Речевое развитие младших школьников в процессе изучения имен прилагательных (Рязанский государственный университет)
|
Работа носит методический характер.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ 6
1.1. Лингвистические основы изучения имен прилагательных в начальной школе 6
1.2. Психолого-педагогические особенности речевого развития младшего школьного возраста в процессе изучения имен прилагательных 14
1.3. Методические основы исследования имени прилагательно-го............20
Выводы по первой главе........................................................................ ........23
ГЛАВА II. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. 24
2.1. Анализ ФГОС НОО, ПООП НОО, учебно-методического комплекса в аспекте темы исследования 24
2.2. Приёмы и методы развития речи младших школьников при изучении имен прилагательных 29
2.3.Система упражнений по речевому развитию младших школьников в процессе изучения имен прилагательных 37
Выводы по второй главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 47
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ 6
1.1. Лингвистические основы изучения имен прилагательных в начальной школе 6
1.2. Психолого-педагогические особенности речевого развития младшего школьного возраста в процессе изучения имен прилагательных 14
1.3. Методические основы исследования имени прилагательно-го............20
Выводы по первой главе........................................................................ ........23
ГЛАВА II. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. 24
2.1. Анализ ФГОС НОО, ПООП НОО, учебно-методического комплекса в аспекте темы исследования 24
2.2. Приёмы и методы развития речи младших школьников при изучении имен прилагательных 29
2.3.Система упражнений по речевому развитию младших школьников в процессе изучения имен прилагательных 37
Выводы по второй главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 47
Актуальность работы. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обще-стве, а для школьника – средством успешного обучения в школе. Речь – способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой – хорошее вла-дение языком, речью способствует познанию сложных свя-зей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.
Практика обучения и отдельные исследования свидетельствуют, что словарный запас младших школьников, как правило, ограничен количественно, истощён, беден по составу:
1) мало прилагательных и наречий, почти полностью отсутствуют деепричастия, причастия, отглагольные существительные;
2) почти не используются слова, имеющие собирательное и абстракт-ное значение;
3) учащиеся затрудняются определять и передавать словесно физические и эмоциональные или нравственные состояния людей.
Кроме этого, наблюдается недостаточная дифференцированность слов по семантике, повторы одних и тех же слов, неадекватное их исполь-зование; во фразах преобладают имена существительные, глаголы, личные и притяжательные местоимения.
В соответствии с этим, необходимо обогащать словарный запас младших школьников при помощи имен прилагательных, поскольку этот раздел часто вызывает трудности при изучении в начальной школе.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО), младшие школьники по окончанию программы должны: «сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладеть первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого эти-кета» [1].
Исследователи проблемы речевого развития младших школьников: М.П.Воюшина, Н.В.Кислинская, Т.Г. Рамзаева, Е.В.Цыганкова и др. отме-чают недостаточный уровень сформированности речевых умений млад-ших школьников.
Все вышесказанное определило выбор темы курсовой работы «Рече-вое развитие младших школьников в процессе изучения имен прилага-тельных».
Объект исследования: процесс развития речи младших школьников при изучении имени прилагательного.
Предмет исследования: система организации работы по формированию речевых умений младших школьников при изучении имен прилагательных.
Цель исследования: разработка научно-обоснованной системы упражнений, способствующей речевому развитию младших школьников в процессе изучения имен прилагательных.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные понятия: язык, речь, речевая деятельность, речевое развитие; факторы развития речи.
2. Рассмотреть лингвистические основы изучения имени прилагательного в начальной школе.
3. Изучить психолого-педагогические особенности речевого развития младшего школьного возраста в процессе изучения имен прилагательных.
4. Проанализировать ФГОС НОО, ПООП НОО, учебно-методический комплекс по русскому языку в аспекте темы исследования.
5. Выявить приёмы и методы развития речи учащихся при изучении имен прилагательного.
6. Разработать систему упражнений по речевому развитию младших школьников в процессе изучения имен прилагательных.
Методы исследования: теоретический анализ научной и методиче-ской литературы в контексте темы исследования; сравнительно-описательный анализ; классификационный анализ.
