Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации школьной экскурсии как одной из форм педагогической деятельности 6
1.1. Роль и значение школьной экскурсии в аспекте раскрытия ФГОС 6
1.2. Общая характеристика школьной экскурсии 11
1.3. Классификация школьных экскурсий 14
Глава 2. Общая характеристика пещер Красноярского края 23
2.1. Классификация пещер 23
2.2. Спелеологическая характеристика пещер Красноярского края 26
Глава 3. Организация и проведение природоведческой экскурсии для шестиклассников в пещеру Караульная-2 31
3.1. Организационные аспекты проведения школьных экскурсий в процессе
обучения географии 31
3.2. Методика проведения экскурсии в пещеру Караульная-2 38
3.3. Технологическая карта экскурсии в пещеру Караульная-2 49
Заключение 65
Список использованных источников 69
Приложение А - Маршрут экскурсии в пещеру Караульная-2 77
Приложение Б - Контрольно-сопроводительный текст экскурсии в пещеру Караульная-2 78
Приложение В - Рекомендации по посещению пещеры Караульная-2 94
Приложение Г - Инструкция по соблюдению требований безопасности в пещере Караульная-2 95
Приложение Д - План отчета о проведенной экскурсии в пещеру Караульная-2 96
Приложение Е - Тест для определения уровня формирования экологической культуры у учеников 6 класса по итогам посещения пещеры Караульная-2 97
Приложение Ж - Фотоальбом «Экскурсия в пещеру Караульная-2» 99
Приложение З - Смета проведения экскурсии в пещеру Караульная-2
В современном мире, стремительное изменение которого оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности общества, огромное значение имеет общественное развитие. Важнейшим звеном общественного развития является система образования. В свою очередь, определяющую роль в формировании личности играет школа. Развитию мыслительных способностей обучающихся, вырабатыванию у них интереса к изучаемым предметам и организации самостоятельной работы способствует разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые позволяют качественно усвоить образовательную программу и повысить уровень знаний учеников. Для лучшего усвоения учебного материала ряда дисциплин, а также закрепления теоретических знаний с практикой, возникает потребность в непосредственном ознакомлении учеников с изучаемым объектом. Данную задачу выполняет такая форма организации процесса обучения, как школьная экскурсия. Одной из учебных дисциплин, где проведение школьной экскурсии является необходимым, является география.
Еще в 2017 году, выступая на заседании попечительского совета Русского географического общества, Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что география служит основой формирования патриотических ценностей, культурной, национальной идентичности и самосознания [60]. Между тем, на сегодняшний день в нашей стране остаются нерешенными ряд содержательных, мотивационных, методических и кадровых вопросов в преподавании данной учебной дисциплины. В Концепции развития географического образования в Российской Федерации уделяется внимание такой проблеме, как недостаточность использования возможностей внеурочной деятельности в преподавании географии, в частности школьных экскурсий, что значительно уменьшило уровень компетенции обучающихся в сфере географии [61]. В свою очередь изучение географии только в школьных кабинетах без исследования географических объектов вживую приводит к снижению заинтересованности указанной дисциплиной у учеников. Так, в 2020 году в ЕГЭ по географии приняли участие 11841 человек, что на 5953 человека меньше, чем в 2019 году [62].
Преподавание географии в школах должно быть построено таким образом, чтобы ученик в процессе обучения мог научиться наблюдать природу, ориентироваться по карте и понимать причинную связь природных явлений. Поэтому так важно использовать в педагогической деятельности проведение школьных экскурсий, в частности, природоведческую экскурсию. Необходимость в ее проведении возникает тогда, когда предмет исследования следует изучить в собственной обстановке. Например, при изучении растений, деревьев, леса, животных, птиц и т.д.
Природоведческие экскурсии также важны и при изучении какого-либо природно-культурного объекта, который имеет социальную, культурную и экологическую значимость для отдельного региона. Красноярский край богат природно-культурными объектами (пещера Караульная-2, Красноярские столбы, Черная сопка, Кинзелюкский водопад и т.д.). Изучая данные природные памятники, у школьников формируется не только экологическая культура, но также и исторические и географические знания о своем регионе.
Вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной темы выпускной квалификационной работы. Кроме того, на актуальность исследования указывает степень научной разработанности темы. Так, исследованием методики проведения школьных природоведческих экскурсий по географии занимались такие авторы, как И.С. Волкова, В.Е. Михлин, Е.А. Павлушова, Е.И. Петрова, М.А. Репина, Е.А. Таможняя, Н.В. Цветаева, Е.С. Цикало, Э.В. Шашков, Т.И. Шкабара и другие ученые.
Объектом исследования выступает природоведческая экскурсия, как форма организации процесса обучения по географии у школьников.
Предметом исследования является методика организации и проведения природоведческой экскурсии в пещеру Караульную-2 среди учеников 6 класса.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в разработке методических рекомендаций по проведению учебных экскурсий для шестиклассников.
