Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая программа развития самооценки женщин зрелого возраста в процессе фототерапии

Работа №168413

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы153
Год сдачи2023
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИ 11
1.1. Понятие самооценки в трудах отечественных и зарубежных
психологов 11
1.2. Источники формирования самооценки на этапе становления
личности женщины 34
1.3. Психологические особенности женщины зрелого возраста 42
1.4. Метод фототерапии, как метод психотерапии 48
Вывод по первой главе 77
ГЛАВА II. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ... 81
2.1. Методы диагностики самооценки женщины зрелого возраста 81
2.2. Проведение констатирующего эксперимента по методике
диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация А.М. Прихожан 81
Вывод по второй главе 85
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ЖЕНЩИНЫ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФОТОТЕРАПИИ 86
3.1. Научно-методологические основы организации процесса
психологической коррекции самооценки женщины зрелого возраста в процессе фототерапии 86
3.2. Технология психологической помощи коррекции самооценки
женщины в зрелом возрасте в процессе фототерапии 92
3.3. Формирующий эксперимент и программа развития коррекции
самооценки женщины зрелого возраста в процессе фототерапии 101
Вывод по третьей главе 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
БИБЛИОГРАФИЯ 109
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. Исследованию самооценки в психологии уделено достаточно большое внимание. И в отечественных, и в зарубежных исследованиях множество различных интерпретаций, как самого понятия «самооценка», так и его характеристик, компонентов, функций.
Этим вопросом занималось огромное количество авторов, которые проводили различные эмпирические исследования. Современное общество стало воспринимать самооценку как важнейший психологически ресурс, мы видим, что психологи разного уровня стали разрабатывать программы по достижению высокой самооценки, хотя сейчас всё-таки склоняются к актуальности термина «адекватная самооценка».
Термин самооценка обсуждался более чем в двадцати пяти тысячах научных публикаций. Исследования по данной теме полностью не закончены и это делает проблему актуальной и в наше время. В психологии существует необходимость учета различий психических процессов, свойств, личностных образований.
Анализ работ, связанных с изучением самооценки подводит нас к нескольким ключевым источникам, которые раскрывали тему самооценки:
Теоретические положения Джеймса У.
Положения психоанализа Фрейда З., Эриксона Э.
Положения символического интеракционизма Кули Ч., Мида Д.
Положения гуманистической психологии Бернса Р., Маслоу А., Рождерса К., Олпорт Г.
Положения деятельностного подхода Выготского Л.С., Рубинштейна С.Л., Божович Л.И., Леонтьев А.Н., Кона С., Лисиной М.И, Зейгарник Б.В., Липкина А.И.
Сейчас очень актуальна тенденция осмысления сути самооценки, её концепция, механизмы действия, значение в развитии личности и жизни человека.
Нас интересовало, существует ли возрастная динамика самооценки, может ли меняться ее уровень, нужно ли вообще влиять на самооценку женщины в возрасте социальной зрелости.
Исходя из анализа отечественной и зарубежной литературы по проблеме нашего исследования, обобщая результаты, можно сказать, что до настоящего времени работ, посвященных самооценке женщин среднего возраста очень мало.
Кризис среднего возраста так же рассматривался многими учеными.
Несмотря на разные взгляды в понимании значения кризиса среднего возраста для личности, систематизированы признаки и доминирующие переживания, присущие человеку зрелого возраста, испытывающему внутриличностное напряжение, вызванное кризисом середины жизни. Изменения присущие этому происходят на всех уровнях организма, психики и личности, то и проявления заметны как на психологическом и духовном уровне, так и на биологическом.
Эмпирические исследования показали наличие колебаний самооценки. Нас интересует можно ли сделать вывод о готовности личности женщин, к позитивной переработке заниженной самооценки, если таковая имеется, порожденных кризисом среднего возраста, и направленности на выход из него на более качественно высоком уровне личностного развития и адекватной самооценки.
Поэтому мы можем вести речь об актуализации коррекции самооценки женщины зрелого возраста и возможности внедрения программы для её изменения.
Объект исследования: самооценка женщины зрелого возраста.
Предмет исследования: психологическая программа развития самооценки женщин зрелого возраста в процессе фототерапии.
