Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическое сопровождение родителей как условие обеспечения психологической безопасности образовательной среды

Работа №168400

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2022
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психолого -педагогического сопровождения родителей 7
1.1 Содержание и сущность понятия психолого-педагогическое
сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение родителей 7
1.2 Характеристика психологической безопасности образовательной среды 11
Выводы по 1 главе 18
Глава 2. Эмпирическое исследование психолого-педагогического сопровождения родителей как условия обеспечения психологической безопасности образовательной среды 20
2.1 Организация исследования представлений родителей о психологической
безопасности в образовательной среде 20
2.2 Разработка и реализация программы психолого-педагогического сопровождения родителей как условие обеспечения психологической безопасности образовательной среды 29
Выводы по 2 главе 41
Заключение 42
Список использованных источников 45
Приложение А 49
Приложение Б 56

В связи с нынешними социальными тенденциями и условиями модернизации российской системы образования особо актуально и остро становится вопрос создания безопасного образовательного пространства и культуры психологической безопасности, взаимодействующих участников образовательных отношений.
Защита и поддержание психического здоровья участников образовательного процесса является следствием обеспечения психологической безопасности образовательной среды и должно стать преобладающим направлением деятельности в практической психологической службе образовательных учреждений. Для того чтобы это реализовывалось должна быть разработана конкретная система психолого-педагогического сопровождения.
Главными субъектами образовательной среды являются педагоги, учащиеся и родители (законные представители). Зачастую в средней школе говорят о психологической безопасности учащихся и педагогов, а родителей (законных представителей) оставляют на второй план. Хотя все субъекты образовательного процесса непосредственно связаны друг с другом.
На протяжении многих лет ученые работали над проектированием и прогнозированием образовательной среды, точкой достижения результата для них было создание образовательной среды, в которой личность всех участников образовательного процесса смогла бы функционировать свободно без ограничений, а также была бы востребована, защищена и удовлетворена основными потребностями. В число этих ученных входят: Я.Л.Коменский, И.А.Баева, М.Р.Битянова, Н.В.Груздева, Г.А.Мкртычан, В.И.Панов, А.Н.Тубельский.
Исследователи Г.Бардиер, Т.В.Дворецкая, И.В.Дубровина, Н.Т. Ромазан, Т.С. Чередникова, А.М. Прихожан, А.И. Захаров, М. Раудсепп, А.У. Хараш изучали проблему образования условий, где образовательное пространство будет наиболее безопасным психологически, а также анализировали влияние наследственного и социального фактора в процессе становления личности.
Такие ученые, как Е.В.Алексеева, В.В.Бойко, С.Л.Братченко, С.Г.Вершловский, У.Глассер, Е.И.Казакова, Г.А.Ковалева, М.А.Котик, Н.Ф.Радионова, Л.В.Симонова, Л.В.Тарабакина в своих трудах обращают внимание на то, что образовательные учреждения часто не обладают психологическими и педагогическими возможностями для того, чтобы обеспечить психологическую безопасность образовательной среды.
Исследования у педагогов-психологов по диагностике и созданию условий для положительного развития родителей (законных представителей) в учебно-воспитательном процессе весьма малочисленны. Также мало информации о материалах, которые можно использовать в практике по созданию условий для обеспечения психологической безопасности в образовательной среде. В образовательных учреждениях служба сопровождения (педагог-психолог, социальный педагог) не имеет базы, чтобы создавать или использовать психолого-педагогические программы сопровождения, с целью создания психологической безопасности образовательной среды, которая является одним из важнейших условий, которые способствуют обеспечивать индивидуальное формирование её участников.
Отсюда следует, выбор темы исследования, она обусловлена образовавшемся противоречием между потребностью родителей, как субъектов образовательной деятельности в системе психологической безопасности и отсутствием психолого-педагогического сопровождения как условия обеспечения психологической безопасности образовательной среды, для понижения степени психологического дискомфорта при взаимодействии участников в образовательной среде школы, которые бытуют в сегодняшнем обществе.
Цель: разработать, теоретически обосновать условия обеспечения психологической безопасности родителей в образовательной среде.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать содержание и сущность понятий «психолого-педагогического сопровождение», «психолого-педагогического сопровождение родителей»;
2. Описать содержание и сущность понятий «психологическая безопасность», «образовательная среда», «психологическая безопасность образовательной среды»;
3. Выявить и описать уровень представлений родителей о психологической безопасности образовательной среды;
4. Разработать и реализовать программу, направленную на психолого-педагогическое сопровождение родителей.
Объект: процесс обеспечения психологической безопасности родителей в образовательной среде.
