Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическая коррекция самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Работа №168408

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы69
Год сдачи2020
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1. Самооценка. Понятие. Функции. Характеристики 8
1.2. Становление самооценки в младшем школьном возрасте 12
1.3. Современное состояние проблемы изучения самооценки у детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 15
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 19
2.1. Организация, методы и методики исследования 19
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 26
Выводы по второй главе 34
Глава 3. Психолого-педагогическая коррекция самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 36
3.1. Научно-теоретические и методологические подходы к коррекции
самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 36
3.2. Программа психолого-педагогической коррекции самооценки у детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 39
Выводы по третьей главе 52
Заключение 53
Список используемой литературы 56
Приложения

Актуальность исследования. В последнее время проблема развития личности является одной из актуальных проблем психологии. Важным компонентом структуры личности выступает правильно сформированная самооценка, т.к. она в младшем школьном возрасте является залогом успешного обучения, выступающим основным видом деятельности данного возраста.
Современные научные знания демонстрируют возрастающий интерес к проблемам самосознания личности. Этот интерес находит свое отражение в различных научных исследованиях, где данная проблема имеет центральное положение и анализируется в психологических аспектах. Основой для исследования самосознания личности на уровне психологического анализа будет являться понимание сознания как двуединой ориентации человека в самом себе и окружающем мире. Исходя из этого, самосознание определяется как сознание, объектом которого будет сам субъект. В результате приобретается способность к оценке интересов, идеалов и целостной оценке себя.
Формирование личности невозможно без становления самосознания. Оно протекает под воздействием со стороны взрослых, воспитывающих ребенка. Знание особенностей самосознания ребенка необходимо для правильного реагирования на их поступки и выбора соответствующего порицания или поощрения, а также для целенаправленного руководства процессом воспитания.
Важным компонентом самосознания является самооценка. Основанная на результатах процесса самопознания, она выражается в отношении личности к самой себе, и является основой для регуляции собственного поведения.
Изучению данного вопроса посвящено большое количество работ в рамках проблемы самосознания. Важность проблемы самосознания и образа «Я», а также самооценки и уровня притязаний трудно переоценить. Знание особенностей образования этих структур и возможность влияния на формирование необходимо педагогу.
Над исследованием проблемы самооценки и ее составляющих работали: Л. И. Божович, Б. Г. Ананьев, И. Н. Михеева, С. Л. Рубинштейн, Ю. А. Борисов, А. Г. Спиркин, В. В. Столин, Р.Д. Тригер, В.В. Лебидинский, С.И. Смирнова и др.
В трудах отечественных ученых И.Ю. Троицкой (2003), Е.Н. Рогожиной (2015), А.М. Щетининой (2000) показано, что самооценка детей в начальный период обучения оказывает влияние на весь учебный процесс, на формирование учебной мотивации, саморегуляцию деятельности, на удовлетворенность ведущих потребностей данного возраста.
Проблема исследования заключается в необходимости своевременного выявления особенностей в развитии самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, формирования у них адекватной самооценки, верного мнения о себе, что должно стать одной из системообразующих психолого-педагогических задач. Несмотря на значительный вклад исследователей в изучение данной проблемы, практический аспект коррекции и формирования самооценки личности данных детей остается недостаточно раскрытым.
Цель исследования: изучить особенности развития самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, разработать психологическую программу, направленную на коррекцию и формирование самооценки у данного контингента детей.
Объект исследования: особенности самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития преобладает неадекватно завышенный уровень самооценки, что в дальнейшем окажет негативное воздействие на формирование образа «Я».
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Определить степень разработанности проблемы исследования в психолого-медико-педагогической литературе.
2. Провести исследование и выявить особенности самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать программу психолого-педагогической коррекции самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Методы исследования. Для реализации целей и поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические (анализ психолого-медико-педагогической литературы по проблеме исследования);
2) эмпирические методы (изучение психолого-педагогической документации на каждого ребенка, принимавшего участие в исследовании; констатирующий эксперимент; опрос; беседа; наблюдение);
3) методы количественной, качественной обработки данных и интерпретационные методы.
