Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические детерминанты стрессоустойчивости сотрудников ЖКХ

Работа №168421

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы113
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1. Понятие стресса в науке 8
1.2. Подходы к пониманию стрессоустойчивости в психологии 16
1.3. Личностные детерминанты как факторы стрессоустойчивости
личности 23
Выводы по первой главе 39
Глава 2. Экспериментальное изучение психологических детерминант стрессоустойчивости сотрудников ЖКХ 40
2.1. Организация, методы и методики исследования 40
2.2. Анализ результатов исследования 48
Выводы по второй главе 55
Глава 3. Психологическая программа повышения уровня
стрессоустойчивости сотрудников ЖКХ 57
3.1. Организация и содержание формирующего эксперимента 57
3.2. Контрольный эксперимент и его анализ 78
Выводы по третьей главе 89
Заключение 90
Список использованной литературы 96
Приложение 103


Актуальность исследования. Проблема психологического стресса специалистов различных областей профессиональной деятельности приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий. Возрастает количество возможных проблемных ситуаций, повышается профессиональная и личностная значимость и ответственность за результаты и последствия деятельности.
До сих пор в литературе не всегда даже четко разграничены понятия психического состояния, стресса, дистресса, напряжения, напряженности, эмоционального стресса и т.д., что и без того затрудняет изучение этой довольно сложной проблемы.
Актуальность данного исследования заключается в том, что в современных условиях многие профессии имеют стрессогенный характер. В ходе реорганизации экономики и формирования новых ценностей в российском обществе существенно меняются личностные, характерологические особенности мировоззрения, субъективная переоценка значимости труда, особенно в сфере человек-человек, что, безусловно, отражается в психологических исследованиях стрессоустойчивости как практической задачи управления персоналом. Одним из самых сильных стрессовых воздействий подвергаются современные работники ЖКХ. Их работа сопряжена с трудностями значительно отличающихся друг от друга, с разным уровнем стрессоустойчивости. Работники жилищной сферы ежедневно сталкиваются со стрессовыми ситуациями, и как следствие риск профессионального стресса у них предельно высок.
Теория психических состояний еще очень далека до завершенности, многие аспекты психических состояний остаются малоизученными, хотя впервые интерес к их исследованию появился в глубокой древности. Еще Гераклит в IV веке до н.э. обратил внимание на противоречивый характер определения «состояние» и его содержательной сущности. Аристотель полагал, что психическое состояние - это особое состояние души и выделял их в самостоятельную психологическую категорию. В мировой и отечественной психологии интерес к психическим состояниям как научной категории возник в 40-50-х годах прошлого столетия. Исследованиями Н.Д. Левитова, Ю.Е. Сосновиковой, А.Н. Леоновой, Л.Г., Дикой, Е.П. Ильиным и др. были установлены ряд важнейших закономерностей и механизмов, касающихся феноменологии, структуры, функций, динамики психических состояний. Проблемы, с которыми сталкиваются исследователи при изучении психических состояний обусловлены, прежде всего, богатым разнообразием последних, их многомерностью, многофункциональностью, дискретностью, непрерывностью, сложностью измерения.
Методологические основы исследования: в общепсихологическом плане проблема стрессоустойчивости представлена в рамках теорий личности (G. Allport, H. Eysench, R. Cattell, C. Rogers и др.), «теории мотивации достижения» (D. McClelland и др.), теории гомеостаза (У. Кеннон) и стресса (Г.Селье), теории адаптационно-трофического значения симпатической нервной системы (Л.А. Орбели), теории темперамента и свойств нервной системы (И.П. Павлов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин и др.), теории надежности деятельности (Б.Ф. Ломов и др.), концепции профессионального самосознания (Л.М. Митина).
Проблема исследования. Возникает необходимость организационной целенаправленной психологической работы, направленной на повышение стрессоустойчивости сотрудников ЖКХ, что является одним из факторов их успешной профессиональной деятельности.
Объект исследования: стрессоустойчивость сотрудников ЖКХ.
Предмет исследования: психологические детерминанты
стрессоустойчивости сотрудников ЖКХ.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что стрессоустойчивость сотрудников ЖКХ может быть повышена при условии использования разработанной нами программы тренинга, направленного на:
1. Повышение осознанности граней-Я.
