Программа социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста
|
Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 9
1.1. Социализация и коммуникация: определение, компоненты,
характеристики 9
1.2. Особенности социализации и коммуникативного развития
дошкольников 18
1.3. Современные подходы к изучению проблемы социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста 26
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Экспериментальное изучение социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста 34
2.1. Организация, методы и методики исследования 34
2.2. Результаты исследования 38
Выводы по второй главе 52
Глава 3. Результаты реализации программы социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста 54
3.1. Организация, содержание и основные принципы построения программы
социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста 54
3.2. Контрольный эксперимент и его анализ 61
3.3. Результативность разработанной программы 73
Выводы по третьей главе 82
Заключение 84
Список использованной литературы 89
Приложения 97
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 9
1.1. Социализация и коммуникация: определение, компоненты,
характеристики 9
1.2. Особенности социализации и коммуникативного развития
дошкольников 18
1.3. Современные подходы к изучению проблемы социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста 26
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Экспериментальное изучение социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста 34
2.1. Организация, методы и методики исследования 34
2.2. Результаты исследования 38
Выводы по второй главе 52
Глава 3. Результаты реализации программы социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста 54
3.1. Организация, содержание и основные принципы построения программы
социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста 54
3.2. Контрольный эксперимент и его анализ 61
3.3. Результативность разработанной программы 73
Выводы по третьей главе 82
Заключение 84
Список использованной литературы 89
Приложения 97
Актуальность исследования. В современном обществе постоянно меняется ситуация социального развития ребенка. В условиях информационного общества, интенсивных темпах социализации личности, ограниченностью контактов проблема социально-коммуникативного развития старших дошкольников привлекает усиленное внимание на государственном уровне. В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования социально-коммуникативное развитие является одним из наиболее важных направлений деятельности, обеспечивающих успешную социализацию детей.
Анализ разработанности темы показал, что, несмотря на многочисленные исследования понятий социализация и коммуникация, сущность социально-коммуникативного развития в современных исследованиях раскрывается лишь через феномены коммуникативной и социальной компетентности, психологической готовности детей к обучению в школе. Проблема социально-коммуникативного развития дошкольников поднимается в трудах современных исследований И.А. Андреевой (2014), Т.А. Антопольской (2014), О.А. Вахрамеевой (2016), С.С. Журавлевой (2016).
Социальное развитие исследуется в трудах Л.В. Коломийченко (2005), А.М. Щетининой (2000). Социальное развитие дошкольника в научных исследованиях раскрывается через понятие социализации. Социализация является непрерывным процессом, проходящим через всю жизнь человека. Этот феномен заключается в усвоении ребенком существующих в обществе социальных и нравственных норм и правил поведения. Понятие социализации впервые упоминается в трудах Э. Дюркгейма (2006), сущность этого феномена, функции и формы раскрываются в трудах И.И. Ковалевой (2004), В.И. Колесова (2013), И.С. Кон (1967), А.И. Матвеевой (2016), А.В. Мудрика (2006), Е.М. Николаевой (2005), Е.П. Поликановой (2003), Р.М. Шимионова (2012).
Социализация и коммуникация являются взаимозависящими понятиями, так как социальная адаптация в современных условиях является способностью человека устанавливать контакты с разными людьми. Коммуникативное развитие в дошкольном возрасте способствует той же цели, что и социализация, реализуется во взаимодействии дошкольника с взрослым и сверстниками. Согласно целевых ориентиров ФГОС ДО, коммуникативное развитие дошкольника должно быть направлено на формирование у ребенка чувства собственного достоинства, установки на положительное отношение к миру, умение выражать свои мысли и желания, способности договариваться и разрешать конфликты, активности во взаимодействии с взрослыми и сверстниками...
Анализ разработанности темы показал, что, несмотря на многочисленные исследования понятий социализация и коммуникация, сущность социально-коммуникативного развития в современных исследованиях раскрывается лишь через феномены коммуникативной и социальной компетентности, психологической готовности детей к обучению в школе. Проблема социально-коммуникативного развития дошкольников поднимается в трудах современных исследований И.А. Андреевой (2014), Т.А. Антопольской (2014), О.А. Вахрамеевой (2016), С.С. Журавлевой (2016).
