Образ повествователя в романах Джерома Дэвида Сэлинджера «Над
пропастью во ржи» и Орсона Скотта Карда «Игра Эндера»:
литературоведческий и методический аспекты
Введение 3
Глава 1.Основные аспекты изучения образа повествователя 6
1.1. Т ермин «повествователь» в трудах исследователей 6
1.2. Классификации типов повествователя 10
Глава 2. Своеобразие образа повествователя в романе 16
2.1. Образ героя-повествователя Холдена Колфилда 17
2.2. Образ героя Эндрю «Эндера» Виггина 25
Глава 3. Методическая часть 35
3.1. Пояснительная записка 35
3.2. Предполагаемый список фильмов-экранизаций для анализа и
обсуждения (5 - 8 класс) 38
3.3. Предполагаемый список фильмов-экранизаций для анализа и
обсуждения (9 - 11 класс) 39
3.4. План занятий и содержание программы спецкурса "Литература и
кино" 40
Заключение 43
Список литературы 45
В нашем исследовании мы рассмотрим произведение Джерома Дэвида Сэлинджера «Над пропастью во ржи» (англ. The Catcher in the Rye — «Ловец во ржи»), написанное в 1951 году. В романе вниманию читателя предстает рассказ 16-летнего юноши по имени Холден Колфилд, который откровенно рассказывает о своём обострённом восприятии американской действительности и неприятии общих канонов и морали современного общества. Становление личности, переход подростка в мир взрослых — эти проблемы всегда будут актуальны.
Так же нас будет интересовать роман «Игра Эндера» (англ. Ender’s Game), написанный в 1985 году, который является переработкой рассказа «Игра Эндера», созданного в 1977 году. Писатель рассказывает нам историю ученика начальных классов - Эндера Виггина. Он рожден в непростое для страны, даже планеты время - время войны с инопланетной расой. Ему всего шесть лет, но развит он не по годам. Эндер растет в мире, где от детей зависят судьбы других людей и это возлагает большой груз ответственности на главного героя.
Современный американский писатель-фантаст Орсон Скотт Кард автор ряда книг в жанрах научной фантастики и альтернативной истории. В первую очередь он стал известен благодаря серии романов об Эндере, посвящённой межзвездной войне и контактам человечества с инопланетными цивилизациями. Первые два романа серии — «Игра Эндера» (1985) и «Голос тех, кого нет» — были удостоены премий «Хьюго» (1985 и 1986) и «Небьюла» (1986 и 1987).
В романе Орсона Скотта Карда «Игра Эндера» изображены проблемы современности, с которыми сталкивается или может столкнуться каждый ребенок в реальной жизни. Проблемы, затронутые в романе, достаточно утрированы, но это не меняет их серьёзности. Нападки сверстников, только из-за того, что ты другой, родители, которые требуют от тебя многого - все это мы можем увидеть и не в фантастическом романе, а в реальной жизни. Здесь нет абсолютно положительных или отрицательных героев, черного и белого, каждый борется за свою жизнь. Все это сделало роман «Игра Эндера» одним из самых поучительных романов XX века.
В поле зрения читателя проблемы, связанные с переходом ребенка из детства в юность и вхождения его в общество. И нас, в частности, будет интересовать образ повествователя в романе и как раскрывается образ главного героя через фигуру повествователя.
Следует упомянуть то, что рассматриваемые нами произведения были написаны в один временной период. Орсон Скотт Кард родился именно в год написания романа «Над пропастью во ржи». В интервью журналу «Мир фантастики» Орсон Скотт говорит: «Я познакомился с произведением Джерома Сэлинджера уже в период написания своего романа об Эндере и не исключаю того факта, что мой герой вполне мог перенять черты Холдена Колфилда».
Актуальность выбранной темы заключается в исследовании образа повествователя в романе, так как ранее эта тема не изучалась на основе сопоставления данных произведений. Так же затрагивается тема социализации ребенка.
Целью данной работы стало изучение образа повествователя и его анализ.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
1. Исследовать понятие повествователь;
2. Выявить повествователей в романах;
3. Определить, как при помощи повествователя раскрывается
личность главного героя.
4. Сравнить специфику образа повествователя в данных
художественных произведениях.
Объектом исследования данной работы являются романы Орсона Скотта Карда «Игра Эндера» и Джерома Дэвида Сэлинджера «Над пропастью во ржи».
...
Исследовав роман Джерома Дэвида Сэлинджера «Над пропастью во ржи» и роман-фэнтези Орсона Скотта Карда «Игра Эндера», мы сделали вывод, что на формирование Эндера Виггина и Холдена Колфилда наибольшее влияние оказало окружающее их общество. Специфика образа повествователя позволяет посмотреть на героев под разным углом. Джером Сэлинджер в своем произведении нарекает главного героя ещё и повествователем, то есть повествование ведется от первого лица. Данный тип повествователя дает читателю возможность лучше узнать главного героя, и вместе с тем сокращает между ними дистанцию. Изложение событий от первого лица придает тексту характер личностного диалога. Ограниченная точка зрения повествователя не позволяет читателю посмотреть на происходящее «со стороны».
