Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Программа социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста

Работа №168450

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы112
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 9
1.1. Социализация и коммуникация: определение, компоненты,
характеристики 9
1.2. Особенности социализации и коммуникативного развития
дошкольников 18
1.3. Современные подходы к изучению проблемы социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста 26
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Экспериментальное изучение социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста 34
2.1. Организация, методы и методики исследования 34
2.2. Результаты исследования 38
Выводы по второй главе 52
Глава 3. Результаты реализации программы социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста 54
3.1. Организация, содержание и основные принципы построения программы
социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста 54
3.2. Контрольный эксперимент и его анализ 61
3.3. Результативность разработанной программы 73
Выводы по третьей главе 82
Заключение 84
Список использованной литературы 89
Приложения 97


Актуальность исследования. В современном обществе постоянно меняется ситуация социального развития ребенка. В условиях информационного общества, интенсивных темпах социализации личности, ограниченностью контактов проблема социально-коммуникативного развития старших дошкольников привлекает усиленное внимание на государственном уровне. В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования социально-коммуникативное развитие является одним из наиболее важных направлений деятельности, обеспечивающих успешную социализацию детей.
Анализ разработанности темы показал, что, несмотря на многочисленные исследования понятий социализация и коммуникация, сущность социально-коммуникативного развития в современных исследованиях раскрывается лишь через феномены коммуникативной и социальной компетентности, психологической готовности детей к обучению в школе. Проблема социально-коммуникативного развития дошкольников поднимается в трудах современных исследований И.А. Андреевой (2014), Т.А. Антопольской (2014), О.А. Вахрамеевой (2016), С.С. Журавлевой (2016).
Социальное развитие исследуется в трудах Л.В. Коломийченко (2005), А.М. Щетининой (2000). Социальное развитие дошкольника в научных исследованиях раскрывается через понятие социализации. Социализация является непрерывным процессом, проходящим через всю жизнь человека. Этот феномен заключается в усвоении ребенком существующих в обществе социальных и нравственных норм и правил поведения. Понятие социализации впервые упоминается в трудах Э. Дюркгейма (2006), сущность этого феномена, функции и формы раскрываются в трудах И.И. Ковалевой (2004), В.И. Колесова (2013), И.С. Кон (1967), А.И. Матвеевой (2016), А.В. Мудрика (2006), Е.М. Николаевой (2005), Е.П. Поликановой (2003), Р.М. Шимионова (2012).
Социализация и коммуникация являются взаимозависящими понятиями, так как социальная адаптация в современных условиях является способностью человека устанавливать контакты с разными людьми. Коммуникативное развитие в дошкольном возрасте способствует той же цели, что и социализация, реализуется во взаимодействии дошкольника с взрослым и сверстниками. Согласно целевых ориентиров ФГОС ДО, коммуникативное развитие дошкольника должно быть направлено на формирование у ребенка чувства собственного достоинства, установки на положительное отношение к миру, умение выражать свои мысли и желания, способности договариваться и разрешать конфликты, активности во взаимодействии с взрослыми и сверстниками...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель данной работы было исследование уровня сформированности социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, разработка и апробация программы по их развитию.
Анализ научной литературы по исследуемой проблеме показал, что социализация и коммуникация являются процессами, способствующими развитию личности и сопровождающие индивида в течение всей его жизни. Социализация относится к феноменам, посредством которого индивид учится эффективному взаимодействию с другими людьми в соответствии с морально-социальными нормами. Социализация является непрерывным процессом, который тесно связан с развитием личности в процессе воспитания и обучения, которые являются коммуникативными процессами.
Процессы социализации и коммуникации тесно связаны друг с другом, посредством коммуникативного процесса происходит обогащение личности социальными навыками, моральными и нравственными ценностями. В старшем дошкольном возрасте социализация происходит в основном в процессе коммуникативной деятельности.
Под коммуникативной деятельностью в дошкольном возрасте рассматривается процессы межличностного общения. Основным показателем социально-коммуникативного развития является сформированность речи и умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Коммуникативные способности играют ведущую роль в развитии дошкольника. В процессе межличностного общения происходит формирование всех познавательных психических процессов.
Формирование социально-коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте связано с речевым развитием и усвоением морально-нормативных способов поведения. Проблема социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в основном заключается в формировании социальной и коммуникативной компетентности, способствующей интеграции культурных, моральных и ценностных норм поведения в социальном обществе.
Коммуникативные навыки включают вербальные (с использованием речи) и невербальные (жесты, мимика, тембр и громкость голоса) формы общения. Социальные навыки представляют собой способности взаимодействия с взрослыми и сверстниками, эмоциональный интеллект (адекватность использования эмоциональных средств и умение контролировать свои чувства и эмоции).
Развитие социальной и коммуникативной компетентности возможно педагогическими методами воздействия, одним из которых является целенаправленное воспитание в семье и дошкольном образовательном учреждении.
Наиболее эффективным средством социально-коммуникативного воздействия является игровая деятельность, которая является ведущей в старшем дошкольном возрасте. Посредством игровой деятельности ребенок осваивает все возможные модели поведения, учится строить межличностные отношения на основе общения и сотрудничества.
Социально-коммуникативное развитие включает в себя умение дошкольников быть самостоятельными и регулировать свое поведение (произвольность поведения), умение проявлять социально приемлемое поведение (контролировать нормативность поведения в обществе), коммуникативные способности.
Анализ научной литературы позволил сформулировать гипотезу исследования, которой стало предположение о том, что уровень социально¬коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста можно оптимизировать, если в практику дошкольного образования внедрить разработанную нами программу, направленную на формирование личностных характеристик, способствующих повышению эмоциональной грамотности, развитию коммуникативных навыков и обогащение ценностной сферы данных детей.
Базой исследования явилось Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 комбинированного вида «Одуванчик» (МБДОУ д/с №7) г. Дивногорска. В эксперименте участвовало 30 воспитанников подготовительных к школе групп, из них 17 мальчиков и 13 девочек. Возраст испытуемых 6 - 7 лет...


