Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическое консультирование как средство помощи женщинам 30-33 лет, испытывающим трудности в психологической сепарации от родителей

Работа №168405

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы128
Год сдачи2021
Стоимость4965 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 8
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА СЕПАРАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ 13
1.1. Психологические подходы к пониманию феномена сепарации от родителей 13
1.2. Особенности проявления сепарации от родителей 28
1.3. Возможности индивидуального консультирования как средство завершения сепарации от родителей, женщин в период средней взрослости .35
Выводы по Главе 1 44
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЗАВЕРШЕНИЮ СЕПАРАЦИИ ОТ РОДИТЕЛЕЙ, ЖЕНЩИН 30-33 ЛЕТ, В ПРОЦЕССЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 48
2.1. Методическая организация исследования и анализ результатов
констатирующего эксперимента 48
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 65
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 77
Выводы по Главе 2 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 96
ПРИЛОЖЕНИЯ 108

Актуальность темы исследования. Психологическая сепарация от родителей - одна из главных задач развития. В последние годы всё чаще встречается мнение о том, как важна психологическая сепарация. Взрослый человек на пути развития встречается с различными испытаниями. Общество диктует, какой должна быть взрослая личность. Отдельная, самодостаточная, имеющая на всё свою точку зрения, гармоничная, при этом эмоционально мягкая и тогда, жизнь обретёт свой смысл, а не навязанный кем то.
Научный интерес к проблеме трудности в психологической сепарации возрастает. Факт трудности сепарации во взрослом возрасте известен психологам много лет. И это вызывает сложности в целом в жизни человека. Психологическая сепарация как отделение ребёнка от родителей начинается с рождения и в норме завершается в период раннего взросления. Но как показали исследования и опыт практикующих психологов, проблема психологической сепарации весьма актуальна во взрослом возрасте. Что приводит к различным сложностям как внутриличностного характера, так и межличностного.
Во взрослом возрасте трудности в психологической сепарации вызывают такие проблемы как:
- уныние от разговора с родителями;
- чувства виды, обиды, гнева, агрессии по отношению к родителям,
- нежелание родителей и детей жить самостоятельной жизнью;
- невозможность самостоятельно принимать решения без родительского одобрения;
- трудности личностного развития и внутреннего роста;
- невозможность понять кто я, определиться с жизненным выбором профессии и личной жизни;
- постоянное желание и ожидание помощи и защиты, советов от родителей или кого либо;
- непринятие родителей, себя, мира;
- сильное желание оборвать все связи с родителями;
- нездоровые отношения и т.д.
Проблемами психологической сепарации занимались многие ученые на протяжении долгих лет. Такие как: М. Малер, Дж. Боулби, З. Фрейд, А. Фрейд, П. Блос, Т.И. Сытько, В.П. Дзукаева, Т.Ю. Садовникова, М. Боуэн, А.Я. Варга, Дж. Хоффман, А. Шутценбергер, Д.Б. Райн, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, Л.И. Божович, Г.А. Цукерман, Г.В. Бурменская, Э.Х. Эриксон, Дж. Левингер, Л. Стейнберг, А. Бандура, Г.У. Олпорта, Е.В. Лямина, А. А.Дитюк, Н. Н. Авдеева, Т. М. Афанасьева, К.Н. Белогай и другие.
Отметим, что несмотря на множество исследователей в проблеме психологической сепарации имеется дифицит научного понимания данной темы.
Цель исследования: теоретически описать и экспериментально проверить возможности психологического консультирования как средство помощи женщинам 30-33 лет, испытывающим трудности в психологической сепарации от родителей.
Объект исследования: процесс психологического консультирования женщин 30-33 лет, испытывающим трудности в психологической сепарации от родителей.
Предмет исследования: индивидуальное консультирование женщин 30-33 лет, испытывающих трудности в психологической сепарации от родителей.
Гипотеза исследования: индивидуальное консультирование будет являться эффективным способом помощи женщинам 30-33 лет, испытывающим трудности в психологической сепарации от родителей если:
1) содержание встреч будет направлено на психологическое просвещение, коррекцию психоэмоционального состояния и психологическое отделение клиента от родителей;
2) занятия будут проводиться с использованием техник гештальт- подхода, арт-терапии, метафорических карт.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научную периодическую литературу по теме исследования.
