ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЗАПОМИНАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ
|
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы развития запоминания у детей младшего школьного возраста 8
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного
возраста 8
1.2. Основные характеристики памяти: физиологическая основа, виды,
типы и процессы 16
1.3. Особенности развития запоминания у младших школьников
посредством приёмов мнемотехники 21
Выводы по первой главе 33
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию запоминания младших школьников с помощью приёмов мнемотехники
2.1. Психолого-педагогическая диагностика развития запоминания у 35
детей младшего школьного возраста
2.2. Содержание и реализация формирующего эксперимента по
развитию запоминания у детей младшего школьного возраста посредствам приемов мнемотехники
2.3. Проверка результативности опытно-экспериментальной работы по
развитию запоминания у детей младшего школьного возраста посредствам приемов мнемотехники
Выводы по второй главе 72
Заключение 79
Библиографический список
Приложение
Глава I. Теоретический анализ проблемы развития запоминания у детей младшего школьного возраста 8
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного
возраста 8
1.2. Основные характеристики памяти: физиологическая основа, виды,
типы и процессы 16
1.3. Особенности развития запоминания у младших школьников
посредством приёмов мнемотехники 21
Выводы по первой главе 33
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию запоминания младших школьников с помощью приёмов мнемотехники
2.1. Психолого-педагогическая диагностика развития запоминания у 35
детей младшего школьного возраста
2.2. Содержание и реализация формирующего эксперимента по
развитию запоминания у детей младшего школьного возраста посредствам приемов мнемотехники
2.3. Проверка результативности опытно-экспериментальной работы по
развитию запоминания у детей младшего школьного возраста посредствам приемов мнемотехники
Выводы по второй главе 72
Заключение 79
Библиографический список
Приложение
Актуальность темы. Проблема эффективного обучения детей является актуальной на протяжении всего существования человечества. Интеграция России в мировое образовательное пространство предопределила необходимость перехода к единым доминантам европейского образовательного сообщества и появлению в России Федеральных государственных образовательных стандартов для учреждений всех уровней от дошкольного до послевузовского.
Реформирование системы российского образования привело к переосмыслению образования как суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть ученик, а предстают в виде характеристик сформированности его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей [58, с. 3]. Это произошло потому что требования к уровню подготовки ученика по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания школы. Конкурентоспособность личности определяется не только предметными знаниями, а и надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности [58, с. 113]. Достижение данной цели становится возможным благодаря развитию у обучающихся запоминания посредством приёмов мнемотехники.
Современным детям приходится много запоминать, не только слова, но и формулы, правила, схемы, иностранные слова, целые страницы литературного текста. Поэтому и приемы запоминания должны быть разнообразными. Каждого ребенка надо научить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания и припоминания сохраненного в памяти материала, а также и применения сохраненного в памяти в жизни.
Актуальность темы подтверждается её широким обсуждением в периодических изданиях, средствах массовой информации и растущим количеством запросов от родителей и педагогов к психологам образовательных учреждений. Стоит отметить, что именно в детстве и отрочестве развитие запоминания происходит наиболее интенсивно, а ее недостаточность наносит непоправимый ущерб общему уровню психического развития, в связи с чем тема «Психолого-педагогические условия развития запоминания у младших школьников посредством приёмов мнемотехники» является особенно актуальной.
Степень изученности вопроса
Существует достаточно много отечественных и зарубежных исследований, посвященных изучению памяти и процесса запоминания. Это работы Р. Аткинсона [6], В. П. Зинченко [24], Т. П. Зинченко [25], А. А. Смирнова [55], А. Р. Лурия [4], В. Я. Ляудис [38], С. Л. Рубинштейна [52], Г. Эббингауза [63] и др. Изучаются, как изменяются с возрастом продуктивность запоминания, его объём, скорость, длительность удерживания заученного материала, то есть анализируются процессы, которые можно измерить количественно. Работ, в которых процессы памяти анализируются с качественной стороны не так уж много. К ним можно отнести в частности исследования механизмов произвольного и непроизвольного запоминания у детей дошкольного возраста (П. П. Блонский [10], Л. С. Выготский [13],З. М Истомина [27], А. Н. Леонтьев [37] и др.). Считается, что к концу дошкольного возраста процесс произвольного запоминания интенсивно формируется, а его психологическим критерием является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале.
В то же время отметим противоречие, актуальное для педагогов- практиков: не смотря на большое количество работ, посвящённых развитию запоминания, слабо освещены психолого- педагогические условия развития запоминания у детей младшего школьного возраста посредством приемов мнемотехники.
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и опытно- экспериментальным путем проверить эффективность условий развития запоминания младших школьников посредством приёмов мнемотехники.
