Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы развития запоминания у детей младшего школьного возраста 8
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного
возраста 8
1.2. Основные характеристики памяти: физиологическая основа, виды,
типы и процессы 16
1.3. Особенности развития запоминания у младших школьников
посредством приёмов мнемотехники 21
Выводы по первой главе 33
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию запоминания младших школьников с помощью приёмов мнемотехники
2.1. Психолого-педагогическая диагностика развития запоминания у 35
детей младшего школьного возраста
2.2. Содержание и реализация формирующего эксперимента по
развитию запоминания у детей младшего школьного возраста посредствам приемов мнемотехники
2.3. Проверка результативности опытно-экспериментальной работы по
развитию запоминания у детей младшего школьного возраста посредствам приемов мнемотехники
Выводы по второй главе 72
Заключение 79
Библиографический список
Приложение
Актуальность темы. Проблема эффективного обучения детей является актуальной на протяжении всего существования человечества. Интеграция России в мировое образовательное пространство предопределила необходимость перехода к единым доминантам европейского образовательного сообщества и появлению в России Федеральных государственных образовательных стандартов для учреждений всех уровней от дошкольного до послевузовского.
Реформирование системы российского образования привело к переосмыслению образования как суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть ученик, а предстают в виде характеристик сформированности его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей [58, с. 3]. Это произошло потому что требования к уровню подготовки ученика по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания школы. Конкурентоспособность личности определяется не только предметными знаниями, а и надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности [58, с. 113]. Достижение данной цели становится возможным благодаря развитию у обучающихся запоминания посредством приёмов мнемотехники.
Современным детям приходится много запоминать, не только слова, но и формулы, правила, схемы, иностранные слова, целые страницы литературного текста. Поэтому и приемы запоминания должны быть разнообразными. Каждого ребенка надо научить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания и припоминания сохраненного в памяти материала, а также и применения сохраненного в памяти в жизни.
Актуальность темы подтверждается её широким обсуждением в периодических изданиях, средствах массовой информации и растущим количеством запросов от родителей и педагогов к психологам образовательных учреждений. Стоит отметить, что именно в детстве и отрочестве развитие запоминания происходит наиболее интенсивно, а ее недостаточность наносит непоправимый ущерб общему уровню психического развития, в связи с чем тема «Психолого-педагогические условия развития запоминания у младших школьников посредством приёмов мнемотехники» является особенно актуальной.
Степень изученности вопроса
Существует достаточно много отечественных и зарубежных исследований, посвященных изучению памяти и процесса запоминания. Это работы Р. Аткинсона [6], В. П. Зинченко [24], Т. П. Зинченко [25], А. А. Смирнова [55], А. Р. Лурия [4], В. Я. Ляудис [38], С. Л. Рубинштейна [52], Г. Эббингауза [63] и др. Изучаются, как изменяются с возрастом продуктивность запоминания, его объём, скорость, длительность удерживания заученного материала, то есть анализируются процессы, которые можно измерить количественно. Работ, в которых процессы памяти анализируются с качественной стороны не так уж много. К ним можно отнести в частности исследования механизмов произвольного и непроизвольного запоминания у детей дошкольного возраста (П. П. Блонский [10], Л. С. Выготский [13],З. М Истомина [27], А. Н. Леонтьев [37] и др.). Считается, что к концу дошкольного возраста процесс произвольного запоминания интенсивно формируется, а его психологическим критерием является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале.
В то же время отметим противоречие, актуальное для педагогов- практиков: не смотря на большое количество работ, посвящённых развитию запоминания, слабо освещены психолого- педагогические условия развития запоминания у детей младшего школьного возраста посредством приемов мнемотехники.
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и опытно- экспериментальным путем проверить эффективность условий развития запоминания младших школьников посредством приёмов мнемотехники.