2. Описать специфику, а также определить основные приёмы и способы работы с женщинами, испытывающим трудности в психологической сепарации от родителей в процессе психологической консультации.
3. Подобрать диагностический инструментарий для проведения констатирующего этапа исследования.
4. Составить и реализовать серию индивидуальных консультаций, включающих работу, системно семейную психотерапию, гештальт подход, метафорические карты, арт-терапия.
5. Проследить динамику переживания сепарации от родителей до и после проведения формирующего эксперимента.
6. Проверить гипотезу с помощью методов математической статистики.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение практического опыта по работе психологов с психологической сепарацией.
2. Эмпирические - тестирование, наблюдение; беседа; эксперимент (индивидуальное консультирование, МАК - сессии, системно-семейная психотерапия, гештальт терапия).
3. Статистические - качественный, количественный анализ результатов исследования.
4. Экспериментальная база исследования: эксперимент проводился посредством индивидуального консультирования. В нем принимали участие женщины в возрасте 30-33 лет, в количестве 21 человек.
Научная новизна: элемент новизны состоит в использовании уже известной исследуемой области - консультировании женщин в возрасте 30¬33 лет, испытывающим трудности в психологической сепарации от родителей относительно нового подхода техник арт-терапии, гештальт- подхода, системного подхода в психологическом консультировании, возможности которых недостаточно изучены в данной сфере.
Теоретическая значимость работы: исследование состоит в уточнении теоретических представлений о психологической сепарации и их систематизации в модели, обогащающей научные концепции социально¬психологической теории. Кроме того, в исследовании раскрыты основные причины негативных проявлений психологической сепарации. Теоретическое исследование направлено на подтверждение негативного мнения о трудности психологической сепарации во взрослом возрасте, а так же её негативное влияние на личность и жизнь человека в целом. В указанном контексте речь идёт как о внутриличностном, так и межличностном характе отношений при трудности психологической сепарации от родителей. В связи с этим, особое значение приобретают теоретические концепты, представленные в работе, связанные с применением арт -терапии, гештальт-подхода, системно¬семейного подхода, процессов моделирования позитивного психоэмоционального состояния.
Практическая значимость: исследования заключается в использовании полученных результатов при разработке программ индивидуального психологического консультирования, а также в процессе психологической коррекции негативных состояний в процессе психологической сепарации. Рекомендации, представленные в работе можно применить в деятельности различных служб семьи, других учреждений, которые оказывают практическую помощь.
Работа апробирована на VI Международная научно-практическая конференция «Консолидация интеллектуальных ресурсов как фундамент развития современной» международного центра научного партнёрства.
По теме исследования имеются 2 публикации.
Структура и объем диссертации: работа состоит Полный текст - 128 страниц, включая 10 рисунков, 19 таблиц, 4 приложения. Количество источников - 138.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данного исследования последовательно реализовывался ряд исследовательских задач.
Так, в рамках теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования нами были рассмотрены определения авторов феномена психологической сепарации, рассмотрена структура понятия. Приведены позиции различных отечественных и зарубежных исследователей.
Психологическая сепарация начинается уже при рождении ребёнка и завершается в норме при достижении подросткового возраста и вхождение в период раннего взросления.
Кульминацией сепарационного процесса является момент, когда ребенок уходит из семьи и создает собственную. По мнению Т.И. Сытько, сепарация - процесс, представляющий собой «последовательное осознание взрослеющим человеком и его родителями своей отделённости и эмоциональное переживание этого, в ходе чего формируется чувство независимости и происходит построение своей уникальной личностной идентичности каждого из участников процесса».
Проблемы психологической сепарации, по мнению А.Я. Варги, это чаще всего проблемы сепарации от матери, так как чаще мать является главным воспитателем в семье. Готовность ребенка к психологической сепарации от родителей является одним из условий успешной сепарации.
Другим необходимым условием является готовность родителей принять взрослость ребенка, их готовность к перестройке детско - родительских отношений в сторону большего равенства
В современной психологии одним из важных итогов психологической сепарации от родителей в юношеском возрасте, является развитие личностной автономии.
К концу XX века исследователи обратили внимание на то, что для успешного личностного развития в юношеском возрасте важна не только автономия, а так же сохранение эмоционально близких и доверительных отношений с родителями.
Психологическая сепарация не предполагает разрыва отношений и полной дистанции от родителей.
