Актуальность 5
Цели и задачи 6
ВВЕДЕНИЕ 7
Обзор литературы 8
Глава 1. Влияние среды на животных 8
Глава 2. Влияние астрального цикла 14
Материалы и методы 15
1. Объект исследования 15
2. Оборудование 15
3. Реактивы 16
4. Поведенческие тесты 16
4.1 Тест «открытое поле» 16
4.2 Трёхкамерный социальный тест 16
4.3 Тест «приподнятый крестообразный лабиринт» 17
4.4 Тест «чёрно-белая камера» 17
4.5 Социальный пятипопыточный тест 18
4.6 Тест «подвешивание за хвост» 18
5. Взятие эстральных мазков 18
6. Взятие образцов 18
7. Статистический анализ 19
Результаты 20
1. Поведенческое тестирование 20
1.1 Тест «приподнятый крестообразный лабиринт 20
1.2 Тест «чёрно-белая камера» 22
1.3 Тест «открытое поле» 23
1.4 Тест «подвешивание за хвост» 27
1.5 Социальный пятипопыточный тест 28
1.6 Трёхкамерный социальный тест 29
2. Эстральный цикл 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Выводы 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
В исследованиях поведения животных исторически изначально изучались мыши самцы. Накоплено много данных с участием самцов грызунов различных генотипов и условий содержания. На данный момент недостаточно исследований связанных с поведением самок грызунов.
Влияние пола на структуры и функции мозга доказано: самцы и самки реагируют на различные тестовые условия по-разному, давая соответственно разный результат в пределах генотипа и среды содержания. Научное понимание мира побуждает изучать особей обоих полов, чтобы давать более полное представление о наблюдаемых явлениях.
В исследованиях с использованием мышей применяется стандарт, оптимизированный для содержания данного вида грызунов: размер клетки 369 х 156 х 132 мм с погрешностью 10 мм по каждому измерению, 4-6 животных в клетке, свободный доступ к еде и воде, цикл дня и ночи 12/12 ч.
Обогащённая среда (ОС) - это увеличенная по размерам клетка (в сравнении со стандартом в несколько раз), содержащая ряд дополнительных стимулов: несоциальных объектов, социальных объектов, физической активности, сложности среды. Влияние ОС на животных велико. ОС вызывает изменения физиологических параметров: стрессоустойчивость, нейрогенез в гиппокампе , физическая и социальная активность.
Известно, что животные, которые содержатся в социальной изоляции без дополнительных стимулов, проявляют повышенную тревожность и пониженную чувствительность к тестам.
Существует мало информации о поведении самок мышей в условиях ОС. Особенностью работы с самками мышей является наличие астрального цикла, от которого может зависеть их физическая и социальная активность.
На основании проведённых поведенческих тестов выявлены особенности поведения у самок и самцов мышей, содержащихся в условиях ОС и стандартных условиях (таблица 1).
Данные результаты противоречат тому, что физическая активность и ОС уменьшает тревожность и повышает социализацию, но подтверждает повышенную тревожность у самок в ОС. Возможно, эта гендерная особенность характерна для мышей данного вида. Обычно используется не столь долгое содержание мышей в ОС, а от 24 часов до 5 недель В данном случае длительность ОС была больше 5 недель. Возможно, у экспериментальной группы произошло «насыщение» обогащённой средой.
Сниженная двигательная активность у экспериментальной группы, может быть вызвана свободным доступом к беговому колесу в домашней клетке и они не рассматривают пространство в тесте как потенциал для проявления своей двигательной активности, нежели контрольная группа.
