Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обоснования проекта «Методическое обеспечение коррекции оптической дисграфии у обучающихся младших классов с задержкой психического развития» 7
1.1 Основные проявления оптической дисграфии и их причины 7
1.2 Особенности проявления оптической дисграфии при задержке
психического развития 22
1.3 Описание предпроектного исследования 28
Выводы по первой главе 42
Глава 2. Проект «методическое обеспечение коррекции оптической дисграфии у обучающихся младших классов с задержкой психического развития» 44
2.1. План реализации проекта 44
2.2 Описание продукта проекта 46
2.3 Оценка результатов реализации проекта 69
Вывод по второй главе 72
Заключение 73
Список использованных источников 75
Приложение 81
Актуальность проектирования. К моменту обучения в школе дети должны обладать определенным количеством сформированных психических функций, необходимых им для успешного овладения навыками письма и чтения. Сформированность зрительно -пространственной функции,
отвечающей за зрительный анализ и синтез, зрительный мнезис, зрительный гнозис, пространственные представления одна из самых важных факторов успешного обучения школьников. К сожалению, у младших школьников с ЗПР наблюдается тенденция к несформированности вышеперечисленных функций, что ведет к появлению у них во время обучения проблем с письмом, чтением и многим другим.
Сложность в овладении письма будет выражена в пропуске, перестановке, замене букв, слогов, слитном и зеркальном написании, добавлении лишних элементов написания букв. Также можно наблюдать несоответствие размера букв по высоте (буквы часто выходят за пределы строки), плохую ориентацию на странице тетради, повторное списывание и пропуск строк. Подобные нарушения, наиболее часто встречаются у детей с особенностями развития, в эту категорию можно отнести детей с тяжелыми нарушениями речи, детей с задержкой психического развития и другие нозологические группы.
Актуальность выделенной нами проблемы определила тему исследования: выявление и коррекция оптической дисграфии у обучающихся младших классов с задержкой психического развития.
Цель проекта: составить и апробировать методический комплекс по коррекции оптической дисграфии у обучающихся младших классов с задержкой психического развития.
В соответствии с целью проекта нами были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать логопедическую, психолого -
педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Составить методические рекомендации по устранению дисграфических ошибок у обучающихся младших классов с задержкой психического развития.
3. Разработать упражнения и включить их в систему коррекционных занятий по преодолению оптической дисграфии.
4. Оценить эффективность проведенной работы.
Объект проектирования: письмо младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет проектирования: коррекция оптической дисграфии у
обучающихся младших классов с задержкой психического развития.
Методы исследования: Теоретический метод - анализ специальной литературы по проблеме исследования; Экспериментальный метод - проведение констатирующего эксперимента; Количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая база проектирования:
Предпроектное исследование было проведено на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя школа № 65 имени воина-интернационалиста Городного О.М." г. Красноярск. В выборке участвовали 21 обучающихся младших классов с задержкой психического развития. В самом эксперименте приняли участие 16 обучающихся младших классов (8 обучающихся 3 "Е" класса, 8 обучающихся 4 "Е" класса).
Исследование проводилось в 2020 учебном году и включало три этапа:
1 этап - подготовительный этап. Изучение и анализ литературы по проблеме исследования, что позволило определить цель, предмет, объект, задачи исследования.
2 этап - основной этап. На этом этапе проводится подбор методик и диагностика учащихся на выявление оптической дисграфии у младших школьников. Количественная и качественная обработка данных эксперимента, оформление результатов, формулировка выводов, заключений, составление методических рекомендаций.
3 этап - заключительный. Составление программы коррекционной
работы, подбор материала, и проведение коррекционной работы по преодолению оптической дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы изучения могут быть использованы логопедами- практиками в
педагогическом процессе в МБОУ СОШ.
Обозначим общие требования к результатам проектирования:
• Объём продукта проекта должен быть рассчитан
на полгода-год еженедельных занятий в режиме одно-два занятия в неделю;
• Содержание и оформление продукта проекта должно соответствовать возрастным и нозологическим особенностям обучающихся;
• Содержание продукта проекта должно соответствовать генеральной цели - формированию пространственной лексики;
• Практическая применимость продукта проекта должна быть доказана в процессе апробации.
Границы проекта предполагают разработку, апробацию и корректировку учебно-методического комплекса.
Структура проекта соответствует требованиям Приказа «Об утверждении Методических рекомендаций по выполнению научноисследовательских работ проектного вида в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования
«Красноярский государственный педагогический университет им В.П. Астафьева» №225 (п) от 05.04.2018 г. Проект содержит: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение, в которое входят документы от образовательной организации, на базе которой проходила апробация продукта проекта (задание на проект и акт внедрения), материалы предпроектного исследования, конспекты занятий, составленных в рамках апробации продукта проекта, ознакомительные фрагменты продукта проекта, отзыв представителя образовательной организации.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, содержания, введения, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе «Теоретические основы обоснования проекта «методическое обеспечение коррекции оптической дисграфии у обучающихся младших классов с задержкой психического развития»» представлены теоретические материалы по исследованию данной темы.
