Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития речи у обучающихся в процессе учебной деятельности 7
1.1. Особенности речевого развития учащихся в 11-12 лет 7
1.2. Требования к уровню развития речи учащихся предъявляемые ФГОС 12
1.3. Анализ методических пособий и учебников по развитию речи в 6 классе 13
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Особенности упражнений по развитию речи 25
2.1. Виды речевых упражнений для развития речи 25
2.2. План-конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме Составление
юмористического рассказа по рисункам (упражнение 561) 31
Выводы по второй главе 35
Глава 3. Методическая система развития письменной речи обучающихся 6 класса
36
3.1. Методика работы по развитию письменной речи на примере сочинения 36
3.2. Обучение написанию сочинений различных жанров 44
Выводы по третьей главе 49
Заключение 50
Список использованной литературы 51
Приложение А 53
Помни! 53
План сочинения 54
Сочинение-рассказ с описанием животного (птицы) 54
План 55
Приложение Б 56
Для успешного решения задачи по научению детей правильной и красивой речи необходим комплексный подход. Важное значение имеет дальнейшее обучение и воспитание школьников, и именно от успешности решения этой задачи зависит качество их образования.
В настоящее время система народного образования сталкивается с возрастающим количеством трудностей в обучении школьников. Согласно исследованиям, от 20% до 40% учащихся испытывают затруднения в развитии речи. Проблема развития речи является одной из важнейших в теории и практике преподавания русского языка. Она привлекает внимание многих наук, изучающих деятельность человека, таких как педагогика, психология и филология.
В целях эффективного решения задачи по развитию речи у детей, важно учесть несколько аспектов.
Во-первых, следует создать комфортную образовательную среду, где ученики могут свободно выражать свои мысли и чувства.
Во-вторых, необходимо проводить систематические и целенаправленные занятия по развитию речи, которые будут включать в себя различные упражнения и игры.
Также стоит обратить внимание на индивидуальные особенности каждого ребенка, чтобы помочь им преодолеть свои сложности и развить свои уникальные языковые навыки.
Для эффективного развития речи школьников также важно обеспечить сотрудничество между педагогами, логопедами и психологами. Совместные усилия этих специалистов помогут определить причины затруднений в развитии речи и разработать индивидуальные программы и методики работы с каждым ребенком.
Особое внимание следует также уделить родителям и их роли в развитии речи детей. Родители должны быть вовлечены в процесс обучения и воспитания, чтобы поддерживать и применять освоенные навыки и знания дома.
В заключение, развитие правильной и красивой речи у детей является сложной и важной задачей. Она требует комплексного подхода, многостороннего изучения и внимания со стороны различных наук. Правильное решение этой задачи будет способствовать качественному обучению и воспитанию младших школьников, и содействовать их успешному развитию в будущем.
Для достижения этой задачи необходимо создать условия для развития речевых умений и навыков учащихся, а также расширения и глубины их знаний о родном языке. Важной составляющей этого процесса является преподавание грамматики и орфографии, развитие словарного запаса, умение анализировать тексты и конструировать свои собственные высказывания.
Главные принципы развития речи в образовании включают в себя следующие аспекты:
1. Принцип системности - изучение и развитие речи должны быть основаны на систематическом подходе. Это означает, что изучение разных видов речевой деятельности должно быть частными случаями изучения единой системы языка.
2. Принцип развития - развитие речи должно происходить постепенно, следуя определенным этапам, начиная с умения воспринимать и воспроизводить звуки, затем слова, предложения и тексты.
3. Принцип коммуникативности - учение речи должно быть ориентировано на развитие коммуникативных навыков учащихся, то есть умения использовать языковые средства для общения и взаимодействия с другими людьми.
4. Принцип смысловой направленности - обучение речи должно быть связано с передачей и усвоением смысла, осознанием целей и результата коммуникации.
5. Принцип активности - учащиеся должны активно участвовать в процессе развития речи, выполнять разнообразные упражнения, задания и проекты, связанные с использованием языковых средств.
Важно отметить, что все эти принципы развития речи взаимосвязаны и взаимообусловлены, их реализация требует комплексного подхода, сочетания различных методов и приемов обучения.
Развитие речи учащихся - это процесс длительный и сложный, требующий систематического и целенаправленного вмешательства преподавателя. Основной задачей работы по развитию речи является вооружение учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
Это подразумевает использование интерактивных методов обучения, активное вовлечение учащихся в процесс общения, развитие их критического мышления и аналитических навыков.
Для эффективного развития речи учащихся необходимо использовать разнообразные упражнения, игры, ролевые игры, дискуссии, презентации, доклады и другие виды активной деятельности.
Основными принципами развития речи являются последовательность, систематичность, доступность и индивидуализация занятий. Учитель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, его уровень развития речи и общего развития, давать рекомендации и корректировать ошибки.
Также важно стимулировать интерес учащихся к изучению речи и чтению, создавать атмосферу творчества и сотрудничества на уроке.
Актуальность представленной темы - это не только формирование умений грамотно выражаться, но и развитие мышления, критического анализа, эмоциональной сферы, общекультурных норм и ценностей.