2. Переход психоэмоционального состояние напряжения в состояние покоя.
3. Доминирование ориентации на бытийные ценности в структуре личности.
Цель работы: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность разработанной нами программы тренинга, направленного на повышение стрессоустойчивости сотрудников ЖКХ.
В соответствии с объектом, предметом и поставленной целью были определены следующие задачи:
1. На основании анализа психологической литературы по проблеме исследования определить ее современное состояние.
2. Изучить особенности психологических детерминант
стрессоустойчивости у сотрудников ЖКХ.
3. Разработать программу, направленную на повышение
стрессоустойчивости сотрудников ЖКХ.
Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы будут использованы методы исследования, адекватные объекту и предмету исследования:
1. Методы теоретического исследования: изучение и анализ
необходимой литературы, обобщение, сравнение.
2. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, анализ анамнестических данных, проведение экспериментальной работы.
3. Психодиагностические методики:
- Опросник «Бостонский тест на стрессоустойчивость».
- Методика «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда (1952).
- «Самоактуализационный тест» А. Маслоу (адаптированный Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз).
4. Методы количественного и качественного анализа полученных экспериментальных данных.
Организация исследования. Базой исследования явились 3 Управляющие компании г. Красноярска. В эксперименте участвовало 20 работников ЖКХ, из них 10 мужчин и 10 женщин. Возраст испытуемых 25¬45 лет.
Этапы исследования.
Первый этап включал в себя изучение и анализ литературы по проблеме исследования; анализ понятийно-терминологической системы и методологии исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы и задач.
Второй этап - составление плана исследования; подбор диагностических методик, проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов.
Третий этап - разработка и реализация программы тренинга, направленного на повышение психологических детерминант стрессоустойчивости у сотрудников ЖКХ.
Четвертый этап — обобщение теоретических положений и экспериментальных выводов, корректировка текста работы и ее оформление.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации научных представлений о связи уровня стрессоустойчивости с индивидуально-типологическими характеристиками личности и значимости механизмов защиты от стресса у работников ЖКХ и как следствие снижения рисков нанесения психологического вреда профессиональным стрессом.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы руководителями УК для уменьшения и предупреждения организационного стресса. Материалы настоящей работы могут учитываться в психотерапевтической практике при оказании помощи людям, переживающим стрессовые состояния, связанные с их профессиональной сферой. Возможно использование результатов исследования в лекционных курсах по социальной психологии и психологии управления.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 75 источников, включает 8 таблиц, 15 гистограмм.
Автором лично проведены: сбор материала, подбор психодиагностических методик, выявление особенностей психологических детерминант стрессоустойчивости у сотрудников ЖКХ, анализ результатов констатирующего и формирующего эксперимента, разработка тренинга, направленного на повышение стрессоустойчивости, анализ эффективности разработанной программы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа посвящена изучению стрессоустойчивости работников жилищно-коммунальной сферы, а также разработке и внедрению психологической программы, направленную на повышение стрессоустойчивости данных работников для повышения эффективной деятельности.
Обобщая основные теоретические положения, высказанные в трудах отечественных и зарубежных исследователей по проблеме стрессоустойчивости, можно заключить, что:
1) Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Различают два вида стресса: «положительный» и «отрицательный». Стресс и есть набор приспособленных реакций, предназначенных на всякий случай, общий адаптационный синдром (ОАС).
2) Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса:
4. Непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги).
5. Максимально эффективная адаптация (стадия резистентности).
6. Нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).
В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса.
3) Особенности процесса адаптации определяются психологическими свойствами человека, уровнем его личностного развития, характеризующегося совершенством механизмов личностной регуляции поведения и деятельности.
4) Мировоззрение - это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов - знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д.
В психологической науке понятие «стрессоустойчивость» рассматривается как интегративное свойство личности, которое характеризуется взаимодействием различных компонентов психологической деятельности человека, необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности.
На наш взгляд, стрессоустойчивость как качество личности проявляет себя непосредственно в поведении индивида. Стрессоустойчивое поведение - это такое поведение индивида, опирающееся на его мировоззрение в вопросах восприятия разных ситуаций не приводящее к подавлению жизнедеятельности организма, т.е. восприятие жизненных ситуаций как не стрессовых.
