Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №168404

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2023
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФАКТОРОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ПОВЫШЕНИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Понятие о «учебной мотивации» в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Психолого-педагогические средства воздействия на учебную
мотивацию 20
1.3. Социально-психологическая характеристика младшего школьного
возраста с учетом современных условий 25
Выводы по Главе 1 32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ПОВЫШЕНИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 33
2.1. Организация и методики исследования факторов, способствующих
повышению учебной мотивации у младших школьников 33
2.2. Анализ результатов исследования 38
2.3. Разработка рекомендаций для родителей и педагогов по повышению
учебной мотивации у младших школьников 47
Выводы по Главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 62

Актуальность исследования. На сегодняшний день многие вопросы, связанные с образованием, являются актуальными, т.к. оказывают влияние на формировании личности ребенка, его поведение и учебной деятельности. Центральной проблемой в системе современного образования является учебная мотивация и ее формирование у обучающихся. Это обусловлено тем, что мотив является главным источником деятельности и играет роль стимулирования и смыслообразования любой человеческой деятельности.
Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является учебная деятельность и на данном возрастном этапе основным мотивом деятельности становится учебный мотив. Успешность учебной деятельности на 70-80% зависит от сформированности учебной мотивации и только на 20-30% - от интеллектуальных способностей. Младший школьный возраст является самым оптимальным и благоприятным для заложения фундамента желания учиться, способностей.
Интерес к проблеме мотивации учебной деятельности у младших школьников обусловлен еще и тем, что в Федеральном государственном стандарте начального общего образования уделяется большое внимание их формированию и учебная мотивация рассматривается как один из основных результатов освоения образовательной программы, который способствует развитию основной компетенции в младшем школьном возрасте - умения учиться.
Анализ литературы показывает, что у большинства младших школьников со временем обнаруживается учебная неуспеваемость в результате снижения интереса к учебной деятельности, снижения учебной мотивации. Для предупреждения таких изменений педагогам необходимо проводить мероприятия по их недопущению и поддержанию учебной мотивации на высоком уровне разными средствами. Однако для этого педагоги должны обладать достаточными знаниями о формах, видах учебной мотивации и способах их формирования.
Важной составляющей в учебной мотивации является ее внутренняя сторона, т.е. учебная деятельность младшего школьника будет успешной только в случае преобладания внутренней мотивации над внешней. Так, при поступлении в школу ребенка привлекает внешняя сторона учебной деятельности. Однако с течением времени сила проявления данного мотива уменьшается и возникает интерес к самому процессу обучения, его результатам, т.е. начинает формироваться внутренняя мотивация обучения. Важной задачей педагога является создание условий для преобладания учебной мотивации над внеучебной, чтобы ребенок получал удовольствие от процесса обучения.
Несмотря на достаточную изученность особенностей и видов учебной мотивации в младшем школьном возрасте, на сегодняшний день недостаточно раскрытым остается вопрос о способах и факторах формирования положительного мотива обучения.
В середине прошлого века основным средством формирования положительной мотивации обучения рассматривались игровые методы, занимательность задач, своевременная помощь и поддержка учащихся в процессе решения сложных задач и т.д. Данные средства не создавали наиболее значимых и действенных мотивов учения: интереса к содержанию знания, понимание роли знаний как средства познания себя и мира, средства удовлетворения своих потребностей. В связи с вышесказанным становится необходимым нахождение методов, приемов и форм обучения, которые бы способствовали не только прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися, но и формированию личностного и метапредметного результатов освоения основной образовательной программы.
Именно поэтому проблема исследования является актуальной и позволяет сформулировать тему «Психолого-педагогические факторы, способствующие повышению учебной мотивации у младших школьников».
Объект исследования: учебная мотивация младших школьников.
Предмет исследования: психолого-педагогические факторы повышения учебной мотивации у младших школьников.
Цель исследования: изучение психолого-педагогических факторов, способствующих повышению учебной мотивации у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы и раскрыть сущность понятия «учебная мотивация».
2. На основе анализа научной литературы определить психолого-педагогические факторы воздействия на учебную мотивацию младших школьников.
3. Дать социально-психологическую характеристику младшего школьного возраста с учетом современных условий.
4. Организовать и провести эмпирическое исследование с целью определения особенностей учебной мотивации младших школьников.
5. Провести количественный и качественный анализ результатов исследования, сформулировать выводы исследования.
6. Разработать рекомендации для родителей и педагогов по повышению учебной мотивации у младших школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психолого-педагогическими факторами повышения учебной мотивации младших школьников выступают развитие познавательной активности, учёт индивидуальных особенностей, адекватная реакция на ситуацию неудач.
Методы и методики исследования:
1. методы теоретического анализа (изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования);
2. обобщение и интерпретация научных данных;
3. психодиагностические методики:
- Анкета для определения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова).
- Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (модификация А.Д.Андреева).
- Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В. Матюхина).
Эмпирическая база исследования: МКОУ СШ №Х Красноярского края
Выборка исследования: 25 младших школьников в возрасте 9-10 лет (18 мальчиков и 7 девочек).
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные нами практические рекомендации могут быть применены педагогами общеобразовательных школ для формирования положительной и устойчивой мотивации учения у учащихся начальных классов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению психолого-педагогических факторов повышения учебной мотивации у младших школьников.
Актуальность исследования определяется тем, что успешность учебной деятельности на 70-80% зависит от сформированности учебной мотивации и только на 20-30% - от интеллектуальных способностей. Младший школьный возраст является самым оптимальным и благоприятным для заложения фундамента желания учиться, способностей. Исследования показывают, что на сегодняшний день наблюдается снижение мотивации у современных младших школьников. Несмотря на достаточную изученность особенностей и видов учебной мотивации в младшем школьном возрасте, на сегодняшний день недостаточно раскрытым остается вопрос о способах и факторах формирования положительного мотива обучения.
Теоретический обзор литературы и практической исследование в рамках данной работы было направлено на решение ряда задач.
Был проведен обзор научно-методической литературы и раскрыть сущность понятия «учебная мотивация».
Под мотивом учения понимается это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней. Существует множество классификаций учебных мотивов, в данном исследовании в мы основывались на классификации, предложенной М.В. Матюхиной: широкие социальные мотивы, учебно-познавательные мотивы, узколичностные мотивы и мотивы избегания неудач.
Психолого-педагогическими средствами воздействия на учебную мотивацию являются создание соответствующих психолого-педагогических условий в учебном процессе, увлекательность, эмоциональность содержания учебного процесса, способное вызвать интерес у обучающегося, обеспечение гуманных отношений в системе взаимоотношений учитель -ученик, поощрение у обучающихся самостоятельности, инициативности, активности в учебном процессе, активное использование в учебном процессе интерактивных и ИКТ технологий, опора на интеллектуальные возможности, творческие способности обучающихся в учебном процессе. Также учебный процесс должен строиться с опорой на возрастные и личностные особенности детей, с учетом уровня их интеллектуального, познавательного развития и уровня обучаемости.
Дана социально-психологическая характеристика младшего школьного возраста с учетом современных условий. В младшем школьном возрасте происходит смена социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности. Происходит совершенствование всех познавательных процессов, необходимых для успешного усвоения учебной программы.
Также в рамках данного исследования было организовано и проведено эмпирическое исследование с целью определения особенностей учебной мотивации младших школьников.
Выборку исследования составили 25 младших школьников в возрасте 9-10 лет. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методики: «Анкета для определения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова)», «Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В. Матюхина)», «Мотивация учения и эмоционального отношения к учению» (модификация А.Д.Андреева).
Количественный и качественный анализ результатов исследования показал, что у младших школьников преобладает положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. В мотивационной сфере обследованных младших школьников характерно преобладание узколичностных мотивов и недостаточная сформированность учебно-познавательных мотивов. Школьная мотивация у опрошенных младших школьников сформирован на среднем уровне.
На основе полученных данных были разработаны рекомендации для родителей и педагогов по повышению учебной мотивации у младших школьников.
Рекомендации для педагогов являются практическими и предполагают их внедрение и реализацию во время проведения занятий. Рекомендации по повышению мотивации подготовлены для каждого этапа урока.
Нами предложены различные приемы, применение которых на каждом из этапов уроков позволит повысить у младших школьников познавательный интерес к уроках, вовлечь всех учащихся в учебный процесс на уроке, спровоцирует формирование активности, самостоятельности и инициативности в учебном процессе, а также через рефлексию выявить свои пробелы в знаниях и прийти к осознанному их устранению.
Рекомендации для родителей предполагают побуждение родителей к безусловному принятию своего ребенка, независимо от их школьных оценок, к активному принятию участия в школьной жизни ребенка, что позволит повысить и поддержать мотивацию учения у младших школьников.
Обобщив полученные данные, можно утверждать, что цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
Перспектива исследования данной темы связана с внедрением в практику рекомендаций для учителей и родителей и проверкой их эффективности.



1. Авдулова Т.П., Марцинковская Т.Д. Возрастная психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Под ред. Т.Д. Марцинковская. Москва: ИЦ Академия, 2011. 336 с.
2. Апетян М.К. Психологические и возрастные особенности
младшего школьника // Молодой ученый. 2014. № 14 (73). С. 243-244.
3. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004. С. 139-141.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
5. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие. Москва: ИД ГУ ВШЭ, 2012. 526 с.
