Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обогащение словарного запаса на основе аналитико-синтетических упражнений

Работа №168478

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы92
Год сдачи2015
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы методики обогащения словарного запаса младших школьников
§1. Речь и ее функции 8
§2. Особенности словарного запаса младших школьников 21
§3. Традиционные пути совершенствования словарного запаса учащихся 34
Выводы по первой главе 43
Глава 2. Экспериментальное исследование словарного запаса учащихся и приемов его совершенствования
§1. Анализ результатов констатирующего среза 45
§2. Комплекс упражнений по обогащению словаря 54
§З. Результаты формирующего эксперимента 59
Заключение 68
Выводы по второй главе 69
Список литературы 71
Приложение 75


В современных условиях развития образования особое значение приобретает система работы по развитию речи и обогащению словарного запаса учащихся как одного из аспектов развития речи.
Проблема развития речи учащихся начальной школы традиционно признавалась одной из самых актуальных проблем, стоящих перед современной школой. Проблема состоит в том, что современного учащегося необходимо научить пользоваться словом в соответствии с коммуникативно значимыми нормами литературного языка. Для каждого школьника хорошо развитая речь - не только средство общения, но и двигатель интеллектуального развития, инструмент познания и самовоспитания.
На современном этапе преподавания русского языка последовательно утверждается мысль о том, что русский язык как предмет изучения должен рассматриваться в школе как источник знаний общечеловеческой и национальной культуры.
Работа над пополнением словарного запаса учащихся привлекала внимание методистов и учителей русского языка ещё в XIX в. Так, Ф.И. Буслаев (1844) рекомендовал учителям родного языка «развивать дитяти врождённый дар слова». И.И. Срезневский (1860) советовал преподавателям обогащать детей «словами и выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы «не оставалось неизвестных их памяти и непонятных их умам» слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на значение слов и выражений. К.Д. Ушинский писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа».
Обогащение словарного запаса - «одна из сторон развития речи учащихся - заключается как в количественном пополнении запаса слов, так и в качественном его совершенствовании, выражающееся в расширении объема понятий, в уточнении значений слов, в ознакомлении с новыми значениями уже известных слов, в замене в речевом обиходе учащихся просторечных и диалектных слов словами литературного языка» . В свою очередь усвоение новых слов и уточнение значений знакомых детям слов является одним из средств познания действительности, важнейшим путем совершенствования речи учащихся, овладения языком как средством общения. Чтобы работа по ознакомлению детей с новыми словами была наиболее эффективной, «каждому учителю необходимо прежде всего систематически изучать словарь детей, его типичные недостатки исходя из которых возможно установить, с какими конкретно словами нужно ознакомить детей для того, чтобы восполнить имеющиеся в их словаре пробелы».
Обогащение словарного запаса в системе развития речи учащихся - важнейший аспект обучения родному языку. Содержание работы по развитию речи складывается из обучения нормам литературного языка, работы по обогащению словаря и грамматического строя речи учащихся и развитию связной речи.
Задача учителя состоит в том, чтобы научить школьников свободно пользоваться родным языком, воспитать подлинных носителей родного языка, подготовленных слушателей и читателей, верно понимающих собеседника, оратора, печатное слово.
Проблеме обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащегося посвящены исследования Баранова М.Т., Львова М.Р., Разумовской М.М., Бабайцевой В.В., Скороход Л.К., Потихи З.А.
Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключительно важной ролью слова в языке (являясь центральной единицей языка, оно несет разнообразную семантическую информацию - понятийную, эмотивную, функциональностилистическую и грамматическую; заполняя определенные позиции в коммуникативных единицах - предложениях, слово обеспечивает акты речевого общения людей), во-вторых, потребностью в постоянном пополнении запаса слов (чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме).
Развивая речь ребенка, мы развиваем его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения, представление высших эмоций.
Богатство словарного запаса является показателем культуры как отдельного человека, так и общества в целом.
Современная методика выделяет следующие направления в работе над словом: обогащение словарного запаса учащихся, уточнение, активизация.
Обогащение словаря младших школьников является одним из ведущих направлений в развитии речи.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Усвоение языка начинается человеком с момента появления его на свет и продолжается почти всю жизнь.
Важное значение в процессе усвоения языка, его словарного состава имеет начальная школа. Учащиеся младшего школьного возраста наиболее восприимчивы в отношении языкового развития. Именно в этот период развития дети склонны «впитывать» в себя большое количество информации. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка вносит существенный вклад в формирование общей культуры, «богатого» словарного запаса. Эта работа развивает наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову.
Проблема совершенствования словарного запаса учащихся начальной школы всегда являлась актуальной, поскольку речь человека - это своеобразное зеркало культуры и образованности.
По речи можно судить об уровне мышления говорящего, а также об уровне его общего развития. В практике школьного обучения эта проблема находится в стадии ее фрагментарного решения.
В нашем исследовании мы предприняли попытку определить содержательно - методический аспект словарно-семантической работы в русле решения задач речевого развития младших школьников. Лексический минимум определялся нами на основе анализа толковых словарей, представленных в современных вариативных учебниках по русскому языку.
В ходе формирующего эксперимента мы использовали упражнения аналитико-синтетического характера с привлечением отдельных этимологических справок, с определением значения слова по контексту, с сопоставлением этимологически родственных слов и др. Разработанный комплекс упражнений был ориентирован на языковую догадку учащихся.
После проведения упражнений, направленных на обогащение словарного запаса учащихся, мы получили результаты, свидетельствующие о том, что уровень лексического запаса учеников экспериментального класса значительно повысился.
Таким образом, результаты проведенного эксперимента позволили сделать заключение о том, что выдвинутая в начале нашего исследования гипотеза подтверждена.



1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1972
2. Аксенов В. Искусство художественного слова. М., 1954
3. Ананьев Б.Г. Бытие и сознание. М., 1959
4. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М.,1984
5. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника / Г.В.Бобровская // Начальная школа. - 2003. - №4.
6. Бобровская Г.В. Обогащение с.ловаря младших школьников / Г.В.Бобровская // Начальная школа. - 2002. - №6.
7. Баранов М.Т. Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Баранова М.Т. - М.: Изд. центр «Академия», 2000.
8. Баранов, М. Т Словарная работа в школе. / М. Т Баранов // Педагогическая энциклопедия, т. 3. М., 1969.
9. Балак, И. С. Использование лингвистического текста при изучении причастия / И. С. Балак // Русский язык в школе. 1995
10. Бардин К.В. Как научить детей учиться. М., 1987
11 .Бирюкова, Т. Г. О культурно-речевой подготовке старшеклассников / Т. Г. Бирюкова // Русский язык в школе. 2001
1. Боброва, Т. А., Протченко, И. Ф. Словари русского языка / Т. А. Боброва, И. Ф. Протченко // Русский язык в школе. 1996
2. Бобровская Г.В. Обогащение словаря младших школьников / Г.В.Бобровская // Начальная школа. - 2002. - №6.
3. Бондаренко А.А. О словах-“сорняках” в речи современного школьника / А.А. Бондаренко // Начальная школа. - 2011. - №6.
4. Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников / Ю.О. Бронникова // Начальная школа. - 2003. - №10.
5. Виноградов В.В. Вопросы изучения словосочетаний. Исследования по русской грамматике. М., 1975
6. Выготский Л.С. Собрания сочинений в шести томах. Т3. Проблемы развития психики. Матюшкин А.М. М., Педагогика 1983
... всего 65 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