Возраст 30 лет совпадает с ранней взрослостью и в этот период развития человека, стоит много различных задач, а так же является периодом перехода.
Для того чтобы не идти по пути своих родителей, следовать не своим убеждениям, мы должны взять полную ответственность за свою жизнь, отказавшись от помощи родителей.
Отношения между ребёнком и родителем становятся более равными с взаимным уважением и соблюдением границ друг друга.
Рассмотрим типы независимых отношений в отделении от родителей:
1) Эмоциональная сепарация (аффективная) - обозначает отсутствие потребности молодого человека в одобрении родителей постоянной поддержке;
2) Функциональная сепарация (поведенческая) - отражает способность человека самостоятельно, без помощи близких, принимать решения;
3) Аттитюдная сепарация (когнитивная) - данная шкала позволяет судить о наличие собственных, независимых от родителей взглядов на различные стороны реальности;
4) Конфликтный/Неконфликтный стиль сепарации - подразумевает отсутствие неразрешенных противоречий в отношениях с матерью и отцом.
Выделены теоретические типы межличностных (родительско-детских) отношений в процессе семейной сепарации. Основные типы межличностных отношений составляют компоненты независимости личности (поведенческий, когнитивный и эмоциональный) (Хоффман,1984).
1. «сцепленные» (низкий уровень аффективной, когнитивной, поведенческой сепарации при неконфликтном стиле);
2. «ведомые» (средний уровень когнитивной сепарации сочетается с низким уровнем аффективной и поведенческой сепарации при неконфликтном стиле сепарации);
3. «бунтующие» (средний уровень аффективной, когнитивной и поведенческой сепарации при выраженном конфликтном стиле сепарации);
4. «самодостаточные» (высокий уровень поведенческой сепарации, средний уровень аффективной и когнитивной сепарации при неконфликтном стиле сепарации);
5. «дистанцированные» (высокий уровень аффективной, когнитивной, поведенческой сепарации при неконфликтном стиле).
Можно выделить особенности и признаки трудности в психологической сепарации от родителей у взрослых:
- Осознанные или нет, злость и чувство вины, тревога, обиды.
- Ожидание того, что якобы не было дано в детстве, возместится родителями и что их отношения можно исправить. Появляется мысль, что если я стану лучше, родители это увидят и тоже станут лучше.
- Амбивалентные чувства по отношению к родителям: желание отдельной жизни, независимости и стремление видеть их чаще, желание прибегнуть к их помощи и защите.
- Телефонная связь, приглашение их, просьбы посоветовать, как быть в важных делах.
- Желание разорвать всяческое отношение или уехать как можно дальше от родителей.
- Желание и потребность в одобрении совершенных поступков.
- Неспособность принять собственные решения.
- Важность родительского мнения их установки и убеждения.
Проведенный анализ развития представлений о сепарации от родительской семьи показал сложность и многозначность понятия «сепарация», что говорит о необходимости дальнейшей работы по его уточнению. Очевидной остается и трудность операционализации понятия «сепарация».
Теоретические исследования психологической сепарации позволяют утверждать, что психологическое консультирование в индивидуальной форме позволить нивелировать трудности в психологической сепарации от родителей женщинам 30-33 лет. Индивидуальная форма выбрана в связи с тем, что самораскрытие на интимно-личностном уровне возможно только в процессе доверительного общения.
В результате проведённого эксперимента были выявлены проблемы женщин в возрасте 30-33 лет испытывающих трудности сепарации от родителей.
Для диагностики состояния респондентов был использован диагностический комплекс, который показал следующие результаты.
Большая часть респондентов с типом психологической сепарации от матери «Самодстаточные» 11 женщин (52%), с типом психологической сепарации «Дистанцированные» 9 женщин (43%), с типом психологической сепарации «Бунтующие» 1 женщины (5%). С типом психологической сепарации «Ведомые» и «Сцепленные» отсутствуют.
При этом следует отметить, что у двоих респонденток показатель конфликтологической независимости от матери входит в диапазон среднего уровня, но при этом в сравнении с другими показателями значительно ниже и ниже среднего уровня в целом. Мы предположили, что у этих женщин тип психологической сепарации ближе к «Бунтующим» и рассмотрели их результаты в дополнительных тестах.
