Введение 3
Глава 1 Проблема тревожности детей старшего школьного возраста 7
1.1 Тревожность как феномен: теоретические аспекты 7
1.2 Психофизиологические особенности детей старшего
школьного возраста 25
1.3 Особенности тревожности в старшем школьном возрасте 33
Выводы по первой главе 40
Глава 2 Эмпирическое исследование уровня тревожности детей старшего школьного возраста 43
2.1 Описание исследования: выборка, обзор применяемых методик 43
2.2 Обработка данных и интерпретация результатов 50
Выводы по второй главе 58
Глава 3 Программа коррекции тревожности детей старшего школьного возраста с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии.. 60
3.1 Научно-методические основы программы коррекции тревожности 60
3.2 Содержание программы коррекции тревожности 76
Выводы по третьей главе 89
Заключение 93
Список литературы 96
Приложения 106
Актуальность исследования: Проблема тревожности является одной из самых обсуждаемых тем среди научного психологического сообщества: её изучением занимались многие учёные: Л. И. Божович, К. Гольдштейн, Н. Д. Левитов, К. Изард, Р. Мэй, А. М. Прихожан, Ч. Д. Спилберг, А. Бек, Ю. Л. Ханин и другие.
Стоит отметить, что тема тревожности до сих пор актуальна, в некоторых случаях она может серьёзно ухудшить качество жизни человека, в том числе это может отразиться на девушках и юношах, учащихся в 10-11 классах. Экзамены, взаимоотношения со сверстниками, высокие ожидания родителей, учителей, проблема выбора собственного дальнейшего профессионального пути вряд ли не вызывают тревожных переживаний у детей старшего школьного возраста. Иногда эта тревога может иметь функциональное значение и помогать мобилизовать свои силы для решения возникающих проблем, но, к сожалению, если тревога слишком высока, она может приводить к неадаптивному поведению, ухудшить состояние ребёнка .
В связи с этим важной задачей психолога является коррекция неадаптивной тревожности детей старшего школьного возраста, обучение этих детей навыкам, которые помогут им в будущем легче переживать свои трудности, эмоциональные состояния, в частности, тревогу.
Зарекомендовавшим себя методом коррекции тревожности является когнитивно-поведенческая психотерапия. Эффективность этого метода подтверждена многочисленными исследованиями, однако, к сожалению, его нечасто используют психологи-практики.
В связи с этим хотелось бы разработать, описать и апробировать программу коррекции тревожности детей старшего школьного возраста, основываясь на научно-методических принципах когнитивно-поведенческой психотерапии, для того чтобы психологи могли применять её в своей практике...
В рамках данной работы был проведён теоретический анализ проблемы тревожности. Необходимо сказать о том, что тревогу можно понимать как отдельное переживание, а также как компонент страха. Обобщая мнения различных авторов, можно сказать о том, что тревожность является эмоциональным переживанием, направленным в будущее. Она состоит из когнитивного, эмоционального, физиологического и поведенческого компонентов. В литературе выделяют различные виды тревожности: школьную, социальную, экзаменационную и др.. Важное значение имеет разграничение тревоги на адаптивную и дезадаптивную. Адаптивная тревога является естественным, конструктивным переживанием, позволяет прогнозировать, мобилизовать силы на решение текущих трудностей, в то время как дезадаптивная тревога ухудшает качество жизни, а в некоторых случаях может быть основным симптомом психического заболевания. В связи с этим, психологу, работающему с тревожными клиентами, в том числе школьниками, необходимо понимать границы своей компетентности, знать дополнительные признаки психических заболеваний, связанных с тревожностью, и в случае необходимости отправить клиента на консультацию к врачу-психиатру.
Также в работе были описаны психофизиологические особенности детей старшего школьного возраста (15-17 лет), а также особенности выраженности тревожности в этом возрасте. Несмотря на то, что характеристики юношей приближены к зрелым, проблема тревожности не перестаёт быть актуальной в этом возрасте. До сих пор существуют противоречивые данные о выраженности тревожности в старшем школьном возрасте: некоторые исследователи сообщают о росте, другие же, наоборот, о снижении её проявлений к возрасту 15-17 лет. Однако, большинство исследователей сходятся во мнении, что тревожность более выражена у 93
девушек, чем у парней. Интересным фактом также является то, что ни низкий, ни высокий уровень тревожности не являются адаптивными, и для успешного обучения школьника необходимо поддерживать средний уровень тревожности.
В работе также представлено проведённое нами исследование уровня тревожности детей старшего школьного возраста на базе одной из школ г. Красноярска. Было выяснено, что высокий уровень тревожности присутствует у 38% школьников, что является существенным показателем. Было выявлено, что тревожности более подвержены девушки, чем юноши, что подтверждает результаты предыдущих исследований. Кроме этого, в рамках исследования была определена структура тревожности старших школьников. Выяснилось, что у большинства старших школьников преобладает тревожность, связанная с успешностью в обучении, с проверкой знаний и с отношениями с учителями...
1. Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. - М.: Психотерапевтический колледж, 1999. 487 с.
2. Айрапетянц М. Г., Школьник Т. К., Лущекина Е. А. Сопоставление показателей стресса и личностной тревожности у подростков, воспитывающихся в социально благоприятных и социально неблагоприятных условиях // Журнал высшей нервной деятельности. 2007. №
3. С. 261-267.
3. Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. 1974. №. 2. С. 3-15.
4. Астапов В. М. Тревога и тревожность. Хрестоматия. - М.: ПЕР СЭ, 2017. 240 с.
5. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Прикладная психология. 1999. № 1. С. 41-47.
6. Безруких М. М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. М.: Академия, 2003. 416 с.
7. Бек Дж. Когнитивно-поведенческая терапия: от основ к
направлениям. - СПб.: Питер, 2018. 416 с.
8. Бек, Дж. Когнитивная терапия. Полное руководство. - М:
Вильямс, 2018. 400 с.
9. Бреслав Г. М. Психология эмоций: учеб. пособие для вузов. - М.: Смысл, 2007. 544 с.
10. Булатова Т. А., Черных Е. И. Социальная тревожность в контексте психологических защит // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2010. №. 2. С. 33-39.
11. Васильева Н. П. Динамика юношеского возраста: учебное пособие. - Красноярск: СФУ, 2007. 103 с.
12. Васильева С. Н. Клинико-динамические особенности
депрессивных расстройств при коморбидности с тревожными расстройствами: дис. ... канд. мед. наук: 14.00.18. - РАМН Сиб. отд.
Томского НИИ псих. здоровья, Томск, 2007 - 237 с.
13. Вилюнас, В. К. Психология эмоций. Хрестоматия / В.К. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2007. 496 с.
14. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972. Т. 2. С. 114-123.
15. Гордеева, Т. О. Парадоксы экзаменационной тревожности: к проблеме взаимосвязи тревожности и эффективности деятельности / Т.О. Гордеева; сборник статей под ред. Е.Е. Кравцовой, В.Ф. Спиридонова, Ю.Е. Кравченко // Культурно-исторический подход и проблемы творчества. Материалы 3-х чтений посвященных памяти JI.C. Выготского. Международная конференция. М.: РГГУ, 2003. С. 30-41...103