ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ТЕРРИТОРИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА «КРАСНОЯРСКИЕ СТОЛБЫ» 5
1.1. Географическое положение 5
1.2. Геологическое строение и рельеф 7
1.3. Климат 10
1.4. Гидрология района 12
1.5. Почвы и растительный мир 14
1.6. Животный мир 17
1.7. Экологическое состояние и рекреационная нагрузка на
территорию национального парка «Красноярские Столбы» 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА ПО ТЕМЕ «РЕКРЕАЦИОННАЯ НАГРУЗКА НА ТЕРРИТОРИЮ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА "КРАСНОЯРСКИЕ СТОЛБЫ"» 27
2.1. Теоретические подходы к изучению проектной деятельности ... 27
2.2. Требования по организации и проведению проектной работы со
школьниками 38
2.3. Применение технологии проектной деятельности при оценке
рекреационной нагрузки на ООПТ своего края 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
Актуальность исследования. На протяжении последних десятилетий все большее внимание уделяется сохранению природных уголков и созданию национальных парков с целью защиты уникальных экосистем и обеспечения их доступности для рекреационной деятельности. Одним из таких значимых природных объектов является национальный парк «Красноярские Столбы».
Национальный парк «Красноярские Столбы» является одним из самых прекрасных природных уголков в России. Расположенный в Красноярском крае, он привлекает внимание туристов и любителей природы со всего мира своими уникальными пейзажами и богатым биоразнообразием. Однако, с ростом популярности парка возникают вопросы о сохранении его уникальных природных ресурсов и управлении рекреационной нагрузкой на его территории.
Одним из важнейших средств повышения эффективности обучения по географии является развитие познавательного интереса к предмету, который может реализоваться через проектную и исследовательскую деятельность, построенную на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. В результате проектной деятельности происходит формирование у обучающегося готовности и способности самостоятельно творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. А проектная работа по изучению рекреационной нагрузки на территорию национального парка «Красноярские Столбы» даст возможность обучающимся обратить внимание на экологические проблемы охраняемых территорий.
Цель: разработать проект по географии для обучающихся 9 класса по изучению рекреационной нагрузки на территорию национального парка «Красноярские Столбы».
Задачи
1. Составить физико-географическую характеристику национального парка «Красноярские Столбы».
2. Выявить особенности проектной деятельности по географии.
3. Разработать проект по изучению рекреационной нагрузки на
территорию национального парка «Красноярские Столбы» и составить рекомендации по организации рекреационной
деятельности с целью минимизации негативного воздействия на экосистему.
Объект исследования: образовательный процесс по географии.
Предмет исследования: проектная деятельность по изучению рекреационной нагрузки на территорию национального парка «Красноярские Столбы».
Методы: анализ литературных и интернет-источников, обобщение, сравнение, статистический, картографический.
В результате выполнения научно-исследовательской работы успешно достигнута ее цель: организована проектная деятельность обучающихся 9 классов на примере изучения рекреационной нагрузки на особо охраняемую природную территорию «Красноярские Столбы».
В теоретической части работы всесторонне рассматриваются ключевые аспекты организации проектной деятельности учащихся:
1. Учебная проектная работа школьников как специфический вид их деятельности.
2. Уровни и типы организации проектной деятельности учащихся.
3. Основные этапы выполнения проектной работы школьниками.
4. Структура проектной деятельности.
5. Требования, предъявляемые к учащимся при выполнении проектной деятельности, и критерии ее оценивания.
Эмпирическое исследование было посвящено организации и проведению проектной работы со школьниками на примере учебного проекта «Рекреационная нагрузка на территорию национального парка "Красноярские Столбы"» во внеурочной проектной деятельности учащихся 9 класса при обучении географии».
В результате выполненной проектной работы были достигнуты следующие результаты:
1. Разработан учебный проект по теме «Рекреационная нагрузка на территорию национального парка "Красноярские Столбы"».
2. На основе разработанного учебного проведена проектная работа со школьниками, в результате которой учащиеся приобрели навыки проектной деятельности, освоили основные методы изучения и анализа явлений и процессов.
