Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЖАНРА ХОРРОР В ЧТЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ (К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ)

Работа №168349

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы64
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Феномен подросткового чтения: социологические и психологические
исследования 6
1.1 Социология чтения: к проблеме формирования читательской
грамотности 6
1.2 Психология эмоций в сфере возрастных особенностей подростка 10
Глава 2. Историко- культурные и литературные истоки жанра хоррор 15
Глава 3. Духовно- религиозный контекст хоррор произведений 25
3.1 Роман У. Блэтти «Изгоняющий дьявола» как авторская интерпретация
евангельского сюжета об одержимости 25
3.2 Апокалиптическая тематика повести С. Кинга «Туман» 28
3.3 Мотив поиска бога в малых жанрах хоррор- эпоса (С.Кинг «Дети
кукурузы», К. Баркер «Изыди Сатана») 33
Глава 4. Методические аспекты изучения жанра хоррор 39
4.1. Организация школьного и внешкольного направления работы в постижении жанра 39
Список литературы 52
Приложение 1 1
Приложение 2 2
Приложение 3 7


Выбор тематики исследования обусловлен тем, что на сегодняшний день существует проблема, связанная с чтением современного школьника. Эта проблема привела к появлению феномена понятия читательской грамотности. Решение этой проблемы предполагается наряду с психологией, социологией, культурологией и другими науками в теории и практике методики обучения.
Механизм формирования читательской грамотности на основе изучения жанра хоррор построен за счет определенных составляющих. Во- первых, это интерес к хоррору, как интересному для школьников жанру, что доказано исследованиями социологов. Во- вторых, наличие произведений с элементами жанра хоррор в школьных программах. В этом ряду располагаются такие авторы, как Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, В. А. Жуковский, Э. По. В- третьих, существование образцовых произведений данного жанра. Тексты духовно - религиозной тематики, основанные на библейских мотивах и образах, имеют воспитательный потенциал и способствуют формированию читательской культуры. В- четвертых, психолого- эстетические параметры хоррор литературы. Яркая образная система и художественные приемы, вызывающие эмоциональный отклик, активизируют мыслительные процессы и способствуют раскрытию творческого потенциала читателя. Важно расширять понимание категории ужасного в литературе, выявлять ее особенности с точки зрения художественной ценности и методических возможностей. Это и определяет актуальность исследования.
Цель исследования состоит в выявлении целесообразности освоения хоррор литературы в подростковой и юношеской среде как одного из возможных путей формирования читательской грамотности.
Задачи:
1 Выявить социологический, психологический, методический
аспекты решения проблемы формирования читательской грамотности;
2 Обозначить тенденции формирования и развития литературы жанра хоррор;..