Проблема исследования заключается в недостаточности исследований генезиса и механизмов формирования самооценки женщин зрелого возраста и мишеней психологической помощи. Также обнаруживается недостаточность практических психологических программ помощи по развитию самооценки у женщин зрелого возраста и наличия эффективных психологических методов.
Цель исследования: выявить особенности проявления самооценки женщин зрелого возраста и разработать эффективную психологическую программа развития самооценки женщин зрелого возраста в процессе фототерапии.
Гипотеза исследования: в ходе исследования мы предположили, что для большинства женщин зрелого возраста уровень самооценки будет занижен, вследствие сформированных индивидуально-личностных комплексов, влияющих на формирование самооценки в зрелом возрасте. Уровень самооценки у исследуемой категории испытуемых будет значительно улучшен вследствие использования разработанной нами психологической программы развития самооценки женщин зрелого возраста в процессе фототерапии.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ проблемы исследования самооценки женщин зрелого возраста в отечественной и зарубежной литературе.
2. Определить генезис и закономерности формирования самооценки у женщин.
3. Выявить особенности и механизмы формирования самооценки женщины зрелого возраста. Определить мишени психологической помощи.
4. Разработать и апробировать психологическую программу развития самооценки женщины зрелого возраста.
Методы исследования: для проверки выдвинутой гипотезы и решения исследовательских задач использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы по изучаемой проблеме, наблюдение, беседа.
Методы были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы: психодиагностический, клинико-психологический, статистический, фототерапия.
В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы.
К первым относиться анализ психологической и специальной литературы по проблеме исследования, ко вторым - наблюдение, беседа, опрос, констатирующий и формирующий эксперимент, методы обработки и интерпретации результатов исследования.
Существующие на сегодняшний день валидные методики исследования самооценки: Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация А.М. Прихожан.
Специальную группу методов составили количественный и качественный методы обработки эмпирических методов.
Методологическую основу исследования составили принципы: системности, развития, детерминированности процессов, состояний и свойств личности; методологические концепции: субъективно - деятельностного, акмеологического и личностного подходов.
Экспериментальной базой исследования является фотостудия «Легенда», г. Красноярск ул. Партизана Железняка, дом 34, ИП Хоршунова Галина Владимировна.
Результаты исследования: апробирование результатов исследования.
Достоверность и надежность полученных результатов, обусловленных исходными методологическими принципами, репрезентативностью выборки с использованием совокупности апробированных методик, соответствующих целям и задачам исследования, применением методов математической статистики, в обработке полученных эмпирических данных.
Научная новизна работы: разработана технология психологического развития самооценки женщины среднего возраста с применением фототерапии, как метода арт-терапии.
Теоретическая значимость: состоит в том, что проведенный анализ расширяет и углубляет современные представления специалистов о психологических проявлениях самооценки личности женщины зрелого возраста, о причинах низкой самооценки, а так же возможности развития самооценки и расширения списка психологических технологий и методов для ее развития.
Практическая значимость исследования состоит в том, что научно - теоретические и эмпирические результаты исследования могут быть использованы для более эффективной организации психологической помощи женщинам, имеющим низкую самооценку и испытывающих психологические проблемы и дефициты, связанные с этим. Программа, разработанная с использованием метода фототерапии может быть использована специалистами (психологами, коучами) в групповой и индивидуальной работе, а также для самостоятельной работы женщинами.
Этапы исследования:
Первый этап - установочный. Выбор темы, определение основных характеристик и методов исследования, поиск научной литературы по направлению исследования. Поисковая часть работы, исследовалось и проанализировано учебно-методическая, научная литература и нормативно-правовая документация по исследуемой проблеме.
Второй этап - исследовательский. Организация диагностики и проведения эксперимента.
Третий этап - обобщающий. Обобщение полученных результатов исследования. Описание и обработка результатов исследования, полученных в ходе исследования.
План проверки гипотезы, обоснование методов исследования
Определение программы исследования и перспектив её реализации осуществлялась на основании обозначенной мной модели психологического исследования.
Структура программы имеет целевую направленность, задачи; включает методологические основы; дифференцируется по блокам и направлениям психокоррекционной работы.
В структуре программы нами обозначены направления, формы и методы психокоррекционного воздействия. Выбор направлений, форм и методов психологической программы был предопределён сохраняющейся сегодня актуальностью в решении обозначенной проблемы исследования, её теоретической и практической значимостью.
