Методическое обеспечение логопедической работы по коррекции нарушений
слоговой структуры слова у детей среднего дошкольного возраста с моторной алалией
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проекта «Методическое обеспечение логопедической работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей среднего дошкольного возраста с моторной алалией» 8
1.1. Развитие слоговой структуры в норме и при моторной алалии 8
1.2. Анализ существующих подходов к проблеме коррекции нарушений
слоговой структуры слова у дошкольников 15
1.3. Роль игры в речевом развитии детей дошкольного возраста 21
Глава 2. Описание проекта «Методическое обеспечение логопедической работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей среднего дошкольного возраста с моторной алалией 28
2.1. Паспорт реализации проекта 28
2.2. Подготовительный этап проекта 31
2.3. Диагностический этап реализации проекта 34
2.4. Описание продукта проекта 44
2.5. Оценочный этап реализации проекта 50
Заключение 55
Список используемых источников 58
Приложения 63
Актуальность. Полноценное овладение ребенком речью является необходимым условием для его когнитивного и коммуникативного развития. Одним из важных компонентов устной речи является слоговая структура слова, нарушения которой делают речь ребенка малоразборчивой, что в свою очередь влияет на его коммуникативные возможности.
Отечественные исследователи (З.Е. Агранович, Г.В. Бабина, Н.С. Жукова,
B. А. Ковшиков, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Е.М. Мастюкова, Н.В. Серебрякова,
C. Н. Шаховская и другие) указывают, что характерной особенностью речевого недоразвития при моторной алалии является нарушение слоговой структуры слова. Авторы отмечают, что нарушения слоговой структуры слова могут оказать влияние на дальнейшее развитие речи ребенка, его способности в овладении словарным запасом, в построении предложений, употреблении грамматических форм. Нарушения слоговой структуры слова также препятствуют овладению ребенком с моторной алалией навыками звукового и слогового анализа и синтеза, что при поступлении в школу будет мешать обучению грамоте. Нарушения слоговой структуры у детей с моторной алалией характеризуются стойкостью, что говорит о необходимости организации целенаправленной работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова. Для планирования коррекционной работы необходимо проведение тщательного логопедического обследования, позволяющего выявить особенности в овладении дошкольником слоговым составом слов. В трудах отечественных исследователей (Т.В. Башинская, Е.Ф. Соботович, Т.В. Пятница, Н.Н. Трауготт, О.Н. Усанова и др.) указывается на то, что дошкольники с моторной алалией имеют низкую мотивацию к речевому общению, дети включаются в выполнение заданий, требующих речевой активности на непродолжительное время. При исследовании дидактического обеспечения логопедического обследования и логопедической работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова детей в дошкольных образовательных организациях (базах исследования) нами выявлено, что используемый в логопедическом обследовании картинный материал не всегда позволяет замотивировать ребенка с моторной алалией к общению, включить его в обследование на продолжительное время, активизировать его речь. Это в свою очередь не позволяет качественно оценить возможности ребенка в воспроизведении слов различной слоговой структуры. Используемые в коррекционной логопедической работе приемы не требуют больших временных затрат для подготовки к занятиям, но в то же время они являются недостаточно привлекательными для детей среднего дошкольного возраста с моторной алалией, что снижает эффективность проводимой логопедической работы.
Данный факт говорит о необходимости организации специальных условий логопедического обследования и логопедической работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией, подбора дидактического обеспечения, мотивирующего ребенка к взаимодействию с логопедом.
В связи с обозначенной актуальностью темы исследования нами определены объект, предмет, цель и задачи проектного исследования.
Проектная идея заключается в разработке методического обеспечения логопедической работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей среднего дошкольного возраста с моторной алалией, включающего в себя рабочую программу коррекционного курса «Произношение» и комплекс игровых упражнений для ее реализации, мотивирующих дошкольников к общению со взрослым (что предположительно позволит повысить эффективность проводимой работы, увеличить время включения ребенка в выполнение задания).
Объект исследования: логопедическая работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова дошкольников с моторной алалией.
Предмет исследования: методическое обеспечение логопедической работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей среднего дошкольного возраста с моторной алалией.
