ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» 5
1.1. Педагогическая наука о сущности творческого потенциала и
особенностях его развития 5
1.2. Разнообразие приемов и методов развития творческого потенциала по
предмету «Технология» 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ» 25
2.1. Методы формирования творческого потенциала личности в процессе
обучения по предмету «Технология» 25
2.2. Формы развития творческого потенциала личности во внеурочной
деятельности по предмету «Технология» 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
Изучение процесса становления творческой личности имеет научную и практическую актуальность в силу того, что творческая индивидуальность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах, является основным ресурсом развития открытого общества.
Решение задачи становления творческой личности во многом зависит от школы, от того, насколько организация образовательного процесса способствует формированию творческого потенциала учащихся. Творческий потенциал «запускает» механизм саморазвития творческой личности. Но самореализация в образовательном процессе всегда несет в себе противоречия между необходимостью передачи молодому поколению все возрастающего запаса социально-значимого знания и соответствием его индивидуальному потенциалу каждого учащегося; между массовостью обучения и индивидуальным стилем учения; между усвоением знаний и способов действий и готовностью к творчеству.
Разрешение этих противоречий как переход из сферы возможного в сферу действительного осуществляется в процессе межсубъектных отношений, в которых происходит становление творческого потенциала учащегося.
Опыт творческой деятельности, рассматриваемый сегодня в качестве составляющего элемента содержания образования, требует поиска адекватных путей его формирования. Трудности, связанные с достижением цели воспитания творчества в учебном процессе, обусловлены тем, что, несмотря на многочисленные исследования, посвященные различным сторонам творчества, в настоящее время творчество как понятие сохраняет в себе некую неопределенность. Это накладывает отпечаток на решение проблемы становления творческой личности в жизни вообще и в процессе образования в частности.
Активность и новизна - это только поверхностные и вторичные характеристики творчества. Они обязательно проявятся в процессе межсубъектных отношений, если человек будет способен к поиску своего места в мире через осмысление и переосмысление своего опыта, выходя за рамки общепринятых шаблонов и основываясь на доказательной реальной взаимосвязи вещей и отношений. Творческий потенциал как характеристика, присущая каждому человеку, может выступать в этом случае мерой творчества и рассматриваться как готовность к самосозиданию.
Проблема творчества традиционно поднимается в философии, психологии, педагогике. Исследование проблемы творчества в философии и психологии велось то с позиции бессознательного, интуитивного, «высшего деятеля» (Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, Я.А. Пономарев и др.), то сводилось только к сознательному, к активности личности, к получению нового результата (К.А. Абульханова-Славская, Д.Б. Богоявленская, Г.А. Давыдова, С.Л. Рубинштейн и др.), что не позволяло выработать критерий сочетания в творчестве логического и образного, сознательного и бессознательного.
Также проблема творчества поднимается в трудах современных ученых, таких как В.Г. Рындак, Л.В. Мещерякова, В.И. Андреев, С.Д.Смирнов.
Особую роль в развитии творческого потенциала отводят учителю. Доктор наук, профессор В.В Кузнецов в своей работе «Введение в профессионально-педагогическую специальность» четко смог изложить требования, предъявляемые к личности педагога, а также приводит конкретные формы и методы освоения квалификации.
...
Для психолога и педагога процесс исследования неотделим от процесса активного вторжения в практику работы школы. И наши исследования, с одной стороны, были направлены на изучение и обобщение тех ценностей, тех находок, которые обнаружены в передовом опыте учителей и школ, с другой же стороны, на вовлечение педагогического коллектива школы, ее руководства, в активную и целенаправленную деятельность по развитию творческого потенциала воспитанников, по созданию общей системы учебной и воспитательной работы школы, преследующей эту задачу.
В процессе обучения хотелось предусмотреть такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития творческих способностей учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, в организации процесса деятельности (самостоятельная работа), в приемах побуждения и активизации учащихся.
В области обучения придавать большое значение глубокой и вдумчивой работе учителя по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования творческого потенциала учащихся, столь необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов.
В школе важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, вносить техническую смекалку. Поэтому необходимо направлять педагогический коллектив на поиски самых разнообразных путей и приемов поддержания творческих интересов учащихся в любом виде их деятельности, любом направлении. В организации процесса учения предлагается всемерно разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их творческой деятельности.
Фантазия, наука, труд и талант сливаются в один поток, несущий с собой неиссякаемые возможности развития творчества. И родителям нет основания бояться бурного расцвета у подростков фантазии. Надо лишь, чтобы она всегда сохраняла соприкосновение с жизнью, чтобы она оставалась «толчком к работе».
Тему развитие творческого потенциала учащихся в процессе изучения предмета «Технология» нельзя считать законченной. В данной работе представлены только некоторые итоги, рассмотренные по этой теме, и они также могут дальше исследоваться на разных уровнях. Цель, поставленная вначале работы, была достигнута в результате исследования литературы, а также практике. В ходе исследования были также решены все поставленные задачи в равной мере глубоко и основательно. Выявлен ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено. В частности, это: изучение путей и средств эффективного развития творческого потенциала.
Заканчивая рассмотрение одной из сложных проблем педагогики - развитие творческого потенциала учащихся, следует сделать вывод, что не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать творцом. И этого не изменят самые лучшие педагогические методики. Но верно и то, что определенным творческим потенциалом развития обладает каждый, вступающий в этот мир, человек. И потенциал этот нужно раскрыть. В этом нет никакого противоречия. Так, каждый обладает способностью логически мыслить и применять ее постоянно, но лишь немногие становятся специалистами по логике или удачными теоретиками. Поэтому педагог должен настраиваться и вести себя так, будто весь класс состоит из потенциальных творцов.
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития, книга 1. - Казанский университет, 2016.
2. Андрианов П.Н. Техническое творчество учащихся. - М.:
«Просвещение», 2014.
3. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. - М., 2012.
4. Белоусов В.И. Новаторство: от идеи до внедрения. - М.: «Советская Россия», 2015.
5. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности - СПб.: издательство Буковского, 2014.
6. Волков И.П. Учим творчеству. // Педагогический поиск. - М.: «Педагогика», 2016. - С. 101-140.
7. Горюнова Л. С. Развитие ребенка как его жизнетворчество. // Искусство в школе. 2013. - № 1.
8. Григорович Л. Формирование элементов творческого системного мышления на начальном этапе становления личности. // Школа - 2017. - №2.
9. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: «Просвещение», 2014.
10. Крупская Ю.В., Кизеева Н.И., Сазанова Л.В., Симоненко В.Д. Технология. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных школ. - М.: «Вентана-Граф», 2014.
11. Кузнецов В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность. - М.: «Академия», 2016.
12. Левин В.И. Воспитание творчества - Томск: Пеленг, 2013.
13. Марченко А.В. Настольная книга учителя технологии. - М.: «Астрель», 2015.
14. Мещерякова Л.В. Развитие творческого потенциала учителя в процессе освоения педагогических инноваций. - Челябинск, 2014.
15. Мещерякова Л.В., Рындак В.Г. Инновационность в обучении (теория и опыт). - М.: «Педагогический вестник», 2015.
... всего 22 источников