Реализация программы формирующего эксперимента.
На основании результатов констатирующего эксперимента нами была разработана программа развития самооценки женщины зрелого возраста.
Структура программы включала в себя основные блоки, направления, формы и методы психологической работы. Каждый блок включал целевую направленность и задачи реализуемых мероприятий. Реализация программы рассчитана на год.
В реализации программы принимали участие 50 женщин в возрасте 45 лет.
До начала работы, с женщинами которыми сами проявили желание пройти программу, проводилась беседа.
По завершению программы был организован вторичный констатирующий эксперимент. Реализация контрольного эксперимента была организована с использованием схожего алгоритма с первичным констатирующим экспериментом. Оценка эффективности реализуемых мероприятий осуществлялась по тем же психодиагностическим методикам.
Отчет по результатам исследования:
На основании проведённого нами исследования представлен текст первой, второй и третьей глав магистерской диссертации. Оформлены введение, выводы по главам и заключение.
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы психологического развития самооценки у женщин в процессе фототерапии.
В процессе работы, было отобрано 50 кандидатов женщин в возрасте 45 лет, с ними были поведены вводные интервью в форме беседы, данные были задокументированы, проведены тесты по определению уровня
самооценки, проведена обработка результатов, затем по итогу были составлены таблицы и выведены данные, которые позволили повести коррекционную работу с использованием методов арт-терапии и фототерапии.
Эмпирические исследования показали наличие колебаний самооценки. Нас интересовало можно ли сделать вывод о готовности личности женщин, к позитивной переработке заниженной самооценки, если таковая имеется, порожденных кризисом среднего возраста, и направленности на выход из него на более качественно высоком уровне личностного развития и адекватной самооценки.
Экспериментальное изучение - эмпирические: констатирующие и формирующие эксперименты, тестирование по методикам.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения списка литературы и приложения. Текст изложен на 139 страницах.
Апробация результатов работы: опубликована статья: Актуальность исследования самооценки женщины зрелого возраста
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41 (264).
Рубрика журнала: Психология.
Выходные данные
Хоршунова Г.В. Актуальность исследования самооценки женщины зрелого возраста // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. №41(264). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/264/133118(дата обращения: 30.11.2023).
Опубликована статья: Актуальность исследования теоретических предпосылок и факторов развития, оказывающих влияние на формирование самооценки женщин зрелого возраста.
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(264).
Рубрика журнала: Психология.
Выходные данные
Хоршунова Г.В. Актуальность исследования теоретических предпосылок и факторов развития, оказывающих влияние на формирование самооценки женщин зрелого возраста // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 41 (264). URL:
https://nauchforum.ru/journal/stud/264/133122(дата обращения: 30.11.2023).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведённой работы была изучена и проанализирована научная литература. Нам удалось рассмотреть особенности самооценки женщины зрелого возраста, их психологическую характеристику, а также возрастные нормы о развития.
Изучение данной темы актуально на сегодняшний день. Актуальность определяется значимостью самооценки в развитии и успешной социализации индивида, его личной жизни и само отношении.
С целью изучения уровня самооценки женщины зрелого был проведён эмпирический эксперимент. Эмпирический эксперимент проводился на базе фотостудии «Легенда». В испытании принимали участие 50 женщин, имеющих возраст 45 лет. В состав группы входило женщины с высокой самооценкой, 17 с нормальной самооценкой, 30 с заниженной самооценкой. Исследование проходило в 2022-2023 году.
В ходе проведённого эксперимента было выявлено, что женщины в возрасте 45 лет имеют разный уровень самооценки, но нас интересовала группа с заниженной самооценкой для подтверждения гипотезы, что самооценку женщины зрелого возраста, с тенденцией к снижению. Возможно подвергнуть развитию с помощью валидного проективного метода фототерапии.
По результатам дополнительных исследований по методике фототерапия выявлено, что самооценка может быть изменена в сторону улучшения до нормальной, что значительно улучшает самовосприятие женщины, позволяет развиваться в дальнейшем, и дает возможность к дальнейшей рефлексии и работе над собой.