Во второй главе представлены данные экспериментального исследования, анализ и выводы на основе этих данных, а также, представлена логопедическая работа по коррекции оптической.
Плохая успеваемость, особенно если она проявляется даже в начальной школе, затрудняет освоение ребенком обязательной школьной программы. В начальный период обучения закладывается основа системы знаний детей, которая пополняется в последующие годы, при этом формируются умственные и практические операции, действия и умения, без которых невозможны последующие обучение и практическая деятельность.
В настоящее время проявление оптической дисграфии у младших школьников является одной из наиболее актуальных задач логопедии. Все больше времени уделяется изучению и исправлению этой категории специфических ошибок. Каждый год дети с различными типами дисграфии поступают в начальную школу.
Большое количество публикаций и исследований было посвящено проблеме дисграфии, однако значимость её исследования от этого не уменьшается. Письмо в норме — это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. Незрелость или недостаточное функционирование отдельных отделов мозга может привести к несформированным операциям письма, а также к недоразвитию зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений, что, в свою очередь, вызывает специфические трудности в формировании и развитии процесса письма.
В ходе исследования у младших школьников с ЗПР были выявлены следующие неточности, характерные для оптической формы дисграфии: неправильное расположение буквенных элементов в пространстве относительно друг друга с модификациями самих элементов; добавление дополнительных буквенных элементов; написание аналогичных элементов; недописывание буквенных элементов; зеркальное написание букв.
На основе полученных в ходе исследования данных нами был разработан комплекс диагностических проб в виде рабочей тетради для обследования детей с оптической дисграфией и комплекс коррекционных занятий в виде рабочей тетради, для использования логопедами в своей работе.
Данное пособие составлено с учетом основных принципов логопедии, индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, а также последовательности изложения диагностического материала.
Представленный комплекс упражнений может быть использован на различных этапах диагностики ЗПР у детей младшего школьного возраста. В случае оптической дисграфии, а также ее проявлений, с помощью специально организованной и систематической логопедической работы удается преодолеть недостатки письма.
Исследование было направлено на выявление проявлений оптической дисграфии через ряд заданий для последующей профилактики её у детей младшего школьного возраста.
В ходе исследования была достигнута поставленная цель: выявлены особенности нарушения письма у детей младшего школьного возраста с ЗПР, проведена коррекционная работа по профилактике оптической дисграфии.
Анализ литературы по проблеме исследования позволяет говорить о недостаточном использовании диагностических методик для выявления оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста, недостаточном использовании сенситивного периода у детей этого возраста на практике, что в дальнейшем сказывается на нарушении письма в школе и продолжительности обучения.
В работе использовалась система детального обследования и
индивидуальная форма работы.
Поэтому у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития создаются предпосылки для дисграфии, препятствующей нормальному онтогенетическому развитию. Более раннее выявление предпосылок дисграфии будет способствовать дальнейшему полноценному развитию письменной речи.
1. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР. - 1955. - Вып. 70 - С. 105149.
2. Ананьев, Б.Г. Пространственное различение / Б.Г. Ананьев. - Л.: Наука, 1955. - 268 с.
3. Асманова, А.А. Психофизиологическая структура процесса письма / А.А.
Асманова // Научное сообщество студентов: междисциплинарные
исследования: сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.- практ. конф. № 10(45).
4. Ахутина, Т.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции / Т.В. Ахутина, Э.В. Золотарева // Шк. здоровья. - 1997. - №3. - С 38-42
5. Ахутина, Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции. - М.: Воронеж, 2001, с. 720.
6. Ахутина, Т.В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-8 лет / Т.В. Ахутина, М.Ю. Игнатьева, М.Ю. Максименко // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. - 1996. - №2. - С. 51-58.
7. Ахутина, Т.В. Нейролингвистика нормы // I Международная конференция памяти / А.Р. Лурия. сб. докладов / под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. - М.: Рос. психологич. об-во, 1998. - С. 289-298.
8. Ахутина, Т.В. Нейропсихологический анализ индивидуальных особенностей переработки лексической информации / Т.В. Ахутина, Е.В. Каширская // Вопр. психологии. - 2000. - №3. - С. 47-51.
9. Ахутина, Т.В. Учимся видеть и называть. Методика развития зрительно - вербальных функций / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. - М.: Изд-во В. Секачева, 2016. - 244 С. 93
10. Бернштейн, Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. - М., 1947. - 512с.
11. Бодуэн де Кутенэ, И.А. Избранные труды по общему языкознанию. В 2 -х т.- М.: Изд-во АН РСФСР, 1963. - Т.2. -344 с.
12. Бурина, Е.Д. Преодоление нарушений письма у школьников. 1-5 класс: учеб. - метод. пособие. Традиционные подходы и нестандартные приемы. - СПб.: Каро, 2016, 192 с.
13. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. - М., 1967. - 354 с.
14. Величенкова, О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушения чтения и письма у младших школьников. - М.: НКЦ, 2015, 320 с.
15. Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для пед. вузов дефектолог. фак.: доп. М - вом образования и науки РФ / Л.С. Волкова - М.: ВЛАДОС, 2009, 703 с....67