Задачи исследования:
• осветить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
• охарактеризовать основные характеристики памяти: физиологическая основа, виды, типы и процессы;
• выявить особенности развития запоминания у младших школьников посредством приёмов мнемотехники;
• рассмотреть результаты психолого-педагогической диагностики развития запоминания у детей младшего школьного возраста;
• организовать формирующий эксперимент по развитию запоминания у детей младшего школьного возраста посредствам приемов мнемотехники;
• опытно-экспериментальным путем проверить результативность работы по развитию запоминания у детей младшего школьного возраста посредствам приемов мнемотехники.
Объект исследования - запоминание младшего школьника
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития запоминания у младших школьников.
Проблема исследования - каковы психолого-педагогические условия развития запоминания у детей младшего школьного возраста посредством приёмов мнемотехники.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что процесс развития запоминания у детей младшего школьного возраста будет более эффективным, если будут созданы следующие психолого-педагогические условия:
• информирование школьников о памяти как важном познавательном процессе и о способах её развития;
• использование игры как формы работы с учащимися по развитию запоминания;
• сочетание индивидуальных и групповых форм организации занятий по развитию запоминания младших школьников посредством приёмов мнемотехники;
• активизация субъектной позиции ученика в работе по развитию запоминания посредством приёмов мнемотехники, например, через проведение мастер-классов самими учащимися.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования:
1. Теоретические - анализ психологической, педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта;
2. Эмпирические - опрос, наблюдение, тестирование.
3. Методы статистической обработки данных - процентный анализ, сравнение выборок с помощью U-критерия Манна-Уитни.
Исследование проводилось в течение сентября - декабря 2015 года по следующим методикам:
• заучивание 10 слов (А.Р.Лурия);
• изучения непроизвольной и произвольной памяти с помощью цветных картинок;
• воспроизведение рассказа (детский вариант);
• методика «Узнай фигуры» (Немов Р.С.);
• методика «Запомни рисунки» (Немов Р.С.);
• методика «Выучи слова» (Немов Р.С.).
Этапы работы
Первый этап - теоретический анализ проблемы, подбор методик, для диагностики уровня развития запоминания детей, проведение констатирующего эксперимента.
Второй этап - проведение развивающей программы по развитию запоминания у детей младшего школьного возраста посредством приёмов мнемотехники.
Третий этап - итоговый эксперимент, сравнение первичной и повторной диагностики, анализ результатов работы.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №97» г. Красноярска. Исследованием было охвачено 48 детей младшего школьного возраста. В качестве экспериментальной группы представлена группа школьников из 2 «А» класса, в качестве контрольной - группа школьников из 2 «Б», в каждой группе по 24 школьника. Исследование проводилось в течение сентября - декабря 2015 года.
Практическая значимость:
• на общегосударственном уровне результаты данной работы могут использоваться для крупномасштабных исследований в области психологии и педагогики детей младшего школьного возраста, в качестве материала для разработки программ школьного образования;
• в отраслевом аспекте материалы и результаты данного исследования могут применяться в практике работы учителей, психологов образовательных учреждений и развивающих центров, работающих с детьми младшего школьного возраста;
• для личностного развития студента данная работа является большим профессиональным ростом, поскольку была проведена практическая работа с детьми, что дало эффективное развитие личности студента как психолога и педагога.
Структура работы: работа состоит из введения, теоретической и эмпирической части, заключения, библиографического списка, включающего 65 источников и 11 приложений.
Реформирование системы российского образования привело к переосмыслению образования как суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть ученик, а предстают в виде характеристик сформированности его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей [58, с. 3]. Это произошло потому что требования к уровню подготовки ученика по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания школы. Конкурентоспособность личности определяется не только предметными знаниями, а и надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности [58, с. 113]. Достижение данной цели становится возможным благодаря развитию у обучающихся запоминания посредством приёмов мнемотехники.
Современным детям приходится много запоминать, не только слова, но и формулы, правила, схемы, иностранные слова, целые страницы литературного текста. Поэтому и приемы запоминания должны быть разнообразными. Каждого ребенка надо научить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания и припоминания сохраненного в памяти материала, а также и применения сохраненного в памяти в жизни.
Актуальность темы подтверждается её широким обсуждением в периодических изданиях, средствах массовой информации и растущим количеством запросов от родителей и педагогов к психологам образовательных учреждений. Стоит отметить, что именно в детстве и отрочестве развитие запоминания происходит наиболее интенсивно, а ее недостаточность наносит непоправимый ущерб общему уровню психического развития, в связи с чем тема «Психолого-педагогические условия развития запоминания у младших школьников посредством приёмов мнемотехники» является особенно актуальной.
