Введение 3
Глава 1 Профессиональное самоопределение личности в контексте
педагогической психологии 9
1.1 Теоретические основы исследования проблемы самоопределения
личности 9
1.2 Профессиональное самоопределение старшеклассников как психолого-педагогическая проблема 14
1.3 Условия формирования у учащихся готовности к профессиональному
самоопределению 22
Выводы по главе 1 30
Глава 2 Исследование влияния психолого-педагогического сопровождения на профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях образовательного учреждения 32
2.1 Социально-экономическая характеристика условий формирования
программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников 32
2.2 Описание программы психолого-педагогического сопровождения
профессионального самоопределения старшеклассников в условиях образовательного учреждения 36
2.3 Анализ результатов программы психолого-педагогического
сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников 43
Выводы по главе 2 59
Заключение 61
Библиография 65
Приложения
Актуальность. Согласно требованиям к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, указанным в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, относят способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы [46].
Выпускник школы должен быть подготовлен к осознанному выбору профессии, понимать значение профессиональной деятельности для человека и общества [46].
Для осознанного самостоятельного построения своей профессиональной траектории учащемуся необходимо осознавать свои личностные возможности и умения, соотносить их с требованиями профессий, обладать актуальной информацией о мире профессий.
В настоящее время темп жизни современных людей набирает всё большие обороты, мир постоянно меняется, тем самым обуславливая неопределенность и неясность перспектив социального развития общества. Молодые люди дезориентированы в многообразии мира профессиональных возможностей, что затрудняет их профессиональное самоопределение.
Таким образом, возникает необходимость компетентного сопровождения учащегося в процессе его профессионального самоопределения.
Значимость выбранного направления исследования также подтверждается рядом противоречий:
— между потребностью осмысленного профессионального самоопределения и социально-психологической незрелостью старшеклассников и молодежи;
— между требованием от учащихся старших классов осуществления профессионального самоопределения и недостаточной информированностью о мире профессий;
— между активным научным интересом в области профессионального самоопределения старшеклассников и недостаточным уровнем разработанности психолого-педагогических условий сопровождения профессионального самоопределения в образовательном учреждении.
Названные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в вопросе: какой должна быть система психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в условиях образовательного учреждения?
Объект исследования: процесс профессионального самоопределения старшеклассников.
Предмет исследования: система психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.
Гипотеза исследования. Система психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников будет эффективной если:
— учтены возрастные и психологические особенности, личные возможности и интересы учащихся;
— процесс профессионального самоопределения старшеклассника проходит через: самопознание, обогащение представлений о мире профессий, развитие навыков целеполагания и формирование представлений о возможностях дальнейшего образовательного и профессионального выбора.
Цель: теоретически обосновать, разработать и опытно-экспериментальным путем апробировать программу психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в условиях образовательного учреждения.
Для реализации цели исследования и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятий «самоопределение» и «профессиональное самоопределение» старшеклассников.
2. Определить условия формирования у учащихся готовности к профессиональному самоопределению.
3. Разработать и реализовать программу психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в условиях образовательного учреждения.
4. Исследовать влияние психолого-педагогического сопровождения на профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях образовательного учреждения.
Методологическую основу исследования составили:
— концепция профессионального самоопределения личности (Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова, Д.А. Леонтьев, Е.А. Климов, Е.М. Борисова, В.В. Решетников, и др.);
— личностно-ориентированный подход (Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, И.С. Кон, О.С. Газман и др.);
— деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Э.Ф. Зеер, Г.В. Суходольский и др.).
Методы исследования: теоретические методы: обзорно-аналитический метод, включающий теоретический анализ трудов российских и зарубежных исследователей по изучаемой теме; эмпирические методы: анкетирование, тестирование, опрос, беседа, методы математико-статистической обработки данных (систематизация, обобщение, количественный и качественный анализ результатов эксперимента).
