Психологическая программа формирования самооценки у детей подросткового возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Самооценка. Понятие. Функции. Характеристики 8
1.2. Становление самооценки в подростковом возрасте 16
1.3. Современное состояние изучения проблемы самооценки детей
подросткового возраста 26
Выводы по первой главе 40
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 41
2.1. Организация, методы и методики исследования 41
2.2. Анализ результатов исследования 46
Выводы по второй главе 56
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 58
3.1. Научно - методологические основы развития самооценки у
подростков 58
3.2. Основные направления, формы и содержание психологической
программы формирования самооценки у детей подросткового возраста 66
Выводы по третьей главе 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Самооценка. Понятие. Функции. Характеристики 8
1.2. Становление самооценки в подростковом возрасте 16
1.3. Современное состояние изучения проблемы самооценки детей
подросткового возраста 26
Выводы по первой главе 40
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 41
2.1. Организация, методы и методики исследования 41
2.2. Анализ результатов исследования 46
Выводы по второй главе 56
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 58
3.1. Научно - методологические основы развития самооценки у
подростков 58
3.2. Основные направления, формы и содержание психологической
программы формирования самооценки у детей подросткового возраста 66
Выводы по третьей главе 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Самооценка рассматривается как важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие ее внутреннего мира.
Как личностному образованию самооценке отводится центральная роль в общем контексте формирования личности — ее возможностей, направленности, активности, общественной значимости. Констатируется, что принятые личностью ценности составляют ядро самооценки, определяющее специфику ее функционирования как механизма саморегуляции и совершенствования личности.
В психологических исследованиях, как отечественных, так и зарубежных, проблема самооценки наиболее полно разработана в советской психологии в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, Е.В. Шороховой, в зарубежной: У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и других ученых. Этими учеными обсуждаются такие вопросы, как онтогенез самооценки, ее структура, функции, возможности и закономерности формирования.
Подростковый возраст — это особый период в формировании личности человека. В это время особенно остро протекает переход от детства к взрослости. Согласно исследованиям психологов, в частности, И.В. Дубровиной (1982), характерным для подростка является изменение отношения к самому себе. В.Г. Казанская (2008) указывает, что для подростков характерны как позитивные тенденции в изменении внутреннего мира, а именно: изменение содержательности межличностного общения, развитие самостоятельности, расширение сфер деятельности), так и негативные - максимализм в суждениях, протестующий характер поведения, нарушение гармоничности личности, расширение и изменение системы интересов).
Изучению специфики темпов в развитии эмоционального компонента самооценки подростков, эмоционально-ценностному отношению к себе, посвящены исследования Р. Бернса (1986), А.В. Захаровой (1989), Р.Т. Байярда (1991), Д.И. Фельдштейна (1988) и других. В подростковом возрасте обостряется восприятие внешних оценок и самовосприятие, оценка собственных качеств становится насущной задачей подростка. Повышенная эмоциональность в отношении к себе замедляет совершенствование когнитивного компонента самооценки.
Таким образом, становление самооценки - это одна из наиболее ярких характеристик личности подростка. На сегодняшний день исследования самооценки подростков, а также влияющих на нее факторов, представляют огромный интерес для психологии, как в теоретическом, так и в практическом аспекте.
Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости своевременного выявления особенностей в развитии самооценки подростков, поддержание у них адекватной самооценки, верного мнения о себе, что должно стать одной из системообразующих психолого-педагогических задач. Несмотря на значительный вклад исследователей в изучение данной проблемы, практический аспект формирования адекватной самооценки личности подростка остается недостаточно раскрытым.
Цель исследования: изучить особенности развития самооценки у детей подросткового возраста, разработать психологическую программу, направленную на развитие и формирование адекватной самооценки у данного контингента детей.
Объект исследования: особенности самооценки детей подросткового возраста.
Предмет исследования: психологическая программа формирования самооценки у детей подросткового возраста.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что личностные особенности детей подросткового возраста влияют на развитие самооценки, специально разработанная нами программа может способствовать формированию адекватной самооценки подростков.
В соответствии с объектом, предметом и поставленной целью были определены следующие задачи:
1. На основании анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования определить ее современное состояние.