Также отметили, что у двоих респонденток показатель аттитюдной (когнитивной) независимости от матери ниже среднего и значительно ниже других показателей. Предположили, что мнение матери женщины может влиять на её собственные убеждения. Данные предположения, подтвердить рассмотрев ответы опросника автономности зависимости Прыгина у данных респондентов. Респондентки, относятся к смешанному типу, то есть частично зависимы от мнения родителей.
Большая часть с типом психологической сепарацией от отца «Дистанцированные» 18 женщин (86%) и с типом «Самодостаточные» 3 женщины (14%), с типом психологической сепарации от отца «Бунтующие», «Ведомые», «Сцепленные» отсутствуют.
Здоровой сепарации от матери достигли 52% респондентов, не здоровая сепарация 43%, незавершённая 5%.
Здоровой сепарации от отца достигли 14% респондентов, не здоровой 86%.
Результаты исследования по методике Ч.Д. Спилбергера-Ханина на выявление ситуативной тревожности в отношениях с матерью показали, что из 21 респондента опрошенных низкая степень тревожности у 5%(1 человек), умеренная степень тревожности у 81% (17 человек), высокая степень тревожности 14% (3 человека). Отметим, что из троих человек это респонденты, у которых показатели конфликтологической независимости низкие или значительно ниже среднего, как мы указывали ранее.
Мы сравнили полученные результаты для выявления связи между конфликтологической независимостью и тревожностью. Необходимо выявить статистическую зависимость. Для этого используем метод ранговой корреляции Спирмена, который позволит нам узнать тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками конфликтологической независимостью и тревожностью.
Для выявления связи между показателями было выполнено:
1) Ранжирование значений А и В. Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;
2) Произведен подсчет разности между рангами А и В (колонка d);
3) Возведение каждой разности d в квадрат (колонка d2);
4) Подсчитана сумма квадратов;
5) Произведен расчет коэффициента ранговой корреляции rsпо формуле:
6) Определены критические значения.
Корреляция между А и В статистически значима. И можно говорить о том, связь между показателями конфликтной независимости и тревожности умеренно тесная и прямая. Результат rs=0,6556, что является средним показателем.
Далее провели анализ оценки потребности в одобрении. Методика Д. Крауна и Д. Марлоу. Результат исследования показал, что у большей части респондентов низкая потребность в одобрении 62% (13 человек), средняя потребность в одобрении 24% (5 человек) и высокая потребность в одобрении 14% (3 человека).
Далее сравнили полученные результаты эмоциональной независимости и потребностью в одобрении для выявления связи между ними методом ранговой корреляции Спирмена.
Корреляция между А и В статистически значима. И можно говорить о том, что связь между показателями эмоциональной независимости и тревожности умеренно тесная и прямая. Результат rs=0,5831, что является средним показателем.
Далее мы провели анализ автономности женщин 30-33 лет по опроснику автономности зависимости Г.С. Прыгина. Результаты исследования показали, что основная часть респондентов является полностью автономными (13 человек, 62%), смешанными (8 человек, 38%), зависимых среди опрошенных нет.
Далее мы сравнили полученные результаты аттитюдной независимости и автономией для выявления связи между ними методом ранговой корреляции Спирмена. Корреляция между А и В статистически значима. И можно говорить о том, что связь между показателями аттитюдной независимости и автономией умеренно тесная и прямая. Результат rs=0,561, что является средним показателем.
Далее мы провели анализ модифицированной методики «Незаконченные предложения». Методика состоит из 10 незаконченных предложений, направленных на отслеживание влияния родительского мнения, на собственное мнение и убеждения.
Таким образом, анализируя результаты, мы можем говорить, что основная часть опрошенных сохраняют близкие отношения с родителями, делятся, обсуждают различные вопросы, но при этом принятие решения оставляют за собой и родительское мнение на них не влияет. Обратим внимание на ответы «Бунтующих» респондентов. В целом по ответам так же прослеживается наличие собственного мнения.
По результатам исследования видно и это подтверждают статистические исследования психологической сепарации от родителей женщин 30-33 лет имеет место негативный характер непройденной сепарации, конфликтный стиль отношений с родителями, что приводит к высокой тревожности, переживанию чувства вины, обиды. А так же эмоционально холодным или изолированным отношениям.
