ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 7
1.1. Готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению как психологическая проблема 7
1.2. Теоретическое обоснование профессионального самоопределения
старшеклассников 13
1.3. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения
старшеклассников 21
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 29
2.1. Методы и методики проектного исследования 29
2.2. Программа психологического сопровождения старшеклассников к
профессиональному самоопределению 32
2.3. Методические рекомендации реализации программы психологического
сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников 44
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проектной работы. Важнейшей заботой и проблемой каждого человека, а молодого в особенности, всегда было и остаётся - выбор и подбор подходящей профессии, работы обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток. От того, какое решение примет человек, зависит вся его дальнейшая жизнь. Однако проблема осознанного выбора будущей профессии, часто решается на уровне здравого смысла, интуиции, а иногда и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, прихоти родителей, путём проб и ошибок. Без сомнения, можно сказать, что осознанный выбор профессии, сделанный с учётом таких факторов, как запрос рынка труда, требования профессии, предъявляемые человеку и его индивидуальным особенностям, становятся одним из важнейших условий успешного освоения будущей профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность, формирования успешного, конкурентоспособного профессионала.
Проблема осознанного выбора профессии стоит перед выпускниками всегда, а в настоящее время она особо актуальна, в связи с теми изменениями, которые происходят в нашем обществе.
Психологическим исследованием о психологическом сопровождении профессионального самоопределения занимались такие учёные, как С.С. Гриншпун, Н.С. Пряжников, Н.С. Чистякова [25; 56; 68]. Изучением в сфере профессионального самоопределения занимались С. Н. Чистякова, Г.В. Резяпкина, Н.С. Пряжников [56; 61; 68]. Были выделены ряд противоречий между: нежеланием выпускников сделать осознанный, самостоятельный выбор профессионального пути и потребностью работодателей в профессионально-ориентированной личности будущего специалиста, способного к профессиональному и личностному продвижению, осуществлению социальных преобразований; потребностью учащихся старших классов в выборе профессии и отсутствием у них необходимых знаний о своих способностях и возможностях дальнейшей адаптации в профессиональной сфере.
Изучив психолого-педагогическую литературу, мы пришли к мнению, что проблема психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников, к настоящему моменту не получила должного освещения в научных трудах. Хотя отдельные аспекты проблемы раскрыты в достаточно полной мере, но это не даёт нам право считать, что проблема психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников, решена окончательно. Нами выявлены ряд противоречий между:
1. Потребностью старшеклассников к осознанному выбору профессии и несовершенством его организации старшеклассниками.
2. Личностной идентичностью, склонностью и мотивами выбора профессии;
3. Необходимостью качественного повышения психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников, и недостаточной разработанностью средств активизации данного процесса.
Проблема проекта заключается в ответе на вопрос: каково психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников?
Актуальность и недостаточная теоретическая обоснованность проблемы обусловили выбор темы проекта: «Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников».
Объектом проектной работы профессиональное самоопределение старшеклассников.
Предметом проектной работы является психологические условия психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.
В соответствии с объектом и предметом была сформулирована цель.
Цель проекта: определить психологические условия психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.
Проектная идея: психологическими условиями психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников являются интересы, мотивы, личностная идентичность и склонности старшеклассников, тренинги, игровые ситуации, кейсы, направленные на процесс принятия решения.
Исходя из предмета, цели и проектной идеи определены задачи.
Задачи проекта:
1. Провести теоретико-методологический анализ, состояния проблемы психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.
2. Определить диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности профессионального самоопределения старшеклассников;
3. Выработать программу психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.
4. Разработать рекомендации по оптимизации процесса
психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.
Методологической основой проекта выступили:
1. Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) [47;60];
2. Личностно-ориентированный подход (Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, и др.) [8; 20];
3. Системный подход (Б.Г. Ананьев, Е.А. Климов, и др.) [3; 45].
Теоретической базой для проектной работы явились концепции профессионального самоопределения Б.Г. Ананьева, Н.С Пряжникова, С.Л. Рубинштейна [3; 56; 60] и концепции психологического сопровождения В.И. Блинов, И.С. Сергеев, при участии Е.В. Зачесовой, Е.Ю. Есениной, И.В. Кузнецовой, П.Н. Новикова, Н.С. Пряжникова, Г.В.Резапкиной, Н.Ф. Родичева, А.Г. Серебрякова, О.В. Яценко [7].
Для решения поставленных задач применялись следующие методы проектной работы:
1. Теоретические методы: обзорно-аналитический метод, включающий в себя анализ теоретических трудов российских и зарубежных исследователей по изучаемой теме; обобщение и систематизация идей, теорий по вопросам психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников; терминологический анализ;
2. Эмпирические методы: анкетирование, тестирование, опрос, беседа.
В качестве метода математико-статистической обработки данных, был применён метод качественной и количественной обработки эмпирических данных.
