Психолого-педагогическое сопровождение взрослых и детей на этапе создания замещающей семьи
|
Введение 6
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы создания замещающей семьи 14
1.1. Нормативно-правовые основы создание замещающей семьи 14
1.2. Изучение отечественных психолого-педагогический практик
подготовки взрослых и детей к созданию замещающей семьи 24
1.3. Сущность психолого-педагогического сопровождения замещающей
семьи на этапе создания 35
1.4. Моделирование как метод психолого-педагогического исследования 39
Выводы к 1 главе 45
Глава 2. Организация психолого-педагогического сопровождения взрослых и детей на этапе создания замещающей семьи 47
2.1. Структурно-функциональная модель психолого-педагогического
сопровождения на этапе создания замещающей семьи 47
2.2. Разработка и реализация программы психолого -педагогического сопровождения будущих субъектов замещающих семей на этапе создания. 52
2.3. Изучение особенностей отношения взрослых и детей к созданию
замещающей семьи 57
Заключение 63
Приложение 1
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы создания замещающей семьи 14
1.1. Нормативно-правовые основы создание замещающей семьи 14
1.2. Изучение отечественных психолого-педагогический практик
подготовки взрослых и детей к созданию замещающей семьи 24
1.3. Сущность психолого-педагогического сопровождения замещающей
семьи на этапе создания 35
1.4. Моделирование как метод психолого-педагогического исследования 39
Выводы к 1 главе 45
Глава 2. Организация психолого-педагогического сопровождения взрослых и детей на этапе создания замещающей семьи 47
2.1. Структурно-функциональная модель психолого-педагогического
сопровождения на этапе создания замещающей семьи 47
2.2. Разработка и реализация программы психолого -педагогического сопровождения будущих субъектов замещающих семей на этапе создания. 52
2.3. Изучение особенностей отношения взрослых и детей к созданию
замещающей семьи 57
Заключение 63
Приложение 1
Российское общество на современном этапе демонстрирует необычайно высокую активность в оказании помощи и поддержки детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Граждане все чаще и увереннее изъявляют желание и готовность принять таких детей в свои семьи. Статистические данные свидетельствуют о том, что 86% лишенных родительской заботы и внимания детей в настоящее время живут и воспитываются в семьях. Программа реформирования системы детских домов направлена на то, чтобы каждый ребенок обрел свою семью.
Опека и попечительство занимает самый высокий численный показатель среди других форм приема детей в семьи. Ее главным преимуществом выступает сохранение у ребенка кровнородственных связей и отношений. Воспитание в таких семьях строится на чувствах принадлежности и защищенности, что является базовым основанием успешного развития личности.
Приоритетной формой устройства детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью было и остается усыновление (удочерение). С юридической точки зрения такой ребенок получает полноценные права члена семьи, а с педагогической - естественные условия социализации, воспитания и развития.
Для эффективного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, замещающая семья является альтернативной формой воспитания, так как интеллектуальное и эмоциональное воспитание ребенка происходит успешнее, чем в государственных учреждениях.
В последнее время наблюдается все большее увеличение числа замещающих семей. Действующее законодательство с этой целью предлагает потенциальным кандидатам заманчивые условия для воспитания детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посредствам социальной рекламы, материальной поддержки.
Однако вопрос о том, что это должна быть за семья, как должна быть организована работа по подбору и подготовке семей к воспитанию приемного ребенка, вопрос сопровождения ребенка в семье, его психологической подготовки к проживанию в замещающей семье остается проблемным и нерешенным.
Данная недоработка, либо формальный подход в поиске и подготовке кандидатов в замещающие родители органами опеки приводят к неготовности потенциальных замещающих родителей, незнанию особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, неготовности самих детей к проживанию в семье, что впоследствии ведет к повторному сиротству, отмене опеки (попечительства), разусыновления.
В связи с этим необходимо органам опеки и попечительства, школе приемных родителей подходить к поиску и подбору кандидатов в замещающие семьи более ответственно, что позволит снизить процент детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также процент вторичного сиротства, которое в последнее время увеличивается.
Результаты нашего исследования могут быть полезны в практической деятельности специалистам органов опеки и попечительства, специалистам учреждений по подготовки замещающих родителей.
Цель нашего исследования является разработка и частичное внедрение программы психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи на этапе создания.
Цель данной работы может быть реализована путем решения следующих задач:
1. Проанализировать нормативно-правовую теоретическую литературу по теме исследования;
2. Разработать модель комплексного психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи;
3. Разработать программу комплексного психолого-педагогического сопровождение замещающей семьи на этапе создания;
4. Изучить готовность взрослых и детей к совместной жизни.
Объектом исследования является подготовка взрослых и детей к совместной жизни в замещающей семье.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи на этапе создания
Гипотеза: организация психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи на этапе ее создания предполагает создание структурно-функциональной модели процесса сопровождения, разработку комплексной межведомственной программы, а также изучение особенностей отношения детей и взрослых к совместной семейной жизни.