Полученные данные показали, что существуют особенности психологической сепарации от родителей женщин 30-33 лет а именно: конфликтность, повышенная тревожность, изоляция или холодные взаимоотношения с родителями. В связи с этим, дальнейшим этапом нашей работы будет разработка индивидуальных занятий для оказания психологической помощи женщинам, испытывающим трудности психологической сепарации от родителей.
Предполагается, что индивидуальное консультирование будет являться эффективным способом помощи женщинам, испытывающим трудности психологической сепарации с родителями, если программа основывается на техниках арт-терапии, гештальт подходе, семейно-системном подходе.
Результаты повторного тестирования, после проведения формирующего эксперимента значительно улучшили показатели. Можно говорить о подтверждении гипотезы о том, что индивидуальное консультирование явилось эффективным способом помощи женщинам, испытывающим трудности в психологической сепарации от родителей, если программа основывается на техниках арт -терапии, гештальт подходе, семейно-системном подходе. После проведенного формирующего эксперимента значительно улучшилось психоэмоциональное состояние женщин.
Значительные улучшения в показателях до и после индивидуальной работы с клиентами. У всех троих клиенток увеличился показатель конфликтной независимости от матери, что означает ослабление выраженных качеств по этому показателю. А так у всех троих снизился показатель эмоциональной независимости к матери, что означает налаживание эмоциональной близости.
Можно говорить о значительных изменениях в лучшую сторону психоэмоционального состояния женщин, испытывающих трудности в психологической сепарации от родителей, высокий уровень тревожности не испытывает ни одна из испытуемых, однако, следует отметить, что это состояние здесь и сейчас и его поддержание требует постоянного контроля и продолжения работы над собой.
Позитивный результат получен и в потребности в одобрении, уровень у клиенток снизился в целом и встал на средний уровень.
Далее были рассмотрены результаты по модифицированной методике незавершенных предложений Сакса - Леви женщин испытывающих трудности в психологической сепарации от родителей до и после формирующего эксперимента.
В целом по методике у всех клиенток видно положительная динамика по отношению к родителям.
В результате проведенного исследования были достигнуты следующие результаты:
1. Проведен анализ научных исследований в отечественной и зарубежной психологии по теме исследования, выявлены причины и проблемы психологической сепарации от родителей.
2. Проанализированы психологические особенности женщин 30-33 лет.
3. Сформированы направления и методические подходы психологического консультирования женщин.
4. Проведено экспериментальное исследование личности с трудностями в психологической сепарации.
5. Внедрена программа индивидуального консультирования с женщинами, испытывающими трудности в психологической сепарации от родителей.
Так, подтверждается выдвинутая нами гипотеза о том, что Индивидуальное консультирование будет являться эффективным способом помощи женщинам 30-33 лет, испытывающим трудности в психологической сепарации от родителей если:
1) будут использованы ресурсные техники работы (арт-терапия, метафорические ассоциативные карты);
2) будут использованы техники гештальт -подхода, направленные на завершение психологической сепарации;
3) будут использованы техники системного подхода, направленные на восстановление системного порядка и эмоциональной близости.



1. Авдеева Н.Н., Психология вашего младенца / Н.Н. Авдеева, С.Ю. Мещерякова, В. Г. Ражников. М.: АСТ, 1996. 384 с.
2. Авдеева H.H., Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве / Н.Н. Авдеева // Вопросы психологии. 1997. №4. С. 5.
3. Агапов В.С., Егунова Е.В., Типология структурной интеграции самосознания личности / В.С. Агапов, Е. В. Егунова, М.: Изд-во МНЭПУ, 2008. 132 с.
4. Ананьев Б.Г., Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев., Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 246 с.
5. Ананьев В.А., Основы психологии здоровья. Концептуальные основы психологии здоровья / В.А. Ананьев. СПб.: Речь, 2006. 384 с.
6. Антонова Н.В., Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н.В. Антонова // Вопросы психологии, 1996. № 1. С. 131.
7. Асмолов А.Г., Психология личности: Учебник /А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
8. Атаршев А.В., Диагностика способности к общению / А.В. Атаршев. СПб.: Питер, 2006. 176 с.
9. Бейкер К., Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика / К. Бейкер, А.Я. Варга. М.: Когито-центр, 2008. 496 с.
10. Белогай К.Н., Эмпирическое исследование структуры родительского отношения / К.Н. Белогай, И.С. Морозова // Психологическая наука и образование: психология семейных отношений. 2008. №4. С. 12.
