ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ 5
1.1. Понятие виктимного поведения в психологии 5
1.2. Характеристика причин и проявлений виктимного поведения старших
подростков 9
1.3. Содержание психопрофилактической работы с подростками, склонными
к виктимному поведению 13
1.4. Методические приёмы психопрофилактической работы со старшими
подростками, склонными к виктимному поведению 17
Выводы по главе 1 18
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА И МЕРОПРИЯТИЙ ПОПСИХОПРОФИЛАКТИКЕ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ПРИШКОЛЬНОМ ИНТЕРНАТЕ .... 19
2.1. Описание диагностики по психопрофилактике виктимного поведения
старших подростков 19
2.2. Анализ результатов диагностики 20
2.3. Проект психопрофилактики виктимного поведения старших подростков 22
2.4. Программа мероприятий по психопрофилактике виктимного поведения
старших подростков 28
Вывод по главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Проблема психологической профилактики виктимности подростков очень актуальна в системе социального воспитания. В настоящее время в России много угроз и опасностей, требующих от человека осмотрительности и осторожности. Так же возросла криминальная опасность: обман, мошенничество, нападение преступника.
Виктимность - это предрасположенность человека стать жертвой неблагоприятных обстоятельств, то есть, виктимность - это жертвенность.
Актуальный возраст для проблемы виктимности является 12-15 лет, то есть это переходный возраст. Подростки данной категории наиболее близки к девиантному поведению в целом, а к поведению жертвы многие прибегают в силу ущемления со стороны социума. Поэтому особое значение приобретает психологическая профилактика виктимного поведения старших подростков, которые проживают в пришкольном интернате.
В отечественной социологии и психологии проблемой виктимного поведения занимались О.О. Андронникова [1, 2, 3], В.Т. Лисовский [15], А.А. Осипова [20], А.В. Мудрик [18], Д.В. Ривман [23], В.Е. Христенко [29]. В российской психологии мало кто занимается исследованиями виктимного поведения.
Таким образом, психологическая профилактика виктимного поведения старших подростков актуальна на данный момент.
Цель: разработка программы психопрофилактики виктимного поведения старших подростков, проживающих в пришкольном интернате.
Объект: виктимное поведение старших подростков, проживающих в пришкольном интернате.
Предмет: психопрофилактика поведения старших подростков, проживающих в пришкольном интернате.
Задачи:
1. Проанализировать в научной литературе понятие виктимного поведения.
2. Рассмотреть особенности проявления виктимного поведения старших подростков, а также меры психопрофилактики виктимного поведения в условиях пришкольного интерната.
3. Провести диагностическую работу по психопрофилактике виктимного поведения старших подростков.
4. Разработать проект и мероприятия психопрофилактики виктимного поведения старших подростков, проживающих в пришкольном интернате.
Проектная идея: разработанная программа психопрофилактики будет способствовать снижению виктимности старших подростков, проживающих в пришкольном интернате.
Методы:
- теоретические (анализ психологической литературы);
- диагностические;
- эмпирические (опрос).
Методика: «Исследование склонности к виктимному поведению», автор - О.О. Андронникова.
База исследования: МКОУ «Тутончанская средняя школа» Эвенкийского района, Красноярского края.
Выборка: 5 человек в возрасте 14-15 лет.
Практическая значимость: разработанная программа может быть использована в работе социального психолога, социального педагога, педагога в школе и в других образовательных учреждениях.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит параграфы, заключения, списка использованных источников, приложения.
Проведенный теоретический анализ позволил сделать следующие выводы:
- виктимное поведение - это отклонение от норм безопасного поведения, в которое входят социальные, психические и моральные проявления, а также это предрасположенность человека быть жертвой неблагоприятных обстоятельств. Такое поведение может быть свойственно различным возрастным группам, но особое внимание привлекают именно подростки, так как в этом возрасте происходит фундаментальная перестройка организма и психики человека;
- виктимное поведение старших подростков может формироваться от конкретных ситуационных обстоятельств. От набора возрастных и индивидуальных виктимогенных свойств формируются определённые виды виктимности;
- с подростками, имеющими склонность к виктимному поведению, необходимо проводить психопрофилактическую работу.
Психологическая профилактика виктимного поведения - это деятельность системы социальных институтов, которая ориентирована на обнаружение обстоятельств, формирующих виктимное поведение, и устранение факторов к нему приводящих.
Психопрофилактика включает в себя множество аспектов. В том числе, обязательная просветительская работа, информирование. В систему психопрофилактики виктимного поведения входят беседы, консультирование по различным вопросам, занятия с элементами тренинга, снятия напряжения и агрессии.
В данной проектной работе было организовано диагностическое исследование, целью которого является измерение предрасположенности склонности подростков к осуществлению разных форм виктимного поведения.
Выборка представлена старшими подростками 8 класса в количестве 5 человек. В качестве диагностического инструментария использовалась «Методика исследования склонности к виктимному поведению» (автор - О.О. Андронникова).
Так же представлен проект по психопрофилактике виктимного поведения старших подростков, проживающих в пришкольном интернате, где представлена целевая аудитория, этапы проекта, сроки, какие риски бывают при реализации проекта, бюджет проекта и многое другое.
На основе полученных результатов диагностики была разработана программа занятий, направленная на психопрофилактику виктимного поведения подростков. Поэтому можно сделать вывод, что осознание, понимание психологических особенностей подростков со склонностью к виктимному поведению, проживающих в пришкольном интернате, и грамотно организованная первичная профилактика будет способствовать предупреждению виктимизации подростков.
Таким образом, цели и задачи проекта были реализованы в полной мере.