Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы психосоциальной работы с детьми мигрантов в процессе адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения 5
1.1 Понятие адаптации в современной психологии 5
1.2 Особенности психосоциальной работы в образовательном учреждении 16
1.3 Психологические особенности детей мигрантов дошкольного возраста 21
Выводы по главе 26
Глава II. Экспериментальное изучение проблемы адаптации детей мигрантов к условиям дошкольного образовательного учреждения 29
2.1 Организация исследования 29
2.2 Диагностика адаптации детей мигрантов старшего дошкольного
возраста к условиям образовательного учреждения 33
2.3 Разработка и апробация программы психосоциальной работы с детьми мигрантов старшего дошкольного возраста в процессе адаптации к
условиям образовательного учреждения 43
2.4 Повторная диагностика адаптации детей мигрантов старшего дошкольного возраста к условиям образовательного учреждения 51
Выводы по главе 63
Заключение 65
Библиографический список 69
Приложение 74
Актуальность темы исследования. В связи с увеличением процесса миграции в России и в мире проблема обучения и воспитания детей мигрантов не теряет своей актуальности. В последние десятилетия к ее решению активно подключаются не только педагоги и социологи, но и психологи. С психолого-педагогической точки зрения, адаптация и интеграция детей мигрантов означает необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей детей, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, организацию специализированного сопровождения, формирование толерантного сознания. Задача образования - воспитание гражданина демократического государства независимо от его национальности и вероисповедания. Российское правительство на государственном уровне уделяет этой проблеме большое внимание. В 2001-2005 годах была реализована Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», которая положила начало формированию в России новой, подлинно толерантной личности. Воспитание такого человека и есть задача поликультурного образования. В условиях интенсификации межкультурного взаимодействия на первый план стали выходить проблемы образования, способствующие выяснению соотношения общего и особенного в традициях, в образе жизни, т.е. менталитете народов, и направляющие внимание общества на важность воспитания у подрастающего поколения толерантности, эмпатии по отношению к носителям инокультурных ценностей. В связи с этим возникла необходимость создания программ, которые позволили бы благоприятно протекать процессу адаптации детей мигрантов в образовательных учреждениях.
Объект исследования: показатели адаптации.
Предмет исследования: психосоциальная работа с детьми мигрантов старшего дошкольного возраста в процессе адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Цель исследования: разработка и апробация программы психосоциальной работы с детьми мигрантов в процессе адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи исследования:
1. сделать теоретический анализ проблемы психосоциальной работы с детьми мигрантов в процессе адаптации к условиям ДОУ, выделить и охарактеризовать основные понятия темы;
2. определить уровень адаптации детей мигрантов старшего
дошкольного возраста к условиям ДОУ;
3. разработать программу психосоциальной работы с детьми мигрантов в процессе адаптации к условиям ДОУ;
4. апробировать программу психосоциальной работы с детьми мигрантов в процессе адаптации к условиям ДОУ и оценить ее эффективность.
Гипотеза исследования: психосоциальная работа с детьми мигрантов в процессе адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения будет эффективной, при условии опоры на индивидуальный подход к личности ребенка, вовлечение семьи ребенка в процессе его адаптации.
Научная новизна данной работы состоит в том, что в исследовании впервые осуществляется углубленный анализ процесса адаптации детей мигрантов старшего дошкольного возраста к условиям ДОУ: результаты опроса воспитателей детей мигрантов до и после эксперимента показали, что большинство детей мигрантов (53 % от общей выборки) имеют средний уровень адаптации к ДОУ по критерию принятия ребенком правил поведения. Такие дети - периодически принимают участие в жизни группы, иногда нарушают дисциплину в группе, редко случаются конфликты в
группе. 20 % детей обладают низким уровнем адаптации, а 27 % дошкольников обладают высоким уровнем адаптации к ДОУ.
Теоретическая значимость исследования заключается в представлении доказательства выдвинутой ранее гипотезы. Практическая значимость исследования: результаты исследования, а также
сформулированные рекомендации применимы в практике воспитательного процесса в дошкольных образовательных организациях, обогащают работников знаниями по оптимизации процесса адаптации детей мигрантов в группе сверстников.
В исследовании применялись следующие методы и методики:
I. теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
II. эмпирические методы: опрос педагогов детей мигрантов;
тестирование - методика исследования межличностных отношений дошкольников «Игра в секрет» (определение статуса ребенка в группе сверстников) Т.А. Репиной; методика диагностики тревожности, включающая наблюдение (методика Сирса); цветовой тест Люшера (тест, модифицированный Л.Собчик); методика «Лесенка» В.Г. Щур (исследование самооценки).
