Введение
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1 Агрессия как феномен психолого-педагогического исследования 8
1.2 Факторы и причины, приводящие к появлению агрессивного поведения в
детском возрасте 13
1.3 Современное состояние изучения агрессивного поведения учащихся с
задержкой психического развития 18
Выводы по первой главе 26
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой
психического развития 28
2.1 Организация, методы и методики исследования 28
2.2 Анализ результатов исследования 36
Выводы по второй главе 52
Глава III. Формирующий эксперимент и его анализ 54
3.1. Теоретико-методологические основы формирующего эксперимента.... 54
3.2 Программа психологической коррекции агрессивного поведения
учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 56
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 73
Выводы по третьей главе 87
Заключение 90
Литература 94
Приложение 103
Актуальность исследования.
Проблема проявления агрессии и агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития является весьма актуальной в современной коррекционной психологии. Тема агрессивного поведения рассматривалась в трудах А. Бандура (2000), А. Берковитц (2001), Р Бэрон (1998), Л.С. Выготский (2002), В.Г. Петрова (1994), Д. Ричарсон (1998), С.Л. Рубинштейн (1990) и др.
Агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу. Агрессивные проявления у детей с задержкой психического развития являются одной из наиболее острых проблем не только для работников сферы образования, но и для общества в целом.
Именно поэтому исследование особенностей агрессивности детей, разработка способов ее коррекции, а главное — профилактики является одной из самых актуальных задач современной психологической науки. В последние годы существенно возрос научный интерес к проблемам детской агрессии. Учеными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. Это работы Г.С. Абрамовой (1997), А. Бандура (2000), С.А. Беличевой (1999), Г.Э. Бреслав (2000), И.В. Дубровиной (1987), Д, А.Е. Личко (1988), Г.М. Миньковского (1997), Л.М. Семенюк (1998), Р Уолтерс (2000), Д.И. Фельдштейна (2001) и др.
По мнению И.А. Фурманова, Д.И. Бойкова (2005), А.А. Реана (1996), С.Н. Еникополова (2001), Г.Э. Бреслава (1991) и др. появление агрессивного поведения будет значительно мешать своевременному и полноценному развитию психических качеств, затруднять межличностное взаимодействия со сверстниками и взрослыми, создавать сложность в установлении контактов с окружающими его людьми; вызывать школьную и социальную дезодаптацию, а так же приводить к появлению патологических черт характера и отклонение в поведении.
Психологическая коррекция агрессивного поведения младших школьников с задержкой психического развития должна носить комплексный, системный характер. Положительный результат зависит от своевременности психолого-педагогического воздействия.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Программа психологической коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития».
Проблема исследования. Своевременная психологическая коррекция агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, является одним из условий их успешного обучения, воспитания и социализации, но система данного процесса требует дальнейшей разработки.
Объект исследования. Агрессивное поведение учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования. Программа психологической коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение, что коррекция проявлений агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития будет протекать успешнее, если организация психокоррекционной работы будет строиться на основе разработанной программы психологической коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность программы психологической коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития...
Проблема агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития весьма актуальна в наши дни.
С целью разработать и экспериментально проверить эффективность психологической работы, направленной на коррекцию агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития средствами упражнений нами было организовано эмпирическое исследование.
Гипотетически мы предположили, что преодоление проявлений агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития будет протекать успешнее, если организация психокоррекционной работы будет строиться на основе использования комплекса специально разработанных упражнений.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследования, направленное на выявление особенностей агрессивного поведения учащихся младших классов с задержкой психического развития, в процессе которого были использованы следующие методики:
1. Анкета, направленная на выявление особенностей агрессивного поведения учащихся (Г.П. Лаврентьевой, 1989; Т.М. Титаренко, 1989).
2. Рисуночный тест Дж. Бука «Дом - Дерево — Человек» [80];
3. Тест руки Б. Брайклин, 3. Пиотровский, Э. Вагнер [80];
4. Опросник «Узнай себя» (И.П. Подласый);
5. Методика определения агрессивности А. Басса и А. Дарки.