Степень изученности вопроса
Существует достаточно много отечественных и зарубежных исследований, посвященных изучению памяти и процесса запоминания. Это работы Р. Аткинсона [6], В. П. Зинченко [24], Т. П. Зинченко [25], А. А. Смирнова [55], А. Р. Лурия [4], В. Я. Ляудис [38], С. Л. Рубинштейна [52], Г. Эббингауза [63] и др. Изучаются, как изменяются с возрастом продуктивность запоминания, его объём, скорость, длительность удерживания заученного материала, то есть анализируются процессы, которые можно измерить количественно. Работ, в которых процессы памяти анализируются с качественной стороны не так уж много. К ним можно отнести в частности исследования механизмов произвольного и непроизвольного запоминания у детей дошкольного возраста (П. П. Блонский [10], Л. С. Выготский [13],З. М Истомина [27], А. Н. Леонтьев [37] и др.). Считается, что к концу дошкольного возраста процесс произвольного запоминания интенсивно формируется, а его психологическим критерием является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале.
В то же время отметим противоречие, актуальное для педагогов- практиков: не смотря на большое количество работ, посвящённых развитию запоминания, слабо освещены психолого- педагогические условия развития запоминания у детей младшего школьного возраста посредством приемов мнемотехники.
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и опытно- экспериментальным путем проверить эффективность условий развития запоминания младших школьников посредством приёмов мнемотехники.
Задачи исследования:
• осветить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
• охарактеризовать основные характеристики памяти: физиологическая основа, виды, типы и процессы;
• выявить особенности развития запоминания у младших школьников посредством приёмов мнемотехники;
• рассмотреть результаты психолого-педагогической диагностики развития запоминания у детей младшего школьного возраста;
• организовать формирующий эксперимент по развитию запоминания у детей младшего школьного возраста посредствам приемов мнемотехники;
• опытно-экспериментальным путем проверить результативность работы по развитию запоминания у детей младшего школьного возраста посредствам приемов мнемотехники.
Объект исследования - запоминание младшего школьника
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития запоминания у младших школьников.
Проблема исследования - каковы психолого-педагогические условия развития запоминания у детей младшего школьного возраста посредством приёмов мнемотехники.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что процесс развития запоминания у детей младшего школьного возраста будет более эффективным, если будут созданы следующие психолого-педагогические условия:
• информирование школьников о памяти как важном познавательном процессе и о способах её развития;
• использование игры как формы работы с учащимися по развитию запоминания;
• сочетание индивидуальных и групповых форм организации занятий по развитию запоминания младших школьников посредством приёмов мнемотехники;
• активизация субъектной позиции ученика в работе по развитию запоминания посредством приёмов мнемотехники, например, через проведение мастер-классов самими учащимися.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования:
1. Теоретические - анализ психологической, педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта;
2. Эмпирические - опрос, наблюдение, тестирование.
3. Методы статистической обработки данных - процентный анализ, сравнение выборок с помощью U-критерия Манна-Уитни.
Исследование проводилось в течение сентября - декабря 2015 года по следующим методикам:
• заучивание 10 слов (А.Р.Лурия);
• изучения непроизвольной и произвольной памяти с помощью цветных картинок;
• воспроизведение рассказа (детский вариант);
• методика «Узнай фигуры» (Немов Р.С.);
• методика «Запомни рисунки» (Немов Р.С.);
• методика «Выучи слова» (Немов Р.С.).
Этапы работы
Первый этап - теоретический анализ проблемы, подбор методик, для диагностики уровня развития запоминания детей, проведение констатирующего эксперимента.
Второй этап - проведение развивающей программы по развитию запоминания у детей младшего школьного возраста посредством приёмов мнемотехники.
Третий этап - итоговый эксперимент, сравнение первичной и повторной диагностики, анализ результатов работы.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №97» г. Красноярска. Исследованием было охвачено 48 детей младшего школьного возраста. В качестве экспериментальной группы представлена группа школьников из 2 «А» класса, в качестве контрольной - группа школьников из 2 «Б», в каждой группе по 24 школьника. Исследование проводилось в течение сентября - декабря 2015 года.
Практическая значимость:
• на общегосударственном уровне результаты данной работы могут использоваться для крупномасштабных исследований в области психологии и педагогики детей младшего школьного возраста, в качестве материала для разработки программ школьного образования;
• в отраслевом аспекте материалы и результаты данного исследования могут применяться в практике работы учителей, психологов образовательных учреждений и развивающих центров, работающих с детьми младшего школьного возраста;
• для личностного развития студента данная работа является большим профессиональным ростом, поскольку была проведена практическая работа с детьми, что дало эффективное развитие личности студента как психолога и педагога.
Структура работы: работа состоит из введения, теоретической и эмпирической части, заключения, библиографического списка, включающего 65 источников и 11 приложений.