III. Метод математической статистики: «Критерий Манна-Уитни».
Актуальность исследования обусловлена тем, что в связи с увеличением процесса миграции в России и в мире проблема обучения и воспитания детей мигрантов не теряет своей актуальности. В последние десятилетия к ее решению активно подключаются не только педагоги и социологи, но и психологи. С психолого-педагогической точки зрения, адаптация и интеграция детей мигрантов означает необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей детей, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, организацию специализированного сопровождения, формирование толерантного сознания. Задача образования - воспитание гражданина демократического государства независимо от его национальности и вероисповедания. Российское правительство на государственном уровне уделяет этой проблеме большое внимание. В 2001-2005 годах была реализована Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», которая положила начало формированию в России новой, подлинно толерантной личности. Воспитание такого человека и есть задача поликультурного образования. В условиях интенсификации межкультурного взаимодействия на первый план стали выходить проблемы образования, способствующие выяснению соотношения общего и особенного в традициях, в образе жизни, т. е. менталитете народов, и направляющие внимание общества на важность воспитания у подрастающего поколения толерантности, эмпатии по отношению к носителям инокультурных ценностей. В связи с этим возникла необходимость создания программ, которые позволили бы благоприятно протекать процессу адаптации детей мигрантов в образовательных учреждениях.
По мнению Л.В. Голодновой адаптация - это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, а именно: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других (Л.В. Голоднова).
Социально-психологическая адаптация выступает и как средство защиты личности, с помощью которого ослабляются и устраняются внутреннее психическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникающие у человека при взаимодействии с другими людьми, обществом в целом. Защитные механизмы психики выступают при этом как способы психологической адаптации человека. Определяющее значение в их образовании и проявлении, как свидетельствуют исследования, принадлежит травмирующим событиям в сфере межличностных отношений, особенно в раннем детском возрасте. В целом, когда личность овладевает механизмами психологической защиты, это повышает ее адаптивный потенциал, способствует успешности социально-психологической адаптации.
Анализ научных литературных источников, касающихся становления проблематики психологической адаптации, позволяет выделить её типы и механизмы.
Под определением психосоциальная работа, мы понимаем следующее - это деятельность, направленная на оказание первичной психологической помощи, социальной поддержки и содействия людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, как организация комплекса условий для продуктивной адаптации человека в изменившихся условиях жизнедеятельности (Н.И. Ковалева)
Психосоциальная работа включает такие аспекты как: 1) необходимость психолого-педагогического сопровождения детей, которое обеспечит, благоприятное вхождение в новую среду, поможет снизить тревожность детей, уровень агрессивности, раскрыть индивидуальные особенности. 2) не обойтись без социокультурной адаптации. Это знакомство с людьми, средой проживания, социальными условиями, культурными нормами, культурно-историческими традициями, менталитетом, литературой.
В данном исследовании принимало участие 15 детей старшего дошкольного возраста. Базой исследования являлось МБДОУ № 211 города Красноярска.
В рамках практической части нами была проверена гипотеза, основанная на предположении о том, что психосоциальная работа с детьми мигрантов в процессе адаптации к условиям образовательного учреждения будет эффективной, при условии того, что направления психосоциальной работы будет осуществляться при опоре на индивидуальный подход к личности ребенка и вовлечение семьи, педагогического состава в процесс адаптации детей мигрантов. Для этого была организована такая деятельность:
1. Определены критерии адаптации детей мигрантов к условиям ДОУ, эмоциональное состояние (тревожность), самооценка, положение в группе (социометрический статус); подобраны методики для диагностики уровня адаптации к условиям ДОУ детей мигрантов старшего дошкольного возраста: Опрос педагогов детей мигрантов, методика исследования межличностных отношений дошкольников «Игра в секрет» Т.А. Репиной, методика диагностики тревожности, включающая наблюдение (методика Сирса), тест Люшера (тест, модифицированный Л.Собчик), методика «Лесенка» В.Г.Щур.
2. Организована и проведена первичная диагностика уровня адаптации к условиям ДОУ детей мигрантов старшего дошкольного возраста. Результаты диагностики показали, что большинство детей мигрантов имеют низкий и средний уровень адаптации к ДОУ, что детерминировало необходимость формирующей работы в этом направлении.