2. Изучить особенности самооценки у детей подросткового возраста.
3. Разработать программу по формированию адекватной самооценки у детей подросткового возраста.
Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы будут использованы методы исследования, адекватные объекту и предмету исследования:
1. методы теоретического исследования: изучение и анализ
необходимой литературы, обобщение, сравнение;
2. эмпирические методы (изучение психолого-педагогической документации на каждого ребенка, принимавшего участие в исследовании; констатирующий эксперимент; опрос; беседа; наблюдение);
3. методы количественной, качественной обработки данных и интерпретационные методы.
Методологическую основу исследования составили: принцип анализа личности в ее становлении (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); принцип детерминизма (микросоциальный), устанавливающий закономерную и необходимую зависимость психических состояний от порождающих их факторов (Л.С. Выготский, А.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, 3. Фрейд); принцип развития, дающий возможность рассмотрения явления в его динамике (Л.С. Выготский, А. Маслоу, А.В. Петровский, Б.Д. Эльконин и др.); опыт изучения проблемы самосознания и личности в отечественной и зарубежной психологии (И.С. Кон, В.В. Столин, А.М. Прихожан, К. Роджерс и др.).
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
- «Методика Дембо-Рубинштейн» (1970) в модификации А.М. Прихожан (2000).
- Тест-опросник «Шкала самоуважения» Розенберга (1965).
- Проективная рисуночная проба «Рисунок «Мой мир» С.Т. Посоховой (2007), модифицированный вариант.
Организация исследования. Базой исследования явилось муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 91» (МБОУ «СОШ №91») г. Красноярска. В исследовании
принимали участие 20 детей подросткового возраста (14-15 лет).
Исследование проводилось в период с 2018 г. по 2020 г. и осуществлялось в несколько этапов:
Первый этап (сентябрь 2018 - март 2019) - изучение и анализ литературы по проблеме исследования; анализ понятийно-терминологической системы и методологии исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы и задач.
Второй этап (апрель 2019 - август 2019) - составление плана исследования; подбор диагностических методик.
Третий этап (сентябрь 2019 - январь 2020) - проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов.
Четвертый этап (февраль 2020 - май 2020) - разработка программы развития самооценки у детей подросткового возраста.
Пятый этап (июнь 2020 - ноябрь 2020) - корректировка текста диссертации, систематизация и обобщение результатов исследования, формулирование выводов и заключения.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении теоретических представлений об особенностях становления самооценки детей подросткового возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в магистерской диссертации материалы, раскрывающие особенности самооценки детей подросткового возраста, программа, направленная на развитие и формирование адекватной самооценки, могут быть использованы психологами, педагогами и другими специалистами, работающими с данным контингентом школьников.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством написания и публикации научных статей. По теме исследования опубликованы статьи:
1. Чубкова А.Л. Подростковый возраст, как ключевой период формирования самооценки // Психология особых состояний: от теории к практике: материалы региональной межвузовской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Красноярск, 24 апреля 2019 г. [Электронный ресурс] / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2019. - С. 57-59.
2. Чубкова А.Л. Изучение особенностей самооценки детей подросткового возраста // Психология особых состояний: от теории к практике: материалы региональной межвузовской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Красноярск, 15 мая 2020 г. [Электронный ресурс] / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2020. - С. 27-28.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 97 источников, 3 приложений. Текст работы проиллюстрирован 3 рисунками, 9 таблицами.
Как личностному образованию самооценке отводится центральная роль в общем контексте формирования личности — ее возможностей, направленности, активности, общественной значимости. Констатируется, что принятые личностью ценности составляют ядро самооценки, определяющее специфику ее функционирования как механизма саморегуляции и совершенствования личности.
В психологических исследованиях, как отечественных, так и зарубежных, проблема самооценки наиболее полно разработана в советской психологии в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, Е.В. Шороховой, в зарубежной: У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и других ученых. Этими учеными обсуждаются такие вопросы, как онтогенез самооценки, ее структура, функции, возможности и закономерности формирования.
