Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ПРИШКОЛЬНОМ ИНТЕРНАТЕ

Работа №168444

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2021
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ 5
1.1. Понятие виктимного поведения в психологии 5
1.2. Характеристика причин и проявлений виктимного поведения старших
подростков 9
1.3. Содержание психопрофилактической работы с подростками, склонными
к виктимному поведению 13
1.4. Методические приёмы психопрофилактической работы со старшими
подростками, склонными к виктимному поведению 17
Выводы по главе 1 18
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА И МЕРОПРИЯТИЙ ПОПСИХОПРОФИЛАКТИКЕ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ПРИШКОЛЬНОМ ИНТЕРНАТЕ .... 19
2.1. Описание диагностики по психопрофилактике виктимного поведения
старших подростков 19
2.2. Анализ результатов диагностики 20
2.3. Проект психопрофилактики виктимного поведения старших подростков 22
2.4. Программа мероприятий по психопрофилактике виктимного поведения
старших подростков 28
Вывод по главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 53


Проблема психологической профилактики виктимности подростков очень актуальна в системе социального воспитания. В настоящее время в России много угроз и опасностей, требующих от человека осмотрительности и осторожности. Так же возросла криминальная опасность: обман, мошенничество, нападение преступника.
Виктимность - это предрасположенность человека стать жертвой неблагоприятных обстоятельств, то есть, виктимность - это жертвенность.
Актуальный возраст для проблемы виктимности является 12-15 лет, то есть это переходный возраст. Подростки данной категории наиболее близки к девиантному поведению в целом, а к поведению жертвы многие прибегают в силу ущемления со стороны социума. Поэтому особое значение приобретает психологическая профилактика виктимного поведения старших подростков, которые проживают в пришкольном интернате.
В отечественной социологии и психологии проблемой виктимного поведения занимались О.О. Андронникова [1, 2, 3], В.Т. Лисовский [15], А.А. Осипова [20], А.В. Мудрик [18], Д.В. Ривман [23], В.Е. Христенко [29]. В российской психологии мало кто занимается исследованиями виктимного поведения.
Таким образом, психологическая профилактика виктимного поведения старших подростков актуальна на данный момент.
Цель: разработка программы психопрофилактики виктимного поведения старших подростков, проживающих в пришкольном интернате.
Объект: виктимное поведение старших подростков, проживающих в пришкольном интернате.
Предмет: психопрофилактика поведения старших подростков, проживающих в пришкольном интернате.
Задачи:
1. Проанализировать в научной литературе понятие виктимного поведения.
2. Рассмотреть особенности проявления виктимного поведения старших подростков, а также меры психопрофилактики виктимного поведения в условиях пришкольного интерната.
3. Провести диагностическую работу по психопрофилактике виктимного поведения старших подростков.
4. Разработать проект и мероприятия психопрофилактики виктимного поведения старших подростков, проживающих в пришкольном интернате.
Проектная идея: разработанная программа психопрофилактики будет способствовать снижению виктимности старших подростков, проживающих в пришкольном интернате.
Методы:
- теоретические (анализ психологической литературы);
- диагностические;
- эмпирические (опрос).
Методика: «Исследование склонности к виктимному поведению», автор - О.О. Андронникова.
База исследования: МКОУ «Тутончанская средняя школа» Эвенкийского района, Красноярского края.
Выборка: 5 человек в возрасте 14-15 лет.
Практическая значимость: разработанная программа может быть использована в работе социального психолога, социального педагога, педагога в школе и в других образовательных учреждениях.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит параграфы, заключения, списка использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный теоретический анализ позволил сделать следующие выводы:
- виктимное поведение - это отклонение от норм безопасного поведения, в которое входят социальные, психические и моральные проявления, а также это предрасположенность человека быть жертвой неблагоприятных обстоятельств. Такое поведение может быть свойственно различным возрастным группам, но особое внимание привлекают именно подростки, так как в этом возрасте происходит фундаментальная перестройка организма и психики человека;
- виктимное поведение старших подростков может формироваться от конкретных ситуационных обстоятельств. От набора возрастных и индивидуальных виктимогенных свойств формируются определённые виды виктимности;
- с подростками, имеющими склонность к виктимному поведению, необходимо проводить психопрофилактическую работу.
Психологическая профилактика виктимного поведения - это деятельность системы социальных институтов, которая ориентирована на обнаружение обстоятельств, формирующих виктимное поведение, и устранение факторов к нему приводящих.
Психопрофилактика включает в себя множество аспектов. В том числе, обязательная просветительская работа, информирование. В систему психопрофилактики виктимного поведения входят беседы, консультирование по различным вопросам, занятия с элементами тренинга, снятия напряжения и агрессии.
В данной проектной работе было организовано диагностическое исследование, целью которого является измерение предрасположенности склонности подростков к осуществлению разных форм виктимного поведения.
Выборка представлена старшими подростками 8 класса в количестве 5 человек. В качестве диагностического инструментария использовалась «Методика исследования склонности к виктимному поведению» (автор - О.О. Андронникова).
Так же представлен проект по психопрофилактике виктимного поведения старших подростков, проживающих в пришкольном интернате, где представлена целевая аудитория, этапы проекта, сроки, какие риски бывают при реализации проекта, бюджет проекта и многое другое.
На основе полученных результатов диагностики была разработана программа занятий, направленная на психопрофилактику виктимного поведения подростков. Поэтому можно сделать вывод, что осознание, понимание психологических особенностей подростков со склонностью к виктимному поведению, проживающих в пришкольном интернате, и грамотно организованная первичная профилактика будет способствовать предупреждению виктимизации подростков.
Таким образом, цели и задачи проекта были реализованы в полной мере.



