Введение 3
Глава 1. Профессиональная ориентация подростков с умеренной умственной отсталостью как психолого-педагогическая проблема 9
1.1. Психологические особенности подростков с умеренной умственной отсталостью 9
1.2. Особенности профессиональной ориентации подростков с умеренной умственной отсталостью. 14
Выводы по первой главе 20
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей профессиональной ориентации подростков с умеренной умственной отсталостью в условиях реабилитационного центра. 23
2.1. Исследование профессиональных интересов и навыков подростков с умеренной умственной отсталостью в условиях реабилитационного центра... 23
2.2. Программа профессиональной подготовки подростков с умеренной умственной отсталостью в условиях реабилитационного центра. 33
Выводы по второй главе 48
Заключение 51
Список использованных источников 54
Профессиональная деятельность важна для большинства людей нашего времени. Вопрос выбора профессии весьма сложен для подростков и зачастую это длительный мотивационный процесс. Особенно трудно он дается людям с ограниченными возможностями здоровья. Для подростков с ограниченными возможностями здоровья выбор будущей профессии- это очень серьезная жизненная проблема.[23]
Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное сокращение несложных видов работ в общественном производстве, переход предприятий на новые пути хозяйствования создают определённые трудности социальной адаптации лиц, окончивших учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому вопрос правильного выбора профессии имеет огромное значение в жизненном самоопределении подростка.[9]
В последнее время статистика детей инвалидов неутешительна. Как и во всем мире, на территории РФ количество детей с ОВЗ стремительно растет. Показатели увеличиваются с каждым годом.
В таблице показана статистика Федеральной службы государственной статистики инвалидов по зрению, слуху и другим проблемам со здоровьем на 2016 год...
В рамках выпускной квалификационной работы нами были получены следующие результаты:
1. Проведен экспертный опрос родителей по вопросу профессионального обучения их ребенка. Из результатов опроса стало ясно, что родители обеспокоены этим вопрос. В рамках своей выпускной квалификационной работы мы занялись решением этой проблемы.
2. Проведено исследование подростков с умеренной умственной
отсталостью на предмет выявления их профессиональных интересов и склонностей. Для закрепления и точного определения интересов и
склонностей подростков с умственной отсталостью мы использовали следующий опросник: Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши (модификация Г.В.Резапкиной). В исследовании участвовали подростки с умственной отсталостью, получающие услуги в МБУ СО центр «Радуга», в количестве 8 человек. Результат исследования показал:у 80% участников эксперимента склонность к работе на производстве.
3. Затем, мы изучали профили должностей и профессиональные стандарты по требованиям к поступающим подросткам с умственной отсталостью разных учреждений среднего профессионального образования. Мы остановили свой выбор на КГАПОУ «КМТ Имени В.П. Астафьева», специальность- столяр. В отлили от других учреждений среднего профессионального образования КГАПОУ «КМТ Имени В.П. Астафьева» предъявляет требования к поступающим подросткам с умеренной умственной отсталостью. Благодаря этому, можно заранее подготовить подростка с умеренной умственной отсталостью к поступлению в него.
4. После проведения занятий по профессиональной ориентации, обработки и анализа результатов Опосника профессиональных склонностей Л. Йовайши (модификация Г.В. Резапкиной), нами было принято решение разработать программу, которая поможет в условиях реабилитационного центра подготовить подростков с умеренной умственной отсталостью к поступлению в образовательное учреждение...
1. Ансимова Н. П., Чупрова Л. В. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе общего образования //Ярославский педагогический вестник. - 2017. - №. 3.
2. Афанасьева Р. А., Дулатова З. А., Карпушенко В. И. Профориентация подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности: Сборник диагностических материалов //Иркутск: Изд-во Восточно-Сибирской государственной академии образования. - 2010.
3. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов //М.: Пер сэ. - 2013. - Т. 511. - С. 80.
4. Борякова Н. Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития //Коррекционная педагогика. - 20011. - №. 2.
5. Варенова Т. В. Научно-методические основы абилитационного образования детей с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности //Дефектология. - 2007. - №. 4. - С. 3-12.
6. Васенков Г. В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся //Дефектология. - 2010. - №. 4. - С. 40-46.
7. Гордиевская Е. О. Профессиональная проба в процессе профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья как средство их профессионального самоопределения. - 2009.
8. Гордиевская Е. О. Профессиональная проба в процессе профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья как средство их профессионального самоопределения //Гордиевская, ЕП-СПб. - 2014.
9. Жулева Е. М., Богданова Т. Б. Социально-трудовая адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями в условиях колледжа //Научные исследования в образовании. - 2012. - №. 10.
10. Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - №. 1. - С. 49-53.
11. Криводонова Ю. Е. Профориентация подростков с ограниченными возможностями здоровья //Карельский научный журнал. - 2013. - №. 4. - С. 20-22.
12. Кучко Р. В. Структура профессиональных компетенций специалиста-реабилитолога медицинского и немедицинского профиля и их востребованность на уровне местного сообщества: аннотация дипломной работы. - 2017.
13. Маллер А. Р., Лисовская Т. В. Современное состояние специального образования лиц с выраженными нарушениями интеллекта в Российской Федерации и Республике Беларусь (статья подготовлена в рамках единого культурнонаучного пространства Союзного государства России и Белоруссии) //Профилактика зависимостей. - 2016. - №. 1. - С. 175-186.
14. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. - 2010. - № 1.
15. Муравьева Е. В. Психологические условия оптимизации
профессионально-трудовой адаптации умственно отсталых
старшеклассников :дис. - ЕВ Муравьева.-Н. Новгород, 2011.-24 с, 2011...30