Введение 3
Глава 1. Специфика изучения учащимися астрономии в процессе обучения физике 5
1.1. Анализ специфики изучения астрономии учащимися
общеобразовательных организаций 5
1.2. Обзор доступного астрономического оборудования для школьных
занятий и описание основных типов учебных астрономических приборов 7
Глава 2. Методические рекомендации по разработке и использованию простейшего учебного астрономического оборудования 17
2.1. Инструкции по созданию самодельных астрономических приборов для
использования в школьной практике 17
2.2. Методические рекомендации использованию самодельного
астрономического оборудования 33
2.3. Апробация разработанных методических рекомендаций 36
Заключение 40
Список использованных источников 41
Приложения 44
Использование астрономического оборудования в учебном процессе по физике позволит интегрировать различные научные дисциплины, такие как физика, математика и астрономия. Это может помочь стимулировать интерес учащихся к науке в целом. Работа с астрономическим оборудованием позволит школьникам развивать полезные навыки, такие как наблюдение, измерение и анализ полученных данных, что является важным в изучении научного метода. Использование астрономического оборудования позволит применять полученные теоретические знания на практике, благодаря чему ученики смогут более глубоко понимать материал
Успешная интеграция астрономического оборудования в школьные уроки физики повысит интерес к изучению предмета, позволит ученикам прикоснуться к предмету более глубоко.
Цель исследования: разработка методических указаний по созданию и использованию простейшего учебного астрономического оборудования в курсе школьной физики
Объект исследования: процесс обучения физике.
Предмет исследования: использование простейшего
астрономического оборудования в процессе обучения физике.
Задачи исследования:
1. Выявить специфику изучения учащимися общеобразовательных организаций астрономии в процессе обучения физике.
2. Познакомиться с простейшим астрономическим оборудованием.
3. Разработать инструкции по изготовлению простейшего учебного астрономического оборудования для курса школьной физики.
4. Разработать методические рекомендации по использованию простейшего учебного астрономического оборудования в курсе школьной физики.
5. Провести апробацию разработанных инструкций и рекомендаций.
Основные результаты работы были доложены на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием студентов, аспирантов и молодых ученых «Образование и наука в XXI веке: математика, физика, информатика и технологии в смарт-мире» (22 мая 2024 г., г. Красноярск) и опубликованы в сборнике материалов этой конференции, индексируемом в российской информационно-аналитической системе научного цитирования РИНЦ.
Выпускная квалификационная работа выполнена с использованием ресурсов лаборатории практической астрономии Технопарка универсальных педагогических компетенций им. М.И. Шиловой КГПУ им. В.П. Астафьева.
Выявив специфику изучения астрономии в процессе обучения физики можно сделать вывод, что для более полного изучения недостаточно обычных уроков, в силу ограниченного времени. Необходимо проводить дополнительные астрономические кружки для желающих, либо использовать лабораторные работы с использованием астрономического оборудования.
Всё астрономическое оборудование, представленное в работе, поможет в изучении дисциплины.
Были разработаны и представлены инструкции по изготовлению такого оборудования как: телескоп, спектроскоп, солнцезащитные очки и солнцезащитный фильтр. Это оборудование обучающиеся могут сделать на уроках астрономии.
Методические рекомендации по использованию оборудования были представлены в виде лабораторных работ.
Разработанные лабораторные работы были прошли успешную апробацию в Гимназии №16.
Таким образом, все поставленные задачи выполнены, цель выпускной квалификационной работы достигнута.
1. Андрианов Н.К., Марленский А.Д. Школьная
астрономическая обсерватория. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. 176 с.
2. Астрономия: практикум / В.М. Лопаткин, А.В. Вольф, Д.А. Галецкий и др. - Барнаул: АлтГПА, 2013. 90 с.
3. Блажко С.Н. Курс сферической астрономии. М.: Гостехиздат, 1954. 238 с.
4. Взгляд в небеса / А. Левин. [Текст: электронный] //
elementy.ru. 2009. https://elementy.ru/nauchno-
populyarnaya_biblioteka/430896/Vzglyad_v_nebesa
5. Гришин Ю.А. Как мы наблюдаем Солнце // Земля и Вселенная. 1980. № 5.
6. Дагаев М.М. Лабораторный практикум по курсу общей астрономии: учеб. пособие для институтов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1972. 424 с.
7. Дагаев М.М., Демин В.Г., Климишин И.А., Чаругин В.М. Астрономия. М.: Просвещение, 1983. 468 с.
8. Данлоп С. Азбука звездного неба. М.: Мир, 1990. 126 с.
9. Засов А.В., Кононович Э.В. Астрономия: учебное пособие. М.: Физматлит, 2011. 254 с.
10. Засов А.В., Постнов К.А. Общая астрофизика: учебное пособие для студентов физических и астрономических специальностей университетов; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Физический факультет, Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга. Фрязино: Век 2, 2011. 573 с.
11. Инженерная геодезия: учебник для вузов / Е.Б. Клюшин, М.И. Киселев, Д.Ш. Михелев, В.Д. Фельдман; под ред. Д.Ш.
Михелева. 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. 480 с.
12. Комаров В.П. Приглашение к звездам. М.: Детская
литература. 1985. 145 с.
13. Кононович Э.В., Мороз В.И. Общий курс астрономии: учебник для вузов / Под ред. В. В. Иванова. Изд. 4-с. М.: ЛИБРОКОМ. 2011. 542 с.
14. Кочнев С.А. 300 вопросов и ответов о Земле и Вселенной. Ярославль: «Академия развития», 1997. 240 с.,
15. Куликов К.А. Курс сферической астрономии. М.: Наука, 1974. 232 с...29