Психолого-педагогическая коррекция самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
|
Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1. Самооценка. Понятие. Функции. Характеристики 8
1.2. Становление самооценки в младшем школьном возрасте 12
1.3. Современное состояние проблемы изучения самооценки у детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 15
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 19
2.1. Организация, методы и методики исследования 19
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 26
Выводы по второй главе 34
Глава 3. Психолого-педагогическая коррекция самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 36
3.1. Научно-теоретические и методологические подходы к коррекции
самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 36
3.2. Программа психолого-педагогической коррекции самооценки у детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 39
Выводы по третьей главе 52
Заключение 53
Список используемой литературы 56
Приложения
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1. Самооценка. Понятие. Функции. Характеристики 8
1.2. Становление самооценки в младшем школьном возрасте 12
1.3. Современное состояние проблемы изучения самооценки у детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 15
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 19
2.1. Организация, методы и методики исследования 19
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 26
Выводы по второй главе 34
Глава 3. Психолого-педагогическая коррекция самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 36
3.1. Научно-теоретические и методологические подходы к коррекции
самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 36
3.2. Программа психолого-педагогической коррекции самооценки у детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 39
Выводы по третьей главе 52
Заключение 53
Список используемой литературы 56
Приложения
Актуальность исследования. В последнее время проблема развития личности является одной из актуальных проблем психологии. Важным компонентом структуры личности выступает правильно сформированная самооценка, т.к. она в младшем школьном возрасте является залогом успешного обучения, выступающим основным видом деятельности данного возраста.
Современные научные знания демонстрируют возрастающий интерес к проблемам самосознания личности. Этот интерес находит свое отражение в различных научных исследованиях, где данная проблема имеет центральное положение и анализируется в психологических аспектах. Основой для исследования самосознания личности на уровне психологического анализа будет являться понимание сознания как двуединой ориентации человека в самом себе и окружающем мире. Исходя из этого, самосознание определяется как сознание, объектом которого будет сам субъект. В результате приобретается способность к оценке интересов, идеалов и целостной оценке себя.
Формирование личности невозможно без становления самосознания. Оно протекает под воздействием со стороны взрослых, воспитывающих ребенка. Знание особенностей самосознания ребенка необходимо для правильного реагирования на их поступки и выбора соответствующего порицания или поощрения, а также для целенаправленного руководства процессом воспитания.
Важным компонентом самосознания является самооценка. Основанная на результатах процесса самопознания, она выражается в отношении личности к самой себе, и является основой для регуляции собственного поведения.
Изучению данного вопроса посвящено большое количество работ в рамках проблемы самосознания. Важность проблемы самосознания и образа «Я», а также самооценки и уровня притязаний трудно переоценить. Знание особенностей образования этих структур и возможность влияния на формирование необходимо педагогу.
Над исследованием проблемы самооценки и ее составляющих работали: Л. И. Божович, Б. Г. Ананьев, И. Н. Михеева, С. Л. Рубинштейн, Ю. А. Борисов, А. Г. Спиркин, В. В. Столин, Р.Д. Тригер, В.В. Лебидинский, С.И. Смирнова и др.
В трудах отечественных ученых И.Ю. Троицкой (2003), Е.Н. Рогожиной (2015), А.М. Щетининой (2000) показано, что самооценка детей в начальный период обучения оказывает влияние на весь учебный процесс, на формирование учебной мотивации, саморегуляцию деятельности, на удовлетворенность ведущих потребностей данного возраста.
Проблема исследования заключается в необходимости своевременного выявления особенностей в развитии самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, формирования у них адекватной самооценки, верного мнения о себе, что должно стать одной из системообразующих психолого-педагогических задач. Несмотря на значительный вклад исследователей в изучение данной проблемы, практический аспект коррекции и формирования самооценки личности данных детей остается недостаточно раскрытым.
Цель исследования: изучить особенности развития самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, разработать психологическую программу, направленную на коррекцию и формирование самооценки у данного контингента детей.
Объект исследования: особенности самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития преобладает неадекватно завышенный уровень самооценки, что в дальнейшем окажет негативное воздействие на формирование образа «Я».
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Определить степень разработанности проблемы исследования в психолого-медико-педагогической литературе.
2. Провести исследование и выявить особенности самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать программу психолого-педагогической коррекции самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Методы исследования. Для реализации целей и поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические (анализ психолого-медико-педагогической литературы по проблеме исследования);
2) эмпирические методы (изучение психолого-педагогической документации на каждого ребенка, принимавшего участие в исследовании; констатирующий эксперимент; опрос; беседа; наблюдение);
3) методы количественной, качественной обработки данных и интерпретационные методы.
