Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №168464

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы102
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Понятие социального интеллекта 7
1.2. Проблема развития социального интеллекта в научных психологических
исследованиях 12
1.3. Возрастно-психологические особенности детей старшего дошкольного
возраста 18
1.4. Теоретический обзор методов развития социального интеллекта 23
Выводы по Главе 1 28
РАЗДЕЛ 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО
ИНТЕЛЛЕКТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 30
2.1. Организация и методики исследования 30
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 35
2.3. Описание программы и результаты контрольного эксперимента 46
Выводы по Главе 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 73


Такое понятие, как «социальный интеллект» появилось достаточно давно. Его открыл один из значимых американских исследователей - психолог и педагог Э. Торндайк в 1920 году.
Рассматриваемое нами понятие он представил, как некую специфическую познавательную способность, которая направлена на то, чтобы организовывать продуктивное взаимодействие с людьми. Само по себе понятие «социального интеллекта» состоит из двух равнозначных по важности частей: навык взаимодействия с людьми и умения понимать других людей [3].
Люди, которые могут определять потребности эмоции и желания, своего собеседника, выстраивать собственное поведение так, чтобы партнеру было комфортно. В результате у них складывается успешная модель коммуникации. Однако, не у всех людей развиты врождённые таланты, и им требуется для этого приложить немало усилий.
Старший дошкольный возраст характеризуется развитием ведущих социальных потребностей, каждая из них приобретает самостоятельное значение. Потребность в общении со взрослыми и сверстниками определяет становление личности ребёнка. Ведущей деятельностью является сюжетно¬ролевая игра. Через общение со сверстниками и игру происходит развитие социального интеллекта.
В игре отражаются как назначения и особенности предметов, так и функций окружающих людей, но и их взаимодействия и взаимоотношения. Важно отметить тот факт, что если в период развития личности в детстве развитию социального интеллекта будет уделено недостаточно внимания, то следствием этого может являться появление таких особенностей поведения, как агрессивность, замкнутость. Все это приведет к тому, что ребенка не будут воспринимать сверстники, он станет отвергнутым ими. В тот момент, когда ребенок самостоятельно пытается подобрать решение межличностной 2
проблемы, он встает перед выбором одного или более способов из памяти и помещает их в «рабочее пространство». Это необходимо для того чтобы реализовать эти пути и развиваться...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема формирования социального интеллекта старшего дошкольника является актуальной в настоящее время.
Рассмотрев понимание понятия социального интеллекта с точки зрения разных авторов, мы выделили, что это совокупность способностей, определяющая успешность социального взаимодействия. Включает в себя способность понимать поведение другого человека, своё собственное поведение, а также способность действовать сообразно в ситуации. Социальный интеллект развивается на основе опыта общения с людьми и обучения на успехах и неудачах в социальных условиях.
Также были рассмотрены проблемы формирования социального интеллекта в научных психологических исследованиях. Их было четыре: отсутствие определенного понятия социального интеллекта; ограниченность инструментальных средств для проведения эмпирических исследований; сложность выделения социального интеллекта как предмета исследования из повседневной жизни человека; отсутствие во многих исследованиях уточнения того; какая личность является носителем социального интеллекта.
Для более целостного понимания проблемы формирования социального интеллекта старших дошкольников, мы рассмотрели их возрастно-психологические особенности.
Старший дошкольный возраст — это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие.
Центральным новообразованием является последний из периодов дошкольного возраста. В это время в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов - внимания, памяти, восприятия. Способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Появление произвольности - важная перемена в деятельности ребенка. Здесь его целью уже является не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением.
Рассмотренная нами проблема нуждается в расширении научных представлений. Наибольшее количество исследований происходит за рубежом, а отечественные в большей мере носят прикладной характер и дополняют общее понимание проблемы.
Вследствие этого нами был предложена программа «Игральдия» по развитию социального интеллекта старших дошкольников. В рамках проекта были прописаны целевая аудитория, актуальность, цель, задачи, сроки, этапы реализации, предполагаемые результаты.
Можно предположить, что реализация данной программы «Игральдия» даст возможность детям старшего дошкольного возраста МДОБУ ХХХ построить успешные взаимоотношения со сверстниками.



1. Адамова П. А. Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста: способы реализации // Образование и воспитание. 2017. № 2. С. 21-24.
2. Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 111-131.
3. Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности. М.: Наука, 1979. 344 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в школьном возрасте. М. : Просвещение, 1968. 464 с.
5. Брель Е. Ю. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях педагогической поддержки. / Журнал «Вестник Кемеровского государственного университета». Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2020. Т. 4. № 2. С. 95-106.
6. Волосовец Т. В., Зыкова О. А. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии. М.: Русское слово, 2015. 216 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика. Пресс, 2016. 340с.
8. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта. М.: Мысль, 1965. 465 с.
9. Дружинин В.Н. Психология способностей: избр. Труды. М.: Институт психологии РАН, 2007. 368 с.
10. Ежкова Н. С., Виссарионова А. В. Совместная деятельность старших дошкольников: научный анализ // Приднепровский научный вестник. 2018. Т. 3. № 1. С. 82-85.
11. Журавлев А.Л. Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные проблемы). М.: Институт психологии РАН, 2004. 476 с.
12. Карпекина Н. Развитие эмоций у детей старшего дошкольного возраста.// «Школьный психолог» , 2002. №5. 56 с.
13. Крюкова С.В. , Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие. М.: Генезис, 2000. 186 с.
14. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль: Акад. развития, 2000. 158 с.
15. Куницына В. Н. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003. 544 с...39


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