ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у обучающихся 9 класса 6
1.1 Сущность понятия «Здоровый образ жизни» в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Факторы и методы определяющие здоровый образ жизни 18
1.3 Особенности формирования здорового образа жизни у
старшеклассников 29
Глава 2. Анализ работы школы по формированию здорового образа жизни у старших подростков, оценка сформированности отношения старших подростков к здоровому образу жизни 38
2.1 Анализ деятельности педагогов школы по формированию здорового
образа жизни у старших подростков 38
2.2 Анализ отношения старших школьников к здоровому образу жизни 44 Глава 3. Разработка мероприятий по формированию потребности в здоровом
образе жизни у старших школьников и оценка эффективности 64
3.1 Разработка комплекса мероприятий по формированию потребности в
здоровом образе жизни 64
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 91
Актуальность работы. Развитие современной России связано с процессом модернизации в области образования, которая в первоначально затрагивает проблемы процесса формирования личности человека и гражданина, который интегрирован в современное общество. Успешным в разнообразных областях жизнедеятельности может быть человек, который имеет ориентацию на здоровый образ жизни (ЗОЖ). Но все-таки, как свидетельствует проведенный анализ исследований в рассматриваемой области, у большого количества россиян, особенно у молодого поколения страны, не сложились ценности, которые обусловливают такой образ жизни [27].
На сегодняшний день в социологических, медицинских, биологических, психологических, педагогических исследованиях заложены теоретические предпосылки решения рассматриваемой проблемы. Учеными изучаются общие вопросы здоровья обучающихся и ее образа жизни (труды Н. П. Абаскаловой, Н. А. Агаджанян, А. М. Гендина, О. П. Добромысловой, Г. А. Кураева, В. П. Лавренко, Л. А. Петровской, Д. И. Рыжакова и других); исследуется влияние разнообразных факторов на формирование ЗОЖ обучающихся (идеи В. Буйлова, Э. Л. Диси, Т. А. Ивановой, В. Г. Николаева, А. Н. Пивоварова, Э. Н. Поляковой, В. В. Пономарева, Н. А. Русиной, М. В. Хватовой, А. Г. Щедриной и других); изучается уровень знаний обучающихся по данной тематике (идеи А. В. Белоконь, Г. Василевской, Ю. М. Политовой, Ю. И. Ротаневой, А. С. Свердлиной, Г. С. Совенко, Л. Г. Шаталиной, Л. Г. Шуляковского и других).
В трудах, который посвящен разнообразным аспектам названной проблемы, была намечена тенденция к процессу переосмысления способов ее решения, которая отражает сместительный момент акцента из сферы медицины в педагогику. Между педагогами происходит обсуждение путей и условий процесс формирования ЗОЖ у подростков, ведется поиск стратегических ориентиров его достижения [36].
Российскими исследователи современности отмечено, что попытки реанимации физкультурной, оздоровительной, спортивной и массовой деятельности в образовательном учреждении старыми организационными формами, как правило, не дают ожидаемых результатов. Большое использование в образовательном процессе таких форм, как консультация, спецкурсы, лекции, повышение квалификации, дополнительное образование, которые ориентируют подростков на ЗОЖ, практически не осуществляется [5].
Модель формирования ЗОЖ подростков имеет предположение реализации педагогических условий. О необходимости создания конкретных педагогических условий для реализации воспитательных технологий писали И. Ф. Исаев, С. В. Кульневич, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и другие ученые. Подобного рода условия учитываются или создаются непосредственно для использования при достижении воспитательных целей и рассматриваются как комплекс предпосылок, организующий конкретно определенную педагогическую деятельность. В педагогических исследованиях условия представлены в качестве: обстоятельств, которые обеспечивают развитие и становление личности; требований к правильной организации воспитательного процесса; порядка действий; среды, где совершается процесс решения педагогических задач; наличии правил и отношений, которые обеспечивают реализацию цели педагогического воздействия, и так далее [76]...
