Введение 2
Глава 1 6
1.1. Понятие педагогической диагностики. Методы проведения 6
педагогической диагностики
1.2. Понятие «универсальные учебные действия». Состав 9
универсальных учебных действий. Логические УУД
1.3. Классификация и виды физических задач 18
Глава II 24
2.1. Уровни и критерии сформированности логических УУД 24
учащихся
2.2. Диагностический инструментарий сформированности 30
логических УУД
Заключение 38
Список использованных источников 39
Приложения 42
Когда - то очень давно Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования - это не знания, а действия».
Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника.
В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
Сегодня универсальным учебным действиям придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого - то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Если такие качества не будут сформированы, то, выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям.
Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).
На данный момент разработано и используется множество методик по формированию УУД у школьников. Но чтобы выбрать подходящую методику и средства обучения, нужно понимать уровень развития УУД, А вот диагностического инструментария на данный момент катастрофически мало. А ведь только используя диагностику можно получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения и выработать коррекционные программы педагогической и учебной деятельности, способствующие оптимальному развитию индивидуальности школьника.
...
В данной работе были решены следующие задачи:
Во- первых, мы рассмотрели и изучили универсальные учебные действия со стороны их формирования и диагностики. Мы увидели, что существует различное множество способов формирования УУД. Но на сегодняшний день, очень сложно диагностировать сформированность логических УУД из - за отсутствия инструментария.
Во- вторых, изучили методы и способы диагностики;
Конечно, на уроках физики удобным и действенным инструментом для формирования и диагностики послужат физические задачи. Классификация физических задач многочисленна. Мы отобрали наиболее практически важные и информативные типы задач: качественные, количественные, графические, экспериментальные, комбинированные. Они оптимальны для построения диагностического инструментария.
В - третьих, мы разработали диагностический инструментарий для средней школы на базе физических задач. Также разработали диагностический таблицы для задач каждого типа.
То есть, разработана полная методика для диагностики уровня развития логических УУД у учеников средней школы на уроках физики. Диагностические работы были использованы в процессе обучения 7, 8, 9 классов
Развитие работы мы видим, в создании диагностического инструментария сформированности логических УУД для старшей школы, Также, разработки диагностического инструментария сформированности всех видов универсальных учебных действий.
1. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе // Ростов н/Д., 2003.
2. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека // М., 2007.
3. Асмолов, А.Г.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе //М., 2011
4. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Задачи педагогической деятельности учителя, реализующего ФГОС начального общего образования // Начальная школа плюс До и После, 2011
5. Володин А. М., Кандальникова К. И., Кузякина Н. А. Универсальные учебные действия как одно из средств реализации деятельностного подхода на уроках физики в основной школе // Молодой ученый, 2014
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. // М.: Педагогика, 2011.
7. Дружинин В.Н. Психология // под общ. ред. В.Н. Дружинина. Питер, 2009
8. Закон Российской Федерации Об образовании. [Электронный ресурс]. URL: http://korkinodetsad.ru/page/statj a-32-zakona-rf-ob-obrazovanii
9. Ивашкин Д.А. Освоение метода познания на уроках физики: журн. Физика в школе // Первое сентября, 2011.
10. Конева С.А. Как развивать познавательные способности детей на уроках математики // Начальная школа плюс До и После,2006
11. Красин М.С. Система эвристических приемов решения задач по физике // Калуга, 2005.
12. Маклаков А.Г. Общая психология // Питер, 2008
13. .Павлова В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе // Начальная школа, 2011.
14. Перышкин, А.В. Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс» / Экзамен, 2013
15. Петровский А.В. Психология // М.: Академия, 2000
... всего 30 источников