После проведения эксперимента были разработана и апробирована программа по фототерапии. Также были сформулированы рекомендации для женщин по дальнейшей работе с самооценкой.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель исследования была достигнута, на основании констатирующего и формирующего эксперимента самооценка абсолютного большинства женщин, прошедших программу фототерапии, была изменена в сторону нормализации с тенденцией к повышению.
Гипотеза исследования была доказана:
В ходе исследования мы доказали, что для самооценки женщин среднего возраста характерно следующее: уровень самооценки женщин среднего возраста был улучшен вследствие использования разработанной нами программы психологического развития самооценки женщины в зрелом возрасте в процессе фототерапии.
В результате проведены исследования уровня самооценки, и констатирующего эксперимента, и проведения программы с помощью методов беседы, наблюдения, фототерапии (как проективной методики, арт- терапии) пришли к выводу об изменении уровня самооценки и ее нормализации из заниженной в среднюю. Это дает нам возможность считать, что уровень самооценивания меняется, может быть измерен и подвергнут коррекции с помощью инструментов психологии.
Женщины зрелого возраста с низкой самооценкой, имеют возможность ее измерить и изменить, прибегнув к помощи специалиста-психолога.
Моя деятельность по написанию ВКР была вызвана осознанным выбором проблемы и ее решения. А также состояла из плановой работы с материалами в течение всего периода обучения, изучения литературы и методов работы, а также работа с выбранной категорией женщин зрелого возраста. Это позволило изучить проблему, провести эксперимент и разработать программу психологического развития самооценки женщины зрелого возраста.
При планировании и проведении работы были сформированы компетенции, которые необходимы для проведения как самостоятельной научно- исследовательской работы, так и научно-исследовательской работы в составе научного коллектива для решения сложных профессиональных задач, формирование и закрепление умений и навыков использования полученных знаний при написании магистерской диссертации.
Написание магистерской диссертации выступили важной составной частью научно-исследовательской работы в процессе обучения по программе магистратуры.
Деятельность, связанная с написанием магистерской диссертации, позволила систематизировать, закрепить и расширить теоретические и практические знания по направлению магистерской подготовки, применить при решении конкретных научно-исследовательских задач; обобщить и систематизировать, а также теоретически осмыслить эмпирический материал в соответствующей области знаний, а именно проблеме самооценки женщины зрелого возраста и возможности ее коррекции.
Так же был проведен выбор необходимых методов исследования, овладение методикой исследования при решении научных проблемы и вопросов связанных с темой моей магистерской диссертации, сформированы и развиты навыки ведения самостоятельной исследовательской работы, умения обрабатывать полученные результаты, анализ и осмысление их с учетом имеющихся литературных источников, было самостоятельно обоснованы выводы и предложены практические рекомендации по результатам проведенного исследования; была проведена библиографическая работа, в том числе с применением современных информационных технологий; представлены результаты проведенного исследования в виде письменной работы, оформленной в соответствии с установленными требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;
В процессе написания магистерской диссертации сформированы следующие компетенций: способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, способность компетентно использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации
исследовательских работ, в управлении коллективом и многих других.
К задачам более частного порядка следует отнести формирование соответствующих умений и навыков в процессе: выбора темы исследования; обоснования ее актуальности, теоретического и прикладного значения; определения объекта и предмета исследования; определения соответствующих теоретической и эмпирической основ исследования; прогнозирования результатов исследования с учетом конкретных элементов новизны.
Внесен неоценимый вклад в развитие моих личных навыков и умений, расширен диапазон знаний, приобретены навыки научной работы и составления психологической программы коррекции.



1. Абрамова, Г.С. Практикум-хрестоматия по возрастной психологии. - М.: Прометей, 2018. - 384 с.
2. Адлера, А. «Очерки по индивидуальной психологии» Москва, издательство АСТ 2023. - С. 46.
3. Андронникова, О.О. Гендерная дифференциация в психологии. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 264 с.
4. Абульханова, К.А. Время личности и ее жизненного пути // Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир. - 2017. № 1. C. 165-200.
5. Анциферова, Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. - М.: Институт психологии РАН, 2006. - 512 с.
6. Аронсон, Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. 8-е международное издание. - М.: Прайм-Еврознак, 2006. - 416 с.
7. Асмолов, А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развитие человека. Учебник. - М.: Смысл, 2019. - 448 с.