Задачи исследования:
• осветить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
• охарактеризовать основные характеристики памяти: физиологическая основа, виды, типы и процессы;
• выявить особенности развития запоминания у младших школьников посредством приёмов мнемотехники;
• рассмотреть результаты психолого-педагогической диагностики развития запоминания у детей младшего школьного возраста;
• организовать формирующий эксперимент по развитию запоминания у детей младшего школьного возраста посредствам приемов мнемотехники;
• опытно-экспериментальным путем проверить результативность работы по развитию запоминания у детей младшего школьного возраста посредствам приемов мнемотехники.
Объект исследования - запоминание младшего школьника
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития запоминания у младших школьников.
Проблема исследования - каковы психолого-педагогические условия развития запоминания у детей младшего школьного возраста посредством приёмов мнемотехники.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что процесс развития запоминания у детей младшего школьного возраста будет более эффективным, если будут созданы следующие психолого-педагогические условия:
• информирование школьников о памяти как важном познавательном процессе и о способах её развития;
• использование игры как формы работы с учащимися по развитию запоминания;
• сочетание индивидуальных и групповых форм организации занятий по развитию запоминания младших школьников посредством приёмов мнемотехники;
• активизация субъектной позиции ученика в работе по развитию запоминания посредством приёмов мнемотехники, например, через проведение мастер-классов самими учащимися.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования:
1. Теоретические - анализ психологической, педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта;
2. Эмпирические - опрос, наблюдение, тестирование.
3. Методы статистической обработки данных - процентный анализ, сравнение выборок с помощью U-критерия Манна-Уитни.
Исследование проводилось в течение сентября - декабря 2015 года по следующим методикам:
• заучивание 10 слов (А.Р.Лурия);
• изучения непроизвольной и произвольной памяти с помощью цветных картинок;
• воспроизведение рассказа (детский вариант);
• методика «Узнай фигуры» (Немов Р.С.);
• методика «Запомни рисунки» (Немов Р.С.);
• методика «Выучи слова» (Немов Р.С.).
Этапы работы
Первый этап - теоретический анализ проблемы, подбор методик, для диагностики уровня развития запоминания детей, проведение констатирующего эксперимента.
Второй этап - проведение развивающей программы по развитию запоминания у детей младшего школьного возраста посредством приёмов мнемотехники.
Третий этап - итоговый эксперимент, сравнение первичной и повторной диагностики, анализ результатов работы.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №97» г. Красноярска. Исследованием было охвачено 48 детей младшего школьного возраста. В качестве экспериментальной группы представлена группа школьников из 2 «А» класса, в качестве контрольной - группа школьников из 2 «Б», в каждой группе по 24 школьника. Исследование проводилось в течение сентября - декабря 2015 года.
Практическая значимость:
• на общегосударственном уровне результаты данной работы могут использоваться для крупномасштабных исследований в области психологии и педагогики детей младшего школьного возраста, в качестве материала для разработки программ школьного образования;
• в отраслевом аспекте материалы и результаты данного исследования могут применяться в практике работы учителей, психологов образовательных учреждений и развивающих центров, работающих с детьми младшего школьного возраста;
• для личностного развития студента данная работа является большим профессиональным ростом, поскольку была проведена практическая работа с детьми, что дало эффективное развитие личности студента как психолога и педагога.
Структура работы: работа состоит из введения, теоретической и эмпирической части, заключения, библиографического списка, включающего 65 источников и 11 приложений.
Вопросами изучения памяти и процесса запоминания занимались такие ведущие психологи, как С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнова, А. Р. Лурия, В. Я. Ляудис, В. П. Зинченко, Т. П. Зинченко, Г. Эббингауз, Р. Аткинсон и др.
Отметим, что память является свойством нервной системы, которая заключается в способности какое-то время сохранять информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма на эти события, а также многократно воспроизводить и изменять эту информацию. Запоминание же относят к процессам памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. В младшем школьном возрасте процесс запоминания особенно важен, поскольку память в этом возрасте развивается, и процесс запоминания совершенствуется. Развитие способности к запоминанию возможно при использовании мнемотехники - системы специальных приемов, служащих для облегчения запоминания. Суть мнемотехнических приемов запоминания - в том, что запоминаемая информация как-то осмысливается, структурируется.