Опека и попечительство занимает самый высокий численный показатель среди других форм приема детей в семьи. Ее главным преимуществом выступает сохранение у ребенка кровнородственных связей и отношений. Воспитание в таких семьях строится на чувствах принадлежности и защищенности, что является базовым основанием успешного развития личности.
Приоритетной формой устройства детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью было и остается усыновление (удочерение). С юридической точки зрения такой ребенок получает полноценные права члена семьи, а с педагогической - естественные условия социализации, воспитания и развития.
Для эффективного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, замещающая семья является альтернативной формой воспитания, так как интеллектуальное и эмоциональное воспитание ребенка происходит успешнее, чем в государственных учреждениях.
В последнее время наблюдается все большее увеличение числа замещающих семей. Действующее законодательство с этой целью предлагает потенциальным кандидатам заманчивые условия для воспитания детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посредствам социальной рекламы, материальной поддержки.
Однако вопрос о том, что это должна быть за семья, как должна быть организована работа по подбору и подготовке семей к воспитанию приемного ребенка, вопрос сопровождения ребенка в семье, его психологической подготовки к проживанию в замещающей семье остается проблемным и нерешенным.
Данная недоработка, либо формальный подход в поиске и подготовке кандидатов в замещающие родители органами опеки приводят к неготовности потенциальных замещающих родителей, незнанию особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, неготовности самих детей к проживанию в семье, что впоследствии ведет к повторному сиротству, отмене опеки (попечительства), разусыновления.
В связи с этим необходимо органам опеки и попечительства, школе приемных родителей подходить к поиску и подбору кандидатов в замещающие семьи более ответственно, что позволит снизить процент детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также процент вторичного сиротства, которое в последнее время увеличивается.
Результаты нашего исследования могут быть полезны в практической деятельности специалистам органов опеки и попечительства, специалистам учреждений по подготовки замещающих родителей.
Цель нашего исследования является разработка и частичное внедрение программы психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи на этапе создания.
Цель данной работы может быть реализована путем решения следующих задач:
1. Проанализировать нормативно-правовую теоретическую литературу по теме исследования;
2. Разработать модель комплексного психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи;
3. Разработать программу комплексного психолого-педагогического сопровождение замещающей семьи на этапе создания;
4. Изучить готовность взрослых и детей к совместной жизни.
Объектом исследования является подготовка взрослых и детей к совместной жизни в замещающей семье.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи на этапе создания
Гипотеза: организация психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи на этапе ее создания предполагает создание структурно-функциональной модели процесса сопровождения, разработку комплексной межведомственной программы, а также изучение особенностей отношения детей и взрослых к совместной семейной жизни.
1. Нами были изучены социально-правовые и теоретические основы создания замещающей семьи, как альтернативных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В рамках социально-правового аспекта помещения ребенка в замещающую семью нами были подробно изучены и проанализированы:
Понятие замещающей семьи и ее виды:
• Усыновление (удочерение);
• Опека (попечительство);
Особенности каждой из форм устройств детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Кто согласно действующему законодательству может быть кандидатов в замещающие родители, проанализирован список необходимых документов.
Изучен процесс подготовки кандидатов в замещающие родители в городе Красноярске и городе Санкт-Петербурге, установлено, что в городе Санкт-Петербурге процесс подготовки осуществляют:
- центры семьи и детей;
- центр семейных форм воспитания;
- общественные организации;
- религиозные организации;
- по средства дистанционного обучения.
2. Нами была разработана структурно-функциональная модель психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи на этапе создания, субъектами, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождения замещающей семьи на этапе создания являются:
• орган опеки и попечительства;
• центр развития семейных форм воспитания;
• учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Направления сопровождения замещающих семей:
1. диагностика психологической готовности кандидатов и детей к созданию замещающей семьи
2. психолого-педагогическое обучение кандидатов и детей
3. консультирование;
4. сопровождение на этапе жизнедеятельности замещающей семьи.
3. Основываясь на разработанную структурно-функциональную модель психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи на этапе создания и опыт других регионов разработана программа психолого- 64
педагогического сопровождения замещающей семьи на этапе создания для специалистов органов опеки и попечительства, которая состоит из 3 этапов:
• Организационный
• Практический
• Аналитический
Отличительной особенностью данной программы является то, что она проводится на этапе создания замещающей семьи, данный этап является основополагающим, что позволяет предотвратить риски, с которыми семья может столкнуться на дальнейших этапах существования семьи.
4. Частичной апробацией структурно-функциональной модели и программы сопровождения психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи на этапе создания проходило на базе отдела по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних администрации Свердловского района в городе Красноярске.
Полученные результаты исследования показали, что мотивация кандидатов в замещающие родители до прохождения обучения в школе приемных родителей и после прохождения обучения, подавляющее большинство мотивации кандидатов составляют группу решение семейного конфликта, «Пустое гнездо».