3. Разработана и апробирована на программа психосоциальной работы по адаптации детей мигрантов в четырех направлениях: работа с детскими группами ДОУ, где находятся дети мигрантов (игровой тренинг сплочения), работа с группой детей мигрантов в виде групповых занятий (занятия, направленные на снятие тревожности, снижение конфликтности, повышение уверенности в себе, самооценки и пр.), индивидуальные консультации семей с детьми мигрантов, направленные на актуализацию проблему адаптации детей, на отработку навыков снятия тревожности детей, коммуникативного взаимодействия и пр., разработка рекомендаций по психосоциальному сопровождению детей мигрантов. Таким образом, формирующее воздействие было оказано и на самих детей мигрантов, и на детские группы, в условиях которых эти дети воспитываются, и на их родителей.
4. Организована и проведена повторная диагностика уровня адаптации к условиям ДОУ детей мигрантов старшего дошкольного возраста. Результаты диагностики показали, что большинство детей мигрантов имеют высокий и средний уровень адаптации к ДОУ, при этом численность детей с высоким уровнем адаптации к ДОУ после формирующего эксперимента увеличилась с 20 до 27 %, численность детей с средним уровнем адаптации к ДОУ - с 47 до 60 %, а численность детей с низким уровнем адаптации к ДОУ после формирующего эксперимента уменьшилась с 33 до 13 %. Также диагностика показала улучшение показателей по всем критериям адаптации: принятие детьми правил поведения в ДОУ, уровень тревожности, самооценка и социометрический статус. Сравнение результатов диагностики детей мигрантов до и после формирующего эксперимента показало достоверные и значимые различия по социометрическим статусам дошкольников, а также по показателям тревожности.
Мы сделали вывод о том, что разработанная и апробированная нами программа психосоциальной работы по адаптации детей мигрантов старшего дошкольного возраста оказалась эффективной: в группе дошкольников значительно повысился уровень адаптации к условиям ДОУ.
1. Абраменкова B.B. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре / B.B. Абраменкова. - Москва :МОДЭК, 2000. - 416 с.
2. Агамова Н.С. Народные игры для детей: организация, методика, репертуар: сборник игр и развлечений по традиционной народной культуре /Н.С. Агамова, И.А. Морозов И.С. Слепцова. - Москва: Изд-во Рос. АН Гос.респ. центр рус. фольклора, 1995. - 174 с
3. Андрианова Р. Комплексная поддержка детей мигрантов - ресурс профессионализации социально-педагогической деятельности / Социальная педагогика в России.-2013.-№2.-С.36-44.
4. Артюхова, Т.Ю. Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности : дис.... к. псих.н. / Т.Ю. Артюхова. - Новосибирск, 2000.
5. Арутюнян, Ю.В., Дробижева, Л.М., Сусоколов, А.А. Методологические принципы этносоциологического изучения миграции / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов // Этносоциология. - М., 1998.
6. Бабынина, Т.Ф. Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой: Дис. канд. пед. наук / Т.Ф. Бабынина.- Екатеринбург, 2001.-229 с.
7. Бережнова, JI.H. Этнопедагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / JI. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 240 с.
8. Богомолова, М.И. Генезис прогрессивных концепций межнационального воспитания детей: Дисс.д.п.н., Набережные Челны, 2003.
9. Богомолова, М.И. Межнациональное воспитание детей: учеб.пособие / М.И. Богомолова, JI.M. Захарова. // 2-е изд., испр. - М : ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2011. - 176с.
10. Богомолова, М: И. Воспитание дружелюбия между детьми разных национальностей нашей страны /старший дошкольный возраст / Дисс. канд. пед. наук. - М., 1971.
11. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Издательство МГУ, 1982г.
12. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Миграция (сущность и явление): миграция и смысл жизни / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. - М.: Москов. психолого-соц. институт. - Воронеж: НПО «МОДЭ», 2004.
13. Бурковская Т. В. Социокультурная адаптация подростков из семей мигрантов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Брянск, 2003. - 27 с.
14. Бэрон Р. Агрессия/ Д. Ричардсон.- СПБ., 1998.
15. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. // - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 72 с.
16. Войнова, В.Д., Ушкалов, И.Г. Современные иммиграционные процессы в России / В.Д. Войнова, И.Г. Ушкалов // Социс. - 1994. - № 1.
17. Волков, Г. Н. Этнопедагогизация современного воспитания / Г. Н. Волков // Мир образования. 1997. - № 2. - С. 9-14.
18. Габуниджа Г.Г. Социокультурная адаптация детей мигрантов в иноэтнической среде. - M., 2007.
19. Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена детской застенчивости.// Вопросы психологии, 2000, № 5.
20. Ганошенко Н.И. Межличностные отношения от рождения до семи лет / Н.И. Ганошенко, А.Г. Рузская, С.Ю. Мещерякова.// - Воронеж: НПО МОДЭК 2001, - 240 с.
