Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Программа психологической коррекции межличностного общения подростков с нарушением интеллектуального развития

Работа №168451

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы106
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 9
1.1. Проблема изучения межличностных отношений в психологии 9
1.2. Особенности межличностного общения в подростковом возрасте 17
1.3. Современное состояние изучения проблемы межличностного общения
подростков с нарушением интеллектуального развития 25
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей межличностного общения подростков с нарушением интеллектуального развития 36
2.1. Организация, методы и методики исследования 36
2.2. Анализ особенностей межличностного общения подростков с
нарушением интеллектуального развития 40
Выводы по второй главе 54
Глава 3. Психологическая программа коррекции межличностного общения подростков с нарушением интеллектуального развития 56
3.1. Теоретико-методологические основы формирующего эксперимента 56
3.2. Организация и содержание формирующего эксперимента 60
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 67
Выводы по третьей главе 78
Заключение 80
Список литературы 84
Приложения 92


Актуальность исследования. Хорошо развитые навыки межличностного общения являются одним из факторов успешной социализации подростка, что особенно важно для подростков с нарушением интеллектуального развития. Кроме этого хорошо развитые навыки общения являются одним из факторов повышающих успешность усвоения школьного материала.
Межличностное общение является процессом, направленным на взаимодействие, способствующее взаимному познанию, развитию взаимоотношений, получению навыков регулирования своего поведения.
Подростки с нарушением интеллектуального развития обладают низким уровнем навыков общения, что создает, так называемый, замкнутый круг: скудность словарного запаса затрудняют установление контакта с окружающими, а, с другой стороны, отсутствие нормального общения лишает их возможности вырабатывать эти навыки.
Изучение особенностей межличностного общения способствует разработке программ для повышения этих навыков в комфортных для подростков с нарушением интеллектуального развития условиях, что поможет их дальнейшей социализации. Поэтому проблема межличностного общения у подростков с интеллектуальной недостаточностью является актуальной для исследования.
Такие ученые, как Г.М. Андреева (2010), А.А. Бодалева (1996), В.Г. Крысько (2006), М.Р. Битянова (1998) рассматривали проблему общения в социальной психологии, как особенность межличностных отношений. Как ведущий вид деятельности общение рассматривается в возрастной психологии Д.Б. Элькониным (1994), В.С. Мухиной (1985), А.В. Мудрик (2001), в своих работах авторы отмечают ведущую роль общения в формировании личности подростка, становлении его взрослым. Особенности
психического развития подростков с нарушениями интеллектуального развития рассматриваются в трудах Л.С. Выготского (1935), Д.Н. Исаева (1982), И.В. Беляковой и В.Г. Петровой (2002), Л.В. Занковым (1939) и М.Ф. Гнездиловым (1947)...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью работы было изучение особенностей общения у подростков с нарушением интеллектуального развития, разработка программы тренинга по коррекции и формированию навыков межличностного общения у данной категории учащихся.
Проблема общения является достаточно хорошо исследованной в психологии. Общение выступает одной из сторон межличностного взаимодействия между людьми, которая оказывает значительное воздействие на их взаимоотношения. В общении задействованы все познавательные процессы: ощущение, восприятие, представление, воображение, память, мышление и речь. Наиболее важным компонентом человеческого общения является его эмоциональная сторона.
Подростковый возраст является переходным периодом в жизни человека, когда он начинает формироваться как взрослый человек. Общение становится в подростковом возрасте ведущей деятельностью, посредством которой он усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка. Основными функциями общения в подростковом возрасте являются нормативная, познавательная, актуализирующая и эмоциональная.
Взаимоотношения со сверстниками способствуют коррекции самооценки и уровня притязания, становлению ответственности и самостоятельности. Общение с взрослыми способствует усвоению общественных критериев оценки, цели и мотивов поведения, способов оценки окружающей действительности.
Межличностные отношения у подростков с нарушением интеллектуального развития затруднены нарушением развития психических функций. Речевое недоразвитие влечет за собой несформированность мотивационного компонента общения: неумение найти тему для инициации беседы, трудности понимания и неумение поддержать разговор. Общение в
подростковом возрасте у детей с нарушением интеллектуального развития имеет свои особенности.
Анализ литературных данных показал, что, несмотря на большой вклад отечественных и зарубежных авторов в изучении межличностного общения детей с нарушением интеллекта многие вопросы, раскрывающие особенности навыков общения изучаемой группы школьников остаются мало изученными.
Исследование особенностей межличностного общения подростков с нарушением интеллектуального развития показало, что у большинства подростков ярко выражены акцентуации по всем стилям общения, что проявляется в общении как нетерпимость к критике; чувство превосходства над окружающими; чрезмерное упорство и недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость; реалистичность суждений и поступков, скептицизм и неконформность; обидчивость и недоверчивость, склонность к критицизму, недовольство другими и подозрительность; полная покорность и повышенное чувство вины, в некоторых случаях самоуничижение; полная зависимость от мнения окружающих; несдержанность в своих проявлениях дружелюбия и слишком большое стремление быть причастным к интересам референтной группы; сверхобязательность, гиперсоциальность установок, подчеркнутый альтруизм...


1. Абрамова Э.К. Особенности психокоррекции коммуникативной сферы подростков с умственной отсталостью средствами социально-психологического тренинга // Э.К. Абрамова, Н.А. Першина. // Материалы межрегиональной научно-практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов и слушателей. - 2009. - С. 177-178.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 290 с.
4. Асеев В.Г. Возрастная психология. / В.Г. Асеев. - Иркутск: ИГПИ. 1990. - 208 с.
5. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития / под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 239 с.
6. Белопольская Н.Л. Детская патопсихология. Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская. - М.: Когито-Центр, 2010. - 351 с.
7. Бетанова С.С. Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста, имеющих легкую степень умственной отсталости // Вестник московского государственного университета. - 2012. - № 3. - С. 97-107.
8. Битянова М.Р. Социальная психология. / М.Р. Битянова. - М.: Эксмо- пресс, 2001. - 576 с.
9. Богдан Н.Н. Специальная психология / Н.Н. Богдан, М.М. Могильная, ред. Л.И. Александрова. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2013. - 220 с.
10. Бодалев А.А. В мире подростка / под ред. А.А. Бодалева. - М.: Медицина, 1982. - 296 с.
11. Бодалев, А.А. Психология общения,/А.А. Бодалев - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996. - 256 с.
12. Буфетов Д.В. Формирование позитивной установки на общение у учащихся с психическим недоразвитием // Вестник Башкирск. ун-та. - 2009.
- №2, - С.680-684.
13. Быстров А.Е. Нарушения поведения умственно отсталых подростков и методы их коррекции // Педагогика и современность. - 2014. - Т. 1. - № 1-1.
- С. 116-120.
14. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
15. Гагаркина И.Г. Клиника нарушений интеллекта у детей: Методические рекомендации. / И.Г. Гагаркина. - Красноярск: КГПУ, 2007. - 94 с...80


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