Методики проекта: «Мотивы выбора профессии» (по С.С. Гриншпуну); «Тест интересов и склонностей» (С.И. Вершинин); Методика определения типа личности по Дж. Голланду; Методика изучения личностной направленности В. Смекала, М. Кучера; Методика «Сформированность профессиональной идентичности» (В.Б. Успенского) [5].
База выполнения проекта: п.Абан, СОШ
Эмпирическая выборка: 98 обучающихся 9-10 классов.
Теоретическая значимость результатов проектной работы:
1. Систематизированы теоретические подходы к разработке психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников;
2. Уточнено содержание понятий «психологическое сопровождение», «осознанный выбор»;
3. Разработана модель психологического сопровождения старшеклассников к осознанному выбору профессиональной деятельности.
Практическая значимость результатов проектной работы заключается в разработке модели и программы психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников, которые используются в СОШ и на курсах повышения квалификации классных руководителей.
Структура проектной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 70 источника, из которых 2 - на английском языке, 8 приложений. В текст ВКР включены 10 рисунков, 5 таблиц.
Во введении обоснована актуальность темы проектной работы, определены объект, предмет, задачи и методы, сформулированы цель, проектная идея, изложены теоретическая и практическая значимость, охарактеризована область применения результатов, полученных в процессе проектной работы.
В первой главе «Теоретические основы психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников» раскрывается сущность понятий «готовность к выбору будущей профессии», «психологическое сопровождение», «осознанный выбор», разрабатывается модель психологического сопровождения профессионального самоопределения.
Во второй главе «Психологические условия психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников» охарактеризована специфика организации проектной работы, определены его основные методы и методики. Представлена первичная диагностика у старшеклассников к осознанному выбору профессиональной деятельности, разработана и реализована программа психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников, проведена контрольная диагностика.
В списке используемых источников представлены труды, которые были использованы в проектной работе.
Проведено теоретическое и эмпирическое исследование психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников, а также разработана программа психологического сопровождения, которая позволила нам сделать следующие выводы.
Целью проектной работы являлось определение психологических условий психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.
Для успешной реализации проекта нами был выполнен ряд задач:
1. Проведен теоретико-методологический анализ, состояния проблемы психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.
2. Определен диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности профессионального самоопределения старшеклассников;
3. Разработана программа психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.
4. Разработаны рекомендации по оптимизации процесса психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.
Проектная идея психологическими условиями психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников являются интересы, мотивы, личностная идентичность и склонности старшеклассников, тренинги, игровые ситуации, кейсы, направленные на процесс принятия решения.
Полученные диагностические результаты, после проведения программы, позволили нам сделать вывод об эффективности данного проекта.
Перспектива реализации проекта: заключается в разработке модели и программы психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников, которые могут быть использованы в СОШ и на курсах повышения квалификации классных руководителей.
1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Академический проект, 2007. 240 с.
2. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. зав. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
3. Ананьев, Н.Г. Некоторые проблемы профориентационной работы среди школьников: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1976. 38 с.
4. Асеев В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности, М., 1976 г
5. Басимов М.М. Блок психодиагностических методик. Курган: КГУ, 1999. 40 с.
6. Битянова М.Р. Организация психологической службы школы. М.: Совершенство, 1998. 299 с.
7. Блинов В.И. Сергеев И.С. Профессиональные пробы в школьной
профориентации: путь поисков / Блинов В.И. Сергеев И.С. //
Профессиональное образование и рынок труда. 2015. № 4. С. 42 - 45.
8. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском М.,1968, 464 с.
9. Борисова Е.М. Индивидуальность и профессия, М.: Знание,1991,80 с.
10. Борисова, Е.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопросы психологии. 1988. №1. С. 77-82.
11. Брылякова, Л.Л. Роль профессиональной карты в руководстве выбора профессии учащимися// Школа и производство М. 1995. №11. С.61¬63.
12. Бубнова, С.С. Психологические аспекты профессиональной консультации // Психологический журнал. 1990. №1. С. 67-72.
13. Бугакова Н.Ю. Педагогические условия формирования и развития готовности старшеклассников к выбору профессии: дис. . ..канд. пед. наук. Калининград. 1997. 144с.
14. Валитов М.С. Особенности профессиональной консультации подростков // Вопросы психологии. 1984. № 6. С. 60.
15. Валитов М.С. Профориентационные игры как средство активизации психологической готовности к выбору профессии: дис. . канд. психол. наук. М., 1988. 154 с.
16. Вершинин С.И. Педагогические основы формирования у школьников готовности к принятию решения о профессиональном выборе: автореф. дисс. М.,1997. 43 с.
17. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. Пособие// - М.: Педагогическое общество России, 2009. С.512
18. Гера Р. Предпрофильная подготовка - составляющая успешной социализации // Народное образование. 2008. № 2. С. 216 - 221.
19. Гинзбург М.Р. Жизненные планы как проявление личностного самоопределения старшеклассников / Психологические условия формирования социальной ответственности школьников. М.: Педагогика, 1987. С. 37 - 49.
20. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. № 2. С.19 - 26.
21. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения. // Вопросы психологии. 1994. № 3. С.43 - 52.
22. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. // Воспитательная концепция профессиональной ориентации. М.: Педагогика. 1979. 160 с.
23. Григорович Л.А. Педагогическая психология. - М.: Гардарики, 2003. 314 с.
24. Гриншпун, С.С. Теория и практика профессиональной консультации старшеклассников общеобразовательных школ: автореф. дис ... докт. пед. наук / С.С. Гриншпун. М., 1993. 32 с.
25. Гриншпун С.С. Профессиональная ориентация школьников США // Педагогика, 2005. №7. С. 100 -105.
26. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: ЮНИТИ, 2003. 415 с.
27. Демиденко М.В., Клюева А.И. Педагогическая психология: Методики и тесты. Самара: Бахрах, 2004. 143 с.
28. Деятельность: теории, методологии, проблемы М.: Политиздат, 1990. 366 с.
29. Диагностика профессионального самоопределения: учеб. - метод. пособие. Ижевск: Удмурдский университет. 2009. 112 с.
30. Дьяченко, М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Мн.: БГУ,1978.
31. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: БГУ. 1976.-176 с.
32. Захаров, Ю.А. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования. Кемерово, 1996. 160 с.
33. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1988. 272 с.
34. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация в школе. М.: Просвещение, 1989. 190 с.
35. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов- на-Дону: Феникс, 1997. 480 с.
36. Иванова, Н.Л. Профессиональная идентичность в социально-психологических исследованиях // Вопросы психологии. 2008. №1. С.89¬
100.
37. Йовайша, Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М.: Педагогика, 1983. 129 с.
38. Кадырова Н.И. Профессиональное самоопределение школьников. // Советская педагогика. 1988. № 12. С. 124-125.
39. Казакова, Е.А. Четыре тенденции и другие проблемы сопровождения // Школьный психолог. 1998. № 48. С. 293.
40. Карпов А.В. Психологический анализ трудовой деятельности. Ярославль: ЯГПИ, 1988. 76 с.
41. Карцев И.Д. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. М.: Медицина, 1977. С.176.
42. Каташев В.Г. Формирование профессионального самоопределения школьников. Казань: КГУ, 1993. 147 с.
43. Климов Е.А. Как выбрать профессию. М.: Просвещение, 1990.159 с.
44. Климов Е.А. Проблемы профориентации // Возрастная и педагогическая психология: Материалы Всесоюзного семинара - совещания. Пермь, 1974. С.124 - 147.
45. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы
профконсультации. М.: Знание, 1983. 96 с.
46. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. 2012г. ФГАУ. В.И. Блинов, И.С. Сергеев, при участии Е.В. Зачесовой, Е.Ю. Есениной, И.В. Кузнецовой, П.Н. Новикова, Н.С. Пряжникова, Г.В.Резапкиной, Н.Ф.Родичева, А.Г. Серебрякова, О.В. Яценко
47. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971
48. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 256 с.
49. Маслоу А.Г. Мотивация и личность СПб.: Евразия, 1999. 480 с.
50. Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы
самоопределения. М.: Знание, 1977. 64 с.
51. Мюррей, Г. Применение теста тематической апперцепции //
Проективная психология. М., 2000. С. 129 - 135.
52. Назимов И. Н. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе//- М, 1972
53. Платонов, К.К. Личностный подход в профориентации // Вопросы теории и практики профориентации в средней школе. М.: Просвещение, 1972.
54. Поляков В.А. Профессиональная ориентация старших школьников в процессе трудового обучения. М.: Просвещение, 2002, С. 160;
55. Пряжников Н.С. Деловая игра как способ активизации старшеклассников в профессиональном самоопределении. // Вопросы психологии. 1987. № 4.1. С. 92 - 99.
56. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Вако, 2005. С. 30.
57. Пряжников Н.С. Особенности профориентационной игры. // Школа и производство. 1989. № 2. С. 30 - 33.
58. Ретивых М.В. Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению: дис. ... док. пед. наук. Магнитогорск, 1998.
59. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.
60. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958
61. Рязапкина Г.В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения для подростков. М.: 2000. 128 с.
62. Сазонова А.Д. Профессиональная ориентация учащихся: учебное пособие. М.: Просвещение,1988. С.10.
63. Столяренко Л.Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. М.: Феникс, 2005. 416 с.
64. Ткаченко А.С., Зюзя А.А., Ткаченко А.А. Индивидуальные познавательные стили школьников. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2003. С. 12.
65. Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001
66. Фридман Л.М. Школьная психологическая служба. Пособие для школьных психологов. М.: АПКиПРО, 2003. 182 с.
67. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Владос - Пресс, 2001.
68. Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации
школьников. М.: Просвещение, 1983. 112 с.
69. Kenrick. D. T. Social psychology: unraveling the mystery. Neuberq S.L., Cialdini R.B. Boston: Allyn and Bacon, 2002.
70. Marshal H. A. dictionary of sociology. Oxford: Oxford University
Press, 1957.