ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ ПОСТАНОВКИ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
1.1. Характеристика баскетбола, как средства физического
воспитания
1
1.2. Анализ развития школьного баскетбола в Республике Тыва
1.3. Анализ школьной программы по физической культуре
1.4. Технология обучения учащихся игре в баскетбол
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Задачи исследования
2.2. Методы исследования
2.2.1. Анализ научно-методической литературы по исследуемой
проблеме
2.2.2. Педагогический эксперимент
2.2.3. Наблюдение
2.2.4. Тестирование
2.2.5. Хронометрирование.
2.3. Организация исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Методика обучения игры в баскетбол
3.2. Результаты исследования
ВЫВОДЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальной проблемой физической культуры в настоящее время является физическое воспитание учащихся средствами развития вариативного компонента. Одна из важнейших задач общеобразовательной школы — воспитание у детей потребности в повседневных занятиях физическими упражнениями. В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры, а именно баскетбол.
Баскетбол - универсальное средство физического воспитания, которое широко представлено в физическом воспитании, в учреждениях общего и профессионального образования.
Велика роль баскетбола в решении задач физического воспитания в широком возрастном диапазоне, таких как формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья физической культуры и спорта; физкультурное начальное образование, направленное на освоение интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей физической культуры, формирование основ физической и духовной основы культуры личности, повышение ресурсов здоровья, как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жизни.
Применение спортивных игр в физическом воспитании школьников играет немаловажную роль в формировании фундамента двигательных навыков и технической подготовленности, так как этот школьный возраст наиболее благоприятен для развития скоростных и координационных способностей.
Современный баскетбол находится в стадии бурного творческого подъема, направленного на активизацию действий, как в нападении, так и в защите. Игра отличается большой эмоциональностью, требует
проявления разносторонних физических качеств и двигательных действий, интеллектуальных способностей, моральных и волевых качеств. Эти особенности делают её одним из наиболее действенных оздоровительных и воспитательных средств, оказывающих комплексное воздействие на организм занимающихся.
Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Не случайно он очень популярен среди школьников. Баскетбол, как важное средство физического воспитания и оздоровления детей, включен в
общеобразовательные программы средних школ, школ с политехническим и производственным обучением, детских спортивных школ, городских отделов народного образования и отделения при спортивных добровольных обществах.
Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры.
Баскетбол используется как для массовой физкультурно¬оздоровительной работы, так и для достижения высот спортивного мастерства. В соответствии с комплексной программой физического воспитания школьников, баскетбол является важнейшим способом их физического развития. Все это определило актуальность и выбор темы исследования «Баскетбол как средство реализации вариативного компонента в физическом воспитании учащихся».
Объект исследования: учебный процесс физического воспитания учащихся общеобразовательной школы.
Предмет исследования: баскетбол как средство реализации ариативного компонента в физическом воспитании учащихся.
Цель исследования: совершенствовать учебный процесс
шзического воспитания школьников и обосновать роль баскетбола как редства реализации вариативного компонента в физическом воспитании чащихся.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование іаакетбола в качестве средства физического воспитания в школе повысит штерес учащихся к занятиям физической культурой, предоставит возможность осуществить на практике вариативность в физическом воспитании школьников; разработанная методика обучения позволит увеличить эффективность проявления всех видов подготовленности в /словиях соревновательно-игровой деятельности.
Новизна исследования заключается в том, что на материале Заскетбола осуществлен вариативный компонент в планировании содержания и организации учебного процесса физического воспитания в
школе.
Теоретическая значимость исследования заключается в совершенствовании и дополнении раздела теории физического воспитания в вопросах методики обучения и планирования школьного учебного процесса. В частности, дано теоретическое обоснование педагогической технологии обучения школьников, основанной на методике спортивной тренировки и увеличении объема интегральной подготовки до 45%.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на материале баскетбола осуществлен вариативный компонент в планировании содержания и организации учебного процесса физического воспитания в школе. Также знание о развитии физического воспитания учащихся посредством игры в баскетбол в форме вариативного компонента позволит учителям физической культуры подбирать и использовать средства, обеспечивающие обучение на более высоком качественном уровне, а ученикам возможность с желанием повышать свое физическое развитие.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды В.В. Кузина, А.М. Зинин, А.И. Боднарь, а также электронные ресурсы «Университетская библиотека Online».
Результаты исследования в целом подтвердили выдвинутую нами гипотезу и позволяют сделать следующий выводы:
1. Использование баскетбола в качестве средства физического воспитания в школе повысит интерес учащихся к занятиям физической культурой (у ЭГ увеличение на 30%).
2. Разработанная методика обучения позволила увеличить эффективность проявления всех видов подготовленности в условиях, соревновательно-игровой деятельности.
