ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ТЕРРИТОРИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА «КРАСНОЯРСКИЕ СТОЛБЫ» 5
1.1. Географическое положение 5
1.2. Геологическое строение и рельеф 7
1.3. Климат 10
1.4. Гидрология района 12
1.5. Почвы и растительный мир 14
1.6. Животный мир 17
1.7. Экологическое состояние и рекреационная нагрузка на
территорию национального парка «Красноярские Столбы» 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА ПО ТЕМЕ «РЕКРЕАЦИОННАЯ НАГРУЗКА НА ТЕРРИТОРИЮ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА "КРАСНОЯРСКИЕ СТОЛБЫ"» 27
2.1. Теоретические подходы к изучению проектной деятельности ... 27
2.2. Требования по организации и проведению проектной работы со
школьниками 38
2.3. Применение технологии проектной деятельности при оценке
рекреационной нагрузки на ООПТ своего края 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
Актуальность исследования. На протяжении последних десятилетий все большее внимание уделяется сохранению природных уголков и созданию национальных парков с целью защиты уникальных экосистем и обеспечения их доступности для рекреационной деятельности. Одним из таких значимых природных объектов является национальный парк «Красноярские Столбы».
Национальный парк «Красноярские Столбы» является одним из самых прекрасных природных уголков в России. Расположенный в Красноярском крае, он привлекает внимание туристов и любителей природы со всего мира своими уникальными пейзажами и богатым биоразнообразием. Однако, с ростом популярности парка возникают вопросы о сохранении его уникальных природных ресурсов и управлении рекреационной нагрузкой на его территории.
Одним из важнейших средств повышения эффективности обучения по географии является развитие познавательного интереса к предмету, который может реализоваться через проектную и исследовательскую деятельность, построенную на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. В результате проектной деятельности происходит формирование у обучающегося готовности и способности самостоятельно творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. А проектная работа по изучению рекреационной нагрузки на территорию национального парка «Красноярские Столбы» даст возможность обучающимся обратить внимание на экологические проблемы охраняемых территорий.
Цель: разработать проект по географии для обучающихся 9 класса по изучению рекреационной нагрузки на территорию национального парка «Красноярские Столбы».
Задачи
1. Составить физико-географическую характеристику национального парка «Красноярские Столбы».
2. Выявить особенности проектной деятельности по географии.
3. Разработать проект по изучению рекреационной нагрузки на
территорию национального парка «Красноярские Столбы» и составить рекомендации по организации рекреационной
деятельности с целью минимизации негативного воздействия на экосистему.
Объект исследования: образовательный процесс по географии.
Предмет исследования: проектная деятельность по изучению рекреационной нагрузки на территорию национального парка «Красноярские Столбы».
Методы: анализ литературных и интернет-источников, обобщение, сравнение, статистический, картографический.
В результате выполнения научно-исследовательской работы успешно достигнута ее цель: организована проектная деятельность обучающихся 9 классов на примере изучения рекреационной нагрузки на особо охраняемую природную территорию «Красноярские Столбы».
В теоретической части работы всесторонне рассматриваются ключевые аспекты организации проектной деятельности учащихся:
1. Учебная проектная работа школьников как специфический вид их деятельности.
2. Уровни и типы организации проектной деятельности учащихся.
3. Основные этапы выполнения проектной работы школьниками.
4. Структура проектной деятельности.
5. Требования, предъявляемые к учащимся при выполнении проектной деятельности, и критерии ее оценивания.
Эмпирическое исследование было посвящено организации и проведению проектной работы со школьниками на примере учебного проекта «Рекреационная нагрузка на территорию национального парка "Красноярские Столбы"» во внеурочной проектной деятельности учащихся 9 класса при обучении географии».
В результате выполненной проектной работы были достигнуты следующие результаты:
1. Разработан учебный проект по теме «Рекреационная нагрузка на территорию национального парка "Красноярские Столбы"».
2. На основе разработанного учебного проведена проектная работа со школьниками, в результате которой учащиеся приобрели навыки проектной деятельности, освоили основные методы изучения и анализа явлений и процессов.
3. На основании проделанной проектной работы учащимися разработаны материалы для проведения школьной выставки «Здоровые тропы» экологической направленности, для привлечения внимания обучающихся к сохранению ООПТ.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что организация проектной деятельности учащихся по изучению рекреационной нагрузки на территорию ООПТ способствует повышению эффективности образовательного процесса, формированию у учащихся экологической грамотности и устойчивого поведения в природе, а также является основой для дальнейшего интеллектуального и творческого развития.
Антропогенная нагрузка на природные объекты в национальном парке «Красноярские Столбы» требует пристального внимания и неотложных мер по ее снижению. Организация школьной выставки на основе проведенной проектной деятельности учащихся, может служить эффективным инструментом для снижения рекреационной нагрузки и повышения экологической грамотности обучающихся и посетителей ООПТ.