6. Братчикова Ю.В. Психолого-педагогические приемы развития
мотивации учебной деятельности у младших школьников // Личность в современном мире: сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 19 ноября 2014 года / Уральский государственный педагогический университет; Институт психологии; Ответственный редактор Н.С. Белоусова. Екатеринбург: Уральский
государственный педагогический университет, 2014. С. 49-57.
7. Братчикова Ю.В., Плотникова М.М. Развитие мотивации младших школьников в проблемно-диалогическом обучении // Современная педагогика. 2015. № 3. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/03/4065(дата обращения: 11.11.2022).
8. Возрастная и педагогическая психология: учебник для вузов / Б. А. Сосновский [и др.]; под редакцией Б. А. Сосновского. Москва: Издательство Юрайт, 2021. 359 с.
9. Волков Б.С. Психология младшего школьника. М.: Педагогическое общество России, 2009. 217 с.
10. Гижицкий В.В. Внутренние и внешние мотивы учебной деятельности как факторы академической успешности старшеклассников: дис. ... канд. психол. наук. М., 2016. 200 с.
11. Горохова Ю.В., Горохова И.В. Повышение мотивации младших школьников к обучению на уроках и занятиях внеурочной деятельности // Молодой ученый. 2017. № 3 (137). С. 540-543.
12. Грекова В.А. Психология учебной мотивации обучающихся. Учебная мотивация: основные теории и подходы // Северо-кавказский психологический вестник. 2008. Т. 6. № 3. С. 45-51.
13. Дворецкая Т.А., Ахмадиева Л.Р. Подходы к классификации учебных мотивов в трудах отечественных и зарубежных психологов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2016. № 2(766). С. 58-68.
14. Дубовицкая Т. Д. К проблеме мотивации учебной деятельности / Т. Д. Дубовицкая // Вопросы психологии. 2005. № 1. С. 34-46.
15. Елькина И.Ю., Барбасова О.В. Особенности учебной мотивации
младших школьников и средства ее повышения // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация:
материалы Международной научно-практической конференции.2020. № 8. С. 193-199.
16. Иванова Т.Ф. Изучение и формирование мотивации достижения у младших школьников: автореф. канд. псих.наук: 19.00.07; Волгоградский гос. пед. ун-т. Волгоград, 2005. 185 с.
17. Карпова Е.В. Мотивационная сфера личности в учебной деятельности. М.: PalmariumAcademicPublishing, 2012. 604 c.
18. Леонтьев А.Н. Психологическое исследование детских интересов во Дворце пионеров и октябрят // Психологические основы развития ребенка и обучения. М.: Смысл, 2009. С. 46-102.
19. Ловягина О.В. Формирование положительной мотивации к учебной деятельности у младших школьников // Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы: сборник научных статей шестой всероссийской интернет-конференции, Ярославль, 01 октября - 01 2016 года. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2016. С. 142-144.
20. Макаров Ю.А., Родионов М.А. Психология мотивации учебной деятельности. Пенза, 2004. 186 с.
21. Мандель Б. Р. Возрастная психология: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. Москва: ИНФРА-М, 2021. 350 с.
22. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителей. М., 2003. 96 с.
23. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Наука, 2007. 189с.
24. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2012. 656 с.
25. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для
вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2021. 460 с.
26. Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников // Воспитание школьников : теоретический и научно-методический журнал: издается с 1966 года / Ред. Л.В. Кузнецова. 2003. №8 2003. С. 33-36.
27. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / Л. А. Головей [и др.]; под общей редакцией Л. А. Головей. 2-е изд., испр. Москва: Издательство Юрайт, 2021. 413 с.
28. Родионова Е.И. Психолого-педагогические условия
формирования мотивации младших школьников в учебном процессе // Молодой ученый. 2020. № 21 (311). С. 702-704.
29. Рыспаева К.К. Теоретические основы формирования мотивации
учебной деятельности у младших школьников // Образовательная среда сегодня: теория и практика: Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 09 декабря 2017 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. С. 47-50.
30. Солдатова, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез: учебник для вузов / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 384 с.
31. Хухлаева О.В., Зыков Е.В., Базаева Г.В. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов / под редакцией О. В. Хухлаевой. Москва: Издательство Юрайт, 2020. 367 с.
32. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). Москва: Гардарики, 2005. 349 с.
33. Ширинкина О.А. Формирование положительной мотивации к учебной деятельности у младших // Начальная школа. 2015. № 7. С. 44-46
34. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Педагогика, 1974. 315 с.
35. Юнусова Э.А. Методы и приемы формирования мотивации к
учебной деятельности в младшем школьном возрасте. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-priemy-formirovaniya-motivatsii-k-uchebnoy-deyatelnosti-v-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 23.11.2022).
36. Skinner E., Belmont M.J. Motivation in the classroom: the mutual effect of teacher behavior and student engagement during the school year // Journal of Educational Psychology. 1993. 85(4). 571-581.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