База исследования. В исследовательской работе приняли участие 47 учащихся 8-х классов МБОУ СШ № 62 г. Красноярска.
Этапы экспериментальной работы.
Первый этап (2016-2017 гг.) - изучение психолого-педагогической и философской литературы по проблеме исследования, определение идеи исследования, постановка цели, формулирование задач и гипотезы, оформление теоретической части исследования.
Второй этап (2017-сентябрь 2018 гг.) - организация и осуществление опытно-экспериментальной работы, разработка и реализация программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.
Третий этап (сентябрь 2018-ноябрь 2018 гг.) - завершение опытно-экспериментальной работы, обобщение и обработка полученных результатов, формулировка выводов, оформление материалов исследования.
Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в условиях образовательного учреждения, а так же формулировании принципов её реализации, таких как: учёт возрастных и психологических особенностей, интересов учащихся; комплексное взаимодействие всех участников процесса профессионального самоопределения; непрерывность сопровождения профессионального самоопределения старшеклассника в условиях образовательного учреждения.
Теоретическая значимость исследования заключается в:
— систематизации и обобщении различных походов зарубежных и отечественных авторов к понятию «профессиональное самоопределение»;
— описании условий психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся в образовательном учреждении;
— определении системы действий старшеклассника по подготовке себя к профессиональному самоопределению.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработана программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников, направленная на формирование навыков и умений, необходимых для: самостоятельного определения области своих профессиональных интересов, построения и реализации собственного профессионального пути, с учетом уникальности своей личности. Данная программа может быть использована в образовательных организациях общего образования для учащихся 8-11 классов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические выводы и разработанная на их основе программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников прошли апробацию в учебно-воспитательном процессе МБОУ СШ № 62 г. Красноярска (Приложение Ж).
Отдельные положения исследования докладывались на XI Международной научной конференции «Образование и социализация личности в современном обществе» (г. Красноярск, 2018). По теме исследования опубликована одна работа [13].
Положения, выносимые на защиту.
1. Профессиональное самоопределение является важной составляющей жизненного и личностного самоопределения человека, и обретает особую актуальность на границе старшего подросткового и раннего юношеского возраста. Профессиональное самоопределение старшеклассников - это динамический процесс осознания и соотнесения своих профессионально-психологических возможностей относительно конкретной социально-экономической ситуации с последующим построением траектории своего развития.
2. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников строится с учетом их возрастных особенностей и способствует: осознанию ценности труда, быстрому ориентированию в меняющихся условиях социально-экономической ситуации и мире профессий, принятию необходимости выбора области профессиональной деятельности, формированию образа будущего - профессиональной мечты, как далекой цели, постановке ближних целей, определению профессионального пути после окончания 9 класса.
3. Средством формирования у старшеклассников системы действий по подготовке себя к профессиональному самоопределению является программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в условиях образовательного учреждения, которая обеспечивает взаимодействие учащихся, родителей, администрации и педагогического коллектива школы, потенциальных работодателей, и включает в себя четыре этапа: подготовительный, основной, приобретения индивидуального опыта учащимися, заключительный. Подготовительный этап направлен на диагностику старшеклассников с целью определения индивидуальных особенностей, предпочтений и мотивов каждого учащегося. На основном этапе программы реализуется факультативный курс «ПрофессиЯ» для учащихся 8-х классов ориентированный на: активизацию самопознания и определение собственных стремлений и потребностей, выработку навыков построения жизненной перспективы (целеполагания), повышение информированности учащихся о мире профессий, обучение выбору. Задачей этапа приобретения индивидуального опыта учащимися является получение старшеклассниками нового «профессионального» опыта и апробация полученных в ходе занятий основного этапа знаний, навыков и умений.
