Методическое обеспечение коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у слабовидящих старших дошкольников
|
Введение 3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования 6
1.1. Развитие зрительного восприятия у слабовидящих детей в онтогенезе .... 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольника с
нарушением зрения 10
1.3. Методы и приёмы развития зрительного восприятия у слабовидящих
дошкольников 13
Вывод по главе 1 16
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 18
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента .. 18
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 24
2.3. Дифференцированные методические рекомендации по формированию
зрительного восприятия слабовидящих старших дошкольников 33
Вывод по главе 2 39
Заключение 41
Список использованных источников 43
Приложения 48
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования 6
1.1. Развитие зрительного восприятия у слабовидящих детей в онтогенезе .... 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольника с
нарушением зрения 10
1.3. Методы и приёмы развития зрительного восприятия у слабовидящих
дошкольников 13
Вывод по главе 1 16
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 18
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента .. 18
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 24
2.3. Дифференцированные методические рекомендации по формированию
зрительного восприятия слабовидящих старших дошкольников 33
Вывод по главе 2 39
Заключение 41
Список использованных источников 43
Приложения 48
Совокупность процессов создания зрительного образа окружающего мира, а также способность осмысливать то, что видишь является зрительное восприятие.
Проблема развития и совершенствования зрительного восприятие у детей дошкольного возраста была предметом исследования многих известных учёных, таких как П.Б. Шошин, Н.В. Серебрякова и другие. Образовательные подходы этих учёных, являются классическими и требуют нового осмысления, именно поэтому тема нашего исследования является актуальной.
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования подразумевает, что момент окончания дошкольного учреждения у детей достаточно развито зрительное восприятие. Данные умения являются основами дальнейшего всестороннего развития.
Нарушения зрения у дошкольников определяет нарушение зрительного восприятия, ведь именно благодаря формированию зрительного восприятия ребёнок познаёт мир, учится жить в нём и учиться основам трудовых навыков.
Основной деятельностью зрительного анализатора является взаимодействие сигнальных систем, именно поэтому человеческое восприятие носит осмысленный, произвольный и обобщённый характер.
При глубоком поражении зрительного анализатора, у человек значительно ограничивается своё чувственное познание и наблюдается дефицит зрительных впечатлений.
Если сравнить слабовидящих детей с детьми, которые при сохранном зрении, то уровень чувственного восприятия окружающих объектов и предметов, тесты научных данных и выводы исследований, необходимые для практической работы слабовидящих, то увидим, что дети с нарушениями зрительного восприятия имеют значительные проблемы в определение цвета, формы, величины, а также при работе с многоплановыми изображениями.
Анализ вышеуказанной актуальности, позволила сформулировать тему нашего исследования: методическое обеспечение коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у слабовидящих старших дошкольников.
Цель выпускной квалификационной работы: разработка
дифференцированных методических рекомендаций по формированию зрительного восприятия слабовидящих старших дошкольников.
Исходя из представленной цели и выдвинутой нами гипотезой предстояло решить данные задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности сформированности зрительного восприятия у слабовидящих старших дошкольников.
3. Составить дифференцированные методические рекомендации, направленные на формирование зрительного восприятия у слабовидящих старших дошкольников.
4. Проанализировать полученные результаты.
Объект исследования: зрительное восприятие слабовидящих старших дошкольников.
Предмет исследования: содержание методических рекомендаций по формированию зрительного восприятия у слабовидящих старших дошкольников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что зрительное восприятие у слабовидящих старших дошкольников будут характеризоваться следующими особенностями: сниженной избирательностью и предметностью, нарушением целостности, низким уровнем обобщённости, замедленным темпов восприятия. На основе выявленных особенностей нами будет составлено содержание дифференцированных методических рекомендаций .
Методы исследования:
• теоретический: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• эмпирический: количественный и качественный оценка;
• экспериментальный: констатирующий эксперимент.
Теоретико-методологическую базу исследования:
• положение о ведущей роли обучения в процессе развития Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др.;
• комплексный подход к организации коррекционной работы с детьми в условиях зрительных нарушений составили труды М.И. Земцовой, Л.И. Солнцевой, В.В. Щетининой Л.И. Плаксиной Е.Н. Подколзиной и других.