3. Комплексная, разносторонняя тренировка наиболие эффективна в сравнинии с односторонней.
4. На уроках физической культуры в средних общеобразовательных школах большое внимание слидуит уделять спортивным играм, так как они имеют оздоровительно-гигиенические особенности школьников (большое разнообразии двигательных действий, составляющих содержание игры, способствует воспитанию физических, моральных и волевых качеств; одновременно с этим в играх совершенствуются жизненно важный умения и навыки; при игре детям легче усваивать и развивать различные качества).
5. Значимость игры в баскетбол для развития физического воспитания учащихся старших классов средний общеобразовательной школы заключается в том, что он влияет практически на все психофизические качества человека одновременно: развивает ловкость, быстроту, выносливость, гибкость и силу, и воспитывает смелость, решительность, настойчивость, инициативность, чувство коллективизма. Быстрый темп вызывает высокий уровень эмоциональности, что обеспечивает огромный интерес к игре, в результате которого большинство людей переходит к активному образу жизни.
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст] / Б. А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1978.- 85 с.
2. Бабушкин, В.З. Подготовка юных баскетболистов [Текст] / В. 3. Бабушкин. - Киев: 1985. - 43 с.
3. Баскетбол: поурочная учебная программа для школ, М.: Физкультура и спорт, 1982. - 34 с.
4. Башкин, С.Г. Уроки по баскетболу [Текст] / С. Г. Башкин. - М.: Физкультура и спорт, 1996. - 83 с.
5. Бондарь, А.Н. Учись играть в баскетбол [Текст] / А. Н. Бондарь. - Минск: 1986. - 56 с.
6. Волейбол. Гандбол. Баскетбол: Организация и проведение соревнований по упрощенным правилам [Текст] / Под общ. ред. Г. Я. Соколова. - Омск: СибГАФК, 1998. - 60 с.
7. Гомельский, А.Я. Баскетбол: секреты мастерства: 1000 баскетбольных упражнений [Текст] / А. Я. Гомельский. - М.: 1997. - 145 с.
8. Гомельский А.Я. Баскетбол завоёвывает планету. - М.: Советская Россия, 1980
9. Грасис, А.М. Методика подготовки баскетболистов разрядников [Текст] / А. М. Грасис. - М.: Физкультура и спорт, 1962. - 110 с.
10. Грасис, А.М. Специальные упражнения баскетболистов [Текст] / А. М. Грасис. - М.: Физкультура и спорт, 1967. - 56 с.
11. Джон Р. Вуден. Современный баскетбол. - М.: Физкультура и спорт,2007
12. Джон Р. Вуден, Современный баскетбол [Текст] / Джон Р. Вуден. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 77 с.
13. Донченко, П.И. Баскетбол юным [Текст] П. И. Донченко. - Ташкент: 1989. - 104 с.
14. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры [Текст] / Ю. Д. Железняк. - М .:
2003. -55 с.
15. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учиб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Ю. Д. Железняк. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 264 с.
16. Жбанков, О. В. Физкультура и спорт [Текст]. О. В. Жбанков. Развитии прыгучести у юных баскетболистов, 1995, № 3.
17. Дворник, Л. С. Физкультура и спорт [Текст]. Л. С. Дворник., А.А. Хабаров., С. Ф. Евтушенко. Использовании отягощений на тренировках, 1999, №3.
18. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена [Текст] / В. М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 66 с.
19. Зельдович, Т.А. Подготовка юных баскетболистов [Текст] / Т. А. Зельдович. - М.: Физкультура и спорт, 1964. - 81 с.
20. Ковалёв В.Д. Спортивные игры. - М.: Просвищение, 2008
21. Коробейников Н.К., Михиив А.А., Николенко И.Г. Физическое воспитание. - М.: Высшая школа, 2009
22. Котляровский-Зубченко, А.А. Все начинается с урока [Текст] / А. А. Котляровскuй-Зубаенко. // Физическая культура в школе. - 2005. № 8. - 15 с.
23. Комплексная программа для 1-11 классов общеобразовательных школ с направленным развитием двигательных качеств [Текст] / В. Н. Шаулин., Е. Н. Литвинов. - М.: Физкультура и спорт, 1993. - 34 с.
24. Костикова, Л. В. Баскетбол. Азбука спорта [Текст] / Л. В. Костикова. -М.: 2002.-81 с.
25. Космина, И. П. Спорт в школе: Организационно-методические основы преподавания физической культуры. В 2-х т. Т. 1 [Текст] / Сост. И. П. Космина., А. П. Паршиков., Ю. П. Пузырь. - М.: Советский спорт, 2003. - 256 с.
26. Кудряшов, В. А. Физическая подготовка юных баскетболистов [Текст] / В. А. Кудряшов. - Минск : 1980. - 105 с.