Подростковый возраст — это особый период в формировании личности человека. В это время особенно остро протекает переход от детства к взрослости. Согласно исследованиям психологов, в частности, И.В. Дубровиной (1982), характерным для подростка является изменение отношения к самому себе. В.Г. Казанская (2008) указывает, что для подростков характерны как позитивные тенденции в изменении внутреннего мира, а именно: изменение содержательности межличностного общения, развитие самостоятельности, расширение сфер деятельности), так и негативные - максимализм в суждениях, протестующий характер поведения, нарушение гармоничности личности, расширение и изменение системы интересов).
Изучению специфики темпов в развитии эмоционального компонента самооценки подростков, эмоционально-ценностному отношению к себе, посвящены исследования Р. Бернса (1986), А.В. Захаровой (1989), Р.Т. Байярда (1991), Д.И. Фельдштейна (1988) и других. В подростковом возрасте обостряется восприятие внешних оценок и самовосприятие, оценка собственных качеств становится насущной задачей подростка. Повышенная эмоциональность в отношении к себе замедляет совершенствование когнитивного компонента самооценки.
Таким образом, становление самооценки - это одна из наиболее ярких характеристик личности подростка. На сегодняшний день исследования самооценки подростков, а также влияющих на нее факторов, представляют огромный интерес для психологии, как в теоретическом, так и в практическом аспекте.
Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости своевременного выявления особенностей в развитии самооценки подростков, поддержание у них адекватной самооценки, верного мнения о себе, что должно стать одной из системообразующих психолого-педагогических задач. Несмотря на значительный вклад исследователей в изучение данной проблемы, практический аспект формирования адекватной самооценки личности подростка остается недостаточно раскрытым.
Цель исследования: изучить особенности развития самооценки у детей подросткового возраста, разработать психологическую программу, направленную на развитие и формирование адекватной самооценки у данного контингента детей.
Объект исследования: особенности самооценки детей подросткового возраста.
Предмет исследования: психологическая программа формирования самооценки у детей подросткового возраста.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что личностные особенности детей подросткового возраста влияют на развитие самооценки, специально разработанная нами программа может способствовать формированию адекватной самооценки подростков.
В соответствии с объектом, предметом и поставленной целью были определены следующие задачи:
1. На основании анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования определить ее современное состояние.
2. Изучить особенности самооценки у детей подросткового возраста.
3. Разработать программу по формированию адекватной самооценки у детей подросткового возраста.
Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы будут использованы методы исследования, адекватные объекту и предмету исследования:
1. методы теоретического исследования: изучение и анализ
необходимой литературы, обобщение, сравнение;
2. эмпирические методы (изучение психолого-педагогической документации на каждого ребенка, принимавшего участие в исследовании; констатирующий эксперимент; опрос; беседа; наблюдение);
3. методы количественной, качественной обработки данных и интерпретационные методы.
Методологическую основу исследования составили: принцип анализа личности в ее становлении (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); принцип детерминизма (микросоциальный), устанавливающий закономерную и необходимую зависимость психических состояний от порождающих их факторов (Л.С. Выготский, А.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, 3. Фрейд); принцип развития, дающий возможность рассмотрения явления в его динамике (Л.С. Выготский, А. Маслоу, А.В. Петровский, Б.Д. Эльконин и др.); опыт изучения проблемы самосознания и личности в отечественной и зарубежной психологии (И.С. Кон, В.В. Столин, А.М. Прихожан, К. Роджерс и др.).
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
- «Методика Дембо-Рубинштейн» (1970) в модификации А.М. Прихожан (2000).
- Тест-опросник «Шкала самоуважения» Розенберга (1965).
- Проективная рисуночная проба «Рисунок «Мой мир» С.Т. Посоховой (2007), модифицированный вариант.
Организация исследования. Базой исследования явилось муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 91» (МБОУ «СОШ №91») г. Красноярска. В исследовании
принимали участие 20 детей подросткового возраста (14-15 лет).
Исследование проводилось в период с 2018 г. по 2020 г. и осуществлялось в несколько этапов:
Первый этап (сентябрь 2018 - март 2019) - изучение и анализ литературы по проблеме исследования; анализ понятийно-терминологической системы и методологии исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы и задач.
Второй этап (апрель 2019 - август 2019) - составление плана исследования; подбор диагностических методик.