Социальное развитие исследуется в трудах Л.В. Коломийченко (2005), А.М. Щетининой (2000). Социальное развитие дошкольника в научных исследованиях раскрывается через понятие социализации. Социализация является непрерывным процессом, проходящим через всю жизнь человека. Этот феномен заключается в усвоении ребенком существующих в обществе социальных и нравственных норм и правил поведения. Понятие социализации впервые упоминается в трудах Э. Дюркгейма (2006), сущность этого феномена, функции и формы раскрываются в трудах И.И. Ковалевой (2004), В.И. Колесова (2013), И.С. Кон (1967), А.И. Матвеевой (2016), А.В. Мудрика (2006), Е.М. Николаевой (2005), Е.П. Поликановой (2003), Р.М. Шимионова (2012).
Социализация и коммуникация являются взаимозависящими понятиями, так как социальная адаптация в современных условиях является способностью человека устанавливать контакты с разными людьми. Коммуникативное развитие в дошкольном возрасте способствует той же цели, что и социализация, реализуется во взаимодействии дошкольника с взрослым и сверстниками. Согласно целевых ориентиров ФГОС ДО, коммуникативное развитие дошкольника должно быть направлено на формирование у ребенка чувства собственного достоинства, установки на положительное отношение к миру, умение выражать свои мысли и желания, способности договариваться и разрешать конфликты, активности во взаимодействии с взрослыми и сверстниками...
Цель данной работы было исследование уровня сформированности социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, разработка и апробация программы по их развитию.
Анализ научной литературы по исследуемой проблеме показал, что социализация и коммуникация являются процессами, способствующими развитию личности и сопровождающие индивида в течение всей его жизни. Социализация относится к феноменам, посредством которого индивид учится эффективному взаимодействию с другими людьми в соответствии с морально-социальными нормами. Социализация является непрерывным процессом, который тесно связан с развитием личности в процессе воспитания и обучения, которые являются коммуникативными процессами.
Процессы социализации и коммуникации тесно связаны друг с другом, посредством коммуникативного процесса происходит обогащение личности социальными навыками, моральными и нравственными ценностями. В старшем дошкольном возрасте социализация происходит в основном в процессе коммуникативной деятельности.
Под коммуникативной деятельностью в дошкольном возрасте рассматривается процессы межличностного общения. Основным показателем социально-коммуникативного развития является сформированность речи и умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Коммуникативные способности играют ведущую роль в развитии дошкольника. В процессе межличностного общения происходит формирование всех познавательных психических процессов.
Формирование социально-коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте связано с речевым развитием и усвоением морально-нормативных способов поведения. Проблема социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в основном заключается в формировании социальной и коммуникативной компетентности, способствующей интеграции культурных, моральных и ценностных норм поведения в социальном обществе.
Коммуникативные навыки включают вербальные (с использованием речи) и невербальные (жесты, мимика, тембр и громкость голоса) формы общения. Социальные навыки представляют собой способности взаимодействия с взрослыми и сверстниками, эмоциональный интеллект (адекватность использования эмоциональных средств и умение контролировать свои чувства и эмоции).
Развитие социальной и коммуникативной компетентности возможно педагогическими методами воздействия, одним из которых является целенаправленное воспитание в семье и дошкольном образовательном учреждении.
Наиболее эффективным средством социально-коммуникативного воздействия является игровая деятельность, которая является ведущей в старшем дошкольном возрасте. Посредством игровой деятельности ребенок осваивает все возможные модели поведения, учится строить межличностные отношения на основе общения и сотрудничества.
Социально-коммуникативное развитие включает в себя умение дошкольников быть самостоятельными и регулировать свое поведение (произвольность поведения), умение проявлять социально приемлемое поведение (контролировать нормативность поведения в обществе), коммуникативные способности.