На заключительном этапе подводятся итоги работы, и формируется результат: активизация у учащихся деятельности направленной на осмысленное построение траектории своего профессионального развития.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
1. Теоретический анализ научной литературы показал, что, самоопределение - это навык, который человек применяет на протяжении всей своей жизни и который включает понимание своих возможностей, соотнесение их с условиями внешней среды, а так же способность принятия ответственности за свой выбор. При этом вопросы жизненного и личностного самоопределения для человека обретают особую актуальность на границе старшего подросткового и раннего юношеского возраста. В данный период активно происходит самопознание, саморазвитие, появляется необходимость планирования своего будущего жизненного пути, в том числе профессионального будущего.
2. Анализ термина «профессиональное самоопределение» определил, что под профессиональным самоопределением мы понимаем динамический процесс осознания и соотнесения своих профессионально-психологических возможностей человека относительно конкретной социально-экономической ситуации с последующим построением траектории своего развития.
3. На основе представлений Н. С. Пряжникова о содержании профессионального самоопределения, нами определена модель профессионального самоопределения старшеклассников, которая включает:
— осознание ценности труда;
— способность быстро ориентироваться в меняющихся условиях социально-экономической ситуации и мире профессий;
— принятие необходимости выбора области профессиональной деятельности;
— формирование образа будущего - профессиональной мечты, как далекой цели;
— постановку ближних целей, определение профессионального пути после окончания 9 класса.
4. Разработана программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в условиях образовательного учреждения, как средство формирования у старшеклассников системы действий по подготовке себя к профессиональному самоопределению.
Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, включает таких участников профориентационной деятельности как учащиеся, родители, администрация и педагогический коллектив образовательного учреждения, работодатели и содержит следующие компоненты:
— помощь учащимся в самопознании;
— развитие у старшеклассников навыка целеполагания;
— расширение знаний учащихся о мире профессий;
— формирование у учащихся представлений о возможностях своего дальнейшего образовательного и профессионального выбора.
5. Для проведения исследовательской работы нами была определена экспериментальная база исследования: МБОУ СШ № 62. В исследовании приняли участие 47 учащихся 8-х классов.
6. По результатам исследования влияния психолого-педагогического сопровождения на профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях образовательного учреждения, выявлены изменения процессов профессионального самоопределения старшеклассников по следующим показателям:
— уровень владения навыком целеполагания. У 56% учащихся экспериментальной группы определяется высокий уровень владения навыком целеполагания, при этом у учащихся контрольной группы данный показатель равен 27%;
— информированность учащихся о мире профессий. Учащиеся экспериментальной группы по итогам опроса «Профессии» указали в два раза больше знакомых им профессий, чем учащиеся контрольной группы;
— информированность учащихся о возможностях выбора профессиональных образовательных организаций. Количество профессиональных образовательных организаций указанных учащимися по результатам опроса «Профессиональные образовательные организации г. Красноярска» экспериментальной группы в два раза превышает количество профессиональных образовательных организаций указанных контрольной группой;
— активность учащихся в самостоятельной деятельности профориентационной направленности. Учащиеся экспериментальной группы, относительно контрольной, активнее проявили себя в таких видах деятельности как: осуществление самостоятельного поиска информации о профессиях, посещение рабочих мест родителей, самостоятельное посещение мероприятий профориентационной направленности, работа в трудовых отрядах. При этом 48% учащихся контрольной группы самостоятельно не интересовались вопросами профориентации, в экспериментальной группе этот показатель равен 18%.
Анализ и интерпретация данных экспериментальной работы позволяют сделать вывод о том, что разработанная нами программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников результативна и способствует формированию у учащихся качеств, определяющих готовность к осознанному построению своей профессиональной траектории.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что система психолого-педагогического сопровождения
профессионального самоопределения старшеклассников будет эффективной если:
— учтены возрастные и психологические особенности, личные возможности и интересы учащихся;
— процесс профессионального самоопределения старшеклассника проходит через: самопознание, обогащение представлений о мире профессий, развитие навыков целеполагания и формирование представлений о возможностях дальнейшего образовательного и профессионального выбора.