8. Ассаджиоли Р., Гроф С., Гроф К. Духовный кризис. Когда преобразование личности становится кризисом. - М.: Ганга, 2018. - 468 с.
9. Баксанский О.Е., Скоробогатова А.В. Философский и психологический аспекты изучения смысложизненных ориентаций личности в отечественной и зарубежной литературе [Электронный ресурс] // Коллекция гуманитарных исследований. - 2019. №4 (19). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZnZfilosofskiy-i-psihologicheskiy-aspekty-izucheniyasmyslozhiznennyh-orientatsiy-lichnosti-v-otechestvennoy-i-zarubezhnoy-literature.
10. Балтес, П. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психологический журнал. - 1994. №1 (15). - С. 63.
11. Бендас, Т.В. Гендерная психология. Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2017. - 431 с.
12. Бинсвангер Л., Кун Р. Экзистенциальный анализ. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. - 272 с.
13. Бовуар, С. Жизнь женщины. Том 2 // Второй пол. В двух томах. - СПб.: Азбука, 2018. - 736 с.
14. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2018. - 400 с.
15. Большая Российская Энциклопедия. В 30-ти томах. Том 5. - М.: Издательство «Большая Российская Энциклопедия», 2006. - 784 с.
16. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. - 816 с.
17. Большунова, Н.Я. Кризис детства или кризис взрослости: проблема отношений детского и взрослого общества в современный мир // Развитие человека в современном мире. - 2019. 31. - С. 7-17.
18. Братусь, Б.С. Аномалии личности. Психологический подход. - М.: Никея, 2019. - 912 с.
19. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым. - СПб.: Корвет, 2017. - 332 с.
20. Братусь, Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестник МГУ, 1980. - № 2.
21. Бурлачук, Л.Ф. Введение в проективную психологию. - Киев: Вист-С, 1997.
22. Ван Дорцен, Э. Экзистенциальное консультирование и психотерапия на практике. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2020. - 368 с.
23. Вайзер, Дж. Техники фототерапии: использование интеракций с фотографиями для улучшения жизни людей // Визуальная антропология: настройка оптики / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. - М.: Вариант, ЦСПГИ, 2009. - С. 64-110.
24. Вайзер, Дж. Сущность и техники фототерапии // Международный журнал арт-терапии «Исцеляющее искусство», 2010, Том 13. - С. 18-36.
25. Волкер, Дж. Использование многозначных художественных образов в психотерапии // Международный журнал арт-терапии «Исцеляющее искусство, 2010, Том 13. - С. 37-51.
26. Воюшина, Е.А. Подходы к определению критериев зрелости личности / Воюшина Е.А. - Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). - Краснодар: Новация, 2017. - С. 11-14. - URL: https://moluch.ru/conf7psy/archive/237/11844/(дата обращения: 17.05.2022).
27. Винокурова, А.Л. Самосознание и особенности ценностносмысловой сферы личности в профессиональной деятельности (на примере сотрудников государственных и коммерческих организаций) // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2008. №2. - С. 123-127.
28. Волкова, Т.Г. Психология самосознания. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 296 с.
29. Выготский, Л.С. Лекции по психологии. - М.: Перспектива, 2018. - 148 с.
30. Выготский, Л.С. Психология развития. Избранные работы. - М.: Юрайт, 2019. - 281 с.
31. Высоков, И.Е. Математические методы в психологии. Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2019. - 431 с.
32. Гаврилова, Е.И. Психологическое консультирование в работе со смыслом жизни [Электронный ресурс] // Психологические проблемы смысла жизни и акме. - 2020. №XXV. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZ psihologicheskoe-konsultirovanie-v-rabote-so-smyslom-zhizni.
33. Галай И.А., Айзман Р.И., Богомаз С.А. Гендерные особенности субъективной оценки значимости базовых ценностей и возможности их реализации у студентов первого курса педагогического вуза // Сибирский психологический журнал. - 2015. - № 56. - С. 167-176.
34. Гараткина, Д.А. Гендерные различия межличностного и внутриличностного эмоционального интеллекта у студентов [Электронный ресурс] // Сборник трудов конференции «От истоков к современности. 130 лет организации психологического общества при Московском университете»: в 5 томах. - 2015. - С. 269-271. URL: http s: // elibrary.ru/item .asp?id=24 855752.
35. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. - М: Смысл, 2008. - 272 с.