Методологическую основу исследования составили: принцип анализа личности в ее становлении (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); принцип детерминизма (микросоциальный), устанавливающий закономерную и необходимую зависимость психических состояний от порождающих их факторов (Л.С. Выготский, А.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, 3. Фрейд); принцип развития, дающий возможность рассмотрения явления в его динамике (Л.С. Выготский, А. Маслоу, А.В. Петровский, Б.Д. Эльконин и др.); опыт изучения проблемы самосознания и личности в отечественной и зарубежной психологии (И.С. Кон, В.В. Столин, А.М. Прихожан, К. Роджерс и др.).
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
1. Методика определения эмоциональной самооценки (А.В. Захарова).
2. Проективный рисуночный тест «Автопортрет» (Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина, 1991).
3. Методика определения самооценки Дембо-Рубинштейн (1970) в модификации А.М. Прихожан (1985).
Организация исследования. Базой исследования явилось муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №5» (МАОУ «Гимназия №5») г. Красноярска. В исследовании принимали участие 8 детей младшего школьного возраста (7-10 лет) с задержкой психического развития.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в 2019—2020 учебном году в четыре этапа:
Первый этап - анализ общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования; формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов.
Второй этап - подбор диагностического инструментария для экспериментального изучения особенностей самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, разработка методики констатирующего эксперимента.
Третий этап - количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента и интерпретация полученных данных.
Четвёртый этап - разработка программы психолого-педагогической коррекции самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Формулирование общих выводов и заключения.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы в количестве 50 источников и 3 приложений. Текст работы изложен на 69 страницах, проиллюстрирован 2 диаграммами, включает 2 таблицы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог работы можно сказать, самооценка - это компонент сознания личности, включающий в себя знания личности о себе, своих нравственных качеств, регуляции своего поведения в определенных ситуациях. Самооценка определяет адаптацию личности в социуме, выступает регулятором деятельности и поведения, формируется в процессе коммуникации с внешним миром.
Также стоит отметить, что самооценка выступает одной из составляющих «Я-концепции» личности и связана с отношением личности к себе и к своим определенным качествам, является аффективной оценкой представления человека о самом себе.
Принято выделять три вида самооценки:
1. Адекватная самооценка - реальная оценка человеком самого себя, своих сил и возможностей, позволяет отнестись к себе критически, соотносить свои силы с выполнением определенных задач различной степени сложности, и с требованиями социума;
2. Завышенная самооценка - неадекватное оценивание своих сил и личностных качеств;
3. Заниженная самооценка - показатель неадекватно заниженного представления о своих силах, возможностях и качеств личности.
Адекватный уровень самооценки является признаком сформированности у личности таких качеств, как самокритичность, настойчивость и уверенность в себе и своих силах при выполнении определенных задач, требуемых социумом. Во время обучения в ОУ, обучающиеся с адекватным уровнем самооценки, как правило, имеют хороший уровень успеваемости, имеют большое поле интересов, имеют высокое социальное положение в коллективе, их деятельность направлена на различные виды деятельности, наблюдается интерес к получению новых знаний и высокий уровень усвоения пройденного материала.
Завышенный уровень самооценки говорит о неправильном представлении личности о своих потенциальных возможностях. Обучающиеся не знают своих возможностей и личностных качеств, и считают, что они у них очень хорошо развиты. Такие дети обычно ищут для решения задачи, которые они не в силах решить без посторонней помощи, а при неудачном результате, обычно, не ищут каких-либо других путей из решения.
Обучающиеся с тенденцией к заниженной самооценке в дальнейшем подвергаются к депрессивным состояниям. Постоянные ситуации неуспеха в решении каких-либо поставленных социумом задач влекут за собой неправильное формирование образа «Я».
Гипотезой данной работы послужило предположение о том, что младшие школьники с задержкой психического развития имеют неадекватно завышенный уровень самооценки, что в дальнейшем, без соответствующих принятия коррекционных мер, может негативно сказаться на формировании у них образа «Я», тенденции к завышению своих потенциальных возможностей, непониманию и переоценке в дальнейшем онтогенезе своих личностных качеств.