Анализ научной литературы позволил сформулировать гипотезу исследования, которой стало предположение о том, что уровень социально¬коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста можно оптимизировать, если в практику дошкольного образования внедрить разработанную нами программу, направленную на формирование личностных характеристик, способствующих повышению эмоциональной грамотности, развитию коммуникативных навыков и обогащение ценностной сферы данных детей.
Базой исследования явилось Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 комбинированного вида «Одуванчик» (МБДОУ д/с №7) г. Дивногорска. В эксперименте участвовало 30 воспитанников подготовительных к школе групп, из них 17 мальчиков и 13 девочек. Возраст испытуемых 6 - 7 лет...
Анализ научной литературы по исследуемой проблеме показал, что социализация и коммуникация являются процессами, способствующими развитию личности и сопровождающие индивида в течение всей его жизни. Социализация относится к феноменам, посредством которого индивид учится эффективному взаимодействию с другими людьми в соответствии с морально-социальными нормами. Социализация является непрерывным процессом, который тесно связан с развитием личности в процессе воспитания и обучения, которые являются коммуникативными процессами.
Процессы социализации и коммуникации тесно связаны друг с другом, посредством коммуникативного процесса происходит обогащение личности социальными навыками, моральными и нравственными ценностями. В старшем дошкольном возрасте социализация происходит в основном в процессе коммуникативной деятельности.
Под коммуникативной деятельностью в дошкольном возрасте рассматривается процессы межличностного общения. Основным показателем социально-коммуникативного развития является сформированность речи и умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Коммуникативные способности играют ведущую роль в развитии дошкольника. В процессе межличностного общения происходит формирование всех познавательных психических процессов.
Формирование социально-коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте связано с речевым развитием и усвоением морально-нормативных способов поведения. Проблема социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в основном заключается в формировании социальной и коммуникативной компетентности, способствующей интеграции культурных, моральных и ценностных норм поведения в социальном обществе.
Коммуникативные навыки включают вербальные (с использованием речи) и невербальные (жесты, мимика, тембр и громкость голоса) формы общения. Социальные навыки представляют собой способности взаимодействия с взрослыми и сверстниками, эмоциональный интеллект (адекватность использования эмоциональных средств и умение контролировать свои чувства и эмоции).
Развитие социальной и коммуникативной компетентности возможно педагогическими методами воздействия, одним из которых является целенаправленное воспитание в семье и дошкольном образовательном учреждении.
Наиболее эффективным средством социально-коммуникативного воздействия является игровая деятельность, которая является ведущей в старшем дошкольном возрасте. Посредством игровой деятельности ребенок осваивает все возможные модели поведения, учится строить межличностные отношения на основе общения и сотрудничества.
Социально-коммуникативное развитие включает в себя умение дошкольников быть самостоятельными и регулировать свое поведение (произвольность поведения), умение проявлять социально приемлемое поведение (контролировать нормативность поведения в обществе), коммуникативные способности.
Анализ научной литературы позволил сформулировать гипотезу исследования, которой стало предположение о том, что уровень социально¬коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста можно оптимизировать, если в практику дошкольного образования внедрить разработанную нами программу, направленную на формирование личностных характеристик, способствующих повышению эмоциональной грамотности, развитию коммуникативных навыков и обогащение ценностной сферы данных детей.
Базой исследования явилось Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 комбинированного вида «Одуванчик» (МБДОУ д/с №7) г. Дивногорска. В эксперименте участвовало 30 воспитанников подготовительных к школе групп, из них 17 мальчиков и 13 девочек. Возраст испытуемых 6 - 7 лет...
Подобные работы
- Сравнительное изучение особенностей социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием в условиях разных образовательных маршрутов
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2021 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫХ СИТУАЦИЙ В СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
МИНИ-ТРЕНИНГОВ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального исполнительства
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2021 - Коррекционно-развивающая npoграмма формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2021 - СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕЛЬСКОМ ДЕТСКОМ
САДУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2016 - Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе подвижных игр
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - Обеспечение коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации индивидуально-
личностного дошкольного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2015 - Технология развития позитивного общения у дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018