Теоретическую основу исследования составили труды таких иссле-дователей, как: И.В. Богданова, Ф.И. Буслаев, Ф.К. Гужва, В.В.Давыдов, М.А. Данилов, М.Н. Кадрина, И.Ю. Кулагина, П.А. Лекант, А.А.Люблинская, В.С. Мухина, Г.В. Блохина, Н.С. Рождественский, Н.Ю.Шведова, Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов, Р.Н. Попов и другие.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении теоретических подходов к формированию речевого развития младших школьников при изучении имен прилагательных.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса упражнений по формированию речевых умений младших школьников в процессе изучения имен прилагательных, который может использоваться в практической деятельности учителя начальных классов.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, спи-сок использованной литературы, приложения.
Практика обучения и отдельные исследования свидетельствуют, что словарный запас младших школьников, как правило, ограничен количественно, истощён, беден по составу:
1) мало прилагательных и наречий, почти полностью отсутствуют деепричастия, причастия, отглагольные существительные;
2) почти не используются слова, имеющие собирательное и абстракт-ное значение;
3) учащиеся затрудняются определять и передавать словесно физические и эмоциональные или нравственные состояния людей.
Кроме этого, наблюдается недостаточная дифференцированность слов по семантике, повторы одних и тех же слов, неадекватное их исполь-зование; во фразах преобладают имена существительные, глаголы, личные и притяжательные местоимения.
В соответствии с этим, необходимо обогащать словарный запас младших школьников при помощи имен прилагательных, поскольку этот раздел часто вызывает трудности при изучении в начальной школе.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО), младшие школьники по окончанию программы должны: «сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладеть первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого эти-кета» [1].
Исследователи проблемы речевого развития младших школьников: М.П.Воюшина, Н.В.Кислинская, Т.Г. Рамзаева, Е.В.Цыганкова и др. отме-чают недостаточный уровень сформированности речевых умений млад-ших школьников.
Все вышесказанное определило выбор темы курсовой работы «Рече-вое развитие младших школьников в процессе изучения имен прилага-тельных».
Объект исследования: процесс развития речи младших школьников при изучении имени прилагательного.
Предмет исследования: система организации работы по формированию речевых умений младших школьников при изучении имен прилагательных.
Цель исследования: разработка научно-обоснованной системы упражнений, способствующей речевому развитию младших школьников в процессе изучения имен прилагательных.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные понятия: язык, речь, речевая деятельность, речевое развитие; факторы развития речи.
2. Рассмотреть лингвистические основы изучения имени прилагательного в начальной школе.
3. Изучить психолого-педагогические особенности речевого развития младшего школьного возраста в процессе изучения имен прилагательных.
4. Проанализировать ФГОС НОО, ПООП НОО, учебно-методический комплекс по русскому языку в аспекте темы исследования.
5. Выявить приёмы и методы развития речи учащихся при изучении имен прилагательного.
6. Разработать систему упражнений по речевому развитию младших школьников в процессе изучения имен прилагательных.
Методы исследования: теоретический анализ научной и методиче-ской литературы в контексте темы исследования; сравнительно-описательный анализ; классификационный анализ.
Теоретическую основу исследования составили труды таких иссле-дователей, как: И.В. Богданова, Ф.И. Буслаев, Ф.К. Гужва, В.В.Давыдов, М.А. Данилов, М.Н. Кадрина, И.Ю. Кулагина, П.А. Лекант, А.А.Люблинская, В.С. Мухина, Г.В. Блохина, Н.С. Рождественский, Н.Ю.Шведова, Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов, Р.Н. Попов и другие.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении теоретических подходов к формированию речевого развития младших школьников при изучении имен прилагательных.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса упражнений по формированию речевых умений младших школьников в процессе изучения имен прилагательных, который может использоваться в практической деятельности учителя начальных классов.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, спи-сок использованной литературы, приложения.
Анализ теоретических подходов, методической литературы по раз-витию речи младших школьников при изучении имен прилагательных позволил сформулировать следующие выводы.
Развитие речи – широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле – человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь разви-тие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.
Изучение лингвистических особенностей развития речи при изучении имен прилагательных позволил сделать вывод, что имя прилагательное как часть речи характеризуется частно-грамматическими зависимыми категориями рода, числа и падежа, изменяемостью по родам, числам и падежам, особой системой формообразования (степенями средней, полной и краткой формой и словообразовательной функцией в прилагательном).
Имя прилагательное играет значительную роль в совершенствовании языковой и речевой способностей учащихся для их духовного и интеллектуального развития.
Рассмотрение психолого-педагогических особенностей младшего школьного возраста при изучении имен прилагательных позволило сформулировать вывод о том, что младший школьный возраст – очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учить-ся, уверенность в своих силах.