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Понятие читательской грамотности представляет собой сложный механизм, который состоит из совокупности различных навыков работы в текстовом пространстве. Активная работа в этой области связана с нацеленностью методистов повысить уровень читательской культуры за счет формирования понимании текста, умения свободно владеть им в любых ситуациях. В нашем исследовании мы выяснили, что решение проблемы формирования читательской грамотности должно быть комплексным и основываться на данных исследований различных наук (психологии, социологии, литературоведения), которые, так или иначе, способствуют понимаю целесообразности и продуктивности работы с тем или иным жанром.
При решении поставленных задач, нами было выявлено, что основная проблема чтения современных подростков связана с тем, что их внимание обращено к текстам массовой литературы во всем ее многообразии. Причина этого, во- первых, в проблемно- тематической и жанровой отдаленности классических текстов от школьников, во- вторых, в сложности восприятия классической литературы, которая связана с затруднением преобразования словесной информации в визуальную. Выявленный в результате социологических исследований читательских предпочтений школьников в разных субъектах России, и анкетирования обучающихся школы №157 города Красноярск особый интерес школьников к жанру хоррор, позволяет говорить о высоком уровне мотивации чтения данных произведений, что и является главным основанием для разработки методических рекомендаций по работе с ним.
Кроме того, определяя характерные черты духовно- религиозного содержания жанра хоррор, мы пришли к выводу о том, что данные тексты имеют широкий функционал. Так, мировидение авторов хоррора позволяет выделить особую глубинную эстетику произведений, которую необходимо рассматривать во взаимосвязи с культурным и историческим пространством. Ужас в различных областях искусства эстетизируется за счет искажения и мистификации современной реальности. Психотерапевтическое воздействие хоррор литературы доказано психологами, оно заключается в возможности снятия эмоциональной нагрузки и предупреждении опасного поведения. Особая композиционная структура, яркая образная система доказывает наличие развлекательного элемента, способного увлечь читателя. Стоит отметить воспитательный потенциал хоррора, поскольку проанализированные нами тексты, способствуют поэтапному формированию нравственного и духовного потенциала, приближают подростков к религиозному сознанию.
Решая проблему формирования читательской грамотности, мы предлагаем несколько направлений работы с жанром хоррор. Школьное направление предполагает работу с произведениями школьной программы, эстетика которых характеризуется ярко- выраженными элементами ужаса, обращение к которым повысит интерес к прочтению классического текста. Внешкольное направление предполагает работу мотивированных читателей в сотрудничестве, которое будет способствовать продуктивной работе по достижению поставленных целей.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в необходимости расширения списка предлагаемых для изучения текстов, а также в организации работы с данным жанром в младшей возрастной группе на основе текстов, соответствующих этой возрастной категории.
Таким образом, в результате проведенного нами эксперимента, моделирования занятий внеклассной и внешкольной работы, а также учета поиска способов работы с текстом учителей- словесников, мы приходит к выводу о том, что освоение жанра хоррор может быть одним из эффективных путей формирования читательской грамотности, работа над которым может быть продолжена в разных направлениях.



1. Адорно Т.В. Эстетическая теория. - М.: Республика, 2002. - 527 с.
2. Аникин В.П. Русское устное народное творчество/ В. П. Аникин. - М.: Высшая школа, 2001. - 726 с.
3. Ахмедова У. С.. Мифология ужаса Г. Ф. Лавкрафта и традиции американского романтизма // Культурная жизнь юга России. - 2011. - № 5. - С. 5-58.
4. Бандура А. Теория социального научения. - Спб.: Евразия, 2000. - 320 с.
5. Белов В. А. Современные читательские предпочтения подростков и юношества / В. А. Белов, В. В. Громова // Библиосфера. - 2014. - № 1. - С. 31-37.
6. Бердяев, Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. Москва: Республика, 1993. - 384 с.
7. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. - М.: Издание Моск. Патриархии, 1988. - 1376 с.
8. Блэтти У. П., Зельцер Д., Ховард Ж. Изгоняющий дьявола. Знамение. Дэмьен. - М.: Ключ-С, 1992. - 554 с.
9. Гринева М.И. Психолого- педагогический анализ проблемы культуры чтения подростков / М. И. Гринева // Современные исследования социальных проблем. - 2013. - № 9. - C. 16-32.
10. Жембровская Т. Е. Формирование читательского интереса у школьников, или как приучить подростка к книге/ Т. Е. Жембровская// Литература в школе. -2016. - № 11. - С. 42- 43.
11. Жигульская Е.Ю. Ветхий Завет и основы государственности // Современная наука. -2011. - № 4. - С. 21-25.
12. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. - Спб.: Союз, 2000. - 448 с.
13. Изард Е.Э. Психология эмоций. СПб: Питер, 2000. -146 с.
14. Ильин Е. П. Психология страха / Е. П. Ильин. - Спб.: Питер, 2017. -352 с.
15. Ионов А.Ю. Определение жанра хоррор на основе жанровой теории Рика Олтмена // Вестник РГГУ. - 2015. - С. 107-114...51


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