Таким образом, развитие речи учащихся является важным компонентом образовательного процесса, который требует постоянного внимания и творческого подхода со стороны преподавателя.
Объект исследования: речь обучающихся 6 класса.
Предмет исследования: методическая модель развития речи обучающихся 6 класса.
Цель исследования: разработать систему упражнений по развитию речи в 6 классе.
Задачи:
1. Изучить особенности речевого развития учащихся в 11 - 12 лет.
2. Рассмотреть требования к уровню развития речи учащихся предъявляемые ФГОС.
3. Определить виды речевых упражнений для развития речи.
4. Разработать план-конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме составление юмористического рассказа по рисункам (упражнение 561).
5. Представить методическую модель развития речи обучающихся 6 класса.
Методы исследования: Теоретические методы исследования в данной работе использовались для обобщенного анализа доступной литературы о развитии связной письменной речи учащихся. Эта методика позволяет собрать и изучить информацию из различных источников и выявить основные тенденции и закономерности в данной области.
Эмпирические методы исследования, такие как наблюдение и анализ, и синтез эмпирического материала, используются для сбора и анализа фактических данных и наблюдений. В данном случае, эти методы могут использоваться для изучения учебного процесса и работы школьников над связной письменной речью, а также для оценки эффективности предложенного комплекса заданий и упражнений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты и рекомендации работы могут быть использованы педагогами при работе над развитием связной письменной речи у учащихся на уроках русского языка. Это позволит учащимся развить навыки связной письменной речи, расширить свой словарный запас, использовать грамматические средства, а также выражать свои мысли и знания более точно и ясно.
В настоящее время проблема развития речи учащихся приобретает все большую актуальность. Несмотря на значительное внимание к этому аспекту образования, проблемы речевой деятельности при изучении русского языка до конца не решены. Множество учащихся школы имеют неясную речь. Именно в этом возрасте особенно важно развивать и совершенствовать речевые навыки. Развитие речи - это процесс, целью которого является формирование у учащихся умения владеть литературным родным языком на практике.
В процессе изучения русского языка на уроках необходимо уделять большое внимание развитию речи у детей, их мировоззрению и убеждениям. Целью такого обучения является формирование высоконравственной личности. Однако, чтобы достичь этой цели, необходимо заинтересовать детей в процессе обучения. Для этого нужно организовывать занятия таким образом, чтобы ребенок активно участвовал в них и стал субъектом своей деятельности.
Проведя анализ теоретических и эмпирических данных, можно сделать вывод, что изучение механизмов развития связной письменной речи у школьников, особенно при работе над сочинениями, является одной из важнейших задач современной системы образования. Развитие умений связной письменной речи является своеобразным связующим звеном, которое объединяет все составляющие начального курса языка и формирует единый учебный предмет - русский язык.
Сочинение, подобно связной речи в целом, является неотъемлемой частью изучения русского языка и литературы. Оно не только олицетворяет результаты нашего обучения, но и отражает весь процесс его освоения. Формирование навыков сочинительства начинается задолго до момента, когда мы приступаем к написанию текста, а именно - с первых дней нашего обучения в школе.
1. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. М., 2004.
2. Алексеев, Ф.С. Русский язык для школьников в схемах и таблицах / Ф.С. Алексеев. - М.: АСТ, 2016. - 640 с.
3. Алексеев, Ф.С. Русский язык. Словарные слова в картинках с правилами / Ф.С. Алексеев. - М.: АСТ, 2018. - 176 с.
4. Алексеев, Ф.С. Русский язык. Пишем без ошибок с развивающими заданиями и играми / Ф.С. Алексеев. - М.: АСТ, 2013. - 224 с.
5. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. - М.: Академия, 2012;
6. Архипова Е.В., Воителева Т.М., Дейкина А.Д. и др.; Под. ред. Р.Б. Сабаткоева: Теория и практика обучения русскому языку. - М.: Академия, 2012;
7. Барова, Е.С. Дидактический материал (упражнения) к: Учебнику "Русский язык" для 6-го кл Бунеева Р.Н.: Пособие для учащихся / Е.С. Барова. - М.: Баласс, 2014. - 112 с
8. Беднарская, Л.Л. Учимся писать сочинение / Учебно-методическое пособие «Флинта», 2020.
9. Брагина, С.А. Русский язык. 5-7 классы. Необычные диктанты / С.А. Брагина. - М.: Учитель, 2018. - 415 с.
10. Галкина-Федорук, Е.М. Современный русский язык: Лексикология, фонетика, морфология / Е.М. Галкина-Федорук, К.В. Горшкова, Н.М. Шанский. - М.: Ленанд, 2019. - 408 с.
11. Гребенченко Л.В. Виды заданий по формированию связной речи. М., 2001.
12. Дубинина Е.В. Пейзажная зарисовка. Подготовка к сочинению-описанию //РЯШ., 2013;
13. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. Учебник. М.: Проспект, 2020.
14. Колчинская, Е. В. Обучение русскому языку сегодня. Пособие для преподавателей русского языка / Е.В. Колчинская. - М.: Форум, Инфра-М, 2021. - 184 с.
15. Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения. М., 1994...25