1 Ананьев, Н.Г. Некоторые проблемы профориентационной работы среди школьников: учеб. пособие [Текст] / Н.Г. Ананьев. - Ростов-на-Дону, 1976. - 38 с.
2 Арон, И.С. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению / И.С. Арон // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2010. - №1. - С. 233 - 237.
3 Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р.Бернс. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.
4 Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. - М.: Совершенство, 1997. - 299 с.
5 Богдан, Н.А. Понятие личностного и профессионального самоопределения / Н. А. Богдан // Известия Самарского научного центра РАН. - 2008. - №10. С. 9-102. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/ponyatie-lichnostnogo-i-professionalnogo- samoopredeleniya(09.11.2018).
6 Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.А. Бодров.- М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.
7 Божович, Л.И. Динамика развития личности в онтогенезе. Хрестоматия по возрастной психологии [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Москва: Институт практической психологии, 1996. - 213с.
8 Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
9 Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович. - М.: МПСИ, 2001. - 212 с.
10 Болучевская, В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий // ВолГМУ. - 2010. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.medpsy.ru/library/library066.php(19.10.2018)
11 Борисова, Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект [Текст]: автореф. дис . ... докт. псих. наук / Е. М. Борисова - М., 1995. - 39 с.
12 Борисова, Е.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации [Текст] / Е.М.Борисова, К.М.Гуревич // Вопросы психологии. - 1988. - № 1. - С. 77-82.
13 Вагина Д. О. Особенности формирования профессионального самоопределения школьников [Текст] / Д. О. Вагина // Образование и социализация личности в современном обществе: материалы XI Международной научной конференции/ отв. ред. В.А. Адольф; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2018. - С. 159¬161.
14 Вербицкий, А. А. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике / А. А. Вербицкий. - 2013. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psychology_pedagogy.academic.ru. (09.11.2018)
15 Выготский, Л.С. Собр. Соч.: в 6 т. [Текст] / под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. -Т.6- 400 с.
16 Газман, О. С. Воспитание: цели, средства, перспективы [Текст] / под. ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1989. - 280 с.
17 Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения [Текст] / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 43-52.
18 Гинзбург, М.Р. Психология личностного самоопределения [Текст]: автореф. дисс. ... докт. психологич. наук / М. Р. Гинзбург. -М.: ПИ РАО, 1996. - 60 с.
19 Глухова, Е.С. Актуальные проблемы профессиональному самоопределению учащейся молодежи [Текст] / Е.С. Глухова// Психология обучения. - 2010. - № 12. - С. 64-71.
20 Гончарова, О.Л. Педагогичекая поддержка профессионального самоопределения обучающихся в условиях преемственности начального и среднего профессионального образования [Текст] / О.Л. Гончарова // Вестник МГОУ серия «Педагогика». - 2009. - № 4. -С. 66-70.
21 Гурова, Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентиры [Текст] / Р.Г. Гурова // Педагогика. - 2000. - № 10. - С.32-38.
22 Дворецкая, М. Я. Особенности взаимосвязи жизненного и профессионального самоопределения в образах желаемого и избегаемого будущего у представителей разных социальных групп [Текст] / М.Я. Дворецкая // Профессиональное образование в современном мире. Новосибирск. - 2012. - № 2(5). - С. 10-19.
23 Деянова, А. В. Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников/ А. В. Деянова, Г. П. Юрьева - 2015. - №5. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-effektivnosti- professionalnogo-samoopredeleniya-starsheklassnikov(11.11.2018).
24 Диагностика профессионального самоопределения [Текст]: учеб.- метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. - Ижевск: Удмуртский университет, 2009. - 112 с.
25 Дружинин, Н. Е. Словарь по профориентации и психологической поддержке [Текст] / Н.Е. Дружинин. - Кемеровский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения, Томский центр профессиональной ориентации, 2003.
26 Дубровина, И.В. Психологическая готовность к личностному самоопределению - основное новообразование ранней юности [Текст] / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: для студентов высших педагогических учебных заведений. - Москва: Академия, 2001. - С. 229-232.