Для достижения цели работы необходимо выполнение следующих задач:
1) обозначить роль и значение школьной экскурсии ;
2) раскрыть общую характеристику пещер Красноярского края;
3) апробация методических рекомендаций по проведению учебной экскурсии в пещеру Караульная-2;
Методологической основой работы послужили общенаучный диалектический метод познания, а также анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, системный метод. Кроме того, были использованы такие частнонаучные методы, как сравнение, статистический метод, социологический метод исследования.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в его направленности на обобщение ранее имеющихся знаний о методике проведения природоведческих экскурсий для учеников школы и внесении новых предложений по данному вопросу, что может быть использовано при дальнейшем изучении указанной темы в рамках написания магистерской диссертации, научных публикаций, а также при проведении школьных занятий по предмету «География».
Научная новизна исследования заключается в разработке методических рекомендаций по проведению природоведческих экскурсий для шестиклассников на примере экскурсии в пещеру Караульная-2.
Теоретическую основу работы составили учебники, учебные пособия, монографии, научные публикации, посвященные вопросам методики проведения экскурсий для школьников.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, списка использованных источников (68 источников литературы), а также приложений А-З.
Школьная экскурсия представляет собой форму учебно-воспитательной деятельности с ученическим коллективом или группой, которая проводится с познавательными целями в процессе передвижения от одного объекта к другому, согласно выбору экскурсовода, и по теме, связанной с учебной программой. Она характеризуется определенным временем ее проведения (от 45 минут), наглядностью, целенаправленностью показа объектов, совместной работой педагога и учеников, активностью деятельности участников, коллективным приобретением знаний, автономной формой культурно-просветительной работы и межличностного общения.
Школьные экскурсии классифицируются в зависимости от характера экскурсии (урочные и внеурочные); ее содержания (обзорные и тематические, которые подразделяются на исторические, природоведческие, искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные, производственные и т.д.); способа передвижения (пешеходные и с использованием различных видов транспорта); объекта посещения (производственные, естественнонаучные, краеведческие и комбинированные); формы проведения (экскурсия-массовка, экскурсия-прогулка, экскурсия-лекция, экскурсия-концерт, экскурсия-спектакль); способа проведения (виртуальные и реальные); продолжительности (краткосрочная, средней продолжительности, длительной продолжительности); по иным основаниям.
В рамках данной работы подробно была раскрыта природоведческая экскурсия, под которой понимается форма организации учебной работы по изучению живой природы, при которой учащиеся выходят в природу. Природоведческие экскурсии бывают ботаническими, зоологическими, географическими, гидрологическими, геологическими, по уникальным памятникам природы и т.д. Географические экскурсии имеют свои специфические особенности и отличаются от экскурсий по иным предметам локальностью и комплексностью. Школьные экскурсии по географии позволяют достичь установленные ФГОС основного общего образования личностные (например, экологическое воспитание), метапредметные (например, умение организовывать совместную работу с педагогом и другими учениками) и предметные результаты (умение правильно использовать карту и ориентироваться по ней).
Анализ школьных учебников по географии позволил нам определить следующие экскурсии, которые рекомендуется провести с учениками 6 класса в г. Красноярске и его ближайших окрестностях: естественнонаучные экскурсии в музей ракетно-космической техники или интерактивный музей науки «Ньютон Парк», географические экскурсии-прогулки в национальный парк «Красноярские столбы» или эко-парк «Гремячая грива», геологические природоведческие экскурсии в музей геологии Центральной Сибири или в пещеру Караульная-2, гидрологическая природоведческая экскурсия на Красноярскую ГЭС, географическая природоведческая экскурсия на метеорологическую станцию «Красноярск, опытное поле», зоологическая природоведческая экскурсия в парк флоры и фауны «Роев ручей». Планируя проведение географической экскурсии с шестиклассниками, преподавателю необходимо учитывать их психологические особенности, такие как высокая необходимость в общении, возникшее в силу возраста чувство взрослости, повышенная любознательность и необходимость в познавательной деятельности, снижение авторитета к родителям и учителям, критическое мышление, а также возрастание увлеченности чем-то новым.
В данной работе была рассмотрена классификация пещер в зависимости от происхождения (естественные, включающие в себя эндогенные и экзогенные пещеры и искусственные пещеры); схемы пещеры, отмеченной в плане; плотности и густоте на площади в 1000 квадратных метров, общей плотности, общему и удельному объему; категории трудности прохождения пещер (пещеры 1 категории трудности; трудности 2 А; 2 Б; 3 А; 3 Б; 4 А; 4 Б; 5 А; 5 Б); скорости движения воды (пещеры речного и озерного типа). Указано, что на территории Красноярского края расположено более 200 карстовых пещер, расположенных на 15 спелеоучастках. Пещеры Красноярского края делятся на простые колодцы и шахты; колодцы и шахты, которые заканчиваются гротами и галереями; каскадные шахты и этажные пещеры и разнообразные горизонтальные и пологонаклонные пещеры. Пещеры нашего региона характеризуются наличием хемогенных (сталактиты, сталагмиты и т.д.), наносных (галечных и песчано-глинистых), остаточных и органических отложений.