Изучение имени прилагательного в начальной школе не только закладывает основы языковых знаний, но и способствует обогащению сло-варя и развитию связной речи учащихся
Система изучения имен прилагательных предполагает постепенное усложнение и расширение материала как со стороны лексики, так и со сто-роны грамматики. Распознавание прилагательных среди других частей речи представляет определенную трудность для младших школьников.
В рамках второй главы нами были проанализированы учебники по русскому языку (УМК «Перспектива») в аспекте изучения имени прилагательного с 1 по 4 классы. УМК «Перспектива» реализуется с опо-рой на ФГОС НОО и ПООП НОО. В ходе изучение имен прилагательные учащиеся начальной школы развивают речь, так как задания предполага-ют умение анализировать, использовать имена прилагательные, как в уст-ной, так и в письменной речи.
Нами были проанализированы методы и приемы по развитию речи при изучении имен прилагательных: методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частич-но-поисковый, исследовательский; приемы: работа со связными текстами; работа с синонимами-антонимами; подбор слов, близких по значению; работа с многозначными прилагательными; работа с текстами-описаниями; изучение прилагатель-ных в паре с существительными и другие.
Нами также был предложен комплекс упражнений, который повыша-ет интерес младших школьников к обучению; способствует развитию мышления, речи и аналитических способностей учащихся.
В комплексе заданий предлагаются упражнения на формирование умений: а) правильно использовать и различать на письме и в речи имена прилагательные в прямом и переносном значении; б) уместно употреблять синонимичные и антонимичные прилагательные, в) красочно и точно выражать свои мысли с использованием имен прилагательных в текстах репродуктивного и продуктивного характера.
Цель работы была достигнута, все поставленные задачи – решены.
Развитие речи – широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле – человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь разви-тие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.
Изучение лингвистических особенностей развития речи при изучении имен прилагательных позволил сделать вывод, что имя прилагательное как часть речи характеризуется частно-грамматическими зависимыми категориями рода, числа и падежа, изменяемостью по родам, числам и падежам, особой системой формообразования (степенями средней, полной и краткой формой и словообразовательной функцией в прилагательном).
Имя прилагательное играет значительную роль в совершенствовании языковой и речевой способностей учащихся для их духовного и интеллектуального развития.
Рассмотрение психолого-педагогических особенностей младшего школьного возраста при изучении имен прилагательных позволило сформулировать вывод о том, что младший школьный возраст – очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учить-ся, уверенность в своих силах.
Изучение имени прилагательного в начальной школе не только закладывает основы языковых знаний, но и способствует обогащению сло-варя и развитию связной речи учащихся
Система изучения имен прилагательных предполагает постепенное усложнение и расширение материала как со стороны лексики, так и со сто-роны грамматики. Распознавание прилагательных среди других частей речи представляет определенную трудность для младших школьников.
В рамках второй главы нами были проанализированы учебники по русскому языку (УМК «Перспектива») в аспекте изучения имени прилагательного с 1 по 4 классы. УМК «Перспектива» реализуется с опо-рой на ФГОС НОО и ПООП НОО. В ходе изучение имен прилагательные учащиеся начальной школы развивают речь, так как задания предполага-ют умение анализировать, использовать имена прилагательные, как в уст-ной, так и в письменной речи.
Нами были проанализированы методы и приемы по развитию речи при изучении имен прилагательных: методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частич-но-поисковый, исследовательский; приемы: работа со связными текстами; работа с синонимами-антонимами; подбор слов, близких по значению; работа с многозначными прилагательными; работа с текстами-описаниями; изучение прилагатель-ных в паре с существительными и другие.
Нами также был предложен комплекс упражнений, который повыша-ет интерес младших школьников к обучению; способствует развитию мышления, речи и аналитических способностей учащихся.
В комплексе заданий предлагаются упражнения на формирование умений: а) правильно использовать и различать на письме и в речи имена прилагательные в прямом и переносном значении; б) уместно употреблять синонимичные и антонимичные прилагательные, в) красочно и точно выражать свои мысли с использованием имен прилагательных в текстах репродуктивного и продуктивного характера.
Цель работы была достигнута, все поставленные задачи – решены.
Подобные работы
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с малыми фольклорными формами
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2007 - Специфика работы по обогащению словаря учащихся 1 класса (Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024