В теоретической главе была проанализирована литература по проблеме самооценки и проблеме становления самооценки младших школьников с задержкой психического развития.
В практической части исследования была организована и проведена исследовательская работа с обучающимися начальной школы МАОУ «Гимназия №5» г. Красноярск, включающая в себя проведение методик по выявлению уровня самооценки у младших школьников с задержкой психического развития.
В результате проведения диагностических методик были получены данные, подтверждающие гипотезу данного исследования о том, что младшие школьники с задержкой психического имеют неадекватно завышенный уровень самооценки и низкий уровень притязаний (непонимание своих потенциальных возможностей).
По результатам проведенного исследования нами была предложена программа психолого-педагогической коррекции самооценки с опорой на различные подходы у младших школьников с задержкой психического развития.
Программа рассчитана на 12 занятий по 30 минут. Каждое групповое занятие должно начинаться с ритуала встречи, во время которого дети настраиваются на взаимодействие друг с другом. Затем должны начинаться игры по теме занятия, которые направлены на формирование адекватного уровня самооценки, умения понимать себя и других, снятие тревожности и на нормализацию эмоционального состояния. Заканчиваются занятия ритуалом прощания. В конце каждого занятия педагог-психолог подводит итоги, отмечает уникальность и индивидуальность каждого участника и выражает благодарность за участие в занятии.



1. Агеева И.А. Графические тесты: хрестоматия для студентов- психологов, - Ч.2. - изд-е 2-е перераб. и доп. / Сост. И.А. Агаева. - Бишкек: КРСУ, 2007. - 329 с.
2. Ананьев Б.Г. О проблеме современного человекознания. - М.: Наука, 1977. - 380 с.
3. Байрамян Р.М. Самооценка младшего школьника как субъекта культуры в нормативной ситуации развития/ Р.М. Байрамян. - М.: Мозаика- синтез, 2016. - № 5. - 390 с.
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]:
Избранные психологические труды // Л.И. Божович. - М.: Институт
практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.
6. Братусь Б.С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988. — 301 с.
7. Будасси С.А. Защитные механизмы личности // С.А. Будасси. - М.: Просвещение, 1998. - 424 с.
8. Бураджиева Р.Д. Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников с задержкой психического развития // Научно¬методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 176-180. - Режим доступа:http://e-koncept.ru/2015/95079.html
9. Воробьева Е.В. Программа по формированию адекватной самооценки младших школьников / Е. В. Воробьева, Т. Е. Трифанюк. - Новокузнецк: ГОУ СПО НПК №2, 2015. - 33 с.
10. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995. - 524 с.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6т.Т.3. Проблемы развития психики / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6т. Т.4. [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
13. Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростков с задержкой психического развития: Г.В. Грибанова // Дефектология. - 1986. - №5. - С. 13-20.
14. Грибанова Г.В. Психологические особенности подростков с явлениями психологической неустойчивости и задержкой психического развития: автореф. дис. канд. психол. наук / Г.В. Грибанова. М., 1999. - 17 с.
15. Гуменюк М.Е. Особенности самопринятия у младших подростков с ЗПР / М.Е. Гуменюк // Шестилетние дети: проблемы и исследования. 1998. - С. 198-207.
16. Гусейнова Г.М. Роль самооценки в развитии социального интеллекта у младших школьников с задержкой психического развития / Г.М. Гусейнова // Проблемы и перспективы образования XXI века. - 2014. - № 5.
17. Дьяченко М.И. Психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: БГУ, 1981. - 383 с.
18. Захарова А.В. Генезис самооценки: автореферат диссертации //
A. В. Захарова, 1989. - 56 с.
19. Кисова В.В. Формирование самооценки у старших дошкольников с задержкой психического развития в учебно-познавательной деятельности /
B. В. Кисова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6.
20. Конева И.А. К проблеме образа «Я» и самооценки младших школьников с задержкой психического развития / И.А. Конева, К.Э. Кузнецова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-3.