Теоретическая значимость заключается в том, что нами были проанализированы и обобщены теоретические подходы по проблеме недостаточности практических разработок в развитии зрительного восприятия слабовидящих детей в зависимости от уровня сформированности.
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть полезны и использованы педагогами образовательного учреждения и учителями-дефектологами для определения содержания коррекционной работы по формированию зрительного восприятия у слабовидящих старших дошкольников.
Организация исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе дошкольного образовательного учреждения г. Канска комбинированного вида для слабовидящих детей.
Структура и объём работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из: содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Проблема развития и совершенствования зрительного восприятие у детей дошкольного возраста была предметом исследования многих известных учёных, таких как П.Б. Шошин, Н.В. Серебрякова и другие. Образовательные подходы этих учёных, являются классическими и требуют нового осмысления, именно поэтому тема нашего исследования является актуальной.
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования подразумевает, что момент окончания дошкольного учреждения у детей достаточно развито зрительное восприятие. Данные умения являются основами дальнейшего всестороннего развития.
Нарушения зрения у дошкольников определяет нарушение зрительного восприятия, ведь именно благодаря формированию зрительного восприятия ребёнок познаёт мир, учится жить в нём и учиться основам трудовых навыков.
Основной деятельностью зрительного анализатора является взаимодействие сигнальных систем, именно поэтому человеческое восприятие носит осмысленный, произвольный и обобщённый характер.
При глубоком поражении зрительного анализатора, у человек значительно ограничивается своё чувственное познание и наблюдается дефицит зрительных впечатлений.
Если сравнить слабовидящих детей с детьми, которые при сохранном зрении, то уровень чувственного восприятия окружающих объектов и предметов, тесты научных данных и выводы исследований, необходимые для практической работы слабовидящих, то увидим, что дети с нарушениями зрительного восприятия имеют значительные проблемы в определение цвета, формы, величины, а также при работе с многоплановыми изображениями.
Анализ вышеуказанной актуальности, позволила сформулировать тему нашего исследования: методическое обеспечение коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у слабовидящих старших дошкольников.
Цель выпускной квалификационной работы: разработка
дифференцированных методических рекомендаций по формированию зрительного восприятия слабовидящих старших дошкольников.
Исходя из представленной цели и выдвинутой нами гипотезой предстояло решить данные задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности сформированности зрительного восприятия у слабовидящих старших дошкольников.
3. Составить дифференцированные методические рекомендации, направленные на формирование зрительного восприятия у слабовидящих старших дошкольников.
4. Проанализировать полученные результаты.
Объект исследования: зрительное восприятие слабовидящих старших дошкольников.
Предмет исследования: содержание методических рекомендаций по формированию зрительного восприятия у слабовидящих старших дошкольников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что зрительное восприятие у слабовидящих старших дошкольников будут характеризоваться следующими особенностями: сниженной избирательностью и предметностью, нарушением целостности, низким уровнем обобщённости, замедленным темпов восприятия. На основе выявленных особенностей нами будет составлено содержание дифференцированных методических рекомендаций .
Методы исследования:
• теоретический: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• эмпирический: количественный и качественный оценка;
• экспериментальный: констатирующий эксперимент.
Теоретико-методологическую базу исследования:
• положение о ведущей роли обучения в процессе развития Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др.;
• комплексный подход к организации коррекционной работы с детьми в условиях зрительных нарушений составили труды М.И. Земцовой, Л.И. Солнцевой, В.В. Щетининой Л.И. Плаксиной Е.Н. Подколзиной и других.
Теоретическая значимость заключается в том, что нами были проанализированы и обобщены теоретические подходы по проблеме недостаточности практических разработок в развитии зрительного восприятия слабовидящих детей в зависимости от уровня сформированности.
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть полезны и использованы педагогами образовательного учреждения и учителями-дефектологами для определения содержания коррекционной работы по формированию зрительного восприятия у слабовидящих старших дошкольников.
Организация исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе дошкольного образовательного учреждения г. Канска комбинированного вида для слабовидящих детей.