1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков. / В.А. Аверин. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект. - 2001. - 384 с.
3. Андреева, И.А. Исследование уровня социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста // Научно-педагогическое обозрение. PedagogicalReview. - 2014. - №4 (6). - С. 7-11.
4. Антопольская, Т.А. Психолого-педагогическое моделирование социально-коммуникативного развития старших дошкольников в организации дополнительного образования детей / Т.А. Антопольская, С.С. Журавлева // Ученые записки. Научный журнал Курского государственного университета. - 2014. - №4 (32).
5. Арушанова, А.А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы /А. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 8. - С. 96-107.
6. Батаршев, А.В. Диагностика способности к общению./ А.В. Батаршев. - СПб.: Питер, 2006. - 176 с.
7. Битянова М.Р. Социальная психология. / М.Р. Битянова. - М.: Эксмо- пресс, 2001. - 576 с.
8. Бодалев, А.А. Личность и общение./ А.А. Бодалев. - М.:
Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.
9. Бодалев, А.А. Психология общения,/А.А. Бодалев - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996. - 256 с.
10. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
11. Вахрамеева, О.А. Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности в условиях ФГОС ДО // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2016. - № 1 (29). - С. 67-70.
12. Венгер Л.А. Педагогика способностей / Л.А. Венгер. - М.: «Знание», 1973. - 117 с.
13. Вердербер, Р. Психология общения./ Р. Вердербер, К. Вердербер - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. - 320 с.
14. Викулова, Л.Г. Основы теории коммуникации. Практикум. / Л.Г. Викулова, А.И. Шарунов. - М.: АСТ: Восток - Запад, 2008. - 316 с.
15. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 272 с...88


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