Цель проекта: разработать методическое обеспечение (рабочую
программу коррекционного курса «Произношение») логопедической работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей среднего дошкольного возраста с моторной алалией.
Задачи проекта:
1. Провести предпроектное исследование по проблеме коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей среднего дошкольного возраста с моторной алалией в литературе и конкретном дошкольном образовательном учреждении.
2. Определить этапы реализации проекта.
3. Провести логопедическое обследование слоговой структуры слова у дошкольников 4-5 лет с моторной алалией.
4. На основе выявленных особенностей слоговой структуры разработать программу коррекционного курса «Произношение» для детей среднего дошкольного возраста с моторной алалией и комплекса игровых упражнений для ее реализации.
5. Оценить разработанное нами программно-методическое обеспечение логопедической работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей среднего дошкольного возраста с моторной алалией.
Аннотация проекта. Проект направлен на разработку методического обеспечения для логопедической работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей среднего дошкольного возраста с моторной алалией.
Исходя из поставленной цели и задач проекта, нами обозначены следующие задачи для предпроектного исследования:
1. Проанализировать современное состояние проблемы развития слоговой структуры у дошкольников в норме и при моторной алалии в литературных источниках, изучить подходы к логопедическому обследованию и коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников.
2. Определить особенности развития слоговой структуры у детей среднего дошкольного возраста с моторной алалией в дошкольной образовательной организации.
3. Выявить достоинства и недостатки дидактического обеспечения логопедической работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей рассматриваемой категории, используемое учителями-логопедами конкретных дошкольных образовательных организаций.
Этапы реализации проекта:
1 этап (предпроектное исследование) - анализ литературы по теме
исследования, определение цели, задач проекта, изучение контингента воспитанников с моторной алалией, условий организации диагностической и коррекционной работы логопеда в дошкольных образовательных учреждениях (июнь-сентябрь 2022 г.).
2 этап (диагностический) - разработка дидактического обеспечения логопедического обследования слоговой структуры слова у детей среднего дошкольного возраста с моторной алалией, логопедическое обследование дошкольников с моторной алалией (октябрь-декабрь 2022 г.).
3 этап (разработческий) - разработка продукта проекта: программы коррекционного курса «Произношение» для детей среднего дошкольного возраста с моторной алалией (январь-март 2023 г.).
3 этап (итоговый) - оценка разработанного программно-методического обеспечения, оформление работы, формулирование выводов (апрель 2023 г.).
Ожидаемые результаты:
- на основе анализа данных диагностического этапа разаработана программа коррекционного курса «Произношение» для детей среднего дошкольного возраста с моторной алалией, включающая разноуровневое содержание для разных типологических групп детей;
• подобраны игровые упражнения, соответствующие особым образовательным потребностям дошкольников с моторной алалией;
• подобран речевой и стимульный материал для логопедической работы коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей среднего дошкольного возраста с моторной алалией.
Структура выпускной квалификационной работы: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения. Текст выпускной квалификационной работы изложен на 105 страницах.
Перспектива дальнейшего развития проекта: планируется дальнейшая апробация разработанного нами методического обеспечения логопедической работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей среднего дошкольного возраста с моторной алалией.
Для реализации цели и задач исследования нами проведено предпроектное исследование литературных источников, условий организации логопедической работы в конкретных дошкольных образовательных учреждениях, программно-методического обеспечения логопедической работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова, используемого учителями- логопедами образовательных учреждений, являющихся базой реализации проекта.
В результате теоретического анализа нами сделан вывод о том, что при моторной алалии в различной степени нарушается усвоение слоговой структуры слов, что влияет на дальнейшее речевое развитие, общение и успешность обучения в школе. В связи с этим возникает необходимость организации целенаправленной работы, направленной на коррекцию нарушений слоговой структуры слова у детей с моторной алалией.
