Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №168447

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы99
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Понятие финансовой грамотности: экономический и педагогический
аспекты 6
1.2 Психовозрастные особенности младших школьников при формировании
финансовой грамотности 13
1.3 Методические особенности организации деятельности учащихся младшей
школы в процессе формирования финансовой грамотности 21
Выводы по I главе 36
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 38
2.1Методика проведения констатирующего исследования актуального уровня сформированности финансовой грамотности у младших школьников 38
2.2 Результаты исследования актуального уровня сформированности
финансовой грамотности у младших школьников 40
2.3 Описание программы по формированию финансовой грамотности у
учеников 3 класса 48
Выводы по II главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
Библиографический список 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72


В современном мире все большую актуальность приобретает финансовое образование, которое постепенно становится одним из важнейших элементов образовательного процесса. В целом, потребность в финансовом образовании в нашей стране появилась еще в 90-х годах XX века в связи с волной реформ, которые перевернули взгляд человека на финансы ввиду стремительного перехода к рыночным отношениям. Сейчас же, наблюдая стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий, а вместе с тем и других областей нашей жизни (в том числе экономическую), вопрос финансового образования становится довольно острым.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования содержит ряд требований к образовательным результатам, которые могут успешно достигаться в рамках изучения вопросов финансовой грамотности.
К таким требованиям напрямую относятся, в частности, следующие предметные результаты по математике:
- использование начальных математических знаний в повседневных ситуациях для описания и объяснения окружающих предметов, процессов и явлений, оценки их количественных и пространственных отношений, в том числе в сфере личных и семейных финансов;
- приобретение опыта работы с информацией, представленной в
графической форме (простейшие таблицы, схемы, столбчатые диаграммы) и текстовой форме: умения извлекать, анализировать, использовать
информацию и делать выводы, заполнять готовые формы данными. [22]
Всемирный Банк определяет термин финансовой грамотности как способность человека принимать обоснованные решения по использованию и управлению своими деньгами.
В 2020 году по заказу Банка России Институт фонда “Общественное мнение” проводил исследование, в ходе которого было выявлено, что уровень финансовой грамотности населения в Российской Федерации в настоящее время, достаточно, низкий. Дети и подростки находятся в наибольшей зоне риска в отношении вопросов финансовой грамотности, так как родители в большинстве случаев не могут обучить их основам финансовой грамотности, ввиду отсутствия достаточного уровня знаний в этой области.[18]...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы над выпускной квалификационной работы мы изучили психолого-педагогическую, методическую литературу и выяснили, что представляет собой термин «финансовая грамотность» и из чего состоит.
Также изучили и описали психовозрастные особенности обучающихся при работе с финансами.
Проведенный анализ различных УМК показал, что в учебниках встречаются отдельные задания, направленные на формирование финансовой грамотности, но на данным заданиям не уделяют достаточно времени и не рассматривают их с точки зрения финансов. Исходя из этого, мы пришли к выводу, что проблема формирования финансовой грамотности актуальна и требует дальнейшего исследования.
В ходе исследования нами был проведен констатирующий эксперимент, в процессе проведения которого был определен актуальный уровень сформированности финансовой грамотности у младших школьников (точнее у учеников 3 класса). Основными критериями оценки сформированности финансовой грамотности являлись: когнитивный, деятельностный, рефлексивный.
Констатирующий эксперимент проводился в Толстомысенской средней общеобразовательной школе № 7. В исследовании приняли участие 14 учеников 3 класса (9-11 лет).
В ходе эксперимента обучающиеся выполняли задания, по выделенным нами критериям. Для определения уровня по когнитивному критерию была предложена методика «Исключение слова», позволяющая оценить знания основных терминов финансовой грамотности, способность к классификации, обобщению и выделению существенных признаков. Для определения уровня деятельностного критерия была подготовлена методика «Выполни действие», которая позволяет оценить умение решать нестандартные и стандартные экономические задачи, также умение планировать свои действия в трудных ситуациях, связанных с финансами. Рефлексивный критерий диагностировался на основании экономического теста, который включает в себя серию тестовых заданий, содержащих различные термины, связанные с финансовой грамотностью, и математических задач с экономическим содержанием.
На констатирующем этапе эксперимента, мы установили, что у 0% обучающихся высокий уровень сформированности финансовой грамотности, у 35% обучающихся - средний уровень, а у большинства (65%) обучающихся - низкий уровень. Данные исследования представлены в виде таблиц и диаграмм.
В ходе проверки работ было выявлено, что у большинства младших школьников преобладают низкие показатели сформированности финансовой грамотности. То есть гипотеза верна.
На основании результатов констатирующего эксперимента и анализа методической литературы мы предлагаем программу по формированию финансовой грамотности у младших школьников. В данную программу входят различные теоретические темы по финансовой грамотности, в основном, это деньги, бюджет. Также различные задания, направленные на закрепление полученных знаний по финансовой грамотности, обучающие обращению с деньгами...