В результате проделанной работы были решены все поставленные задачи.
Был проведен обзор литературы по формированию здорового образа жизни у обучающихся 9 класса, который показал, что здоровье подразделяют на: физическое, определяя его на биологическом уровне как сложную систему, связанную с организмом и зависящую от динамического равновесия функций всех внутренних органов и адекватного реагирования на влияние окружающей среды; психическое, которое связано с личностью, ее самосознанием, зависит от эмоционально-волевых и мотивационно- потребностных характеристик; социальное, которое определяется влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях
Как показал анализ сложившегося опыта формирования здорового образа жизни и культуры здоровья школьников решить все вопросы в условиях стандартизации образовательного процесса только в рамках урока нереально. В этой связи, на наш взгляд, возрастает значимость внеурочной деятельности, основным предназначением которой становится не передача предметных знаний, а формирование валеологических компетентностей у подростков, связанных с развитием их валеологических представлений, расширением кругозора, коррекцией целевых установок личности, создание ситуаций, в которых приобретение знания и умения могут быть применены на практике.
Был разработан комплекс мероприятий по формированию потребности в ЗОЖ, который включает в себя мероприятия по формированию у обучающихся 9 класса потребности быть здоровым, мотивации к отказу от вредных привычек; профилактику заболеваний путём проведения регулярного медицинского контроля; содействие в формировании
оптимального двигательного режима и правильного режима питания, 81
соответствующих физиологическим особенностям и возрасту конкретного человека; повышение устойчивости организма к вредному воздействию окружающей среды, стрессам, развитие здоровых привычек и навыков, умения справляться с собственными эмоциями.
По результатам реализации разработанного комплекса мероприятий была проведена повторная диагностика, которая показала изменения в формировании потребности в ЗОЖ у обучающихся в положительную сторону наблюдаются как в ЭГ, так и в КГ. По всем выработанным критериям наблюдается увеличение численных показателей как в ЭГ, так и в КГ. Это свидетельствует о том, что реализованная нами в ЭГ программа эффективна.
1. Абаскалова Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-вуз»: монография. Новосибирск: [б. и.], 2001. 316 с.
2. Агеевец В.У. и др. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях. М. : Физкультура, образование и наука, 2016. 450 с.
3. Акимова Л.Н. Психология спорта. Одесса: Студия «Негоциант»,
2014. 291 с.
4. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. - Ростов н/Д: Феникс. - 2000. - 248 с.
5. Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Г.П. Артюнина. - М. : Академический Проект; Мир, 2009. - 766с.
6. Артюнина, Г.П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: учебное пособие для высшей школы / Г.П. Артюнина, С.А. Игнатькова. - 2-е изд., перераб. - М.: Академический Проект, 2004. - 560с 15
7. Байер К. Здоровый образ жизни. М. : Мир, 2016. 368 с.
8. Бароненко В. А. Основы здорового образа жизни: учеб. пособие. Екатеринбург: [б. и.], 2001. 410 с.
9. Бароненко, В.А., Рапопорт, Л.А. Здоровье и физическая культура студента / Под ред.В.А.Бароненко: Учеб.пособие. М.: Альфа-М, 2003. - 352 с.
10. Батуев A.C. Критические периоды детства и среда воспитания (начальные этапы биосоциальной адаптации ребенка) // Мир психологии.
2015. №1. 148 с.
11. Безруких М. М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении. М. : Просвещение, 2016. 128 с.
12. Блюменталь, Бретт Год, прожитый правильно. 52 шага к здоровому образу жизни. М. : Альпина Паблишер, 2016. 450 с.
13. Божович JI. И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности. М. : Международная педагогическая академия, 2015. 212 с.
14. Брехман И. И. Человек и биологически активные вещества. 2-е изд. М.: Наука, 1980. 119 с.
15. Вайнер, Э.Н. Валеология / Э.Н. Вайнер: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. - М.:Флинта: Наука, 2002 - 416 с...85