Реферат 2
Введение 5
1 Психолого-педагогичсеские основы организации самостоятельной
работы младших школьников 8
1.1 Сущность самостоятельной работы 8
1.2 Виды самостоятельной работы 15
1.3 Требования к организации самостоятельной работы
младших школьников 22
2 Опытно-экспериментальная работа по организации самостоятельной
работы учащихся на уроках русского языка 30
2.1 Диагностика уровня сформированности самостоятельности
младших школьников 30
2.2 Проектирование и апробация комплекса уроков, направленного
на организацию самостоятельной работы учащихся на уроках
русского языка 37
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 45
Заключение 57
Список использованных источников 59
Приложение А Диагностика параметров самостоятельности младших школьников (по методике Н. В. Калининой) 63
Приложение Б Тест-диагностика уровня «Самостоятельности» 65
Приложение В Экспертная оценка умений самостоятельной деятельности учащихся (на основе опросника Ч.Д. Спилберга) 66
Приложение Г Тест на готовность к самостоятельной поисковой деятельности, разработанный М.И. Лисиной 73
Актуальность темы. В качестве приоритетной педагогической задачи на сегодняшний день перед образовательным учреждением ставят развитие возможностей школьников заниматься обучением самостоятельно. Наиболее эффективно развить самостоятельность можно у детей начальной ступени образования. Самостоятельность является важным качеством человека, поскольку именно она позволяет ребенку развиваться творчески, искать пути раскрытия своего потенциала.
Принятие новых ФГОС обусловило смещение интересов образовательного процесса в отличие от традиционной системы образования. Современно общество требует развития новых компетенций, в которых, безусловно, самостоятельность имеет большое значение. Формирование навыка осуществлять какую-либо деятельность способствует также и развитию ответственности, дисциплинированности и независимости. Таким образом, самостоятельность является одним из приоритетных компонентов ФГОС.
Результаты образовательного процесса обусловлены формированием учебной среды и условий, которые будут способствовать проявлению личности. В соответствии с этим педагоги начального звена стараются трансформировать стандартные методики преподавания, внедряя новые технологии и приемы. В результате формирования благоприятной и продуктивной учебной среды, которые обеспечивают обучающимся активно участвовать в образовательном процессе, выполняя разнообразные упражнения, которые способствуют развитию возможности самостоятельно использовать полученные знания.
Степень разработанности проблемы. Развитие у обучающихся начальной ступени образования самостоятельности является достаточно актуальным в научной среде, поэтому ее изучением занимались такие исследователи, какА.Г. Асмолов, Е.М. Бохорский, Л.В. Жарова...
Младший школьный возраст представляет благоприятный период для организации самостоятельной работы у детей, которая способствует формированию самостоятельности, поскольку в этот период происходит развитие всех сфер психики. Дети начинают проявлять большую волю и самоконтроль, а также улучшается их саморегуляция. В этом возрасте формируются важные волевые и личностные качества. Формирование самостоятельности наиболее эффективно происходит через организацию реальной практической деятельности, которая имеет значимость и актуальность для детей данного возраста.
В практической части работы было проведено экспериментальное исследование. Данное исследование проводилось на базе МБОУ Абалаковская СОШ №1.
В исследовании приняли участие учащиеся 3 «Б» класса: мальчики и девочки в количестве 20 человек, 10 мальчиков и 10 девочек. Средний возраст участников эксперимента составил 9-10 лет.
Для диагностики были использованы следующие методики:
- диагностика параметров учебной самостоятельности младших школьников (по методике Н. В. Калининой);
- тест-диагностика уровня «Самостоятельности». Цель
методики:диагностика уровня самостоятельности;
- экспертная оценка умений самостоятельной деятельности учащихся (на основе опросника Ч.Д. Спилбергера);
- тест на готовность к самостоятельной поисковой деятельности М.И. Лисиной.
По результатам проведения на констатирующем этапе опытно-экспериментального исследования всех 4-ёх методик у детей младшего школьного возраста преобладает низкий и средний уровень сформированности самостоятельности.
На формирующем этапе мы разработали и реализовали уроки, направленные на развитие самостоятельности у младших школьников. Особое внимание было уделено развитию самостоятельности на уроках русского языка. Работа на каждом уроке включала определенные этапы, в рамках которых ставились задачи, связанные с развитием самостоятельности детей.
Этот подход к организации уроков русского языка сыграл важную роль в повышении уровня организации самостоятельной работы у младших школьников. Активное вовлечение детей, их интерес к упражнениям, самостоятельное выполнение заданий, возможность фантазировать способствовали развитию их самостоятельности...
1. Батыршина, А.Р. Технология организации самостоятельной работы / А.Р. Батыршина // Высшее образование сегодня. - 2020. - №9,С. 84-89
2. Белкин, Е.Л. Сущность понятия «самостоятельная работа» в дидактике / Е.Л. Белкин, В.В. Давыдов. - Волгоград, 1989. - 87 с. - ISBN 3 88-11-434.
3. Бибик, А.Е. Методика обучения географии в средней школе / А.Е. Бибик. -Москва, 1968. - 391 с. - ISBN75-58229.
4. Блонский, П. П. Психология младшего школьника. /Под ред. А. И. Липкиной и Т. Д. Марцинковской. - «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2019. - 175 с. - ISBN5895025749.
5. Васильева, Р. А. Самостоятельная работа учащихся на уроке./ Р. А. Васильева, Г. Ф.Суворова.- Москва, 2018. - 118 с.ISBN 978-5-49807-340
6. Вегнер, А. Л., Цукерман Г. А. Развитие учебной самостоятельности. - ОИРО, 2018. — 432 с.ISBN 978-5-9904722-6-6.
7. Выготский, Л. С. Избранные педагогические труды/Л.С.Выготский. - Просвещение,2019.-378с.ISBN 5-17-027239-1
8. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / H. Д. Гальскова, Е. Г. Тарева. - АРКТИ, 2019. - 165 с. ISBN 5-89415-290-9
9. Голант, Р. Г. Самостоятельная работа / Р. Г. Голант. -УЧПЕДГИЗ, 2000. - 255 с. - ISBN 5-0571474-А.
10. Демирова, Л.И. Педагогические условия формирования самостоятельности у детей младшего школьного возраста / Л.И. Демирова // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - 2022. - №3. - С.89-90
11. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения / Б.П. Есипов. - Просвещение, 2018. - 115 с. - ISBN801-00744-1.
12. Жарова, Л.В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя / Л.В. Жарова.
- Просвещение, 2019. - 205 с. - ISBN 5-09-003662-4
13. Замелина, Л. Организация самостоятельной работы на уроке / Л. Замелина // Начальная школа. - 2020. - № 2. - С. 52-59.
14. Захарова, В.А. Проблемы организации самостоятельной работы в начальной школе / В.А. Захарова // Вестник магистратуры. - 2018. -№1-3 (76). - С.23-25
15. Иохвидов В.В., Бельдиева Т.В., Романова М.С. Самостоятельная работа как основной фактор повышения эффективности и качества обучения детей младшего школьного возраста // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - №4-1. - С.101-105...39