Повышенное предпочтение периферии и закрытых пространств, возможно, вызвано тем, что в домашней клетке с ОС предоставлено много закрытых пространств: туннель, два домика - и мало открытого пространства, по сравнению с другими исследованиями , и в таком случае для них это является нормой, а не склонностью к повышенной тревожности и беспокойству. Снижение социализации у самок мышей возможно вызвано тем, что мышей в экспериментальной группе в одной клетке содержалось в два раза больше, чем в контрольной, отчего у них лучше развилась память на социальные контакты, ранее отмечалось что увеличивается обучаемость и память. «Насыщение» социальными контактами в условиях ОС, возможно, приводит к потери интереса к новым социальным объектам.
Дальнейший анализ эстральных циклов и анализ взятых образцов поможет уточнить полученные результаты в поведенческих тестах.
1) Joel D., Yankelevitch-Yahav R. Reconceptualizing sex, brain and psychopathology: interaction, interaction, interaction // British journal of pharmacology. - 2014. - T. 171. - №. 20. - C. 4620-4635.
2) Gelfo F. Does experience enhance cognitive flexibility? An overview of the evidence provided by the environmental enrichment studies // Frontiers in behavioral neuroscience. - 2019. - T. 13. - C. 150.
3) Lin E. J. D. et al. Environmental enrichment exerts sex-specific effects on emotionality in C57BL/6J mice // Behavioural brain research. - 2011. - T. 216. - №. 1. - C. 349-357.
4) Gregoire C. A. et al. Untangling the influences of voluntary running, environmental complexity, social housing and stress on adult hippocampal neurogenesis // PloS one. - 2014. - T. 9. - №. 1.
5) Kobilo T. et al. Running is the neurogenic and neurotrophic stimulus in environmental enrichment // Learning & memory. - 2011. - T. 18. - №. 9. - C. 605-609.
6) Yuksel O. et al. Regular aerobic voluntary exercise increased oxytocin in female mice: the cause of decreased anxiety and increased empathy-like behaviors //Balkan medical journal. - 2019. - T. 36. - №. 5. - C. 257.
7) Leger M. et al. Environmental enrichment duration differentially affects behavior and neuroplasticity in adult mice // Cerebral cortex. - 2015. - T. 25. - №.
11. - C. 4048-4061.
8) Singhal G. et al. Cellular and molecular mechanisms of immunomodulation in the brain through environmental enrichment // Frontiers in cellular neuroscience. - 2014. - T. 8. - C. 97.
9) Kulesskaya N., Rauvala H., Voikar V. Evaluation of social and physical enrichment in modulation of behavioural phenotype in C57BL/6J female mice // PloS one. - 2011. - T. 6. - №. 9.
10) Urakawa S. et al. Rearing in enriched environment increases parvalbumin- positive small neurons in the amygdala and decreases anxiety-like behavior of male rats // BMC neuroscience. - 2013. - T. 14. - №. 1. - C. 13.
11) Llorens-Martin M., Tejeda G. S., Trejo J. L. Antidepressant and proneurogenic influence of environmental enrichment in mice: protective effects vs recovery // Neuropsychopharmacology. - 2011. - T. 36. - №. 12. - C. 2460-2468.
12) Singhal G. et al. Duration of Environmental Enrichment Determines Astrocyte Number and Cervical Lymph Node T Lymphocyte Proportions but Not the Microglial Number in Middle-Aged C57BL/6 Mice // Frontiers in cellular neuroscience. - 2020. - T. 14. - C. 57.
13) De Sousa A. A. et al. Influence of enriched environment on viral encephalitis outcomes: behavioral and neuropathological changes in albino Swiss mice // PloS one. - 2011. - T. 6. - №. 1.
14) Patki G. et al. Depression, anxiety-like behavior and memory impairment are associated with increased oxidative stress and inflammation in a rat model of social stress // Brain research. - 2013. - T. 1539. - C. 73-86.
15) Lehmann M. L., Herkenham M. Environmental enrichment confers stress resiliency to social defeat through an infralimbic cortex-dependent neuroanatomical pathway // Journal of Neuroscience. - 2011. - T. 31. - №. 16. - C. 6159-6173.
... всего 24 источников