В выпускной квалификационной работе нами была раскрыта методика проведения школьной природоведческой экскурсии в пещеру Караульная-2 для шестиклассников, которая включает в себя цель и задачи экскурсии, а также технику проведения экскурсии на каждом ее этапе. Цель экскурсии в пещеру Караульная-2 - познавательная (получение дополнительных знаний по окружающему миру и географии, и расширение кругозора), которая достигается путем выполнения образовательных, воспитательных, развивающих, эстетических, развлекательнодосуговых и коммуникативных задач.
Подготовительный этап экскурсии в пещеру Караульная-2 характеризуется: выбором темы экскурсии; отбором литературы, составлением библиографии и определением других источников материала; изучением экскурсионного объекта; составлением маршрута экскурсии; подготовкой контрольно-сопроводительного текста экскурсии; определением продолжительности проведения экскурсии; комплектованием «Портфеля экскурсовода»; определением методических приемов проведения экскурсии; определением техники проведения экскурсии; подготовкой школьников к экскурсии.
Этап проведения экскурсии в пещеру Караульная-2 включает в себя:
1) стадию вводной беседы, где рассказывается о летучих мышах у стенда «Рукокрылые пещер Сибири», дается краткая историческая справка о пещере у входа в Пещеру Караульная-2, а также разъясняются правила поведения и техника безопасности в пещере;
2) основную стадию экскурсии, которая представлена поэтапным посещением экскурсионных объектов по маршруту Стенд «Рукокрылые пещер Сибири» - Вход в пещеру Караульная-2 - Грот «Ледовый» - Проход «Калибровка» - Галерея - Грот «Очарование» - «Коралловый» зал - Зал «Развилка» - «Меандр» - Грот «Грязный» («Глиняный») - Грот «Капельный»;
3) заключительную стадию экскурсии, на которой преподаватель произносит заключительную речь, подводятся итоги экскурсии, ученики делятся впечатлениями, задают вопросы, по желанию группа посещает сувенирный и продуктовый магазины.
При написании выпускной квалификационной работы нами была разработана технологическая карта школьной экскурсии в пещеру Караульная-2, которая состоит из общей характеристики (тема, автор, вид экскурсии, продолжительность, протяженность, место экскурсии в изучении дисциплины «География», межпредметные связи, маршрут экскурсии, цель экскурсии, задачи экскурсии, формируемые универсальные учебные действия) и стадий проведения экскурсии. Кроме того, был подготовлен контрольно-сопроводительный текст экскурсии (Приложение Б).
Разработанные нами методика, технологическая карта и контрольносопроводительный текст экскурсии в пещеру Караульная-2 для шестиклассников могут использоваться преподавателями школ при проведении школьной экскурсии по географии для учеников 6 класса.
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) [Электронный источник] // СПС Консультант Плюс.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644) (ред. от 11.12.2020) [Электронный источник] // СПС Консультант Плюс.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 465 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2019 № 56982) [Электронный источник] // СПС Консультант Плюс.
4. Постановление Правительства Красноярского края от 20.05.2015 № 249-
п «О границах и режиме особой охраны территорий памятников природы краевого значения «Пещера Баджейская», «Пещера Большая Орешная», «Пещера Кубинская», «Пещера Караульная», «Пещера Майская» // Красноярский край: официальный интернет-портал правовой информации. URL:
http://www.zakon.krskstate.ru/0/doc/24856 (режим доступа свободный, дата обращения: 05.04.2021 г).
5. Решение исполнительного комитета Красноярского краевого Совета депутатов трудящихся от 08.06.1977 N 351-13 «Об охране пещер в крае» (ред. от 25.08.2015) [Электронный источник] // СПС Консультант Плюс.
6. Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебник. М.: Просвещение, 2021. 287 с.
7. Андрианова О.П., Козловская Л.Е., Краснобаева Я.О., Ткачева Л.Н. Реализация ФГОС через внедрение комплекса образовательных технологий деятельностного типа // Символ науки. 2020. № 11. С. 115-116.
8. Арсентьев Н.М., Стефанович П.С., Данилов А.А. История России. 6 класс: учебник. Часть 1. М.: Просвещение, 2021. 128 с.
9. Арсентьев Н.М., Стефанович П.С., Данилов А.А. История России. 6 класс: учебник. Часть 2. М.: Просвещение, 2021. 128 с.
10. Артемова Ю.В., Дрожжина Ю.Ю. Экологическое воспитание школьников // Вестник современных исследований. 2018. № 12.13 (27). С. 40-41.
11. Архангельский А.Н., Смирнова Т.Ю. Литература. 6 класс: учебник. Часть 1 / под ред. А.Н. Архангельского. М.: Дрофа, 2021. 320 с.
12. Архангельский А.Н., Смирнова Т.Ю. Литература. 6 класс: учебник. Часть 2 / под ред. А.Н. Архангельского. М.: Дрофа, 2021. 320 с.
13. Бабенко В.Г. Экология: учебник / В.Г. Бабенко, Е.О. Фадеева. М.: КНОРУС, 2017. 284 с.
14. Балюк А.Д. Экскурсоведение: учебное пособие для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019; Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета. 235 с.
15. Басюк В.С. Личностные результаты освоения основных образовательных программ обучающимися в условиях реализации ФГОС общего образования // Развитие личности. 2017. № 3. С. 29-43....68