Третий этап (сентябрь 2019 - январь 2020) - проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов.
Четвертый этап (февраль 2020 - май 2020) - разработка программы развития самооценки у детей подросткового возраста.
Пятый этап (июнь 2020 - ноябрь 2020) - корректировка текста диссертации, систематизация и обобщение результатов исследования, формулирование выводов и заключения.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении теоретических представлений об особенностях становления самооценки детей подросткового возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в магистерской диссертации материалы, раскрывающие особенности самооценки детей подросткового возраста, программа, направленная на развитие и формирование адекватной самооценки, могут быть использованы психологами, педагогами и другими специалистами, работающими с данным контингентом школьников.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством написания и публикации научных статей. По теме исследования опубликованы статьи:
1. Чубкова А.Л. Подростковый возраст, как ключевой период формирования самооценки // Психология особых состояний: от теории к практике: материалы региональной межвузовской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Красноярск, 24 апреля 2019 г. [Электронный ресурс] / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2019. - С. 57-59.
2. Чубкова А.Л. Изучение особенностей самооценки детей подросткового возраста // Психология особых состояний: от теории к практике: материалы региональной межвузовской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Красноярск, 15 мая 2020 г. [Электронный ресурс] / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2020. - С. 27-28.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 97 источников, 3 приложений. Текст работы проиллюстрирован 3 рисунками, 9 таблицами.
В ходе выполнения данной работы была достигнута поставленная цель и выполнены поставленные задачи, а именно: были изучены особенности самооценки в подростковом возрасте.
Самооценка подростка представляет собой один из компонентов самосознания личности, и включает в себя оценку человеком своих физических характеристик, различных способностей, нравственных качеств и поступков. Самооценка формируется в единстве двух составляющих её факторов: рационального, отражающего знания человека о себе и эмоционального, отражающего то, как он как он воспринимает и оценивает эти знания. Самооценка имеет ряд измерений: она может быть правильной или ложной, относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой.
Самооценка проявляется и формируется в процессе жизнедеятельности, под непосредственным воздействием социальных факторов. Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим человеком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов.
Для подросткового периода на формирование самооценки характерно влияние ведущих факторов действительности. Самооценка подростков далеко не самостоятельна. Но уже по мере взросления у подростка изменяются характер и особенности видения себя в обществе, изменяется восприятие общества, иерархии общественных связей, меняются мотивы и степень их адекватности общественным потребностям. В целом, характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности.
Результаты многочисленных исследований подросткового периода, представленные как отечественной, так и зарубежной литературой, показывают заметное снижение влияния родителей и повышение влияния сверстников как референтной группы на самооценку подростков.
Существует ряд методик, используемых для определения уровня самооценки. Существуют методики «чистого» определения самооценки, подразумевающие прямое перечисление испытуемым своих качеств или выбор из предложенного списка тех черт, которые соответствуют ему более всего с их одновременным ранжированием по значимости и характерности для себя. Кроме того, в психологии применяется целый ряд связанных между собою методик, прямо или косвенно направленных на анализ самооценки личности. Это методики, базирующиеся на самоописании себя испытуемым.
В практической части была организована опытно - экспериментальная работа с подростками 14-15 лет, заданная целью изучить особенности самооценки в подростковом возрасте.
В результате проведения диагностических методик мы получили данные, которые подтверждают нашу гипотезу о том, что личностные особенности влияют на развитие самооценки, способствует ее адекватному формированию и развитию личности.
В рамках рекомендаций по развитию адекватной самооценки у детей подросткового возраста был предложен метод танцевально-двигательной терапии.
Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) - это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности.
Чаще всего подростку свойственна неуверенность в себе, слабое представление о своих достоинствах, что еще больше повышает личностную тревожность и отражается в поведении. Большинство вышеперечисленных трудностей в формировании положительного Я-образа подростка может быть решено средствами танцевально-двигательной терапии.
Приемы, этюды, используемые в ТДТ способствуют личностному росту, самопринятию, принятию партнера, позволяют отрепетировать участникам разные формы поведения, наглядно проиллюстрировать личные проблемы. В танце человек учится слышать себя, свое тело, чувства, ощущения, эмоции, возникающие у него в процессе движения, начинает реагировать на них, меняя свое поведение, движение. Через танец, совместные движения становится возможным чувствование партнера, развитие спонтанности, открытости во взаимоотношениях.