36. Горбатова, Е.А. Психологическое сопровождение клиентов, переживающих кризис среднего возраста // Ученые записки СПГИПиСР. - 2020. - №1. - С. 70-77.
37. Григорьева, И.А. Пожилые женщины: «вниз по лестнице» возраста и гендера // Женщина в российском обществе. - 2018. - № 1 (86). - С. 5-18.
38. Гроф С., Гроф К. Неистовый поиск себя. Руководство по личностному росту через кризис трансформации. - М.: Ганга, 2018. - 544 с.
39. Демидова Л.Ю., Зобнина Н.В., Дворянчиков Н. В., Введенский Г. Е., Каменсков М.Ю., Купцова Д.М. Измененное восприятие возраста при педофилии / педофильном расстройстве // Клиническая и специальная психология. - 2020. - Том 9. - № 1. - C. 104-120.
40. Демина, Л.Д. Психологическое здоровье личности: монография. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2014. - 140 с.
41. Джеймс, У. Психология. - 2018.
42. Дильтей, В. Описательная психология. - М.: Рипол-Классик, 2018. - 290 с.
43. Думнова, Э.М. Специфика самоидентификации социального субъекта в условиях транзитивного общества // Идеи и идеалы. - 2017. № 3. - С. 73-80.
44. Жданова, Н.Е. Исследование ценностных ориентаций студентов в условиях профессионально-образовательного пространства вуза // Образование и наука. - 2014. № 7 (116). - С. 75-86.
45. Журавлева, Н.А. Психология социальных изменений.
Институт психологии РАН, 2013. - 528 с.
46. Захарова, Л.Ю. Возраст человека как идентификационный признак // Энциклопедия судебной экспертизы. - 2017. - № 2. - С. 88-94.
47. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций. - М.: Академический проект, 2005. - 240 с.
48. Зинченко, В.П. Восприятие и визуальная культура. - М.: ЦГИ, 2018. - 600 с.
49. Зотова, О.Ю. Психологическое благополучие личности: монография. - Екатеринбург.: Гуманитарный университет, 2017. - 312 с.
50. Ильин, Е.П. Пол и гендер. - СПб: Питер, 2010. - 688 с.
51. Ильин, Е.П. Психология взрослости. - СПб.: Речь, 2012. - 544 с.
52. Илюшина, И.Н. Проблема ценностей и ценностных ориентаций в психологии [Электронный ресурс] // Вестник ГУУ. - 2012. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-tsennostey-i-tsennostnyh-orientatsiy-vpsihologii.
53. Использование многозначных художественных образов в психотерапии* Волкер Джоэл (Walker, Joel). The Use of Ambiguous Artistic Images in Psychotherapy возможность разместить этот материал на нашем сайте (впервые опубликовано в 1, Том 13, 2010).
54. Ильин, Е.П. Психология взрослости.
55. Карбовская, Н. Основные стратегии и методологии гендерного интегрирования. - К.: Украинский Женский Фонд, 2008. - 214 с.
56. Карпинский, К.В. Опросник смысложизненного кризиса. Монография [Электронный ресурс]. - Гродно: издательство ГрГУ, 2008. - 108 с. URL: http://bayer.dp.ua/karpinskiy.pdf .
57. Клецина, И.С. Гендерная социализация в пожилом возрасте // Социальная психология и общество. - 2020. Том 11. - № 3. - C. 22-34.
58. Ключников, С.Ю. Консультация психолога по теме кризис среднего возраста [Электронный ресурс]. URL: http://kluchnikov.ru/temykonsultaczij/sczenarii-zhizni-vozrastnye-krizisy/
59. Ковалев, В.И. Личностное время и жизненный путь человека // Психология личности и время: Тезисы Всес. конф. Т. 1. Черновцы, 1991. - С. 5-15.
60. Копытин, А.И. Тренинг по фототерапии. - СПб. Речь, 2003.
61. Копытин А.И., Платтс Дж. Руководство по фототерапии. - Москва: Когито-Центр, 2009.
62. Копытин, А.И. Техники фототерапии. - СПб. Речь, 2010.
63. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Использование фотографии в детско-подростковой и семейной психотерапии и арт-терапии // Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. - СПб. Речь, 2010.
64. Копытин, А.И. Тренинг по фототерапии. - СПб. Речь, 2003. - 96 с.