Методологическую основу исследования составили: принцип анализа личности в ее становлении (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); принцип детерминизма (микросоциальный), устанавливающий закономерную и необходимую зависимость психических состояний от порождающих их факторов (Л.С. Выготский, А.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, 3. Фрейд); принцип развития, дающий возможность рассмотрения явления в его динамике (Л.С. Выготский, А. Маслоу, А.В. Петровский, Б.Д. Эльконин и др.); опыт изучения проблемы самосознания и личности в отечественной и зарубежной психологии (И.С. Кон, В.В. Столин, А.М. Прихожан, К. Роджерс и др.).
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
1. Методика определения эмоциональной самооценки (А.В. Захарова).
2. Проективный рисуночный тест «Автопортрет» (Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина, 1991).
3. Методика определения самооценки Дембо-Рубинштейн (1970) в модификации А.М. Прихожан (1985).
Организация исследования. Базой исследования явилось муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №5» (МАОУ «Гимназия №5») г. Красноярска. В исследовании принимали участие 8 детей младшего школьного возраста (7-10 лет) с задержкой психического развития.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в 2019—2020 учебном году в четыре этапа:
Первый этап - анализ общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования; формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов.
Второй этап - подбор диагностического инструментария для экспериментального изучения особенностей самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, разработка методики констатирующего эксперимента.
Третий этап - количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента и интерпретация полученных данных.
Четвёртый этап - разработка программы психолого-педагогической коррекции самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Формулирование общих выводов и заключения.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы в количестве 50 источников и 3 приложений. Текст работы изложен на 69 страницах, проиллюстрирован 2 диаграммами, включает 2 таблицы.
Современные научные знания демонстрируют возрастающий интерес к проблемам самосознания личности. Этот интерес находит свое отражение в различных научных исследованиях, где данная проблема имеет центральное положение и анализируется в психологических аспектах. Основой для исследования самосознания личности на уровне психологического анализа будет являться понимание сознания как двуединой ориентации человека в самом себе и окружающем мире. Исходя из этого, самосознание определяется как сознание, объектом которого будет сам субъект. В результате приобретается способность к оценке интересов, идеалов и целостной оценке себя.
Формирование личности невозможно без становления самосознания. Оно протекает под воздействием со стороны взрослых, воспитывающих ребенка. Знание особенностей самосознания ребенка необходимо для правильного реагирования на их поступки и выбора соответствующего порицания или поощрения, а также для целенаправленного руководства процессом воспитания.
Важным компонентом самосознания является самооценка. Основанная на результатах процесса самопознания, она выражается в отношении личности к самой себе, и является основой для регуляции собственного поведения.
Изучению данного вопроса посвящено большое количество работ в рамках проблемы самосознания. Важность проблемы самосознания и образа «Я», а также самооценки и уровня притязаний трудно переоценить. Знание особенностей образования этих структур и возможность влияния на формирование необходимо педагогу.
Над исследованием проблемы самооценки и ее составляющих работали: Л. И. Божович, Б. Г. Ананьев, И. Н. Михеева, С. Л. Рубинштейн, Ю. А. Борисов, А. Г. Спиркин, В. В. Столин, Р.Д. Тригер, В.В. Лебидинский, С.И. Смирнова и др.
В трудах отечественных ученых И.Ю. Троицкой (2003), Е.Н. Рогожиной (2015), А.М. Щетининой (2000) показано, что самооценка детей в начальный период обучения оказывает влияние на весь учебный процесс, на формирование учебной мотивации, саморегуляцию деятельности, на удовлетворенность ведущих потребностей данного возраста.
Проблема исследования заключается в необходимости своевременного выявления особенностей в развитии самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, формирования у них адекватной самооценки, верного мнения о себе, что должно стать одной из системообразующих психолого-педагогических задач. Несмотря на значительный вклад исследователей в изучение данной проблемы, практический аспект коррекции и формирования самооценки личности данных детей остается недостаточно раскрытым.
Цель исследования: изучить особенности развития самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, разработать психологическую программу, направленную на коррекцию и формирование самооценки у данного контингента детей.
Объект исследования: особенности самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития преобладает неадекватно завышенный уровень самооценки, что в дальнейшем окажет негативное воздействие на формирование образа «Я».
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Определить степень разработанности проблемы исследования в психолого-медико-педагогической литературе.
2. Провести исследование и выявить особенности самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать программу психолого-педагогической коррекции самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Методы исследования. Для реализации целей и поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические (анализ психолого-медико-педагогической литературы по проблеме исследования);
2) эмпирические методы (изучение психолого-педагогической документации на каждого ребенка, принимавшего участие в исследовании; констатирующий эксперимент; опрос; беседа; наблюдение);
3) методы количественной, качественной обработки данных и интерпретационные методы.