Орсон Кард напротив, использует в своем романе нейтрального повествователя, что позволяет показать читателю не только внутреннее состояние Эндера Виггина, но и отношение других героев произведения к нему. Поведение Эндера обусловлено социальными факторами, он был рожден не по желанию родителей иметь большую семью, а по требованию правительства с целью победы в войне над инопланетной расой. Окруженный врагами, в обстановке, которая оказывала на него большое давление, он растет не озлобленным юношей, а стратегом, способным адаптироваться в любой ситуации. Ради общего дела он объединился со своими обидчиками. Душевное равновесие героя было нарушено и обрести его снова он сможет, только выполнив свою миссию. Холден же все-таки смог обрести равновесие и душевный покой, в то время как Эндер остается жить со своим грузом. После его победы мир вокруг Эндера перестал относиться к нему враждебно, за исключением родителей учеников боевой школы, которым он дал отпор. Однако настоящую победу Эндер сможет одержать только тогда, когда будет найден дом для будущей королевы улья.
Только в этот момент он освободится от оков прошлого: от всего того, чему его научили в Боевой школе, от того, что вложил в него Питер, от всей той боли, которую Эндер пережил, узнав о настоящей Игре - игре командиров в войну. И всё же Эндер сам отправляет себя в добровольное изгнание, а Холден возвращается домой. И кажется, на Холдена все произошедшие с ним события никак не повлияли, потому что финал романа остается открытым. Герои произведений прежде всего ценят искренность в своем окружении. Эндер и Холден ненавидят ложь, так как из-за неё сложно принять правильное решение.
Орсон Кард и Джером Сэлинджер идут на хитрость при создании образа повествователя в своих произведениях. Каждый из них дает герою только те проблемы, с которыми он может справиться. Главные герои данных произведений по сути отшельники, но Эндер Виггин становится им не по своей воле, а вот Холден Колфилд сам избирает для себя такую участь. Каждый из них не является гением, но они умелые стратеги, способные продумать на несколько шагов вперед. Ещё одной общей чертой главных героев является сострадание к врагу или неприятному для них человеку. Как сказал Эндер Виггин: «Все сводится к одному: вместе с настоящим пониманием, позволяющим победить врага, приходит любовь к нему. Видимо, невозможно узнать кого-то, вникнуть в его желания и веру, не полюбив, как он любит себя. И в этот самый миг любви... — Ты побеждаешь.» Также и Холден, несмотря на свою неприязнь к Стрэдлейтеру и Экли, в конце романа признается читателю, что скучает по ним. Одной из неотъемлемых черт в формировании образов главных героев является их духовная связь с сестрой. Для каждого из них она создает верное направление при принятии важных решений. Функция повествователя в романах была определена нами как исповедь.
Главные герои, Холден и Эндер, рассказывают нам о мотивах совершенных ими поступков. Несмотря на то, что типы повествователей
разные: у Орсона Скотта это всеведущий и всевидящий, по сути
богоподобный повествователь, знает к чему придет главные герой, к чему приведут его поступки и как это повлияет на него как на личность, а у Джерома Сэлинджера это герой-повествователь, он сам рассказывает нам свою историю и знает к чему придет, мы видим ретроспективный тип повествования. И все же именно различия типов повествователя делает наших героев такими похожими друг на друга: восприятии американской действительности и неприятии общих канонов и морали современного общества. Формирование личности героев происходит в нелегкий для каждого из них этап жизни: у Эндера Виггина это период внешних военных действий, а у Холдена Колфилда - борьбы с самим собой. Но несмотря на все жизненные испытания герои смогли сохранить ту человечность, которую так ценит общество.
1. Кард, О.С. Игра Эндера. Москва: Азбука 2016.
2. Сэлинджер, Дж.Д. Над пропастью во ржи. Москва: Эскимо 2015.
3. Абрамович В.И., Лазаревич Э.А. Практикум по литературному редактированию. М.1986 г.
4. Андреев А.Н. Методология литературоведения. - Минск: Дизайн ПРО,2000.
5. Андреев А.Н. Целостный анализ литературного произведения: Учеб. пособие для студентов вузов. - Минск: НМЦентр,1995
6. Атарова К.Н., Семантика и структура повествования от первого лица в художественной прозе // Серия литературы и языка №4. - СССР: Известия АН,1976
7. Атарова К.Н., Семантика и структура повествования от третьего лица в художественной прозе //. Серия литературы и языка №1. СССР: Известия АН, 1980
8. Бахтин М.М. Слово в романе // М. М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.:Художественная литература, 1975.
9. Божко, Н.М. Зарубежная литература 5 - 11 классы. Нестандартные уроки с использованием новых технологий / Н.М.Божко. - Волгоград: Учитель, 2006. - 531 с.
10. Большая литературная энциклопедия / под ред. В.Е. Красовский и др. - М.: Фил. изд. «Слово», 2003. - 845с.: ил.
11. Борисенко А. Иностранная литература. О Сэлинджере, “с любовью и
всякой мерзостью”. 2001.- №10.
http: //magazines.russ. ru/inostran/2001/10/borisenko. html
12. Бройтман С.Н. Историческая поэтика. Учебное пособие. - М.:
РГГУ,2001.
13. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. - М.: Государственное издательство Художественнойлитературы,1961.
14. Елина Е.Г., Введение в литературоведение. Учебное пособие. - М.: Флинта.
15. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М., 1998г.
16. Женетт, Ж. Повествовательный дискурс / Пер. Н.Перцова / / Ж. Женетт. Фигуры: В 2 т. — М., 1998. — Т. 2. — С. 201 — 202.
... всего 49 источников