Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методическое обеспечение коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у слабовидящих старших дошкольников

Работа №168367

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы59
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования 6
1.1. Развитие зрительного восприятия у слабовидящих детей в онтогенезе .... 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольника с
нарушением зрения 10
1.3. Методы и приёмы развития зрительного восприятия у слабовидящих
дошкольников 13
Вывод по главе 1 16
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 18
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента .. 18
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 24
2.3. Дифференцированные методические рекомендации по формированию
зрительного восприятия слабовидящих старших дошкольников 33
Вывод по главе 2 39
Заключение 41
Список использованных источников 43
Приложения 48

Совокупность процессов создания зрительного образа окружающего мира, а также способность осмысливать то, что видишь является зрительное восприятие.
Проблема развития и совершенствования зрительного восприятие у детей дошкольного возраста была предметом исследования многих известных учёных, таких как П.Б. Шошин, Н.В. Серебрякова и другие. Образовательные подходы этих учёных, являются классическими и требуют нового осмысления, именно поэтому тема нашего исследования является актуальной.
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования подразумевает, что момент окончания дошкольного учреждения у детей достаточно развито зрительное восприятие. Данные умения являются основами дальнейшего всестороннего развития.
Нарушения зрения у дошкольников определяет нарушение зрительного восприятия, ведь именно благодаря формированию зрительного восприятия ребёнок познаёт мир, учится жить в нём и учиться основам трудовых навыков.
Основной деятельностью зрительного анализатора является взаимодействие сигнальных систем, именно поэтому человеческое восприятие носит осмысленный, произвольный и обобщённый характер.
При глубоком поражении зрительного анализатора, у человек значительно ограничивается своё чувственное познание и наблюдается дефицит зрительных впечатлений.
Если сравнить слабовидящих детей с детьми, которые при сохранном зрении, то уровень чувственного восприятия окружающих объектов и предметов, тесты научных данных и выводы исследований, необходимые для практической работы слабовидящих, то увидим, что дети с нарушениями зрительного восприятия имеют значительные проблемы в определение цвета, формы, величины, а также при работе с многоплановыми изображениями.
Анализ вышеуказанной актуальности, позволила сформулировать тему нашего исследования: методическое обеспечение коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у слабовидящих старших дошкольников.
Цель выпускной квалификационной работы: разработка
дифференцированных методических рекомендаций по формированию зрительного восприятия слабовидящих старших дошкольников.
Исходя из представленной цели и выдвинутой нами гипотезой предстояло решить данные задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности сформированности зрительного восприятия у слабовидящих старших дошкольников.
3. Составить дифференцированные методические рекомендации, направленные на формирование зрительного восприятия у слабовидящих старших дошкольников.
4. Проанализировать полученные результаты.
Объект исследования: зрительное восприятие слабовидящих старших дошкольников.
Предмет исследования: содержание методических рекомендаций по формированию зрительного восприятия у слабовидящих старших дошкольников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что зрительное восприятие у слабовидящих старших дошкольников будут характеризоваться следующими особенностями: сниженной избирательностью и предметностью, нарушением целостности, низким уровнем обобщённости, замедленным темпов восприятия. На основе выявленных особенностей нами будет составлено содержание дифференцированных методических рекомендаций .
Методы исследования:
• теоретический: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• эмпирический: количественный и качественный оценка;
• экспериментальный: констатирующий эксперимент.
Теоретико-методологическую базу исследования:
• положение о ведущей роли обучения в процессе развития Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др.;
• комплексный подход к организации коррекционной работы с детьми в условиях зрительных нарушений составили труды М.И. Земцовой, Л.И. Солнцевой, В.В. Щетининой Л.И. Плаксиной Е.Н. Подколзиной и других.
Теоретическая значимость заключается в том, что нами были проанализированы и обобщены теоретические подходы по проблеме недостаточности практических разработок в развитии зрительного восприятия слабовидящих детей в зависимости от уровня сформированности.
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть полезны и использованы педагогами образовательного учреждения и учителями-дефектологами для определения содержания коррекционной работы по формированию зрительного восприятия у слабовидящих старших дошкольников.
Организация исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе дошкольного образовательного учреждения г. Канска комбинированного вида для слабовидящих детей.
Структура и объём работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из: содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблемой излучения особенностей развития и коррекции зрительного восприятия занимались различные учёные: Подколзина Е.Н., Плаксина Л.И., Земцова М.И., Литвак А.Г., Григорьева Л.П. и другие [7,22,37,40]. Данное развитие имеет свои особенности, характерные данному нарушению, которые были рассмотрены в теоретической части данной работы.
По итогам работы можно сказать, что данная тема методическое беспечение по развитию зрительного восприятия слабовидящих старших дошкольников довольна актуальна и на сегодняшний момент, в условиях нормативно-правовой базы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
В результате анализа экспериментальных данных исследования нами отмечено, что на уровень развития зрительного восприятия влияют форсированность восприятия цвет а, формы и величины, в следствии чего у детей наблюдаются трудности в образовательной деятельности. Также нами были выявлены следующие особенности зрительного восприятия: снижение избирательности и предметности, нарушение целостности, сужение константности, низкий уровень обобщенности, замедленный темп восприятия.
В процессе исследования были получены данные, которые позволили определить уровень сформированности сенсорных эталонов:
• у трёх детей наблюдается высокий уровень;
• у пятерых детей наблюдается средний уровень;
• у двух детей наблюдается низкий уровень
С целью коррекции данных особенностей нами были разработаны дифференцированные методические рекомендации, которые представляют собой коррекционно-развивающие игры, направленные на формирование зрительного восприятия у слабовидящих старших дошкольников с низким и средним уровнем.
Мы предполагаем, что представленные дифференцированные методические рекомендации будут способствовать формированию сенсорных эталонов и повышению уровня усвоения зрительного восприятия слабовидящих старших дошкольников.
Таким образом, поставленные цели и задачи реализованы, гипотеза исследования нашла свое подтверждение в данной работе.