Методологическую основу исследования составили: принцип анализа личности в ее становлении (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); принцип детерминизма (микросоциальный), устанавливающий закономерную и необходимую зависимость психических состояний от порождающих их факторов (Л.С. Выготский, А.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, 3. Фрейд); принцип развития, дающий возможность рассмотрения явления в его динамике (Л.С. Выготский, А. Маслоу, А.В. Петровский, Б.Д. Эльконин и др.); опыт изучения проблемы самосознания и личности в отечественной и зарубежной психологии (И.С. Кон, В.В. Столин, А.М. Прихожан, К. Роджерс и др.).
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
1. Методика определения эмоциональной самооценки (А.В. Захарова).
2. Проективный рисуночный тест «Автопортрет» (Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина, 1991).
3. Методика определения самооценки Дембо-Рубинштейн (1970) в модификации А.М. Прихожан (1985).
Организация исследования. Базой исследования явилось муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №5» (МАОУ «Гимназия №5») г. Красноярска. В исследовании принимали участие 8 детей младшего школьного возраста (7-10 лет) с задержкой психического развития.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в 2019—2020 учебном году в четыре этапа:
Первый этап - анализ общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования; формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов.
Второй этап - подбор диагностического инструментария для экспериментального изучения особенностей самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, разработка методики констатирующего эксперимента.
Третий этап - количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента и интерпретация полученных данных.
Четвёртый этап - разработка программы психолого-педагогической коррекции самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Формулирование общих выводов и заключения.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы в количестве 50 источников и 3 приложений. Текст работы изложен на 69 страницах, проиллюстрирован 2 диаграммами, включает 2 таблицы.
Подводя итог работы можно сказать, самооценка - это компонент сознания личности, включающий в себя знания личности о себе, своих нравственных качеств, регуляции своего поведения в определенных ситуациях. Самооценка определяет адаптацию личности в социуме, выступает регулятором деятельности и поведения, формируется в процессе коммуникации с внешним миром.
Также стоит отметить, что самооценка выступает одной из составляющих «Я-концепции» личности и связана с отношением личности к себе и к своим определенным качествам, является аффективной оценкой представления человека о самом себе.
Принято выделять три вида самооценки:
1. Адекватная самооценка - реальная оценка человеком самого себя, своих сил и возможностей, позволяет отнестись к себе критически, соотносить свои силы с выполнением определенных задач различной степени сложности, и с требованиями социума;
2. Завышенная самооценка - неадекватное оценивание своих сил и личностных качеств;
3. Заниженная самооценка - показатель неадекватно заниженного представления о своих силах, возможностях и качеств личности.
Адекватный уровень самооценки является признаком сформированности у личности таких качеств, как самокритичность, настойчивость и уверенность в себе и своих силах при выполнении определенных задач, требуемых социумом. Во время обучения в ОУ, обучающиеся с адекватным уровнем самооценки, как правило, имеют хороший уровень успеваемости, имеют большое поле интересов, имеют высокое социальное положение в коллективе, их деятельность направлена на различные виды деятельности, наблюдается интерес к получению новых знаний и высокий уровень усвоения пройденного материала.
Завышенный уровень самооценки говорит о неправильном представлении личности о своих потенциальных возможностях. Обучающиеся не знают своих возможностей и личностных качеств, и считают, что они у них очень хорошо развиты. Такие дети обычно ищут для решения задачи, которые они не в силах решить без посторонней помощи, а при неудачном результате, обычно, не ищут каких-либо других путей из решения.
Обучающиеся с тенденцией к заниженной самооценке в дальнейшем подвергаются к депрессивным состояниям. Постоянные ситуации неуспеха в решении каких-либо поставленных социумом задач влекут за собой неправильное формирование образа «Я».
Гипотезой данной работы послужило предположение о том, что младшие школьники с задержкой психического развития имеют неадекватно завышенный уровень самооценки, что в дальнейшем, без соответствующих принятия коррекционных мер, может негативно сказаться на формировании у них образа «Я», тенденции к завышению своих потенциальных возможностей, непониманию и переоценке в дальнейшем онтогенезе своих личностных качеств.
В теоретической главе была проанализирована литература по проблеме самооценки и проблеме становления самооценки младших школьников с задержкой психического развития.
В практической части исследования была организована и проведена исследовательская работа с обучающимися начальной школы МАОУ «Гимназия №5» г. Красноярск, включающая в себя проведение методик по выявлению уровня самооценки у младших школьников с задержкой психического развития.
В результате проведения диагностических методик были получены данные, подтверждающие гипотезу данного исследования о том, что младшие школьники с задержкой психического имеют неадекватно завышенный уровень самооценки и низкий уровень притязаний (непонимание своих потенциальных возможностей).