На подготовительном этапе проекта нами проведен анализ программнометодического обеспечения логопедической работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова детей среднего дошкольного возраста с моторной алалией. Было выявлено, что в логопедической работе с детьми среднего дошкольного возраста с моторной алалией учителями-логопедами разрабатывается календарно-тематическое планирование на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и результатов логопедической диагностики. Отдельно программа коррекционного курса «Произношение» учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений не разрабатывается. Имеется программа коррекционной работы в рамках адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи с описанием содержания логопедической работы, что не позволяет дифференцировать содержание работы на подгрупповых логопедических занятиях по развитию произносительных навыков дошкольников различных типологических групп. Используемые в коррекционной логопедической работе приемы являются недостаточно привлекательными для детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня и моторной алалией, что снижает эффективность проводимой логопедической работы.
Для реализации диагностического этапа нами изготовлено и описано дидактическое обеспечение логопедического обследования слоговой структуры слова у детей среднего дошкольного возраста с моторной алалией. В качестве основного методического приема мы выбрали игровую форму предъявления диагностического задания (в форме простой игры с использованием элементов на липучках и игрушек). Мы предположили, что использование игр на липучках позволит заинтересовать детей с моторной алалией, организовать их внимание, повысить мотивацию к выполнению заданий и общению со взрослым, увеличить продолжительность процедуры обследования.
На диагностическом этапе нами выявлено, что дети среднего дошкольного возраста с моторной алалией демонстрируют различные варианты нарушений слоговой структуры слова: пропуск слогов, увеличение количества слогов путем добавления слогообразующей гласной, перестановка слогов в слове, искажения стечения согласных, уподобление одного слога другому. По итогам логопедического обследования нами выделены две группы дошкольников: с условно благоприятным и с неблагоприятным вариантом речевого развития.
Данные, полученные на подготовительном и диагностическом этапах проекта, позволили разработать методическое обеспечениелогопедической работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей среднего дошкольного возраста с моторной алалией. Нами разработана рабочая программа коррекционного курса «Произношение» с дифференцированным содержанием работы (на минимальном и достаточном уровне) и комплекс игровых упражнений с учетом речевых и неречевых особенностей
57 дошкольников рассматриваемой категории.
Оценочный этап позволил выявить достоинства разработанного нами методического обеспечения логопедической работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников 4-5 лет с моторной алалией, а также дальнейшие перспективы по его доработке.
Таким образом, цель и задачи проектной работы реализованы.
1. Агранович Е.З. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. - 48 с.
2. Андреева М.Б. Коррекция сенсорных и моторных нарушений у детей с алалией // Логопед. -2015. -N 8.- С. 92-103.
3. Артемова Е.Э., Басова А.А. К вопросу изучения алалии как дизонтогенеза речевого развития // Universum: Психология и образование: международный научный журнал. - 2016. N 3-4 (22). -С. 20-33.
4. Бабина Г.В., Слоговая структура слова: обследование и
формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие/Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина. - М.: Книголюб, 2005. -96 с.
5. Башинская Т.В. Как превратить «неговорящего» ребёнка в болтуна
(из опыта преодоления моторной алалии): пособие для учителей-дефектологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/
Т.В. Башинская, Т.В. Пятница. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2018. -122 с.
6. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. - М.: Просвещение, 1987.
7. Волковская Т.Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования. - М.: Образование плюс, 2009.
8. Воробьева В.К. К понятию системности нарушения речевой деятельности при моторной алалии // В сб.: Современная логопедия: теория, практика, перспективы. - М.: НПО «Экран», 2002. -С. 48-50.
9. Гаркуша Ю.Ф. Опыт развития произвольного внимания у детей с моторной алалией // Дефектология.1983. № 4. С. 16-22.
10. ГриншпунБ.М.Опринципахлогопедическойработынаначальныхэтап ахформированияречиумоторныхалаликов // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) : учеб. пособие для студ. высш. и сред. спец. пед. учеб. заведений. В 2 т. Т. 2 / под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. -М.: Владос, 1997.
11. Есечко Т.Б. Опыт формирования слоговой структуры состава слова у детей с ОНР. В сб.: Методы коррекционного нарушения звуковой стороны речи у детей. - Киев.: КГГТИ, 1979. -С. 22-52.
12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1999.
13. Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие.- М.: Соц.-полит. журн., 1994. -96 с.
14. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. 2-е изд., испр. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2008. -279 с.
15. Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. -Саратов, 1986...43