21. Конева И.А. Особенности образа «Я» младших подростков с задержкой психического развития // автореф. дис. канд. психол. наук / И.А. Конева. Н. Новгород, 2002. - 26 с.
Т1. Кружилина Т.В. Формирование адекватной самооценки младших
школьников / Т.В. Кружилина. - Магнитогорск: МаГУ, 2014. - 104 с.
23. Лебединская К.С. Подростки с нарушением в аффективной сфере. Клинико-психологическая характеристика «трудных подростков» // К.С. Лебединская, М.М. Райская, Г.В. Грибанова. М.: Педагогика, 1988. -165 с.
24. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей [Электронный ресурс] / В.В. Лебединский. - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0243/2 0243-45.shtml.
25. Лукина А.Ю. Стиль поведения родителей в конфликтах как фактор формирования самооценки детей / А.Ю. Лукина // Наука и бизнес: пути развития. - 2013. - № 5 (23).
26. Маркова И.В. Психология / И.В. Маркова. - М.: ЮРАЙТ, 2004. - 684с.
27. Молчанова О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования [Электронный ресурс] / О.Н. Молчанова - Режим доступа:http://www.twirpx.com/file/1866840
28. Носырева С.Н. Особенности формирования самооценки у детей /
С.Н. Носырева // Воспитание школьников. - 2013. - № 2.
29. Попова Е.В. Исследование гендерных особенностей свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Е.В. Попова, А.Ю. Астахова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 44. - Режим доступа:http://e-koncept.ru/2016/56992.html
30. Психологический словарь: 2-е издание, под редакцией Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. - М.: АСТ-Астрель- Хранитель. - 2007. - 479 с.
31. Реан А.А. Психология подростка // А.А. Реан. - СПб - М.: Прайм - Еврознак, 2003. - 432 с.
32. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. Санкт-Петербург: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
33. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии: Учеб. пособие для студентов вузов / Е.С. Романова. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 400 с.
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебник / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003. - 720 с.
35. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1976. 416 с.
36. Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь: Т. 2 / С.Л. Рубинштейн // собр. соч. в 2 т. М.: Педагогика, 1989. - С. 236-250.
37. Смирнова С.И. Некоторые подходы к изучению самооценки школьников с задержкой психического развития / С.И. Смирнова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Хрестоматия. - М.: Сфера. - 145 с.
38. Смирнова С.И. Особенности самооценки у детей и подростков с
отклонениями развития в исследованиях по специальной психологии [Электронный ресурс] / С.И. Смирнова. - Режим доступа:
http://cyberleninka.rU/article/n/ osobennosti-samootsenki-u-detey-i- podrostkov-s- otkloneniyami-razvitiya-v-issledovaniyah-po-spetsialnoypsihologii
39. Соколова Е.В. Психология детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Е.В. Смирнова. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1476897
40. Справочник по психологии и психотерапии детского и подросткового возраста / под ред. С.Ю. Циркина. - СПб.: Питер, 2014. - 896 с.
41. Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум // Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 704 с.
42. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей / К. Тейлор. - М.: Владос, 2015. - 386 с.
43. Триггер С.Д. Психологические особенности социализации детей с, задержкой психического развития / С.Д. Триггер. - СПб.: Питер, 2009. - 192 с.
44. Хвостова Э.В. Формирование адекватной самооценки младших школьников с ЗПР посредством ситуации успеха [Электронный ресурс] / Э.В. Хвостова. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=23804458.
45. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. - М.: Наука, 1977. - 142 с.
46. Шагиева А.И. Влияние самооценки на ситуативную тревожность младших школьников / А.И. Шагиева // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 18.
47. Шевченко А.В. Особенности самосознания и условия его формирования у дошкольников с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / А.В. Шевченко. - Режим доступа: http://www.twirpx.eom/file/584646/
48. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений // Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 384 с.
49. Юденкова И.В. Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших школьников / И.В. Юденкова, Д.Н. Бежаева // Молодой ученый. - 2016. - № 19 (123).
50. Яковлева М.В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников / М.В. Яковлева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 151-155. - Режим доступа:http://e-koneept.ru/2015/95079.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