языки славянской культуры». 2003. - 1488 с.
4. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы / Н. Д. Арутюнова. — 3-е изд., стер. — М.: Едиториал УРСС, 2003.
— 383 с.
5. Баранов М.Т, Ипполитова Н.А, Ладыженская Т.А, Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
6. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника // Начальная школа. - 2003. - № 4. - с. 47 - 51
7. Блонский П. Психология младшего школьника. - М., 1997. - 574с.
8. Булохов В.Я. Повышение орфографической грамотности учащихся (в свете теории речевой деятельности). - Красноярск, 1993. - 184 с.
9. Восторгова Е. В. Краткий методический комментарий к Букварю и учебнику русского языка для 1 класса: Пособие для учителя начальной школы./ Е.В. Восторгова; Программа В.В. Репкина и др.: — 1 е изд. — М.: ВИТА ПРЕСС, 2012. — 80 с.
10. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд- во Эксмо, 2005. — 1136 с.
11. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956. - 118с.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь. Исследования психологические. - М., 1996. - 324с.
13. Гладилина, Г.Л., Потёпкина, Н.В. Обогащение словаря младших школьников в свете лингвистической концепции «Смысл^Текст» // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференции / под ред. Л.В. Гордеевой, Т.Ю. Зотовой, А.П. Сурковой, Т.А. Федосеевой. - Новокузнецк: РИЦ НФИ КемГУ, 2016. - 273 с. ISBN 978591797-153-7. - С. 77 - 82.
14. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб.пособие для студентов педвузов. - М.: ACT: Астрель, 2005. — 351 с.
15. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. - 1998,
http://www.twirpx.com/file/402464/
... всего 60 источников