21. Голоднова,Л.В. Образовательная среда школы как фактор социальной адаптации школьников средствами инновационных и исследовательских проектов / Л.В. Голоднова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №4.
22. Гордикова, И.В. К вопросу об адаптации к школе у детей-мигрантов младшего школьного возраста / И.В. Гордикова // Режим доступа: http: //www.sworld.com.ua/konfer3 0Z1030.pdf.
23. Гуляева А.Н. Психолого-педагогическое сопровождение
социокультурной адаптации детей мигрантов в иноэтнической среде. - M., 2007.,
24. Гурова В.Н. Разработки учебных и воспитательных мероприятий по проблеме «Формирование личности ребенка в поликультурной среде» / под общ.ред. В. Н. Гурова. // Ставрополь: СКИПКРО, 2005. - 128 с.
25. Дендебер И.А. Проблемы адаптации к развивающей образовательной среде школы. Методы решения // Школа управления образовательным учреждением. 2012.
26. Детская практическая психология: учебник / Под ред.проф.
Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000. — 255 с.
27. Дресвянина А. М., Хамидулина Ю. В. Игры на сплочение детского коллектива // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1150-1151.
28. Евтух В. Б. Иммигранты в инонациональной среде: проблемы адаптации // Миграция и мигранты в мире капитала. - Киев, 1990. - С. 170-181.
29. Иванова, Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие / Н.В. Иванова. - Череповец: ЧГУ, 2002. - 150 с.
30. Изард, К.Э. Психология эмоций / К. Э. Изард; пер. с англ. В.Мисник, А. Татлыбаева. - СПб. : Питер, 2009. - 460 с.
31 Ковалева, Н.И. Социально-психологическое сопровождение процесса адаптации представителей разных культур в условиях образовательного учреждения / Н.И. Ковалева // Культурно-историческая психология. - 2010. - № 1. - С. 75-80.
32. Конвенция о правах ребенка: / сборник науч.-метод. Материалов. -М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000. - 160 с.
33. Конькина Е.В. Воспитание культуры здоровья в традициях народной педагогики. / Е.В. Конькина. - М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2013. - 153 с.
34. Конькина Е.В. Воспитание культуры здоровья в традициях народной педагогики. / Е.В. Конькина. - М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2013. - 153 с.
35. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. / Как помочь детям мигрантов. // Электронный журнал «Отечественные записки» № 4 (19) 2004.
36. Нечаев Е.М. / Риски социокультурной и социально-психологической адаптации мигрантов. // Психология социальных и экологических рисков в современном обществе: материалы Международной науч.-практ. конф. Саратов, 17-18 нояб. 2011 г. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2011. 108 с.
37. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология. Издательский дом "Питер", 2012.- 125с
38. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2000.
39. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. - 1977. - № 2. - С. 22-28.
40. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / под ред. А.Г. Рузской. - М.: Педагогика, 1989.- 240 с.
41. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (вопросы теории) факторы миграции населения и их классификации / Л.Л. Рыбаковский. // - ИСПИ РАН. М., 2003.
42. Рыбаковский Л.Л. Трансформация миграционных процессов на постсоветском пространстве / Л.Л. Рыбаковский. // - М. «Академия»., 2009.- С. 27.
43. Садохин, А. П. Введение в теорию межкультурной коммуникации / А. П. Садохин. // М.: Высшая школа, 2005. - 310 с.
44. Садохин, А. П. Межкультурное понимание как основа толерантности / А. П. Садохин // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : сб. науч.-метод. ст. М. : Изд-во МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2002. - 368 с.
45. Садохин, А. П. Теория и практика межкультурной коммуникации: учеб.пособие для вузов / А. П. Садохин. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2004.-271 с.
46. Семенака, М. И. Учимся сочувствовать, сопереживать: коррекционно- развивающие занятия для детей 5-8 лет / М. И. Семенака. // М.: АРКТИ , 2003 - 78 с.
47. Смирнова Е.О. Проблема межличностных отношении дошкольников / Е.О. Смирнова // Дошкольное образование, 2006,№19 - 23.
48. Смирнова Е.О., Калягина Е. А. особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. - 1988. - № 3. - С. 14-19.
49. Смирнова Е.О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. // -М.: ВЛАДОС, 2003. - 160 с.
50. Южанин, М. А. О социокультурной адаптации в иноэтнической среде: концептуальные подходы к анализу // Социологические исследования. - 2007.
- № 5.
51. Стефаненко Т. Г. Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптимизации. - М.: Наука, 1999.