Ведение 3
Глава I. Теоретический обзор по проблеме исследования 8
1.1 Проблема изучения самооценки в психологии 8
1.2 Психологические особенности зрелого возраста 12
1.3 Современное состояние исследования самооценки женщин,
занимающихся танцами 16
Выводы по главе 1 21
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 22
2.1 Организация и методика проведения исследования 22
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 25
Выводы по главе 2 36
Глава III. Реализация психологической программы развития самооценки женщин, занимающихся танцами 33
3.1 Содержание психологической программы развития самооценки
женщин, занимающихся танцами 33
3.2 Анализ результатов контрольного эксперимента 57
Выводы по главе 3 60
Заключение 62
Список литературы 65
Проблема самооценки всегда являлась объектом пристального внимания психологов. Именно для женщин эта проблема в настоящее время достаточно остро стоит в современном мире. Это отмечают и психологи, и обычные обыватели. Так, ученые опросили более 1 миллиона человек из 48 стран. Согласно результатам исследования, было отмечено и сделаны выводы о том, что самооценка людей выше, как правило, в тех странах, где развита экономика. Специалисты также учли уровень гендерного равенства: в странах Европы он значительно выше. А вот по данным Росстата на начало 2021 года в России проживали 68,1 миллионов мужчин и 78,6 миллионов женщин.
В развивающихся странах женщины обязаны следить за собой и соответствовать какому-то стандарту. Поэтому женщины часто комплектуют, если они ему не соответствуют ли отклоняются от него. На Западе мало кого беспокоит внешний вид: в лондонской подземке вы можете увидеть женщину в вечернем платье с накрученными бигуди. Это удобно, потому что если снять их дома, есть риск попасть под дождь или потерять из -за сильного ветра укладку, которая будет хорошо смотреться на выступлении. Никто не реагирует на такую даму: ей комфортно. Но, к примеру, в московском метро такая женщина стала бы объектом для критики, некоторые не постеснялись бы и сделали бы ей замечание. Можно ли относить Россию к категории развивающихся стран? Скорее всего нет. В связи с чем можно предположить, что у российских женщин имеются свои причины низкого уровня самооценки.
Одной из таких причин можно как раз назвать стереотип разницы в количестве мужского и женского населения. Женщины привыкли считать, что их численность больше, в связи с чем остро встал и вопрос о конкуренции среди женщин. Назвать эту конкуренцию адекватной сомнительно, однако доверяя информации, транслируемой в интернет пространстве, женщины все более ожесточенно пытаются загнать себя в рамки идеала, испытывая в этой борьбе с самими собой большой стресс, который в итоге не только не отражается положительной тенденцией в самосознании, но и наоборот способствует снижению самооценки женщин.
Еще большую конкуренцию терпят женина зрелого возраста от 30 до 40 лет. Причины здесь тоже различны, однако согласно многочисленным опросам замужних и незамужних женщин основной причиной также является конкуренция. Замужние бояться потерять мужей, оглядываясь на молодое поколение женщин и стараясь победить время, сказывающееся на внешнем облике, незамужние в свою очередь испытывают тревогу, что не смогут построить семью, так как мужчины их возраста уже давно имеют свои собственные семьи. Результат этой тревоги служит один и тот же в обеих группах - стресс. А стресс еще никогда положительно не влияя на самооценку, тем более на самооценку женщин...
Самооценка личности включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она составляет основу уровня тех задач, к решению которых человек считает себя способным. Присутствуя в каждом акте поведения, самооценка является важным компонентом в управлении этим поведением.
Психологи отмечают значение потребности в положительной оценке для развития личности: индивид нуждается в одобрении и уважении других людей. На основе этого уважения у него возникает самоуважение.
Обзор зарубежной и отечественной литературы дал понять, что в психологии нет единого общего определения самооценки личности. Это сложный психологический процесс, имеющий множество компонентов. Ключевым компонентом этого процесса все же является сравнение.
На сегодняшний день исследование самооценки у лиц, занимающихся танцами, в том виде, в котором оно изучено в настоящей работе, не проводилось. Однако в разное время были проведены исследования смежных направлений деятельности, таких как спорт, фитнес, танцевально - двигательная терапия, которые также в той или иной степени имеют отношение к данной теме.
Проведя констатирующий эксперимент, мы выявили, что у участниц как контрольной, так и экспериментальной групп самооценка не является стабильной. Участницы экспериментальной группы в большей степени имеют среднюю самооценку, участницы контрольной группы - заниженную. Так, особенности самооценки женщин зрелого возраста, занимающихся танцами, проявляются в следующих показателях: низкий уровень общей самооценки; низкий уровень ожиданий от собственной личности; несформированность коммуникации и низкий уровень сформированности навыков взаимодействия. Причем, данные показатели наиболее выражены у участниц контрольной группы. Выделенные показатели свидетельствует о необходимости своевременной работы по формированию стабильной адекватной самооценки у данных групп испытуемых.
Таким образом, проведенное исследование показало, что женщины, чей танцевальный стаж не превышает 6 месяцев, имеют более низкий показатель самооценки, чем те, кто занимается танцами свыше 6 месяцев.
Обобщив показатели исследований, а также проведя беседы с учениками и преподавателями можно констатировать следующее. Имея изначально среднюю и заниженную самооценку в ходе обучения танцам при стаже свыше 6 месяцев отмечается рост самооценки исследуемых женщин до средней с тенденцией к завышению...
1. Агапов B.C. Становление Я- концепции в управленческой деятельности руководителей: дис. д- ра психол. наук : 19.00.05, 19.00.13 М.1999. - 495 с.
2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Изд- во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 384 с.
3. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. М.: Просвещение, 1991. - 63с.
4. Бернс Р. Развитие Я- концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
5. Бебик М.А., Кокурина И.Г. О возможностях танцевально-двигательной терапии в решении проблем самопринятия // Вестник МГУ, серия №1, 1999, C. 50- 54.
6. Бороздина Л.В. Новая концепция личности и характера на основе теории деятельности А.Н. Леонтьева // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2013. №2.
7. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. 1992. № 4. С. 99- 100.
8. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб: Питер, 2008. 341 с.
9. Бубнова И.С., Рерке В.И.. Социально-педагогическая диагностика: Методические рекомендации. Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2008. 254 с.
10. Бэндлер P. Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий / P. Бэндлер, Д. Гриндер; перев. с англ. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 256 с.
11. Васягина Н.Н. Актуальные проблемы психологии личности: Сборник научных трудов. Екатеринбург: УрГПУ, 2004. 119с.
12. Винтин И.А. Исследование личности и коллектива в педагогической практике. Саранск: ИСИ МГУ им. Н.П. Огарева, 2010. 120с.
13. Волков Б.С. Методы исследования в психологии. - М.:
Педагогическое общество России, 2002. 114 с.
14. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2010. 1136с.
15. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях / Б.А. Вяткин. - М.: ФиС, 1981. - 112 с...71