65. Копытин А.И., Платтс Дж. Руководство по фототерапии. - Москва: Когито-Центр, 2009. - 184 с.
66. Копытин, А.И. Техники фототерапии. - СПб.: Речь, 2010. - 128 с.
67. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Использование фотографии в детско-подростковой и семейной психотерапии и арт-терапии // Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. - СПб. Речь, 2010. - С. 122-141.
68. Косых, Е.С. Использование гендерной методологии в изучении
истории [Электронный ресурс] // Инновационная наука. - 2017. - №4-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-gendernoy-metodologii-v-
izucheniiistorii.
69. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб.: Питер, 2019. - 940 с.
70. Красиков, В.И. Синдром существования. - Москва-Берлин: Directmedia, 2015. - 261 с.
71. Краснова О.В., Козлова Т.З. Старшее поколение: гендерный аспект. - М.: ИС РАН, 2007. - 220 с.
72. Крысин, Л.П. Современный словарь иностранных слов. - М.: АСТПресс, 2020. - 416 с.
73. Кублицкине, Л.Ю. Организация времени личности как показатель ее активности // Гуманистические проблемы психологической теории. - М., 2016. - С. 185-192.
74. Куликов, Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2009. - 464 с.
75. Куриленко, Ю.А. Смысловая сфера как структурный элемент личности [Электронный ресурс] // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2014. - №2 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smyslovaya-sferakak-strukturnyy-element-lichnosti.
76. Леванова, Е.А. Жизненный путь личности как психологопедагогический феномен // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2012. - Т. 18. - № 3. - С. 175-177.
77. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Смысл, 2020. - 527 с.
78. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-ое изд. - М.: Смысл, 2006. - 18 с.
79. Леонтьев, Д.А. Психология смысла. - М.: Смысл, 2007. - 512 с.
80. Ливехуд, Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. - М.: Духовное познание, 2012. - 224 с.
81. Ломброзо Ч., Блох И. Женщина - преступница и проститутка. - М.: Родина, 2019. - 496 с.
82. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1999. - 349 с.
83. Лэнгле, А. Воплощенная экзистенция. Развитие, применение и концепты экзистенциального анализа. - М.: Гуманитарный центр, 2019. - 462 с.
84. Манукян, В.Р. К вопросу о кризисе середины жизни [Электронный ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2008.
- № 4. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/k-voprosu-o-krizise-serediny-zhizni.
85. Марова, В.А. Кризисы среднего возраста, объективность существования феномена в разных психологических теориях [Электронный ресурс] // Вопросы науки и образования. - 2018. - №7 (19). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/krizisy-srednego-vozrasta-obektivnost- suschestvovaniyafenomena-v-raznyh-psihologicheskih-teoriyah.
86. Маслоу, А. Мотивация и личность. - СПб. Питер, 2019. - 400 с.
87. Махнач, А.В. Жизнеспособность человека и семьи: социально-психологическая парадигма. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. - 459 с.
88. Мелехин А.И., Сергиенко Е.А. Субъективный возраст как предиктор жизнедеятельности в поздних возрастах // Современная зарубежная психология. - 2015. - Т. 4. - № 3. - С. 6-14.
89. Мельникова, Н.Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности: Учебное пособие [Электронный ресурс]. - Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2004. - 57 с. URL: http://window.edu.ru/resource/339/71339/files/Социально-психологическая%20адаптация%20личности .pdf.
90. Молчанова, О.Н. Психология самооценки Психология самооценки. учебное пособие для вузов / О.Н. Молчанова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 308 с. - (Высшее образование).
91. Моросанова, В.И. Самосознание и саморегуляция поведения. - М.: Институт психологии РАН, 2013. - 214 c.
92. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия, 2019. - 656 с.
93. Мэй, Р. Экзистенциальная психология. Экзистенция. Новое измерение психиатрии и психологии. - М.: Эксмо Апрель-Пресс, 2001. - 624 с.
94. Мясищев, В.Н. Психология отношений. - М.: МОДЭК, 2011. - 400 с.
95. Насиновская, Е.Е. Вопросы мотивации личности с позиций деятельностного подхода // Психология в вузе. №1-2. - М.: Исследовательская группа «Социальные науки», 2003. - С. 216-226.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