Проведенные нами ранее исследования подтвердили наше предположение о том, что ценности играют важную роль в вопросе стрессоустойчивости личности. У индивидов, демонстрирующих стрессоустойчивое поведение, в системе ценностей преобладают ценности бытийного характера, так называемые духовные ценности. Стрессочувствительные, в то же время, ориентированы на материальные ценности или дефицитарные ценности. Направленность ценностной структуры личности определяет какой будет «призма» через которую индивид воспринимает окружающую действительность.
По нашей гипотезе, уровень осознания, психоэмоциональное состояние, направленность ценностной структуры личности являются психологическими детерминантами стрессоустойчивости личности.
Стрессоустойчивость - это индивидуальную психологическую особенность, заключающуюся в специфической взаимосвязи психологических компонентов психической деятельности, «широты» перцептивных установок и способностей личности, а также биологических основ - «силы» нервной системы индивида, что обеспечивает биологический, физиологический и психологический гомеостаз системы и ведет к оптимальному взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности и деятельности.
Изменение стрессоустойчивости проявляется в следующем механизме: снятие психоэмоционального напряжение приводит к расширению сознания и снятию эффекта «канализации сознания», что в свою очередь повышает ситуативную осознанность. Перенаправление фокуса внимания с внешних объектов на внутренний мир и повышение рефлексии в свою очередь приводит к повышению осознанности граней-Я. Уровень осознанности выступает косвенным механизмом, влияющим на ориентацию ценностной структуры. А. Маслоу в своей теории писал: «Высшие ценности существуют в самой человеческой природе, именно там их можно найти» [41]. Поэтому повышение уровня осознанности, а значит, осознание своей природы приводит к ориентации на бытийные ценности, так как они находятся в самой природе человека.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследования, направленное на выявление уровня стрессоустойчивости у работников ЖКХ, в процессе которого были использованы следующие методики:
- Методика «Бостонский тест на стрессоустойчивость»,
- «Семантический дифференциал»,
- «Самоактуализационный тест» А. Маслоу (адаптированный Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз).
Анализ констатирующего эксперимента показал, что уровень выбранных характеристик у испытуемых не однороден. Данные результаты методики «Бостонский тест на стрессоустойчивость» свидетельствуют о том, что при достаточно высокой стрессоустойчивости 50% и 70% по группам соответственно, работники, в большинстве своем, имеют низкий уровень осознанности, 70% и 60% соответственно по группам («Самоактуализационный тест» А. Маслоу).
По результатам исследования по самоактуализационному тесту говорят о том, что количество человек в экспериментальной и контрольной группах, до прохождения тренинга набравших высокие показатели по блоку ценностей, было равно 40%. Это говорит о том, что до прохождения тренинга 40% человек в обеих группах имели ориентацию на бытийные ценности, что диагностирует низкую степень гибкости субъекта в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способности быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.
По результатам изучения психоэмоционального состояния напряжения-покоя по методике «Семантический дифференциал», мы видим, что количество человек, находившихся в состоянии психоэмоционального напряжения, в экспериментальной группе до прохождения тренинга составляло 40%, а в контрольной группе было равно 30%, что является не достаточно низким уровнем напряжения.
Результаты констатирующего эксперимента выявили, необходимость проведения программы повышения уровня стрессоустойчивости сотрудников ЖКХ, направленной на успешную и эффективную работу в сфере обслуживания.
При планировании коррекционной программы, было учтено, в первую очередь специфика работы в сфере ЖКХ, а так же личностные характеристики участников тренинга.
Для реализации психокоррекционной работы нами были применены техники телесно-ориентированной психотерапии, разного рода визуализации и гипнотерапия. Снимая психоэмоциональное напряжение, мы косвенно повышали «ситуативную осознанность». Осознание граней-Я осуществлялось через когнитивные игры направленные на повышение рефлексии и перенесения фокуса на «внутреннюю» составляющую своего существа. Так же мы использовали медитативные техники для снятия напряжения и осознания граней-Я. Для ориентации на бытийные ценности мы применили метод беседы, метод притч и медетативно-визуализативную технику. Метод беседы, притчи и метафорические высказывания применялись для изменения всех трех детерминант.