27 Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация в школе [Текст] / Н.Н. Захаров, В.Д. Симоненко. - М.: Просвещение, 1989. - 190 с.
28 Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2003. - 336 с.
29 Зеер, Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности [Текст]: учеб.пособие. / Э.Ф Зеер, О.А. Рудей. - Воронеж: МОДЭК, 2008. - 256 с.
30 Зиневич, О.В. Коучинг как средство саморазвития личности [Текст] / О.В. Зиневич, Э.Д. Петрова // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 8. - С. 172 - 177.
31 Зубакина, О.В. Сетевая поддержка профессионального самоопределения старших школьников [Текст] / О.В. Зубакина// Открытое образование. - 2008. - № 2. - С.77- 85.
32 Каташев, В.Г. Формирование профессионального самосознания школьников [Текст] / В.Г. Каташев. - Казань: КГУ, 1993. - 147 с.
33 Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Е.А. Климов. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 304 с.
34 Кон, И.С. Открытие «Я» [Текст] / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1978. - 367 с.
35 Кон, И.С. Психология старшеклассника [Текст] / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1982. - 207 с.
36 Кудрявцев, Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности [Текст] / Т.В.Кудрявцев, В.Ю. Шегурова // Вопросы психологии. -1983. - № 2. - С. 51-59.
37 Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет [Текст] / И. Ю. Кулагина. - М.: УРАО, 1999. - 175 с.
38 Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов будущего [Текст] / Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 57-66.
39 Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Лидерс. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 256 с.
40 Максимова, З.Р. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов средних специальных учебных заведений: на примере специальности «Графический дизайн» [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / З.Р. Максимова. - М., 2008. - 24 с.
41 Мальцева, Л.В. Педагогическая технология формирования готовности старшеклассников старших классов общеобразовательных учреждений к выбору профессии [Текст] / Л.В. Мальцева. - Курган, 2000. - 161 с.
42 Милорадова, Н.Г. Психология и педагогика [Текст] / Н.Г. Милорадова. - М.: Юристъ, 2005. - 334 с.
43 Мудрик, А. В. Социализация человека [Текст]: учебное пособие / А. В. Мудрик. - Воронеж: НПО «Модэк», 2011. - 271 с.
44 Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ ред. от 03.08.2018 — Режим доступа: URL: http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (10.09.2018)
45 Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей
ступени общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобразования РФ от 18.07.2002 № 2783. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/901837067(08.10.18).
46 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, ред. от 29.06.2017- Режим доступа: URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/ (09.05.2018).
47 Онипко, А.А. Проблемы самоопределения старшеклассников при выборе профессии [Текст] / А.А. Онипко // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2011. - № 3 (92). - С. 191-200.
48 Отчет о самообследовании муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 62» Свердловского района, г. Красноярска за 2017 год. - Красноярск, 2017. - 82 с.
49 Платонов, К.К. Вопросы психологии труда [Текст] / К.К. Платонов. - М.: Медицина, 1970 - 264 с.
50 Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека [Текст] / Ю.П. Пованенков. - М.: Издательство УРАО, 2002. - 160 с.
51 Полякова, И.В. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие / И.В. Полякова. - Смоленск: СИБИ, 2005. - 120 с.
52 Попова, О.С. Психологическое сопровождение старшеклассников в процессе профессионального образования [Текст] / О.С. Попова. - М.: МПСУ, 2013. - 284 с.
53 Попович, А.Э. Профессиональное, жизненное и личностное самоопределение как основные условия становления личности старшеклассника [Текст] / А.Э. Попович // Российский научный журнал. -
2011. - № 1(20). - С. 157-162.
54 Пряжников, Н.С. Деловая игра как способ активизации старшеклассников в профессиональном самоопределении [Текст] / Н.С. Пряжников // Вопросы психологии. - 1987. - № 4.1. - C. 92-99.