В ходе проведенной опытно-экспериментальной работы, мы пришли к выводу, что процесс развития запоминания у детей младшего школьного возраста будет более эффективным, если будут созданы такие психолого¬педагогические условия, как:
- информирование школьников о памяти как важном познавательном процессе и о способах её развития происходило через рассказ психолога о свойствах и видах памяти, бесед об известных способах запоминания и приемов мнемотехники, просмотра научно-популярного фильма о способностях человека и памяти в частности, через подготовку школьниками сообщений, презентаций;
- использование игры как формы работы с учащимися по развитию запоминания было оправдано, поскольку игры способствовали положительному настрою в группе, активизации познавательной активности, развитию запоминания через игры «Придумай себе образ», «Кукловод», «Снежный ком», «Никто не знает, что я...».
- проводилось сочетание индивидуальных и групповых форм организаций занятий по развитию запоминания младших школьников посредством приёмов мнемотехники, через индивидуальный просмотр презентаций, конспектов «мастер-классов» подготовленных школьниками. Индивидуальные формы организаций занятий позволяют организовать работу с детьми с низким уровнем развития памяти, способствуют целенаправленному педагогическому воздействию на отстающих школьников, мелко групповые формы занятий в большей степени направлены на развитие детей с средним уровнем памяти;
- активизация субъектной позиции ученика в работе по развитию запоминания посредством приёмов мнемотехники, через проведение мастер- классов самими учащимися.
Данные умозаключения приобретены нами из результатов констатирующего, формирующего и итогового эксперимента.
Таким образом, цели и задачи исследования нами были достигнуты, гипотеза подтверждена.
1. Абрамян Л.А. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. М., 1989. 286 с.
2. Алексашина И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление,
воплощение: Практическая методология решения педагогических задач. СПб.2000. 223с.
3. Альманах психологических тестов / Воспроизведение рассказа (детский вариант) М., 1995, С. 97-100.
4. Альманах психологических тестов / Заучивание 10 слов (А.Р.Лурия). М., 1995, С. 92-94.
5. Ананьев Б.Г. Воспитание памяти школьника. Л., 1940.
6. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения М., 1980. 427 с.
7. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии, нейропсихологический подход. / Вопросы психологии. № 4. 2002. C. 101-111.
8. Безрукова В. Образовательные технологии: ориентиры для выбора./ Директор школы. № 8. 1999. С. 25-31.
9. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
10. Блонский П. П. Память и мышление. М., 2007. 196 с.
11. Винокуров Л.Н. Учителю о психическом здоровье школьника. Кострома, 1993.
12. Волынкин В.И. Школа в зеркале инноваций. / Начальная школа М., № 1,2000, С. 109-116.
13. Выготский ЛС Память и ее развитие в детском возрасте / Выготский Л. С. Собр соч в 6 т. Т 2. Проблемы общей психологии. М., 1982. С. 386-395.
14. Гарибян С. Школа памяти. Суперактивация памяти через возрождение эмоций. СПб, 1993. 77 с.
15. Гиляров М.С. Биологический энциклопедический словарь Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. 2-е изд., исправл. М., 1986.
16. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учебное пособие. СПб., 1992. 152 с.
17. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М., 1998.
18. Грановская P.M. элементы практической психологии, СПб., 1997.
19. Давыдов В.В. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста / В сб. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.,1978.
20. Долгунов B.C. Педагогические основы развития интеллектуально- личностного потенциала школьников: автореферат дисс. д.пед.н. Якутск, 2002, 40 с.