1. Банк заданий для оценки уровня финансовой грамотности учащихся начальной и основной школы. / Разработчики: Баранова В. Ю., Давыдова Е. И., Вепрентцев К. и др. Москва, 2018. 96 с.
2. Введение в финансовую грамотность: учебное пособие для начальной школы / [Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова и д.р.] ; под общ.ред. Е.Л. Рутковской. Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020. 96 с.
3. Гловелли, Г. Д., Корлюгова Ю. А. Финансовая грамотность[Текст]: материалы для учащихся 4 класса / Г. Д. Гловелли, Ю. А. Корлюгова. Москва: Вита-Пресс, 2014. 128 с.
4. Грохольская, О. Г. Проблемы и перспективы экономического образования в российской школе [Текст] / О. Г. Грохольская // Педагогика. 2005. № 7. С. 35-40.
5. Дамбаа С.Т. Повышение финансовой грамотности как необходимое условие финансовой независимости молодежи в современном мире // Материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. 2018. С. 396-399.
6. Дубровина, И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи - Возрастные особенности психического развития детей. Москва. 1982.
7. Евменова, Г. М., Меньшикова, О. И. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике [Текст] / Г. М. Евменова, О. И. Меньшикова. Москва: Просвещение, 2017. 104 с.
8. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. М.: КНОРУС, 2012. 106 с.
9. Исупова О.Н. Методические рекомендации для учителей начальной
школы к учебно-методическому комплексу "Введение в финансовую грамотность» [Электронный ресурс] // М.: 2019. URL:
http://rcotradny.ru/images/files/Metodicheskie rekomendacii.pdf (дата обращения: 14.04.2022).
10. Концепция Национальной программы повышения уровня
финансовойграмотности населения Российской Федерации [Электронный ресурс] // Министерство финансов России. Документы.
URL:https://www.minfin.ru/ru/document/?id 4=118377-
proekt natsionalnaya strategiya povysheniya finansovoi gramotnosti 2017-2023 gg. (дата обращения: 28.04.2022).
11. Краевая программа «Повышения уровня финансовой грамотности
населения Красноярского края». [Электронный ресурс]. URL:
http://minfin.krskstate.ru/fingram?eyes=yes (дата обращения 05.04.2022).
12. Критерии финансовой грамотности населения и пути ее повышения. Отчет по результатам исследования [Электронный ресурс] : http://pdt.vscc.ac.ru/article/976/full? lang=ru (дата обращения: 14. 03.2022)
13. Кузина, О.Е. Проблемы измерения и пути повышения финансовой грамотности населения России [Текст] / О.Е. Кузина, Д.Х. Ибрагимова // Мониторинг общественного мнения. 2008. № 4 (88). С. 14-25.
14. Кузина, О.Е. Финансовая грамотность молодежи [Текст] /
О.Е.Кузина // Мониторинг общественного мнения. 2009. № 4 (92). С. 157-177.
15. Математика. 1 - 4 классы (Гармония). Учебн. пособия для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Истомина Н.Б. и др. М.: Ассоциация XXI, 2015...42


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