Ожидания взрослых и детей от создания совместной замещающей семьи, полученные результаты позволяют говорить о том, что ожидания взрослых и детей не совпадают, в большинстве случаев и те и другие отказываются от создания совместной замещающей семьи.
Установлено, что на сегодняшний день остро стоит проблема межведомственного взаимодействия между учреждениями, которые занимались бы процессом сопровождения замещающих семей. Учреждения, которые занимаются «созданием» замещающих семей действуют не организованно, деятельность их должна быть направлена на создание качественной замещающей семьи.
В настоящее время разработанная программа психолого¬педагогического сопровождения замещающей семьи на этапе создания направлена на рассмотрение в Министерство образования Красноярского края для включения на курсах повышения квалификации по программе «Деятельность специалиста органов опеки и попечительства в системе защиты прав детей и профилактики социального сиротства» на базе Краевого государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования специалистов «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования».
Таким образом, исходя из полученных результатов исследования подтверждается гипотеза о необходимости проведения сопровождения потенциальных кандидатов и детей на этапе создания замещающей семьи позволяют говорить об эффективности обозначенных условий в гипотезе.
В рамках социально-правового аспекта помещения ребенка в замещающую семью нами были подробно изучены и проанализированы:
Понятие замещающей семьи и ее виды:
• Усыновление (удочерение);
• Опека (попечительство);
Особенности каждой из форм устройств детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Кто согласно действующему законодательству может быть кандидатов в замещающие родители, проанализирован список необходимых документов.
Изучен процесс подготовки кандидатов в замещающие родители в городе Красноярске и городе Санкт-Петербурге, установлено, что в городе Санкт-Петербурге процесс подготовки осуществляют:
- центры семьи и детей;
- центр семейных форм воспитания;
- общественные организации;
- религиозные организации;
- по средства дистанционного обучения.
2. Нами была разработана структурно-функциональная модель психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи на этапе создания, субъектами, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождения замещающей семьи на этапе создания являются:
• орган опеки и попечительства;
• центр развития семейных форм воспитания;
• учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Направления сопровождения замещающих семей:
1. диагностика психологической готовности кандидатов и детей к созданию замещающей семьи
2. психолого-педагогическое обучение кандидатов и детей
3. консультирование;
4. сопровождение на этапе жизнедеятельности замещающей семьи.
3. Основываясь на разработанную структурно-функциональную модель психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи на этапе создания и опыт других регионов разработана программа психолого- 64
педагогического сопровождения замещающей семьи на этапе создания для специалистов органов опеки и попечительства, которая состоит из 3 этапов:
• Организационный
• Практический
• Аналитический
Отличительной особенностью данной программы является то, что она проводится на этапе создания замещающей семьи, данный этап является основополагающим, что позволяет предотвратить риски, с которыми семья может столкнуться на дальнейших этапах существования семьи.
4. Частичной апробацией структурно-функциональной модели и программы сопровождения психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи на этапе создания проходило на базе отдела по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних администрации Свердловского района в городе Красноярске.
Полученные результаты исследования показали, что мотивация кандидатов в замещающие родители до прохождения обучения в школе приемных родителей и после прохождения обучения, подавляющее большинство мотивации кандидатов составляют группу решение семейного конфликта, «Пустое гнездо».
Ожидания взрослых и детей от создания совместной замещающей семьи, полученные результаты позволяют говорить о том, что ожидания взрослых и детей не совпадают, в большинстве случаев и те и другие отказываются от создания совместной замещающей семьи.
Установлено, что на сегодняшний день остро стоит проблема межведомственного взаимодействия между учреждениями, которые занимались бы процессом сопровождения замещающих семей. Учреждения, которые занимаются «созданием» замещающих семей действуют не организованно, деятельность их должна быть направлена на создание качественной замещающей семьи.
В настоящее время разработанная программа психолого¬педагогического сопровождения замещающей семьи на этапе создания направлена на рассмотрение в Министерство образования Красноярского края для включения на курсах повышения квалификации по программе «Деятельность специалиста органов опеки и попечительства в системе защиты прав детей и профилактики социального сиротства» на базе Краевого государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования специалистов «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования».
Таким образом, исходя из полученных результатов исследования подтверждается гипотеза о необходимости проведения сопровождения потенциальных кандидатов и детей на этапе создания замещающей семьи позволяют говорить об эффективности обозначенных условий в гипотезе.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ- СИРОТ КАК СРЕДСТВО ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ- СИРОТ КАК СРЕДСТВО ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - Психолого - педагогическое сопровождение адаптации к условиям образовательной организации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ КАК СРЕДСТВО ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2018 - ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕМЬИ, ВЗЯВШЕЙ ПОД ОПЕКУ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА (АНАЛИЗ СЛУЧАЯ)
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И КАНДИДАТОВ В ПРИНИМАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017