27. Кудряшов, В. А. Спортивные игры [Текст] / В. А. Кудряшов. - Минск : 1968. - 35 с.
28. Кузнецов, В. С. Баскетбол: Развитие Скоростных способностей [Текст] / В. С. Кузнецов // Физическая культура в школе. - 2008. - № 2. - С. 59-63.
29. Куликов, Л. М. Управление спортивной тренировкой, системность, адаптация, здоровье [Текст] / Л. М. Куликов. - М.: Физкультура, образование, наука, 1995. - 395 с.
30. Линденберг, Ф. Баскетбол: игра и обучение [Текст] / Ф. Линденберг.
- М.: Физкультура и спорт, 1971. - 205 с.
31. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. - М. Просвещение, 2008
32. Маркосян, А. А. Физиология. 6-е издание, переработанное [Текст] / А. А. Маркосян. - М.: Медицина, 1969.
33. Михайлова, Н. В. Как сформировать интерес к физической культуре [Текст] / Н. В. Михайлова. // Физическая культура в школе. 2005, № 4. - С. 10
- 14.
34. Набатникова, М. Я. Специальная выносливость спортсмена [Текст] / М. Я. Набатников. - М : Физкультура и спорт. 1972. - 208 с.
35. Начинская, С. В. Спортивная метрология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. В. Начинская. - М.: издательский центр «Академия», 2005. - 240 с.
36. Нестеровский, Д. И. Баскетбол теория и методика обучения / Д. И. Нестеровский. - М .: Академия. 2004. - 334 с.
37. Немцева, Н. А. Особенности прыжковой деятельности в баскетболе
[Текст] / Н. А. Немцева. // Педагогика, психология и медико-биологические %
проблемы физического воспитания и спорта. - 2007 . - № 2. - С. 86-94.
38. Погадаев, Г. И. Спортивные игры [Текст] / Г. И. Погадаев., Н. Д. Никандрова., В. В. Кузина. - М.: 2000. - 496 с.
39. Портнов, Ю. И. Доступный каждому баскетбол. [Текст] // Ю. И. Портнов. - М.: Адаптивная физичиская культура. 2011. - № 1- С. 25-25.
40. Портнов Ю.М. Баскетбол. Учебник для вузов физической культуры.
- М. Физкультура и спорт, 2007
41. Пьязин, А. И. Физкультура и спорт [Текст] / А. И. Пьязин. // Группы упражнений для развития скоростно-силовых качеств. 1995. - № 4.
42. Сыч, В. Л.Современная система спортивной подготовки [Текст] / под рид. В.Л.Сыча., Ф.Л.Суслова., Б.Н. Шустина. - М.: Физкультура и спорт, 1995.-76 с.
43. Спортивные игры [Текст]: учеб. для студентов пид. инситутов по спец. «Физическое воспитание» / Под ред. В.Д. Ковалева. - М.: Просвещении, 1988.-304 с.
44. Спортивные игры [Текст]: учиб. пособие для пед. училищ физ. воспитания / Под рид. Н. П. Воробьева. - М.: Просвищение, 1975. - 271 с.
45. Спортивные игры [Текст]: учебник для физ. институтов / Под рид. Ю. И. Портных. - М.: Физкультура и спорт 1975. - 336 с.
46. Спортивные игры [Текст]: Совершенствовании спортивного мастерства: учеб. для студ. высш. учиб. завидений / Под ред. Ю. Д. Железняка.,Ю. М. Портнова. - М.: Издательский центр «Академия». 2004. - 400с.
47. Спортивные игры [Текст]: Техника, тактика, методика обучения: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под рид. Ю. Д. Железняка., Ю. М. Портнова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,
2004. - 520 с.
48. Спортивные и подвижные игры [Текст]: учебник для средних спиц. учебных заведений физ. культ. / Под ред. Ю. И. Портных. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Физкультура и спорт. 1984. - 344 с.
49. Теория и методика физического воспитания под ред. Г.Д. Харабуги. - М.: Физкультура и спорт, 1969. - 57 с.
50. Фомин, Н.А. Возрастные основы физического воспитания [Текст] / Н. А. Фомин., В. П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 104 с.
51. Харре, Д. Учение о тренировке [Текст] / Д. Харре. — М.: Физкультура и спорт, 1971. - 78 с.
52. Хрынин, В.А. Играйте в баскетбол / В. А. Хрынин. — М.: Физкультура и спорт, 1967. - 33 с.
53. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта [Текст] / Ж. К. Холодов.. В. С. Кузнецов. - М.: Академия. 2001. - 480 с.
54. Шестаков, М. П. Техническая подготовка [Текст] М.П.Шестаков., И. Г. Шестаков. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 127 с.
55. Яхонтов Е.Р. Мини-баскетбол. — М.: Физкультура и спорт, 2007