По результатам проведенного исследования нами была предложена программа психолого-педагогической коррекции самооценки с опорой на различные подходы у младших школьников с задержкой психического развития.
Программа рассчитана на 12 занятий по 30 минут. Каждое групповое занятие должно начинаться с ритуала встречи, во время которого дети настраиваются на взаимодействие друг с другом. Затем должны начинаться игры по теме занятия, которые направлены на формирование адекватного уровня самооценки, умения понимать себя и других, снятие тревожности и на нормализацию эмоционального состояния. Заканчиваются занятия ритуалом прощания. В конце каждого занятия педагог-психолог подводит итоги, отмечает уникальность и индивидуальность каждого участника и выражает благодарность за участие в занятии.
Также стоит отметить, что самооценка выступает одной из составляющих «Я-концепции» личности и связана с отношением личности к себе и к своим определенным качествам, является аффективной оценкой представления человека о самом себе.
Принято выделять три вида самооценки:
1. Адекватная самооценка - реальная оценка человеком самого себя, своих сил и возможностей, позволяет отнестись к себе критически, соотносить свои силы с выполнением определенных задач различной степени сложности, и с требованиями социума;
2. Завышенная самооценка - неадекватное оценивание своих сил и личностных качеств;
3. Заниженная самооценка - показатель неадекватно заниженного представления о своих силах, возможностях и качеств личности.
Адекватный уровень самооценки является признаком сформированности у личности таких качеств, как самокритичность, настойчивость и уверенность в себе и своих силах при выполнении определенных задач, требуемых социумом. Во время обучения в ОУ, обучающиеся с адекватным уровнем самооценки, как правило, имеют хороший уровень успеваемости, имеют большое поле интересов, имеют высокое социальное положение в коллективе, их деятельность направлена на различные виды деятельности, наблюдается интерес к получению новых знаний и высокий уровень усвоения пройденного материала.
Завышенный уровень самооценки говорит о неправильном представлении личности о своих потенциальных возможностях. Обучающиеся не знают своих возможностей и личностных качеств, и считают, что они у них очень хорошо развиты. Такие дети обычно ищут для решения задачи, которые они не в силах решить без посторонней помощи, а при неудачном результате, обычно, не ищут каких-либо других путей из решения.
Обучающиеся с тенденцией к заниженной самооценке в дальнейшем подвергаются к депрессивным состояниям. Постоянные ситуации неуспеха в решении каких-либо поставленных социумом задач влекут за собой неправильное формирование образа «Я».
Гипотезой данной работы послужило предположение о том, что младшие школьники с задержкой психического развития имеют неадекватно завышенный уровень самооценки, что в дальнейшем, без соответствующих принятия коррекционных мер, может негативно сказаться на формировании у них образа «Я», тенденции к завышению своих потенциальных возможностей, непониманию и переоценке в дальнейшем онтогенезе своих личностных качеств.
В теоретической главе была проанализирована литература по проблеме самооценки и проблеме становления самооценки младших школьников с задержкой психического развития.
В практической части исследования была организована и проведена исследовательская работа с обучающимися начальной школы МАОУ «Гимназия №5» г. Красноярск, включающая в себя проведение методик по выявлению уровня самооценки у младших школьников с задержкой психического развития.
В результате проведения диагностических методик были получены данные, подтверждающие гипотезу данного исследования о том, что младшие школьники с задержкой психического имеют неадекватно завышенный уровень самооценки и низкий уровень притязаний (непонимание своих потенциальных возможностей).
По результатам проведенного исследования нами была предложена программа психолого-педагогической коррекции самооценки с опорой на различные подходы у младших школьников с задержкой психического развития.
Программа рассчитана на 12 занятий по 30 минут. Каждое групповое занятие должно начинаться с ритуала встречи, во время которого дети настраиваются на взаимодействие друг с другом. Затем должны начинаться игры по теме занятия, которые направлены на формирование адекватного уровня самооценки, умения понимать себя и других, снятие тревожности и на нормализацию эмоционального состояния. Заканчиваются занятия ритуалом прощания. В конце каждого занятия педагог-психолог подводит итоги, отмечает уникальность и индивидуальность каждого участника и выражает благодарность за участие в занятии.
Подобные работы
- Психологическая программа коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция свойств внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - Совершенствование адекватности самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в работе специального психолога
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - Совершенствование самооценки личности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в групповой форме работы специального психолога
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция самооценки учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая программа коррекции агрессии детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - Совершенствование самооценки личности у детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития в групповой форме работы
специального психолога
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция агрессивного поведения младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022