3. На основании проделанной проектной работы учащимися разработаны материалы для проведения школьной выставки «Здоровые тропы» экологической направленности, для привлечения внимания обучающихся к сохранению ООПТ.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что организация проектной деятельности учащихся по изучению рекреационной нагрузки на территорию ООПТ способствует повышению эффективности образовательного процесса, формированию у учащихся экологической грамотности и устойчивого поведения в природе, а также является основой для дальнейшего интеллектуального и творческого развития.
Антропогенная нагрузка на природные объекты в национальном парке «Красноярские Столбы» требует пристального внимания и неотложных мер по ее снижению. Организация школьной выставки на основе проведенной проектной деятельности учащихся, может служить эффективным инструментом для снижения рекреационной нагрузки и повышения экологической грамотности обучающихся и посетителей ООПТ.
1. Ананьина П.О. Антропогенное изменение рельефа заповедника «Столбы» / П.О. Ананьина, Н.М. Семенова // Природопользование и охрана природы: Матер. VIII Всерос. научно-практ. конф. c междунар. участием / Национальный исследовательский Томский государственный университет. Томск. 2019. С. 48-51.
2. Ангелова С.В. Влияние туризма на национальный парк «Красноярские столбы» // Материалы региональной научной конференции школьников, студентов и молодых ученых «Экология, Окружающая Среда И Здоровье Человека: XXI век» (г. Красноярск, 31 октября 2023 г.). Красноярск: КГАУ. 2024. С. 213-215.
3. Андреева Е. Б., Тупицына Н. Н. Флора заповедника «Столбы». Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2014. 303 с.
4. Астанин Д.М. Методологические аспекты управления рекреационным воздействием в структуре устойчивого развития многофакторных систем // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. №1 (115). С. 168-171.
5. Безруких В.А., Макарова Л.Г., Кузнецова О.А., Авдеева Е.В. Современные системы национальных парков и заповедников, интегрируемые с урбанизированными территориями // Хвойные бореальной зоны. 2018. Т. XXXVI. №3. С. 222-226.
6. Деревягина Д.А., Суворов А.П. Воздействие рекреации на национальный парк «Красноярские Столбы» // Материалы национальной конференции с международным участием, посвящённой 70-летию охотоведческого образования в ИСХИ - Иркутском ГАУ (в рамках IX Международной научно-практической конференции «Климат, экология, сельское хозяйство Евразии»). 2020. С. 148-152.
7. Запекина-Дулькейт Ю.И., Дулькейт Г.Д. Труды государственного заповедника «Столбы». Выпуск III. Красноярское книжное издательство. 1961. 283 с.
8. Зарубина Е.Ю., Романов Р.Е. Флористические находки на территории национального парка «Красноярские Столбы» // Turczaninowia. 2023. №1. С. 57-70.
9. Иванцов Д.В. Создание национальных парков как полноценных рекреационных территорий (вопросы концепции развития) // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2020. Т. 14. №2 (1). С. 11-25.
10. Интерактивная карта города Красноярск / 2GIS. URL: https://2gis.ru/krasnoyarsk (дата обращения: 20.01.2024).
11. Интерактивная карта мира / Google // Maps-of-world.ru - Карта мира. URL: https://www.google.ru/intl/ru/earth/ (дата обращения: 05.12.2023).
12. Исаченко, Т. Е., Исаченко, Г. А., Озерова, С. Д. (2020). Оценка
рекреацион- ной нарушенности и регулирование нагрузок на особо охраняемых природных территориях Санкт-Петербурга. Вестник Санкт- Петербургского университета. Науки о Земле, 65 (1), 16- 32
https://doi.org/10.21638/spbu07.2020.102
13. Каллас Е.В. Состояние почв Красноярского государственного
заповедника «Столбы» / Е.В. Каллас, Л.В. Матвеева // Природопользование и охрана природы: охрана памятников природы, биологического и
ландшафтного разнообразия Томского приобья и других регионов России: сб. статей. Томск. 2020. С. 168-173.
14. Климатический мониторинг // Красноярск: официальный сайт.
2021. URL:
http://www.pogodaiklimat.ru/monitor.php?id=29570&month=6&year=2021 (дата обращения: 11.03.2024).
15. Костицын В.П. Влияние рекреационных нагрузок на экосистему Красноярского государственного заповедника «Столбы» // Материалы конференции «X Отрытая городская конференция инновационных образовательных проектов «Взгляд в будущее». Красноярск. 2021. 32 с...35