11. Березин Ф.Б., Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. Лен.: Наука, 1988. 267 с.
12. Блос П., Психоанализ подросткового возраста / П. Блос. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2010. 272 с.
13. Бодалев А.А., Личность и общение. Избранные психологические труды /
А.А. Бодалев. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.
14. Бодалев А.А., О психологическом понимании Я человека /А.А. Бодалев // Мир психологии. 2002. № 2. С. 12.
15. Бодалев А.А., О характеристиках идентификации и идентичности на ступени взрослости / А.А. Бодалев // Мир психологии. 2004. № 2. С. 93.
16. Бодалев А.А., Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования/А.А. Бодалев, В.В. Столин. М.: Педагогика, 1989. 208 с.
17. Бодалев А.А., Личность и общение: Избранные психологические труды / А.А. Бодалев. М.: Международ. пед. академия, 1995. 347 с.
18. Божович Л.И., Проблемы формирования личности. Избранные
психологические труды / Л. И. Божович. М.: Воронеж, 2001. 352 с.
19. Боулби Дж., Привязанность / Дж. Боулби. М.: Гардарики, 2003. 477 с.
20. Боулби Дж., Создание и разрушение эмоциональных связей/Дж. Боулби. М.: Академический проект, 2004. 232 с.
21. Братусь Б.С., К проблеме человека в психологии / Б.С. Братусь // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 3.
22. Бриш К.Х., Терапия нарушений привязанности. От теории к практике / К. Х. Бриш. М.: Когито-центр, 2012. 316 с.
23. Бурменская Г.В., Становление автономии ребенка как проблема исследования и консультирования // Психологические проблемы современной российской семьи: Мат-лы 2-й Всерос. науч. конф. М., 2005. Ч. 1. С. 192-203.
24. Варга А.Я., Структура и типы родительского отношения: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01 / Варга А.Я. М.: 1987. 25 с.
25. Варга А.Я., Системная семейная психотерапия. Курс лекций / А.Я. Варга, Т.С. Драбкина. СПб.: Речь, 2001. 144 с.
26. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию / А.Я. Варга. М.: Когито-Центр, 2009. 182 с.
27. Варга А.Я., Системная психотерапия супружеских пар / А.Я. Варга. М.: Когито-Центр, 2012. 342 с.
28. Варга А.Я., Сепарация. Что это и зачем она нужна? [Электронный
ресурс] // А.Я. Варга. Режим доступа http://www.psynavigator.ru/articles.php7c ode=187
29. Василюк Ф.Е., Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. М.: Издательство Московского университета, 1984. 240 с.
30. Винникотт Д.В., Маленькие дети и их матери / Д.В. Винникот. М.: Класс, 1998. 80 с.
31. Витакер К., За пределами психики / К. Витакер. М.: Класс, 2000. 400 с.
32. Выготский Л.С., Психология развития человека / Л.С. Выготский. М.: Эксмо-Пресс, 2003. 1136 с.
33. Выготский Л С., Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. М.: Союз, 2004. 224 с.
34. Гарбузов В.И., Неврозы у детей и их лечение / В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев. Л.: Медицина, 1977. 272 с.
35. Гурко Т.А., Трансформация брачно-семейных отношений // Россия: трансформирующееся общество / Под редакцией В.А. Ядова. М.: Издательство Канон -пресс-Ц, 2001. Раздел 2. С. 272-283.
36. Гурко Т.А., Карпушова А.П. Тенденции брачности и брачный выбор в России// Россия в глобальном контексте. Статьи российских социологов для участников Русского Форума на XV Всемирном конгрессе социологов в г. Брисбейне, Австралия. М.: РИЦ ИСПИ, 2002.
37. Дзукаева В.П., Адаптация опросника psi на российской выборке / В.П. Дзукаева, Т. Ю. Садовникова // Семейная психология и семейная терапия. 2014. № 1. С. 3.
38. Дзукаева В.П., Опыт использования русскоязычной версии опросника PSI (Psychological Separation Inventory) в изучении сепарации взрослых детей с родителями / В.П. Дзукаева, Т.Ю. Садовникова // Психологическая диагностика. 2014. № 3. С. 3.
