Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности этнической идентичности в подростковом возрасте

Работа №16846

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы56
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
969
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ И
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Анализ понятия этнической идентичности в психологии
1.2. Структура этнической
1.3. Развитие этнической идентичности в онтогенезе
Выводы по первой главе
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ И МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Организации и методы исследования
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов
2.3. Психолого-nедaгогические рекомендации по развитию этнической
идентичности подростков
Выводы по второй главе
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение

В связи с локальными войнами, усилением сепаратистских настроений, ростом национального экстремизма и межэтнических конфликтов этническая идентичность в настоящее время является одной из острых проблем современности. Актуальность изучения данной темы усиливается процессами глобализации, высокого темпа перемещения и миграции населения. Нужно отметить, что в современной психологической науке этническая идентичность является малоизученным.
Этническая идентичность определяется как осознание, восприятие, эмоциональное оценивание и переживание личностью своей принадлежности к этнической общности [5, С. 6].
Особенно важно изучать этнической идентичности в подростковом возрасте, так как в этот период жизни у подростка идет перенос социального сознания во внутренний план, развивается самосознание, актуализируется потребность в личностном и социальном самоопределении (Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.С. Мухина и др.). Также на данном этапе возрастного развития происходит формирование системы представлений и оценок этнокультурных особенностей своей общности по сравнению с другим этническим окружением. В результате идентификации с этническими группами дети подросткового возраста осознают межличностное и межгрупповое взаимодействие, происходит осмысление взаимоотношений между группами и общностями.
Принимая во внимание актуальность и недостаточную разработанность проблемы этнической идентичности в психологической науке и практике, был сделан выбор темы исследования:«Особенности этнической идентичности у подростков».
Целью исследования является изучение особенностей этнической идентичности у подростков.
Объектом исследования выступает этническая идентичность личности подростка.
Предмет исследования:этническая идентичность в подростковом возрасте.
Гипотезы исследования:
1. у подростков более выражена позитивная этническая идентичность, характеризующаяся толерантностью и большей готовностью к межэтническим контактам;
2. этническая идентичность подростков характеризуется более выраженным чувством гордости за свой народ, за свою этническую принадлежность, чем этническая идентичность младших школьников.
С учётом специфики предмета исследования, исходя из его цели и гипотезы, определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать понятие этнической идентичности в современной психологической науке;
2. Рассмотреть структуру и развитие этнической идентичности;
3. Дать описание этнической идентичности в подростковом возрасте;
4. Провести эмпирическое исследование по изучению этнической идентичности подростков и младших школьников и осуществить сравнительный анализ;
5. Рассмотреть психолого-педагогические рекомендации по развитию этнической идентичности у подростков.
Теоретико-методологическую основу исследования определили:
-концепции этнической идентичности и этносоциологическая концепция идентичности отечественных ученых (Т.Г. Стефаненко, Л.М. Дробижева, Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев).
-концепции развития у ребенка сознания принадлежности к национальной группе и формирования этнической идентичности (Ж.Пиаже, Т.Г. Стефаненко, И.А. Снежкова);
-концепции особенностей развития личности в младшем школьном возрасте (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Методы исследования:
1) Теоретические методы: анализ, синтез и обобщение научной литературы по проблеме исследования.
2) Эмпирические методы: тестирование, анкетирование.
3) Методы обработки данных: корреляционный анализ, методы определения уровня достоверности и значимости полученных результатов (Ц-критерий Манна-Уитни, критерий Пирсона).
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №1 пгт. Каа-Хем. В исследовании принимали участие 80 детей, из них 40 подростков в возрасте 13-14 лет и 40 младших школьников 9-10 лет.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты и материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы классными руководителями, социальными педагогами, воспитателями и психологами образовательных учреждений для проектирования и построения работы по формированию этнической идентичности детей и подростков.
Апробация работы.Промежуточные и итоговые результаты исследования обсуждались на «VII Республиканской научно - практической конференции - актуальные проблемы преподавания на современном этапе» Кызыл- 2016 г. Результаты работы были представлены на педагогическом совете МБОУ СОШ №1 пгт. Каа-Хем.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, выводы, заключение,список использованной литературы и приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выделение этнической идентичности как особого психологического феномена было длительным, и до сих пор в современном научном мире идут споры, касающиеся содержания понятия «этническая идентичность». Этническая идентичность определяется как один из элементов социальной идентичности и представляет собой результат «когнитивно-эмоционального процесса самоопределения индивида в социальном пространстве относительно многих этносов. Это не только осознание, но и восприятие, понимание, оценивание своей принадлежности к этнической общности».