В коррекционной работе важен комплексный подход при решении проблемы. Коррекционно-развивающая работа эффективна только при совместных усилиях педагогов, родителей и самих учеников.
Самооценка подростка представляет собой один из компонентов самосознания личности, и включает в себя оценку человеком своих физических характеристик, различных способностей, нравственных качеств и поступков. Самооценка формируется в единстве двух составляющих её факторов: рационального, отражающего знания человека о себе и эмоционального, отражающего то, как он как он воспринимает и оценивает эти знания. Самооценка имеет ряд измерений: она может быть правильной или ложной, относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой.
Самооценка проявляется и формируется в процессе жизнедеятельности, под непосредственным воздействием социальных факторов. Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим человеком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов.
Для подросткового периода на формирование самооценки характерно влияние ведущих факторов действительности. Самооценка подростков далеко не самостоятельна. Но уже по мере взросления у подростка изменяются характер и особенности видения себя в обществе, изменяется восприятие общества, иерархии общественных связей, меняются мотивы и степень их адекватности общественным потребностям. В целом, характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности.
Результаты многочисленных исследований подросткового периода, представленные как отечественной, так и зарубежной литературой, показывают заметное снижение влияния родителей и повышение влияния сверстников как референтной группы на самооценку подростков.
Существует ряд методик, используемых для определения уровня самооценки. Существуют методики «чистого» определения самооценки, подразумевающие прямое перечисление испытуемым своих качеств или выбор из предложенного списка тех черт, которые соответствуют ему более всего с их одновременным ранжированием по значимости и характерности для себя. Кроме того, в психологии применяется целый ряд связанных между собою методик, прямо или косвенно направленных на анализ самооценки личности. Это методики, базирующиеся на самоописании себя испытуемым.
В практической части была организована опытно - экспериментальная работа с подростками 14-15 лет, заданная целью изучить особенности самооценки в подростковом возрасте.
В результате проведения диагностических методик мы получили данные, которые подтверждают нашу гипотезу о том, что личностные особенности влияют на развитие самооценки, способствует ее адекватному формированию и развитию личности.
В рамках рекомендаций по развитию адекватной самооценки у детей подросткового возраста был предложен метод танцевально-двигательной терапии.
Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) - это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности.
Чаще всего подростку свойственна неуверенность в себе, слабое представление о своих достоинствах, что еще больше повышает личностную тревожность и отражается в поведении. Большинство вышеперечисленных трудностей в формировании положительного Я-образа подростка может быть решено средствами танцевально-двигательной терапии.
Приемы, этюды, используемые в ТДТ способствуют личностному росту, самопринятию, принятию партнера, позволяют отрепетировать участникам разные формы поведения, наглядно проиллюстрировать личные проблемы. В танце человек учится слышать себя, свое тело, чувства, ощущения, эмоции, возникающие у него в процессе движения, начинает реагировать на них, меняя свое поведение, движение. Через танец, совместные движения становится возможным чувствование партнера, развитие спонтанности, открытости во взаимоотношениях.
В коррекционной работе важен комплексный подход при решении проблемы. Коррекционно-развивающая работа эффективна только при совместных усилиях педагогов, родителей и самих учеников.
Подобные работы
- Особенности взаимосвязи самооценки и самоотношения у детей подросткового возраста (Социальная психология, Российский университет дружбы народов)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая программа профилактики суицидального поведения в подростковом возрасте
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2023 - Психологическая программа развития самооценки у детей подросткового
возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Динамика самооценки учащихся при переходе из младшего в среднее звено образовательного учреждения (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование бесконфликтного общения у детей подросткового возраста с нарушением слуха методом социально-психологического тренинга
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая коррекция негативных эмоциональных состояний у детей подросткового возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Создание специальных психологических условий для изучения самосознания детей подросткового возраста с нарушением слуха
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Самооценка у подростков (Социальная психология, Российский университет дружбы народов)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Формирование семейных ценностей у детей подросткового возраста
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018