39. Дзукаева В.П., Роль матери и отца в развитии индивидуации юношей и девушек: кросс-культурный аспект / В.П. Дзукаева, Т.Ю. Садовникова // Национальный психологический журнал. 2014. № 4. С. 52.
40. Дзукаева В.П., Психологическая сепарация от родителей в юношеском возрасте: эволюция теоретических представлений и примеры современных исследований / В.П. Дзукаева // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. Общественные науки. 2015. № 2. С. 71.
41. Дзукаева В.П., Паттерны психологической сепарации от матери у студентов колледжей в связи с функционированием родительской семьи /
В.П. Дзукаева // Среднее профессиональное образование. 2015. № 5. С. 35.
42. Дзукаева В.П., Трансформация отношений с отцом на этапе юношеского возраста / В.П. Дзукаева, Т.Ю. Садовникова // Педагогическое образование в России. 2015. № 11. С. 146.
43. Дитюк А.А., Психологическое содержание понятия «сепарация»: история изучения и близкие понятия / А.А. Дитюк // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. 2013. № 7. С.
44. Дитюк А.А., Личностная идентичность и личностная автономия как когнитивно-поведенческий компонент психологической сепарации / А.А. Дитюк // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. 2015. № 8. С. 52.
45. Дитюк А.А., Психологическая сепарация как феномен межличностных отношений: к проблеме определения понятия / А.А. Дитюк // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия "Психология". 2015. №3.
46. Дитюк А.А., Сепарационная тревога и социальная адаптация личности// Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей // Материалы VI Всероссийской научно¬практической (заочной) конференции, 4-5 апреля 2016 г., Санкт-Петербург. М.: СВИВТ, 2016. С. 248.
47. Дитюк А.А., Тревога как способ регуляции психологической сепарации в межличностных отношениях / А.А. Дитюк // Вопросы философии и психологии. 2016. №4. С. 152.
48. Дитюк А.А., Теоретическая и диагностическая модели психологической сепарации взрослого ребенка в детско-родительских отношениях // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей // Материалы VII Всероссийской научно¬практической конференции, 12-14 апреля 2017 г., Санкт-Петербург. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. С. 312.
49. Добрович А.Б., Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей / А.Б. Добрович. М.: Просвещение, 1987. 207 с.
50. Дубинская В.В., Сепарация / В.В. Дубинская // Журнал практического психолога. 2010. № 6. С. 73.
51. Задорина А.А. Особенности протекания психологической сепарации от родителей.https://elibrary. ru/item. asp?id=47186562
52. Задорина А.А., Маковец Л.А. Модель психологического консультировани я по проблеме психологической сепарации от родителей у женщин 30-33 лет. https://elibrary.ru/item.asp?id=47135278
53. Искольдский Н.В., Исследование привязанности ребенка к матери / Н.В. Искольский // Вопросы психологии. 1985. №6. С. 146.
54. Казачкова В.Г., Метод незаконченных предложений при изучении отношений личности/ В. Г. Казачкова // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 154.
55. Калина Н.Ф., Основы психоанализа / Н.Ф. Калинина. М.: Рефл-бук, 2001. 352 с.
56. Калмыкова Е.С., Психологические проблемы первых лет супружеской жизни / Е.С. Калмыкова // Вопросы психологии. 1983. №3. С. 83.
57. Калмыкова Е.С., Комиссарова С.А., Падун М.А., Агарков В.А., Взаимосвязь типа привязанности и признаков посттравматического стресса / Е.С. Калмыкова С.А., Комиссарова, М.А. Падун, В.А. Агарков // Психологический журнал. 2002. № 6. С. 89.
58. Карцева Т. Б., Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен / Т. Б. Карцева // Психологический журнал. 1988. №5. С. 120.
59. Кинодо Ж.М., Приручение одиночества / Ж.М. Кинодо. М.: Когито- Центр, 2008. 254 с.
60. Клепцова Е.Ю., Терпимое отношение к ребенку: психологическое
содержание, диагностика, коррекция / Е.Ю. Клепцова. Москва:
Академический проект, 2005. 192 с.
61. Кляйн М., Развитие в психоанализе / М. Кляйн, С. Айзекс, Дж. Райвери, П. Хайманн. М.: Академический Проект, 2001. 512 с.
62. Кон И.С., Дружба / И. С. Кон. СПб.: Питер, 2005. 330 с.