Проанализировав научную литературу по теме исследования, сделаны следующие выводы::
1. Этническая идентичность - это осознание своей принадлежности к определенной этнической общности и обособления от других этносов.
2. В психологической науке выделяются два основных компонента в структуре этнической идентичности. Это когнитивный и аффективный компоненты. В когнитивный компонент входят знания, представления об особенностях собственной группы и осознания себя ее членом. В аффективный компонент входит оценка качеств собственной группы, значимость членства в ней.
3. Становление и формирование этнической идентичности проходит три этапа: дошкольный, младший школьный и подростковый. Нами выбран подростковый возраст
Исследование проведено в МБОУ СОШ пич.Каа-Хем №1. Выборку составили 80 детей, из них 40 подростков в возрасте 13-14 лет (8 классы) и 40 младших школьников 9-10 лет (4 классы).
Для проведения исследования нами использованы следующие методики::
1. Методика диагностики типов этнической идентичности (Г.У.Солдатовой, С.В.Рыжовой).
2. Методика экспресс-оценки чувств, связанных с этнической принадлежностью (Н.М. Лебедева)
Гипотезы исследования:
1. у подростков болеe выражена позитивная этническая идентичность, характеризующаяся толерантностью и большей готовностью к межэтническим контактам;
2. этническая идентичность подростков характеризуется более выраженным чувством гордости за свой народ, за свою этническую принадлежность, чем этническая идентичность младших школьников.
Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать некоторые частные выводы, представляющие интерес для нашего
исследования:
1. младшие школьники в большей степени вытесняют из структуры самокатегоризации этническую принадлежность и стремятся заменять ее другими категориями, также у них проявляется нежелание поддерживать собственные этнические ценности и поиск устойчивых социально-психологических установок вне этнического критерия.
2. этническая идентичность по типу этническая индифферентность, которая характеризуется тенденциями размывания этнической идентичности, выражающимися в неопределенности этнической принадлежности и неактуальности этничности, у подростков менее выражена.
3.баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельного и стабильного существования этнической группы, с другой - как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире, характеризующаяся как позитивная этническая идентичность более выражен у подростков.Это объясняется тем, что в этот период жизни у подростка идет перенос социального сознания во внутренний план, развивается самосознание, актуализируется потребность в личностном и социальном самоопределении.
Также на данном этапе возрастного развития происходит формирование системы представлений и оценок этнокультурных особенностей своей общности по сравнению с другим этническим окружением. В результате идентификации с этническими группами дети подросткового возраста осознают межличностное и межгрупповое взаимодействие, происходит осмысление взаимоотношений между группами и общностями.
4. дети подросткового возраста в большей степени гордятся своей этнической принадлежностью, для них национальные традиции и ценности играют важную роль.И в связи с этим обращает на себя внимание то, что уважение и гордость к традициям и ценностям своей группы и одновременное принятие другого вне зависимости от его этнической принадлежности является основой толерантного отношения и условием мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом пространстве.
Из выше изложенного, становится очевидным, что выдвинутые нами гипотезы подтвердились.
Исходя, из анализа научной литературы и полученных эмпирических данных можно разработать такие рекомендации преподавателям по развитию и позитивной этнической идентичности подростков, как пропаганда и призыв к толерантности; организация общения с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах; создание ситуации успеха и снятие страха использование в деятельности таких методов как совет, просьба, анализ воспитывающих ситуаций, поручений; создание атмосферы ненасилия и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе, в отношениях учителей и учащихся; иcпoльзовaниe демократического стиля педагогического руководства, а также организация диалога и сотрудничества в коллективе.
В перспективе планируем изучить особенности этнической идентичности подростков разных этнических групп.



1. Айварова, Н.Г. Особенности и взаимосвязь этнической идентичности и самоотношения подростков разностатусных этнических групп / Н.Г. Айварова, А.В. Миронов // Короткие сообщения «Югорский государственный университет». - 2010. - №20. - С. 46-48.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология // Учебник для ВУЗов / Г.М. Андреева- М.: Аспект Пресс. - 2008. - 475 с.
3. Андреева, Г.М. Психология социального познания // Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. —М.: Аспект Пресс,. - 2007. - 289 с.
4. Асланова, Д.Т. Личностная и этническая идентичность как предмет исследования в современной психологии / Д.Т. Асланова // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2007. - №53. - С. 92-97.
5. Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров // Сборник по психологии/ А.Г. Асмолов. - М.: МПСИ.-2002 г. - 768с.
6. Барт, Ф. Этнические группы и социальные границы: Социальная организация культурных различий/ Ф.Барт // Сборник статей / Под ред. Ф. Барта; пер. с англ. И. Пильщикова. - М.: Новое издательство.- 2006. - 200 с.
7. Белик, А.А. Личность, культура, этнос // современная психологическая антропология /Белик А.А. - М: Смысл.-2001— 555 с.
8. Брунова-Калисецкая, И.В. Кросс-культурная адаптация у десятиклассников АРК, участвующих в апробации программы спецкурса «Добрососедство». Психологический мониторинг. 1 этап. / И.В. Брунова-Калисецкая // Сб. исследований, документов и материалов. Под общ. Ред. М.А. Араджаони. - Симферополь: СОНАТ. - 2005. - С. 164-167.
9. Бурдье, П. Социология социального пространства / П. Бурдье//Пер. с фр.; общ.ред. и послесл. Н. А. Шматко. — М.: Институт экспериментальной социологии.- СПб.: Алетейя.- 2005.- В 2-х т.
10. Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера земли.// Книга / Л.Н. Гумилев. - М.: АСТ, Астрель.- 2005. - 496 с.
11. Гусейнов, Г.В. Новый взгляд на старые истины // Ожог родного очага / Г. Д.Гусейнов.- М.: Прогресс , 1990. С. 7-28.
12. Дагбаева, С.Б. Этническая идентичность младших школьников в изменяющихся социокультурных условиях / С.Б. Дагбаева // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2013. - №1 (21). - С.20-26.
13. Де-Вос, Дж. Этнический плюрализм: конфликт и адаптация /Дж. Де- Вос//Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. / Под общей ред. А.А. Белика. - М.: Смысл.- 2001.- С.233.
14. Донцов, А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности //Вопросы психологии. 1997. № 4. - С. 75-86.
15. Дробижева, Л. М. Об изучении этнопсихологических явлений этничности в социологическом ипсихологисеском ракурсе.// Учеб, пособие / Л.М. Дробижева . - М.-2003. - 320 с.
16.Зайлалов, И.И. Этническая идентичность как часть духовной културы народа / И.И. Зайлалов // Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований». - 2011. - №12. - С. 228-230.
17. Климчук, Ф.Д. Этнос и перепись: парадоксы статистики // Ожог родного очага. // Учеб, пособие / Ф.Д. Климчук- М.: Прогресс, 1990. С. 92-106
18. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С. Кон. - М.: 1997.
19. Крысько В.Г. Социальная психология.// Курс лекций / В.Г. Крысько.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС.- 2001.-208с
20. Кушхова, А.М. Проблемы исследования самосознания и этнической идентификации личности: монография / А.М. Кушкова, Овсянникова Т.А. - Майкоп.: издательство МГТУ. - 2009. - С.100.
21. Лебедева, Н.М. Методы этнической и кросскультурной психологии / Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко. - М.: ВШЭ. - 2009. - 305С.
22. Лебедева, Н. М. Ценнaстнa-мaтивациaннат структура личности в русской культуре./Н.М. Лебедева// Психологический журнал, 2001. т. 22, No 3.-М.- 200.- С 26.
23. Лебедева, Н.М. «Синдром навязанной этничности» и способы его преодоления // Этническая психология и общество. / Н.М. Лебедева - М.: Старый сад, 1997. С.104-115.
24. Маканова, А.Ж Этническая идентичность как элемент формирования этнического сознания / А.Ж Маканова // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2011. - №1. - С. 78-85.
25. Мищенко, Н.И. Этническая специфика семейного воспитания в различных этнических группах/Н.И.
Мищенко/В.Н. Каразша, серія «Психологія», № 902. - 2010 г. - С. 203 - 207.
26. Мухлынкина, Ю.В. Этническая идентичность в эпоху глобализации / Мухлыкина Ю.В. // Научные ведомости. - 2008. - №8. - С. 233-244.
27. Науменко, Л.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период // Этническая психология и общество. / Л.И. Науменко.- М.: Старый сад, 1997.- С.76-88.
28.Ондар, Л.М. Национальное самосознание личности: монография / Л.М. Ондар. - Абакан.: ООО Книжное издательство «Бригантина». - 2009. - 172с.
29.Ооржак, С. Я. Этнопедагогика: Учебно-методическое пособие: для бакалавров направления 040400 Социальная работа / С. Я. Ооржак. - Кызыл: РИО ТувГУ, 2013. - 123с.
