ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭМПАТИИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЕГО СИБЛИНГОВОЙ ПОЗИЦИИ В СЕМЬЕ 8
1.1 Понятие эмпатии в психологии 8
1.2 Особенности эмпатии детей дошкольного возраста 16
1.3 Характеристика сиблинговых отношений в семье 29
Выводы по Главе 1 48
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМПАТИИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЕГО СИБЛИНГОВОЙ ПОЗИЦИИ В СЕМЬЕ 50
2.1 Методы и организация исследования 50
2.2 Результаты исследования особенностей эмпатии ребенка старшего дошкольного возраста в зависимости от его сиблинговой позиции в семье...57
2.3 Коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие
эмпатии детей старшего дошкольного возраста в зависимости от их сиблинговой позиции в семье 61
Выводы по Главе 2 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 85
Актуальность темы исследования. Проблема эмпатии, ведущей социальной эмоции, как проблема сопереживания, сочувствия и содействия другой личности приобретает особую актуальность в связи с общими тенденциями и положениями психологии современного общества. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что она необходима для полноценного личностного развития, нормального становления межличностных отношений [19]. Развитие эмпатии - одна из важнейших сторон формирования личности, обеспечивающая нравственное развитие [19; 21].
Изучением проблемы проявления и развития эмпатии в дошкольном возрасте в психологии занимались многие отечественные ученые, такие как В.В. Абраменкова, Т.П. Гаврилова, А.Д. Кошелева и др. Относительно дошкольного возраста понятие эмпатии рассматривается как способность ребенка эмоционально откликаться на состояние другого и включающую умение правильно распознавать эмоциональное состояния другого человека, выражать сопереживание, сочувствие, стремление к содействию и, наконец, оказывать реальное содействие [6]. При этом, несмотря на имеющиеся исследования на современном этапе развития отечественной психологии проблема структуры и механизмов эмпатии у дошкольников, остается недостаточно изученной.
Семья как сложная система взаимоотношений, в которой каждый её член занимает определённое место, участвует в выполнении определённых функций, своей деятельностью удовлетворяет потребности других членов, поддерживает взаимоотношения.
Семья включает две основные подсистемы отношений: супружеских и детско-родительских, между которыми существуют тесные взаимосвязи и взаимообусловленность. Когда в семье воспитываются несколько детей, выделяется детская подсистема сиблинговых отношений [1].
«Сиблингами», «сибсами» (англ. «siblings», «sibs» - брат или сестра) называют одного из двух или более детей одних и тех же родителей [1]. Различаются сиблинги полнородные (имеющие общих мать и отца) и неполнородные, если они имеют общую мать (единоутробные) или общего отца (единокровные).
Сиблинговой позицией приято считать стратегии поведения индивида по отношению к его братьям или сёстрам. Большинство психологов считают, что полностью избежать соперничества детей в семье невозможно. Ведь его истоки лежат в стремлении к завоеванию любви родителей, в ревности по отношению к своему брату или сестре. Сами по себе ревность и соперничество не негативны - ведь это, по сути, сигналы того, что дети способны любить. Но за счет низкого уровня коммуникативных навыков у детей, это проявляется в агрессии сиблингов по отношению друг к другу [41]...
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, отметим, что основным понятием эмпатии является категория современной психологии, означающая способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания и действия другого, на непроизвольном уровне, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние.
В психологии рассматривается несколько компонентов в структуре эмпатии ребенка: поведенческий, эмоциональный, когнитивный. Выделяют несколько критериев видов и форм эмпатии: диспозиционность, генезис и уровень эмпатии. Проявление эмпатии может быть направлено, как на себя, так и на другого человека.
Наиболее благоприятным периодом для развития эмпатии является старший дошкольный возраст. Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. У ребенка изменяется роль эмоций в деятельности в социуме, формируется эмоциональное предвосхищение; чувства у детей становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными.
В становлении эмпатийно развитой личности большое влияние оказывает семья. Есть несколько подсистем в семье, определяющих отношение: супружеские, детско-родительские и сиблинговые. Более подробно мы описали сиблинговую подсистему. Основным понятием сиблингов, является генетический термин, обозначающий потомков одной семьи: братья, сестры, или приемные и усыновленные дети. Сиблинговой позицией в психологии принято считать стратегии поведения индивида по отношению к его братьям и/или сестрам. Выделяются следующие формальные позиции: старший ребенок, младший ребенок, средний ребенок, единственный ребенок, близнец. Для каждого из вышеперечисленных характерен определенный стиль поведения. Выяснилось, что более коммуникабельны дети с позицией «Младший ребенок в семье», более настойчивые и интеллектуально развиты дети с позициями «Единственный ребенок в семье» и «Старший ребенок в семье».
Для выявления уровня эмпатии детей старшего дошкольного возраста для детей были подобраны следующие методики: «Изучение эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (авторы: Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева), «Изучение эмпатии детей» (А.Д. Кошелевой), наблюдение за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников, (авторы: М.А. Никифорова, А.М. Щетинина).
При проведении констатирующего эксперимента, выявлено, что у детей с позицией «Единственный ребенок в семье» преобладает низкий и средний уровни. Детям сложно понять ситуации «Помощь взрослым», «Понимание эмоций сверстника», дети предпочитаю индивидуальную работу над групповой и не всегда могут понять эмоции другого человека.
У детей с позицией «Младший ребенок в семье» выявлен высокий уровень эмпатии. Эти дети активно используют экспрессивно-мимические средства. Понимают эмоции других людей и оказывают реальную помощь. Это проявляется в ситуациях: «Старается выслушать партнера по общению», «Заражается чувствами другого человека». Дети понимают и готовы помощь сверстнику и взрослому...
1. Абраменкова В.В. Развитие гуманных отношений и социальная психология детства // Вопросы психологии. 2008. № 3. С.27-36.
2. Азбука нравственного воспитания: Пособия для учителя / М.:
Просвещение, 1979. 318 с.
3. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М.: Владос, 2003. 233 с.
4. Благонадежина Л В. Эмоции и чувства //Психология: Учебник. М., 2010. 490 с.
5. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. М.,Спб., 2015. 123 с.
6. Бодалев А.А. Личность в общении. М., 1995. 301 с.
7. Божович Л.И. Личности и ее формирование в детском возрасте. М., 2008.С. 386-389.
8. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М., 1990. 138 с.
9. Воспитание гуманных чувств у детей. Киев, 1992. 240 с.
10. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада / Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова и др. М.: Просвещение, 1989. 96с.
11. Выготский JI.C. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале XX в. // Вопросы психологии. 1984. С. 149-156.
12. Выготский Л.С. Проблема возраста / Л.С. Выготский Собрание сочинений в 6-ти томах. М.: педагогика, 1984.- Том 4, С. 244-268.
13. Выготский JI.C. Проблема эмоций // Вопросы психологии. 1958. № З. С. 125-134.
14. Выготский Л.С. Психология развития человека / М.: Эксимо, 2003. 352 с.
15. Выготский JI.C. Учение об эмоциях // Собр. Соч. Т.4. М., 1984 С. 90-318...50