Оценка результатов исследования эффективности программы определялась с помощью повторного психодиагностического обследования с использованием методов и методик, которые мы применяли для реализации констатирующего эксперимента.
После проведенной психокоррекционной работы мы наблюдали положительную динамику в экспериментальной группе.
Исходя из полученных нами данных по Бостонскому тесту на стрессоустойчивость количество стрессоустойчивых человек в экспериментальной группе спустя месяц после прохождения тренинга возросло до 70%, а в контрольной группе показатели не изменились.
Полученные нами сравнительные результаты первичного и вторичного изучения по блоку ценностей «Самоактуализационного теста» говорят о том, что спустя месяц после прохождения тренинга в экспериментальной группе количество человек, набравших высокие показатели, значительно возросло до 80%, а в контрольной группе осталось неизменным.
При определении психоэмоционального состояния напряжения-покоя и физического его проявления мы использовали методику «Семантический дифференциал». Из полученных сравнительных данных мы видим, что после прохождения тренинга в экспериментальной группе наблюдалось значительное снижения количества человек, находившихся в состоянии психоэмоционального напряжения до 10%.
Благодаря этому мы можем сделать вывод, что снятие мышечных зажимов и понижения внутреннего напряжения, т.е. воздействия на организм человека через психосоматический компонент мы качественно изменили психоэмоциональное состояние членов экспериментальной группы. Другими словами понизили психоэмоциональное напряжение, переведя его в состояние покоя. Данная трансформация приведет к изменению уровня осознанности, выступая косвенным механизмом воздействия на «ситуативное осознание» индивидов.
В заключении хотелось бы сказать, что статистически значимое понижение психоэмоционального напряжения, повышение уровня осознания граней-Я и окружающей ситуации, и изменение ориентации ценностной структуры личности в сторону бытийных ценностей не привело к статистически значимому повышению стрессоустойчивости личности. Однако во всех случаях мы наблюдали положительную динамику. Поскольку изменение трех детерминант согласно нашей гипотезе привело к частичному повышению стрессоустойчивости в экспериментальной группе, то можно сказать, что данная взаимосвязь этих факторов обуславливает саму стрессоустойчивость личности как качество личности, и тем самым позволяет нам считать эти факторы психологическими детерминантами стрессоустойчивости.
Данная программа может быть использована не только для работников ЖКХ, но и в целом для сотрудников сферы обслуживания.



1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В.А. Абабков, М. Перре. — СПб.: Речь, 2004. — 166 с.
2. Абулъханова-Славская, К.А. Психология и сознание личности / К.А. Абулъханова-Славская. - М.: Мысль, 1999. - 299с.
3. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М.: Медицина, 1974: 446 с.
4. Баранов, А.А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога /А.А. Баранов. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1997. - 108с.
5. Безруких, М.М. Психофизиологический словарь / М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 417 с.
6. Безруких, М.М. Психофизиология / М.М. Безруких, Д.А. Фарбер, - М.: ПЕР СЭ, 2003. - 378 с.
7. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. — Л.: Наука, 1988. — 270 с.
8. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.
9. Бодров, В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. М.: ПЕР СЭ, 2000. - 352 с.
10. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. М.: ПЕРСЭ, 2006. - 528 с.
11. Бодров, В.А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора / В.А. Бодров, А.А. Обозов // Психологический журнал.- Т.21. - 2000. - №4. - С.32-40.
12. Боковиков, A.M. Влияние модуса контроля над деятельностью на устойчивость человека к стрессу в неконтролируемых ситуациях (на примерах компьютеризации деятельности) / Автореф. дис. канд. психол. наук / A.M. Боковиков. М., 1998.
13. Братченко, C.JI. Технологии социально-психологических тренингов / C.JI. Братченко, A.B. Палагин, Г.Н. Сартан. М., 2001. — 29с.
14. Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. - М.:
Издательство Московского университета, 2003. - 200с.
15. Величковский, Б.Б. Комплексная диагностика индивидуальной устойчивости к стрессу в рамках модели «состояние — устойчивая черта» / Б.Б. Величковский, М.И. Марьин. Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2007. № 2.
16. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса. / Н. Е. Водопьянова. — СПб.: Питер, 2009. 251 с.