Структура и объём работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из: содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Проблемой излучения особенностей развития и коррекции зрительного восприятия занимались различные учёные: Подколзина Е.Н., Плаксина Л.И., Земцова М.И., Литвак А.Г., Григорьева Л.П. и другие [7,22,37,40]. Данное развитие имеет свои особенности, характерные данному нарушению, которые были рассмотрены в теоретической части данной работы.
По итогам работы можно сказать, что данная тема методическое беспечение по развитию зрительного восприятия слабовидящих старших дошкольников довольна актуальна и на сегодняшний момент, в условиях нормативно-правовой базы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
В результате анализа экспериментальных данных исследования нами отмечено, что на уровень развития зрительного восприятия влияют форсированность восприятия цвет а, формы и величины, в следствии чего у детей наблюдаются трудности в образовательной деятельности. Также нами были выявлены следующие особенности зрительного восприятия: снижение избирательности и предметности, нарушение целостности, сужение константности, низкий уровень обобщенности, замедленный темп восприятия.
В процессе исследования были получены данные, которые позволили определить уровень сформированности сенсорных эталонов:
• у трёх детей наблюдается высокий уровень;
• у пятерых детей наблюдается средний уровень;
• у двух детей наблюдается низкий уровень
С целью коррекции данных особенностей нами были разработаны дифференцированные методические рекомендации, которые представляют собой коррекционно-развивающие игры, направленные на формирование зрительного восприятия у слабовидящих старших дошкольников с низким и средним уровнем.
Мы предполагаем, что представленные дифференцированные методические рекомендации будут способствовать формированию сенсорных эталонов и повышению уровня усвоения зрительного восприятия слабовидящих старших дошкольников.
Таким образом, поставленные цели и задачи реализованы, гипотеза исследования нашла свое подтверждение в данной работе.
По итогам работы можно сказать, что данная тема методическое беспечение по развитию зрительного восприятия слабовидящих старших дошкольников довольна актуальна и на сегодняшний момент, в условиях нормативно-правовой базы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
В результате анализа экспериментальных данных исследования нами отмечено, что на уровень развития зрительного восприятия влияют форсированность восприятия цвет а, формы и величины, в следствии чего у детей наблюдаются трудности в образовательной деятельности. Также нами были выявлены следующие особенности зрительного восприятия: снижение избирательности и предметности, нарушение целостности, сужение константности, низкий уровень обобщенности, замедленный темп восприятия.
В процессе исследования были получены данные, которые позволили определить уровень сформированности сенсорных эталонов:
• у трёх детей наблюдается высокий уровень;
• у пятерых детей наблюдается средний уровень;
• у двух детей наблюдается низкий уровень
С целью коррекции данных особенностей нами были разработаны дифференцированные методические рекомендации, которые представляют собой коррекционно-развивающие игры, направленные на формирование зрительного восприятия у слабовидящих старших дошкольников с низким и средним уровнем.
Мы предполагаем, что представленные дифференцированные методические рекомендации будут способствовать формированию сенсорных эталонов и повышению уровня усвоения зрительного восприятия слабовидящих старших дошкольников.
Таким образом, поставленные цели и задачи реализованы, гипотеза исследования нашла свое подтверждение в данной работе.
Подобные работы
- Методическое обеспечение коррекционной работы по развитию зрительно-осязательного восприятия у слабовидящих старших дошкольников
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА
ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У СЛАБОВИДЯЩИХ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ
ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ У СЛАБОВИДЯЩИХ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Дидактическое обеспечение коррекционной работы по формированию сенсорных эталонов у старших дошкольников с функциональным расстройством зрения
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2024 - Дидактическое обеспечение коррекционной работы по развитию осязательного восприятия у младших слабовидящих дошкольников
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНОМ МИРЕ У СЛАБОВИДЯЩИХ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Дидактическое обеспечение развития навыка пересказа у слабовидящих старших дошкольников в процессе реализации проекта «Живые картины»
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - Экологическое панно как средство развития восприятия пространства у
дошкольников с нарушениями зрения
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ ЗРЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2022