30. Павлов, С.М. Психология этнической идентичности детей коренных малочисленных народов Севера / С.М. Павлов // Развитие личности. - 2001. - №3-4. - С. 55-75.
31. Пименов, В.В. Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат // Этнология. / В.В. Пименов - М.: Наука, 1994. С. 5-14.
32. Поршнев, Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. / Б.Ф. Поршнев- М.: Наука, 1973.
33. Почебут, Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения- СПб.: Питер, 2012. - 336с.
34. Почебут, Л. Г. Социальная психология / Л. Г. Почебут, И. А. Мейжис. - СПб.: Питер, 2010. - 672 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»)
35. Романова, О.Л. Развитие этнической идентичности в этнически смешанной среде. Процессы психического развития. В поисках новых подходов / О.Л. Романова. - М.: 1995.
36. Русских, Л.В. Идентичность: культурная, этническая, национальная / Русских Л.В. // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально- гуманитарные науки». -2013. - №2. - С. 178-180.
37. Рыжова, С. В. Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра / С.В. Рыжова - М.: Российская политическая энциклопедия, 2013. - 485 с.
38. Сельченок, К.В. Этнопсихологические проблемы вчера и сегодня: Хрестоматия / К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест. - 2004. - 496с.
39. Собкин, В.С. К формированию представлений о механизмах процесса идентификации в общении. В.С. Собкин.// Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга (тезисы докладов). — Краснодар.- 1975.-С. 55-57.
40. Солдатова, Г.В. Опыт эмпирического исследования этнических
стереотипов./ Г.В. Солдатова// Психологический журнал. -М.: Смысл.-1986. - 41 С.
41. Солдатова, Г.У. Психология межэтнической напряженности / Г.У. Солдатова. - М.,- 1998 - 389с.
42. Стефаненко, Т.Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности / Т.Г. Стефаненко. - М.: 1997.
43. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко. - 4¬е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс. - 2007. - 368с.
44. Стефаненко, Т.Г. Методы этнопсихологического исследования./ Т.Г. Стефаненко.- М.: Изд-во Моск. ун-та.-1993.- С.З
45. Столин, В.В. Самосознание личности // Учеб.пособие / В.В. Столин. - М.: Педагогика. - 1997. - 485 С.
46. Сусоколов, А.А. Структурные факторы самоорганизации этноса // Расы и народы. Вып. 20. М.: Наука, 1990.- С.5-39.
47. Тишков, В.А. Советская этнография: преодоление кризиса / В.А. Тишков // Этнографическое обозрение. - 1992. - №1. - С. 5-20.
48. Файзуллин, Ф.С. Этничность и этническая идентичность / Ф.С. Файзуллин, А.Я. Зарипов, Р.Р. Асылгужин, Э.Ф. Абдрахимов // Проблемы востоковедения. - 2009. - №4. - С. 14-21.
49. Хабибуллина, А.Р. Этническое самосознание и этническая идентичность: общее и особенное / А.Р. Хабибуллина // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2010. - №6. - С. 3-16.
50. Хотинец, В.Ю. Этническая идентичность и толерантность / В.Ю. Хотинец. - Екатеринбург.: Издательство Урал.ун-та. - 2002. - 124с.
51. Хонигман, Дж. Понятия. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Дж. Хонигман. - М.: ЛИС. - 2001. - 140С.
52. Чернышева, Н.С. Формирование этнической идентичности младших школьников / Н.С. Чернышева // Известия Российского педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2010. - №125. - С. 103- 112.
53. Чешко, С.В. Человек и этничность / С.В. Чешко // Этнографическое обозрение. - 1994. - №6.
54. Шпет, Г.Г. Введение в этническую психологию / Г.Г. Шпет. - СПб.: Питер. -2014. - 490С.
55. Штейн, Г. Психоантропологии американской культуры./Г. Штейн.- Нью- Йорк.- 1985. - С 8.
56. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис // книга пер. с англ.; общ.ред. и предисл. А. В. Толстых / Э. Эриксон. - М.: Прогресс. - 1996г. - С. 62.
57. Эм, Е. А. Позитивная этническая идентичность как основа этнической толерантности / Е.А. Эм // Этнопедагогическая культура в современном образовательном пространстве. - 2013. - №7. - С. 225- 231.
58. Ямсков, А.Н. Этнический конфликт: проблемы дефиниции и типологии / А.Н. Ямсков. - М.: 1999. - 308С.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