17. Георгиевский, А.Б. Философские проблемы теории адаптации. / А.Б. Георгиевский, В.П. Петленко, A.B. Сахно и др. — М.: Мысль, 1975. - 376 с.
18. Горбачев, В.Г. Основы философии: Курс лекций / В.Г. Горбачев. - М.: Владос, 1998. - 352с.
19. Гринберг, Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг. - СПб.: Питер, 2004. - 496с.
20. Дикая, Л.Г. Психофизиология профессиональной деятельности. / Л.Г. Дикая // Психофизиология: учебник для вузов; под ред. Ю.И. Александрова. СПб.: Питер, 2001. - С. 379 - 393.
21.Занковский, А. Н. Профессиональный стресс и функциональные состояния. / А. Н. Занковский // Психологические проблемы профессиональной деятельности. М.: Наука, 1991. С. 144 - 156.
22.Зильберман, П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора: Очерки психологии труда оператора / П.Б. Зильберман. - М.: Наука, 1974. - 216с.
23. Изард, К. Эмоции человека. / К. Изард. — М.: Изд-во МГУ, 1980. 440 с.
24. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2005. - 412с.
25. Каменюкин, А.Г. Антистресс — тренинг. / А.Г. Каменюкин, Д.В. Ковнак. СПб., 2004. - 192с.
26. Карвасарский, Б.Д. Клиническая психология: учебник / Б.Д.
Карвасарский. - СПб.: Питер, 2002. - 960с.
27. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса. / Л.А. Китаев-смык. М.: Наука, 1963. — 368 с.
28. Крапивенский, С.Э. Общий курс философии: учебник / С. Э. Крапивенский. - Волгоград: ЛИБРИС, 1999. - 472с.
29. Куликов, Л. Психология личности в трудах отечественных психологов / Л. Куликов. СПб.: Питер, 2000. - 464с.
30. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. / Р. Лазарус // Эмоциональный стресс: труды международного симпозиума; пер. с англ. — Л.: Медицина, 1970. — С. 176 - 208.
31. Леонова, А.Б. Комплексная методология анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции. / А.Б. Леонова // Психологический журнал. № 2, 2004. - С. 75 - 85.
32. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: ЭКСМО, 2002. - 430с.
33. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика. / Н. Мак-Вильямс. М., 1998. - 480 с.
34. Майерс, Д. Психология / Д. Майерс; пер. с англ. И. А. Карпиков, В. А. Старовойтова. — 2-е изд. Мн.: «Попурри», 2006. - 848 с.
35. Марищук, В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В.Л. Марищук, В.И. Евдокимов. - СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001. - 260с.
36. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. -СПб.: Питер,1999. - 432с.
37. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А.Маслоу. - М.,
1999.
38. Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. - М.: «Рефл-бук» - К.: «Ваклер», 1997. - 300с.
39. Маслоу, А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. - 270с.
40. Мотков, О.И. Методика «Ценностные ориентации» / О.И. Мотков, Т.А. Огнева. - Вар. 2. - М.: Наука, 2008. - 47с.
41. Мясников В. И., Новиков М. А. Эмоциональный стресс как экопсихологическая проблема // Физиология человека. 1975. Т. 1. № 3. C. 440-450.
42. Нагорный, В.Э. Влияние эмоционального напряжения на некоторые процессы саморегуляции высшей нервной деятельности / В.Э. Нагорный, А.М. Гончаренко, Е.М. Молодцова, В.М. Шахнарович // Физиология человека. М. - 1977. - № 2.
43. Наенко Н. И. Психическая напряженность. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 112с.
44. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования
индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. - 336с.
45. Немчин Т. А. Состояние нервно-психического напряжения. Л.: ЛГУ, 1983. - 166с.
46. Никитин, В.Н. Психология телесного сознания. / В.Н. Никитин. М., 1998. - 488 с.
47.Осгуд, Ч. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам / Ч. Осгуд, Дж. Суси, П. Танненбаум // Семиотика и искусствометрия. - М.:
Стройиздат, 1972. - 327 с.
48. Основы социально-психологических исследований. / Л.В. Осипова // учебник для вузов; под общей ред. акад. РАО, проф. A.A. Бодале-ва, акад. РАО, проф. A.A. Деркача, д-ра психол. наук, проф. Л.Г. Лаптева.