Вопросами изучения памяти и процесса запоминания занимались такие ведущие психологи, как С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнова, А. Р. Лурия, В. Я. Ляудис, В. П. Зинченко, Т. П. Зинченко, Г. Эббингауз, Р. Аткинсон и др.
Отметим, что память является свойством нервной системы, которая заключается в способности какое-то время сохранять информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма на эти события, а также многократно воспроизводить и изменять эту информацию. Запоминание же относят к процессам памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. В младшем школьном возрасте процесс запоминания особенно важен, поскольку память в этом возрасте развивается, и процесс запоминания совершенствуется. Развитие способности к запоминанию возможно при использовании мнемотехники - системы специальных приемов, служащих для облегчения запоминания. Суть мнемотехнических приемов запоминания - в том, что запоминаемая информация как-то осмысливается, структурируется.
В ходе проведенной опытно-экспериментальной работы, мы пришли к выводу, что процесс развития запоминания у детей младшего школьного возраста будет более эффективным, если будут созданы такие психолого¬педагогические условия, как:
- информирование школьников о памяти как важном познавательном процессе и о способах её развития происходило через рассказ психолога о свойствах и видах памяти, бесед об известных способах запоминания и приемов мнемотехники, просмотра научно-популярного фильма о способностях человека и памяти в частности, через подготовку школьниками сообщений, презентаций;
- использование игры как формы работы с учащимися по развитию запоминания было оправдано, поскольку игры способствовали положительному настрою в группе, активизации познавательной активности, развитию запоминания через игры «Придумай себе образ», «Кукловод», «Снежный ком», «Никто не знает, что я...».
- проводилось сочетание индивидуальных и групповых форм организаций занятий по развитию запоминания младших школьников посредством приёмов мнемотехники, через индивидуальный просмотр презентаций, конспектов «мастер-классов» подготовленных школьниками. Индивидуальные формы организаций занятий позволяют организовать работу с детьми с низким уровнем развития памяти, способствуют целенаправленному педагогическому воздействию на отстающих школьников, мелко групповые формы занятий в большей степени направлены на развитие детей с средним уровнем памяти;
- активизация субъектной позиции ученика в работе по развитию запоминания посредством приёмов мнемотехники, через проведение мастер- классов самими учащимися.
Данные умозаключения приобретены нами из результатов констатирующего, формирующего и итогового эксперимента.
Таким образом, цели и задачи исследования нами были достигнуты, гипотеза подтверждена.
Отметим, что память является свойством нервной системы, которая заключается в способности какое-то время сохранять информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма на эти события, а также многократно воспроизводить и изменять эту информацию. Запоминание же относят к процессам памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. В младшем школьном возрасте процесс запоминания особенно важен, поскольку память в этом возрасте развивается, и процесс запоминания совершенствуется. Развитие способности к запоминанию возможно при использовании мнемотехники - системы специальных приемов, служащих для облегчения запоминания. Суть мнемотехнических приемов запоминания - в том, что запоминаемая информация как-то осмысливается, структурируется.
В ходе проведенной опытно-экспериментальной работы, мы пришли к выводу, что процесс развития запоминания у детей младшего школьного возраста будет более эффективным, если будут созданы такие психолого¬педагогические условия, как:
- информирование школьников о памяти как важном познавательном процессе и о способах её развития происходило через рассказ психолога о свойствах и видах памяти, бесед об известных способах запоминания и приемов мнемотехники, просмотра научно-популярного фильма о способностях человека и памяти в частности, через подготовку школьниками сообщений, презентаций;
- использование игры как формы работы с учащимися по развитию запоминания было оправдано, поскольку игры способствовали положительному настрою в группе, активизации познавательной активности, развитию запоминания через игры «Придумай себе образ», «Кукловод», «Снежный ком», «Никто не знает, что я...».
- проводилось сочетание индивидуальных и групповых форм организаций занятий по развитию запоминания младших школьников посредством приёмов мнемотехники, через индивидуальный просмотр презентаций, конспектов «мастер-классов» подготовленных школьниками. Индивидуальные формы организаций занятий позволяют организовать работу с детьми с низким уровнем развития памяти, способствуют целенаправленному педагогическому воздействию на отстающих школьников, мелко групповые формы занятий в большей степени направлены на развитие детей с средним уровнем памяти;
- активизация субъектной позиции ученика в работе по развитию запоминания посредством приёмов мнемотехники, через проведение мастер- классов самими учащимися.
Данные умозаключения приобретены нами из результатов констатирующего, формирующего и итогового эксперимента.
Таким образом, цели и задачи исследования нами были достигнуты, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ МНЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие памяти при изучении лексики среди обучающихся средней школы
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021 - Наглядное моделирование как средство обучения старших дошкольников
с тяжёлыми нарушениями речи составлению творческих рассказов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