55 Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика [Текст]: учеб. пособие / Н. С. Пряжников. - М.: МГ1П1И, 1999. - 97 с.
56 Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда [Текст]: учеб. пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология» / Н.С. Пряжников. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.
57 Пряжников Н.С. Школьная профориентация: мечты и реальность [Текст] / Н. С. Пряжников // Школьный психолог. - 2003. - № 4. - С. 12-13.
58 Пряжникова, Е.Ю. Профориентация [Текст]: учеб. пособие / Е.Ю. Пряжникова. - М.: Академия, 2005. - 495 с.
59 Равен, Д. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация [Текст] / Д. Равен. пер. с англ. - М. : Когито-центр, 2002. - 394 с.
60 Решетников, В.В. Понятие профессионального самоопределения в современной педагогической психологии [Текст] / В.В. Решетников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2011. - № 2 (5). - С. 1163-1167.
61 Рзаева, Г.И. Вопросы профессионального самоопределения школьников при изучении безопасности жизнедеятельности в старших классах [Текст] / Г.И. Рзаева // Молодой ученый. - 2014. - №5.1. - С. 61-62.
62 Розум, С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека [Текст] / С.И. Розум. - СПб.: Речь, 2007. - 365с.
63 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. - СПб. :Питер Ком, 2000. - 705 с.
64 Рязапкина, Г.В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения для подростков [Текст] / Г.В. Рязапкина. - М.: 2000. - 128 с.
65 Сластенин, В.А. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие / В.А. Сластенин, В.П.Каширин. - М.: Академия, 2004. - 477 с.
66 Слободчиков, В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школа-Пресс, 2000. -416 с.
67 Таланова, С. И. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников [Текст] / С. И. Таланова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф.— СПб.: Реноме, 2012 — С. 226-228.
68 Устав (новая редакция) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 62». - Красноярск, 2015. - 19 с.
69 Фадеева, Е.И. От выбора профессии к успеху в жизни [Текст]: учеб. пособие / Е.И. Фадеева, М.В. Ясюкевич. - М.:УЦ Перспектива, 2008. - 128 с.
70 Федосенко, Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги [Текст]: Монография / Е.В. Федосенко — СПб.: Речь, 2008. - 192 с.
71 Фридман, Л.М. Школьная психологическая служба [Текст]: пособие для школьных психологов / Л.М. Фридман. — М.: АПКиПРО, 2003. - 182 с.
72 Хилько, М.Е. Возрастная психология [Текст]: конспект лекций / М. Хилько, М.Е., Ткачева. - М.: Юрайт, 2010. - 368 с.
73 Хон, Р.Л. Педагогическая психология: Принципы обучения [Текст] / Р.Л. Хон. - М.: Академический проект, 2005. - 735 с.
74 Чекунова, Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в образовательном пространстве школы [Текст] / Е.А. Чекунова // Гуманитарные и социальные науки. - 2010. - № 6. - С. 239-247.
75 Черникова, Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников [Текст] / Т.В. Черникова. - М.: Глобус, 2006. - 252 с.
76 Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации [Текст] / А.П. Чернявская. - М.: Вита - Пресс, 2001. - 280 с.
77 Чистякова, С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников [Текст]: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / С.Н. Чистякова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 128с.
78 Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005 - 349 с.
79 Шидловская, Т.Г. Проблемы профориентационной работы на современном этапе развития СПО [Текст] / Т.Г. Шидловская // Ресурсы ГОУ Кузбасского регионального института профессионального образования. - 2008.
80 Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность [Текст]:
монография / Л.Б. Шнейдер. - М.: МОСУ, 2000. - 256 с.
81 Шумилин, Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника [Текст]: научное издание / Е.А. Шумилин. - М.: Педагогика, 1979. - 152 с.
82 Эльконин, Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности подростков [Текст]: избр. психол. тр.т./ Д. Б. Эльконин - М.: Просвещение, 2005. - 497 с.