— М.: Гардарики, 2007. — 334 с.
49. Пезешкиан, Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. / Н. Пезешкиан. — М.: Медицина, 1996. — 314 с.
50. Петровский, Б.В. Большая Медицинская Энциклопедия, том 16./ Петровский, Б.В. - М.: Советская энциклопедия, 1993. - 378с.
51. Перлз, Ф. Опыты психологии самопознания. / Ф. Перлз. - М., 1993. - 239 с.
52. Погодаев, К.И. К биологическим основам «стресса» и «адаптационного синдрома». / К. И. Погодаев // Актуальные проблемы стресса. Кишинев: Штиинца, 1976. -270 с.
53. Рогозин, М. Психический стресс и психические расстройства. / М. Рогозин. По материалам зарубежных исследований // Журн. Невропатология и психиатрия. — 1962 . — Т. 62, № 11, С. 173-174.
54. Ротенберг, B.C. Стресс и поисковая активность. / B.C. Ротенберг, В.В. Аршавский // Вопросы философии. — 1979, № 4, С. 117 - 127.
55. Сандомирский М.Е. Защита от стресса. / М.Е. Сандомирский. — М.: Изд-во Института Психотерапии. — 2001. — 336 с.
56. Селье, Г. На уровне целого организма / Г. Селье. - М.: Наука, 2002. - 311с.
57. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. - М.: Медгиз,
2000. - 252с.
58. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М.: Прогресс, 1999. - 234с.
59. Старченкова, Е.С. Психологические факторы профессионального
выгорания (на примере деятельности торгового агента) / Автореф. дисс. канд. псих, наук / Е.С. Старченкова. СПб., 2002.
60. Столин, В.В. Самосознание личности. / В.В. Столин. — М.,1983. 152 с.
61. Субботин, C.B. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя. / Дис. канд. психол. наук / C.B. Субботин. Пермь, 1992. - 152 с.
62. Суворова, В.В. Психофизиология стресса. / В.В. Суворова. - М.: Педагогика, 1975. 208 с.
63. Справочник практического психолога. Психодиагностика; под общ. ред. С.Т. Посоховой. - М.: ACT; СПб.: Сова, 2006. 671с.
64. Тарабрина, Н.В. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние проблемы. / Н.В. Тарабрина, Е.О. Ла-зебная // Психологический журнал. — Т. 13, № 3, 1992. — С. 14 26.
65. Шелестюк, Е.В. Семантический дифференциал как способ выявления внушающего воздействия текстов / Е.В. Шелестюк // Языковое бытие человека и этноса: когнитивный и психолингвистичеаий аспекты. Материалы Международной школы-семинара (V Березинские чтения). Вып. 15. - М.: ИНИОН РАН, АСОУ, 2009. - 348c.
66. Шмелев, А.Г. Психодиагностика личностных черт / А.Г. Шмелев. - СПб.: Речь, 2002. - 480с.
67. Щербатых, Ю. В. Психология стресса / Ю.В. Щербатых. - М.: Эксмо, 2008. - 304с.
68. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. / Ю.В. Щербатых. СПб.: Питер, 2006. - 256 с.
69. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 490 с.
70.Чирков, Ю.Г. Стресс без стресса. / Ю.Р. Чирков. — М.,1988.-176 с.155:Шибутани, Т. Социальная психология. /. Т. Шибутани. — М., 1969. - С. 78.
71. Эверли, Дж. С. Стресс. Природа и лечение. / Дж. С. Эвер-ли // Москва: Медицина, 1985. 224 с.
72. Журнал Дома Солнца. Статья: «Виды стресса»/ По материалам СМИ // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.sunhome.ru/journal/12470
73. Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер, Личность и личностный рост/ Дж.
Фейдимен, Р. Фрейгер // [Электронный ресурс]. - URL: http: //psylib. ukrweb. net/books/feidi01 /index. htm
74. Татарова, Г.Г. Методология анализа данных в социологии.
Семантический дифференциал Ч. Осгуда (СДО) / Г.Г. Татарова //[Электронный ресурс]. - URL:
http://society.polbu.ru/tatarova sociology/ch35 i.html
75. Самоактуализационный тест (САТ) // [Электронный ресурс]. - URL: http: //azps. ru/tests/tests sat.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