1. Андронникова О.О. Методика исследования склонности к виктимному поведению. [Электронный ресурс]URL: http://spsi.narod.ru/5.htm(дата обращения 10.06.2021).
2. Андронникова О.О. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков. Новосибирск, 2015. 197с.
3. Андронникова О.О. Психологические границы виктимной личности // Сибирский педагогический журнал. М.: 2018. №2. С.111-118.
4. Беличева С.А Основы превентивной психологии [Электронный ресурс] URL: http://pedlib.rU/Books/2/0186/2_0186-246.shtml(дата обращения 10.06.2021).
5. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. М.: Академия, 2013. 160 с.
6. Голубева М.В. Виктимность: понятие в психологии, причины и типы
виктимного поведения [Электронный ресурс] URL:
https://psychologist.tips/2522-viktimnost-ponyatie-v-psihologii-prichiny-i-tipy- viktimnogo-povedeniya.html#i(дата обращения 10.06.2021 г).
7. Гостунская Я.И. Психолого-педагогическая помощь семье в процессе ресоциализации подростков с девиантной виктимностью: автореф... дис. ... канд. псих. наук // Северо-кавк. гос. техн ун-т, Ставрополь, 2007. 22 с.
8. Гредюшко О.П. Психологические трудности подростков // Вестник: теоретический и науч.-практический журнал. - 2014. - № 3. - С. 118-119.
9. Долговых М.П. Психологическая детерминация проявления виктимного поведения личности подростка: учебное пособие. Тольятти, 2009. 189с.
10. Долгова А.И. Криминология: 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. 368 с.
11. Иовчук Н.М. Детско-подростковые психические расстройства: учебное пособие. М.: Академия, 2015. 401с.
12. Клейберт Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. М.: Сфера, 2013.160 с.
13. Кондратенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: учебное пособие. Минск, 2013. 202 с.
14. Коновалов В.П. Виктимность и ее профилактика:
виктимологические проблемы борьбы с преступностью: учебное пособие. Иркутск: издательство Иркутского университета, 2009. 115 с.
15. Кузнецова Л.Э. Психологические особенности проявления виктимного поведения у современной молодежи // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 73-75.
16. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие. М.: Академический проект, 2011. 432 с.
17. Лисовенко Б.С. Социально-психологические закономерности виктимного поведения // региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области. [Электронный ресурс]. URL: www.vspu.ru (дата обращения 19.05.2021).
18. Лисовский В.Т. Социология молодежи: учебник. Спб., 2010. 209 с.
19. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы: учебное пособие. М., 2017. 928 с.
20. Морозова Н.Б. Психические расстройства и их роль в виктимном поведении детей и подростков [Электронный ресурс] URL: http://www.rusmedserv.com/psychsex/teens/psihvikt.htm.(дата обращения 10.06.2021).
21. Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику: учебное пособие. М.: Педагогика, 2004. 365 с.
22. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для вузов. М.: Сфера, 2014. 510 с.
23. Полубинский В.И. Криминальная виктимология: монография. М.: ВНИИ МВД России, 2008. 210 с.
24. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: учебное пособие. Спб.: 2010. 656 с.
25. Ребер А. Большой толковый психологический словарь // пер. с англ. Е. Чеботарева, М.: Вече: ACT, 2003. 650 с.
26. Репецкая A.T. Виновное поведение потерпевшего и принцип справедливости в уголовной политике: учебное пособие. Иркутск: Оттиск. 2011. 285с.
27. Ривман Д.В. Криминальная виктимология: учебник. Спб.: 2012. 304с.
28. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб.: Речь, 2005. 256 с. № 1 (50). С. 8-13.
29. Рыжова Н.И. Виктимологическая профилактика и защита как основа профессиональной виктимологической подготовки // Мир науки, культуры, образования, 2015.
30. Ситковский А.Л. Виктимологические проблемы профилактики корыстных преступлений против собственности граждан: дис. ... канд. юрид. наук // Юрид. инст. МВД России. М.: 1995. 190 с.
31. Тайлакова М.М. Виктимологическая профилактика преступлений в России и за рубежом // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XIII международная научая практичесская конференция. Новосибирск: СибАК, 2012. 88 с.
32. Туляков В.А. Генезис отклоняющегося поведения и классификация жертв преступлений: учебник. Одесса: Астропринт, 2010. 300 с.
33. Туляков В.А. Общая характеристика виктимологической политики в современных условиях: учебник. Одесса: Астропринт, 2010. 271 с.
34. Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Минск, 2010. 306 с.
35. Уэда К. Преступность и криминология в Современной Японии: Пер. с япон. / Под ред. Н.Ф.Кузнецовой, В.Н.Еремина. М.: Прогресс, 1989.
36. Фельдман Д.В. Теоретико-методологические основы изучения социально-психологических условий влияния стратегии жизни на уровень 51
виктимности молодежи // Социальная политика и социология. 2012. № 8. С. 236-254.
37. Франк Л.В. Потерпевшие от преступления и проблемы советской виктимологии. Душанбе, 1977. С. 97-101.
38. Холыст Б. Факторы, формирующие виктимность // Вопросы борьбы с преступностью. М.:,1984. Вып.41. С.73-74.
39. Христенко В.Е. Психология поведения жертвы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 416 с.
40. Чупрова А.Ю. Криминология и предупреждение преступлений. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2016. 222 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