1. Бабенцева Т.В. Формирование пространственного мышления у детей младшего школьного возраста с глубокими нарушениями зрения / Бабенцева Т.В., Борейша А.С. / Практическая дефектология. 2018, № 1 - С. 39­45.
2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. - 237 с.
3. Большакова В.Ф. О работе с детьми раннего возраста с нарушением зрения. Дошкольное воспитание, №5-2007.
4. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина. Под ред. Л.А. Венгера. М. : Просвещение, 1995. - 144 с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М. : Педагогика, 1991. - 480 с.
6. Глухов В.П. Дефектология. Специальная педагогика и специальная
психология: курс лекций / Глухов В.П. М.: МПГУ, 2017. - 312 с. -
https://www.iprbookshop.ru/75801.html (дата обращения: 16.12.2021).
7. Григорьева Л. П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения: Учебно-методическое пособие.- М., 2010.
8. Григорян Л.А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием / Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения / Под ред. М.Р. Гусевой, В.Г. Дмитриева, Л.И. Плаксиной. М. : Просвещение, 1978. - С.19-32.
9. Грищенко Т.А. Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального инклюзивного образования. Тематические индивидуальные занятия и игры: методическое пособие: / Т.А. Грищенко. М.: Владос, 2017. - 97 с. https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455570 (дата обращения: 16.12.2021).
10. Гусев А. Н. Общая психология: в 7 т.: Т. 2: Ощущение и восприятие. М.: Академия , 2017- 416 с.
11. Давыдов В.В. Педагогическая психология / ред. Л.С. Выготского. М.: Педагогика, 1991 .- 356 с.
12. Дегтерёва И.Ю. Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Учебно-методическое пособие. 2013.
13. Денискина В.З. К вопросу о квалификации детей с нарушениями зрения и вторичных отклонениях в их развитии // Сб. II Всероссийских педагогических чтений по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии. М., 2007. - 17 с.
14. Дружинина Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования: учебно-методич. пособие / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина. - Челябинск: Изд. Юж.-Урал. гос. гуман. пед. ун-та, 2017. - 254 с.
15. Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М.: ВЛАДОС. 2017.- 240 с. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. - 2-е изд., испр. - М.: Изд. центр «Академия», 2015. - 464 с....51


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