21. Ефимова О.А. Использование мнемотаблиц на внеурочных занятиях с детьми младшего школьного возраста // Перовое сентября открытый урок [Интернет-ресурс] / URL:http://festival.1september.ru/articles/650608/(дата доступа 18.09.2015)
22. Жукова М.В. «Школа памяти: мнемотехника» Ковров 2014
23. Зиганов М.А. Мнемотехника (техника запоминания на основе визуального мышления): учебно-методическое пособие / М.А.Зиганов, В.А. Козаренко М., 2002. 272 с.
24. Зинченко В. П. Размышления о живой памяти // Психологическая наука и образование. № 3. 2001. С.5-34
25. Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СПб., 2002. 320 с.
26. Золотая И.Г. Применение дидактических игр на уроках математики для развития внимания // Муниципальное образование: инновации и эксперимент № 1. 2011 С. 48-50
27. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников//
Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч.2. М., 1991.
348с.
28. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха / Школа на пороге нового века. СПб., 1997. 160 с.
29. Каменская М. А, Каменский А. А. Основы нейробиологии. М., 2014. 365 с.
30. Картер Р. «Как работает мозг». М., 2014. 224 с.
31. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 2000.
32. Колбанов В.В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях. // Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Владивосток, 1996. №З. С.139-146.
33. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб., 2001. 368 с.
34. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. М., 1980. 352 с.
35. Кузина С. А. Как улучшить свою память. М., 1994.
36. Лебедев О.Е. Новые возможности школы в условиях модернизации образования // Вестник ОИРШ, СПб. 2003. 23-27 с.
37. Леонтьев А.Н. Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций. М., 1931. 278 с.
38. Ляудис В.Я. Культура памяти // Мир психологии: научно-методический журнал. № 1 (25). М., 2001. С. 14-22.
39. Маклаков А. Общая психология СПб., 2008. 583 с.
40. Максимова В.Н. Интеграция в системе образования. СПб, 2000. 84 с.
41. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников. М.,1986.
42. Матюгин И., Рыбникова И. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. Издательство «Учитель», Волгоград, 1999. 52 с.
43. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко / 2003. 440 с.
44. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995. 200с.
45. Муштавинская И.В. Образовательные технологии как
предмет рефлексии: дисс. канд. пед. наук., СПб, 2001.
46. Науменко О.В, Шершицкая Е.А Возможности развития памяти учащихся на уроках математики // Начальная школа плюс до и после № 09. М., 2004, С. 29-33
47. Немов Р.С. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М., 2003. 640 с.
48. Петрова И. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира / И. В. Петрова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. Чита, 2011. С. 113-116.
49. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: учебно-практическое пособие. М., 1999. 192с.
50. Половникова Р. М. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей младшего школьного возраста М., 2009
51. Роуз С. Устройство памяти от молекул к сознанию. М., 1995.
52. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2007
53. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное
пособие. М., 1998. 256с.
54. Симонов В.П., Черненко Е.Г. Как уберечь начальную школу от внедрения псевдоноваций. / Начальная школа № 8. М., 2002. С. 56-63.
55. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти // в кн. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1998.
56. Солодилова О. П. Шпаргалка по возрастной психологии / О. П. Солодилова: учеб. пособие. М., 2005. 56 с.
57. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. М., 1946.
58. Сюсюкина Е.И. Формирование универсальных учебных действий младших школьников в оценочной деятельности. Автореферат дисс.к.пед.н. по ВАК 13.00.01, Магнитогорск, 2010. 205 с.
59. Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология: конспект лекций М., 2010.
60. Чепайкина И.А. Дидактическая игра как средство развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста// Инновационные проекты и программы в образовании № 4. М., 2013 С.42-44
61. Шадрикова В.Д. Познавательные процессы и способы в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова, М., 1990.
62. Шуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М., 1998. 250с.
63. Эббингауз Г. О памяти. 1985
64. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. 560с.
65. Юдин В.В. Сколько технологий в педагогике? // Школьные технологии. 1999, №3. С. 34-40.