Предмет: психолого-педагогическое сопровождение родителей как условие обеспечения психологической безопасности в образовательной среде.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что психолого-педагогическое сопровождение родителей является условием обеспечения психологической безопасности образовательной среды, которая проявляется в следующих факторах: защищенность от психологического насилия во взаимодействии с участниками образовательного процесса; референтная значимость, фиксируемая как отношение к образовательной среде; удовлетворенность основными характеристиками процесса взаимодействия в образовательной среде.
Методы: теоретические методы: анализ психологической, педагогической, методической литературы и научно-педагогических исследований по проблеме; эмпирический метод исследования: методика И.А.Баевой: анкета-опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» для родителей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы могут использоваться педагогами, психологами различных организаций в практической деятельности, а также могут быть полезны студентам при осуществлении исследовательских работ.
База экспериментального исследования: МБОУ СОШ № 39, родители учащихся подросткового возраста (6-8 класс).
Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и двух приложений.
Во введении сформулирована актуальность исследования и методологический аппарат.
В первой главе рассматривается понятие психолого-педагогического сопровождения; охарактеризовано понятие психологической безопасности в образовательной среде.
Во второй главе изложены первичные результаты диагностирования уровня представлений родителей о психологической безопасности образовательной среды. Было приведено теоретическое и практическое описание психолого¬педагогической программы сопровождения, направленной на развитие психологической безопасности родителей. Также описана повторная диагностика для исследования эффективности психолого -педагогической программы сопровождения родителей, как условия обеспечения психологической безопасности образовательной среды .
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
В приложения включена методика: И.А.Баевой анкета-опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» для родителей.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема создания безопасной и благоприятной образовательной среды является одной из важнейших проблем современной психолого¬педагогической практики. Участниками образовательной среды являются и педагоги, и учащиеся, и родители.
Сегодня психологическая безопасность образовательной среды актуальна для родителей. Так как родительская психологическая безопасность играет большую роль в жизни и процветании образовательного процесса и влияет на психологическую безопасность образовательной среды. Поэтому целью нашего исследования было разработать, теоретически обосновать условия обеспечения психологической безопасности родителей в образовательной среде.
Проанализировав психологически-педагогическую и методическую литературу по этой проблеме, мы определили сущность терминов «психолого-педагогическое сопровождение» и «психолого-педагогическое сопровождение родителей». В своей работе мы опирались на определение Л. М.Шипицыной, которая отмечает, что «психолого-педагогическое сопровождение» обеспечивает всестороннюю ориентацию на сопровождение, обусловленную тесным взаимодействием с субъектами образовательного процесса. Исходя из этого, «психолого-педагогическое сопровождение родителей» представляет собой целостную, системно-организационную деятельность, в ходе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного взаимодействия педагогов и родителей, направленные на совершенствование знаний основных законов и особенностей воспитания и воспитания детей.
Мы также изучили термины «психологическая безопасность» и «образовательная среда». Благодаря теоретическому анализу сформулировали вывод, что наше исследование соответствует характеристике психологической безопасности И.А.Баевой. По своей сути психологическая безопасность означает состояние образовательной среды, свободное от психического насилия во взаимодействии, которое удовлетворяет основные потребности личного и конфиденциального общения, создает референтную значимость среды и сохраняет психическое здоровье участников, входящих в нее.
Методическим инструментарием послужила анкета-опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» для родителей И.А.Баевой, которая определяет отношение родителей к образовательной среде школы, удовлетворенность значимыми характеристиками образовательной среды, уровни безопасности/защищенности в образовательной среде школы (приложение Б). В соответствии с этими характеристиками была разработана и обоснована программа психолого-педагогического сопровождения родителей как условия психологической безопасности образовательной среды.
Содержание программы рассчитано на комплексное воздействие и структурировано следующим образом. Психологическая и педагогическая поддержка родителей была оказана через онлайн -сообщество, что сделало программу доступной. Родители тесно сотрудничали с педагогами, администрацией МБОУ СОШ № 39.
После реализации психолого-педагогической программы сопровождения родителей была проведена повторная диагностика, которая показала положительную динамику, следовательно, программа психолого-педагогического сопровождения родителей эффективна.
Данное исследование подтвердило гипотезу выпускной квалификационной работы, психолого-педагогическое сопровождение родителей является условием обеспечения психологической безопасности образовательной среды, которая проявляется в следующих факторах: защищенность от психологического насилия во взаимодействии с участниками образовательного процесса; референтная значимость, фиксируемая как отношение к образовательной среде; удовлетворенность основными характеристиками процесса взаимодействия в образовательной среде.



1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. / Санкт-Петербург: Издательство «Союз», 2002. - 270 с.
2. Баева И. А., Гаязова Л. А. Психологическая безопасность
образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое
сопровождение//Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru.- 2014. № 3 С. 1-14.
3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., 1998.