Базой исследования явилась МБОУ СШ №95. В эксперименте участвовало 20 учащихся 3—х классов, а также 10 педагогов школы. Среди испытуемых, принимавших участие в исследовании 12 мальчика и 8 девочек. При комплектовании репрезентативной выборки испытуемых учитывались:
• Схожесть показателей возраста (9—10 лет).
• Испытуемые обучаются в одной параллели.
• Схожесть клинической картины (диагноз F--81 и психологическое заключение «Специфические расстройства развития учебных навыков») (Приложение 1, 2, Таблица 1, 2).
Процедура обследования по каждой методике проходила с каждым испытуемым индивидуально.
В результате констатирующего эксперимента были отмечены особенности агрессивного поведения учащихся младших школьников с задержкой психического развития:
Большинство учащихся склонны к открытым конфликтам, в классе часто присутствуют драки и оскорбления, ученики не соблюдают правила поведения в школе. У младших школьников с задержкой психического развития нарушены коммуникативные способности, что затрудняет общение со сверстниками и незнакомыми людьми.
На основе полученных результатов констатирующего эксперимента был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный на коррекцию агрессивного поведения учащихся с задержкой психического развития. В процессе формирующего эксперимента были использованы упражнения, направленные на снятие эмоциональной напряженности, произвольности поведения, развитие позитивной самооценки.
Коррекционная работа проводилась на занятиях, где с целью коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, нами были использованы материалы и упражнения, предложенные К. Фопель (2001), М.А. Панфиловой (2001), Семенюк Л.М. (1998).
После чего был проведен контрольный эксперимент, результаты которого были проанализированы и сравнены с результатами констатирующего эксперимента.
Анализ результатов анкетирования педагогов свидетельствует об значительных изменениях, произошедших с учащимися экспериментальной группы, с которыми проводились мероприятия, направленные на коррекцию агрессивного поведения. Так до формирующего эксперимента высокий уровень показали 50 % учащихся экспериментальной группы и 40% учащихся контрольной группы, после формирующего эксперимента высокий уровень показали 30% учащихся экспериментальной группы и 40% контрольной группы. Средний уровень до формирующего эксперимента показали 40% учащихся экспериментальной группы и 30% учащихся контрольной группы, а после уже 20% учащихся экспериментальной группы и 30% учащихся контрольной группы и низкий уровень до формирующего эксперимента показали (10%) учащихся экспериментальной группы и 30% контрольной группы. После формирующего эксперимента 50% учащихся экспериментальной группы 30% учащихся контрольной группы показали низкий уровень...
1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой.-СПб.: Речь, 2006.-336 с.
2. Алворд М., Бэйкер П. Как работать с агрессивными детьми. — М.: Катарсис, 1997. — 280 с.
3. Ануфриев А.Ф. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии - М.: Ось-89.- 2000.
4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М.: Мысль, 1986. - 157 с.
5. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - ОЛМА Медиа Групп, 2002.
6. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А.
Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков.-- М.: Академия, 2002. — 416 с.
7. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001. — 352 с.
8. Ватова Д. Как снять агрессивность детей // Дошкольное воспитание.- 2003 г,- №8. - с.55-58.
9. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Основные варианты неблагоприятного развития младших школьников// Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - с.204--207.
10. Венгер А.Л., Ю.М. Десятникова Девиантное поведение школьников// Вопросы психологии. -- М.,1995. -- №1. - 5--8 с
11. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. - М.: Пед. об-во России.- 2000.
12. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. -- М. : Изд--во МГУ, 1976г.
13. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.:
Просвещение, 1973. - 225с.
14. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин—тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. ; Под ред. А. В. Петровского. — 2--е изд., испр. И доп. —М. : Просвещение, 1979. -288с.
15. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители. — М.:Профиздат,1992.- 96 с...102