63. Кочунас Р, Основы психологического консультирования / М.: Академический проект, 1999. 240 с.
64. Крайг Г., Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. СПб.: Питер, 2005. 940 с.
65. Кузнецов П.С., Адаптация как функция развития личности. Саратов: Изд - во Саратовского университета, 1991. 73 с.
66. Лазурский А.Ф., Избранные труды по психологи / А.Ф. Лазурский. М.: Наука, 1997. 446 с.
67. Леонтьев А.Н., Деятельность и личность / А. Н. Леонтьев // Вопросы философии. 1974. № 5. С. 65.
68. Леонтьев А.Н., Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
69. Леонтьев А.Н., Избранные психологические произведения /
А.Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. 392 с.
70. Леонтьев Д.А., Симбиоз и адаптация или автономия и трансценденция: выбор личности в непредсказуемом мире // Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества / Под ред. Е. И. Яцута. Кемерово, 2002. С. 3-34.
71. Липкина А.И., Самооценка школьника / А.И. Липкина. М.: Знание, 1976. 64 с.
72. Лисина М.И., Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. М.: Педагогика, 1986. 144 с.
73. Лисина М.И., Авдеева Н.Н., Развитие представлении о себе у ребенка первого года жизни // Исследования по вопросам общей и педагогической психологии. М., 1980.
74. Личко А.Е., Подростковая психиатрия / А.Е. Личко. Л.: Медицина, 1985. 416 с.
75. Лямина Е.В., Сепарация от родителей во взрослом возрасте / Е. Лямина.: «Издательские решения», Краснодар.: 2021. 43 с.
76. Макушина О.П., Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте / О.П. Макушина // Вопросы психологии. 2002. № 5.
C. 135.
77. Макушина О.П., Методы психологического изучения девиантного поведения / О.П. Макушина. Воронеж: ВГУ, 2006. 80 с.
78. Малейчук Г.И., Исследование личностной идентичности в старшем школьном возрасте / Г.И. Малейчук // Психология обучения. 2008. №2. С.47.
79. Маленова А.Ю., Потапова Ю.В., Феномен сепарации: определение проблемного поля исследования / А.Ю. Маленова, Ю.В. Потапова // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2013. № 2. С. 41.
80. Малер М., Мак-Девитт Дж.Б., Процесс сепарации-индивидуации и формирование идентичности. Психологическая хрестоматия. Классические труды. М.: Геррус, 2005.
81. Малер М.С., Психологическое рождение человеческого младенца: симбиоз и индивидуация / М.С. Малер, Ф. Пайн, А. Бергман. М.: Когито- Центр, 2011. 413 с.
82. Манухина Н.М., Родители и взрослые дети: Парадоксы отношений / Н.М. Манухина. М.: НФ "Класс", 2011. 248 с.
83. Маслоу А., Самоактулизация / А. Маслоу. Москва // Психология личности : тексты / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей. Москва : Издательство Московского университета, 1982. С. 108-117.
84. Медведев Г.П., Рубин, Б.П., Колесников Ю.Г., Адаптация важнейшая проблема педагогики / Г.П. Медведев, Б.П. Рубин, Ю.Г. Колесников // Советская педагогика. 1969. № 3. С. 64.
85. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т., Введение в экспериментальную психологию личности / В.М. Мельников Л.Т., Ямпольский. М.: Просвещение, 1985. 319 с.
86. Меньшутин В.П., Помощь молодой семье / В.П. Меньшутин. М.: Мысль, 1987. 208 с.
87. Мид Дж. Г. Избранное. Сборник переводов / Сост. и пер. с англ. В. Г. Николаев. М.: ИНИОН РАН, 2009. 290 с.
88. Микаэлян Л.Л., Эмоционально-фокусированная супружеская терапия. Теория и практика. Системная психотерапия супружеских пар. М.: Когито- Центр, 2012. С. 108-172.
89. Минияров В.М., Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) / В.М. Минияров. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. 256 с.
90. Мэй Р., Смысл тревоги. Перев. с англ. М.И. Завалова и А.И. Сибуриной. М., 2001. 384 с.
91. Мясищев В.Н., Психология отношений / В.Н. Мясищев. М.: МПСИ, 2003. 400 с.
92. Навайтис Г., Тайны семейного (не) счастья / Г. Навайтис. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 176 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