4. Бубнова И.С., Рерке В.И. Психологическая безопасность
образовательной среды школы: изучение и прогноз./ Казанский
педагогический журнал, №3, 2016. - 6 с.
5. Бурмистрова Е.В. Психологическая безопасность
образовательной среды [Электронный ресурс]. - М.: Центр экстренной психологической помощи МГППУ, 2005.
6. Брыкин Ю.В. Анализ понятия «Образовательная среда» в современных научных исследованиях./ Вестник РМАТ, №1, 2016. - 86-90 с.
7. Баева И.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство. - СПб.: Речь, 2006. - 288 с.
8. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной
среды: как ее создать и измерить / Журнал: Экопсихологические
исследования - 6: экология детства и психология устойчивого развития - 2020. - 280-284 с.
9. Баева И. А. Характеристика основных психотехнологий в работе службы сопровождения и механизмы развития психологической безопасности образовательной среды//Безопасная образовательная среда: моделирование и развитие [Текст]: учебное пособие/Российская академия образования, Эксперный совет по работе экспериментальных площадок РАО при Президиуме РАО, Ленинградский областной институт развития образования, РГПУ, Лаборатория «Психологическая культура и безопасность в образовании» Санкт-Петербург, 2017 — С. 86-95.
10. Зверева О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей./ - Москва: НИИ школьных технологий, 2011. - 82 с.
11. Иванова Д.Н. Методы диагностики психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся / Д. Н. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 319-322.
12. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике/ Е.И.Казакова // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка: Материалы Всерос. Науч. - практ. Конф 1-3 апр. 1998 г. - СПб., 1998. - с. 67-82.
13. Коновалова О.В., Черепанова А.А. Исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и личности родителей / Новосибирск: Наука и современность. - 2010. - №5-2. - 91-96 с.
14. Мазурова Е.В. Формирование психологически безопасной образовательной среды: диагностический инструментарий, программы и технологии. Методические рекомендации для педагогов -психологов / Барнаул: КГБУ «Алтайский краевой центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи», 2019. - 72 с.
15. Мальцева Н.С., Снегирева Т.В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса в условиях реализации ФГОС в вопросах и ответах. Методические рекомендации. Ханты-Мансийск - Нижневартовск: ГОУ ВПО «НГГУ», 2012. - 8-9 с.
16. Нелюбина Ю. О., Сараева Е. В. Взаимосвязь семейных отношений с учебной мотивацией младших школьников // Научно¬методический электронный журнал «Концепт», № 8 (август) - 2019. - 75-83 с.
17. Никотина Е.В. Сущностные характеристики педагогической компетентности родителей младших школьников/Журнал «Приоритетные научные направления: от теории к практике». - 2016 - №22 - 74-78 с.
18. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.:Изд-во Института Психотерапии, 2013, 319 с.
19. Обеспечение психологической безопасности образовательной
среды. Методические рекомендации для руководителей
общеобразовательных организаций / Авт.-сост.: Габер И.В., Зарецкий В.В., Артамонова Е.Г., Ефимова О.И., Калинина Н.В. — М.: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2018. — 60 с.
20. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение
развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога / Под ред.
Л.М.Шипициной - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. - 528с.
21. Рещикова Л.С. Представления о психологической безопасности образовательной среды младших школьников и методика их оценки. /Санкт - Петербург, 2019. - 26 с.
22. Рубцова В.Л. Психолого-педагогический анализ категории
«Представление» / Журнал Гаудеамус - 2007.-№1(11) - 40-49 с.
23. Савина Е.А., Смирнова Е.О. Родители и дети. Психология взаимоотношений. - 2003. - 52 с.
24. Сёмина М. В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи с ребенком школьного возраста в контексте социального взаимодействия субъектов образования / Журнал: Вестник Казахстанско-Американского Свободного Университета - 2015.
25. Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультативной практики. М., - 1989. - 62 с.
26. Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва.- 2016.
27. Соломин В.П., Шатровой О.В., Михайлов Л.А., Маликова Т.В. Психологическая безопасность. - М., 2008.
28. Францкевич Е.Т. — Психологическое неблагополучие, как фактор риска безопасности образовательной среды // Психолог. - 2014. - №
29. Чиркина С.Е., Ахмеров Р.А., Бажин К.С., Царева Е.В. Основы формирования психологически безопасной образовательной среды / Казань - Издательство «Бриг», 2015. - 17 с.
30. Шарипова Н.А. Психологическая безопасность образовательной среды вуза. Магистерская диссертация/ Екатеринбург: ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», 2017. - 102 с.
31. Щеголь В.И. Психолого-педагогическое сопровождение
образовательного процесса гимназии [Текст] / В.И.Щеголь // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 9 - с.89-99.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