Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 9
1.1. Проблема изучения межличностных отношений в психологии 9
1.2. Особенности межличностного общения в подростковом возрасте 17
1.3. Современное состояние изучения проблемы межличностного общения
подростков с нарушением интеллектуального развития 25
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей межличностного общения подростков с нарушением интеллектуального развития 36
2.1. Организация, методы и методики исследования 36
2.2. Анализ особенностей межличностного общения подростков с
нарушением интеллектуального развития 40
Выводы по второй главе 54
Глава 3. Психологическая программа коррекции межличностного общения подростков с нарушением интеллектуального развития 56
3.1. Теоретико-методологические основы формирующего эксперимента 56
3.2. Организация и содержание формирующего эксперимента 60
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 67
Выводы по третьей главе 78
Заключение 80
Список литературы 84
Приложения 92
Актуальность исследования. Хорошо развитые навыки межличностного общения являются одним из факторов успешной социализации подростка, что особенно важно для подростков с нарушением интеллектуального развития. Кроме этого хорошо развитые навыки общения являются одним из факторов повышающих успешность усвоения школьного материала.
Межличностное общение является процессом, направленным на взаимодействие, способствующее взаимному познанию, развитию взаимоотношений, получению навыков регулирования своего поведения.
Подростки с нарушением интеллектуального развития обладают низким уровнем навыков общения, что создает, так называемый, замкнутый круг: скудность словарного запаса затрудняют установление контакта с окружающими, а, с другой стороны, отсутствие нормального общения лишает их возможности вырабатывать эти навыки.
Изучение особенностей межличностного общения способствует разработке программ для повышения этих навыков в комфортных для подростков с нарушением интеллектуального развития условиях, что поможет их дальнейшей социализации. Поэтому проблема межличностного общения у подростков с интеллектуальной недостаточностью является актуальной для исследования.
Такие ученые, как Г.М. Андреева (2010), А.А. Бодалева (1996), В.Г. Крысько (2006), М.Р. Битянова (1998) рассматривали проблему общения в социальной психологии, как особенность межличностных отношений. Как ведущий вид деятельности общение рассматривается в возрастной психологии Д.Б. Элькониным (1994), В.С. Мухиной (1985), А.В. Мудрик (2001), в своих работах авторы отмечают ведущую роль общения в формировании личности подростка, становлении его взрослым. Особенности
психического развития подростков с нарушениями интеллектуального развития рассматриваются в трудах Л.С. Выготского (1935), Д.Н. Исаева (1982), И.В. Беляковой и В.Г. Петровой (2002), Л.В. Занковым (1939) и М.Ф. Гнездиловым (1947)...
Целью работы было изучение особенностей общения у подростков с нарушением интеллектуального развития, разработка программы тренинга по коррекции и формированию навыков межличностного общения у данной категории учащихся.
Проблема общения является достаточно хорошо исследованной в психологии. Общение выступает одной из сторон межличностного взаимодействия между людьми, которая оказывает значительное воздействие на их взаимоотношения. В общении задействованы все познавательные процессы: ощущение, восприятие, представление, воображение, память, мышление и речь. Наиболее важным компонентом человеческого общения является его эмоциональная сторона.
Подростковый возраст является переходным периодом в жизни человека, когда он начинает формироваться как взрослый человек. Общение становится в подростковом возрасте ведущей деятельностью, посредством которой он усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка. Основными функциями общения в подростковом возрасте являются нормативная, познавательная, актуализирующая и эмоциональная.
Взаимоотношения со сверстниками способствуют коррекции самооценки и уровня притязания, становлению ответственности и самостоятельности. Общение с взрослыми способствует усвоению общественных критериев оценки, цели и мотивов поведения, способов оценки окружающей действительности.
Межличностные отношения у подростков с нарушением интеллектуального развития затруднены нарушением развития психических функций. Речевое недоразвитие влечет за собой несформированность мотивационного компонента общения: неумение найти тему для инициации беседы, трудности понимания и неумение поддержать разговор. Общение в
подростковом возрасте у детей с нарушением интеллектуального развития имеет свои особенности.
Анализ литературных данных показал, что, несмотря на большой вклад отечественных и зарубежных авторов в изучении межличностного общения детей с нарушением интеллекта многие вопросы, раскрывающие особенности навыков общения изучаемой группы школьников остаются мало изученными.
Исследование особенностей межличностного общения подростков с нарушением интеллектуального развития показало, что у большинства подростков ярко выражены акцентуации по всем стилям общения, что проявляется в общении как нетерпимость к критике; чувство превосходства над окружающими; чрезмерное упорство и недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость; реалистичность суждений и поступков, скептицизм и неконформность; обидчивость и недоверчивость, склонность к критицизму, недовольство другими и подозрительность; полная покорность и повышенное чувство вины, в некоторых случаях самоуничижение; полная зависимость от мнения окружающих; несдержанность в своих проявлениях дружелюбия и слишком большое стремление быть причастным к интересам референтной группы; сверхобязательность, гиперсоциальность установок, подчеркнутый альтруизм...