Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Работа №168346

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы78
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1 Формирование оптико-пространственных функций в
онтогенезе 7
1.2 Особенности формирования оптико-пространственных функций у детей
с ОНР 13
1.3 Обзор методов и приемов, направленных на формирование оптико-пространственных функций у детей с ОНР 19
Вывод по главе 1 27
Глава 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ
29
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 29
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 44
2.3 Методические рекомендации, направленные на профилактику
нарушений оптико-пространственных функций 54
Вывод по главе 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 74


Письменная речь развивается при взаимодействии различных высших психических функций, таких как речь, память, зрительное, слуховое восприятие и предметные действия. Каждый этап процесса письма протекает на основе умений и навыков пространственного ориентирования, которые должны сформироваться к старшему дошкольному возрасту при полноценном развитии ребенка.
Овладение письменной речью означает усвоение особой и сложной символической системы знаков. Поэтому письмо является продуктом длительного развития высших психических функций, личности и поведения ребенка.
Оптические нарушения письменной речи, связаны с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, зрительной памяти и проявляются в утере обобщенного оптического образа буквы, обозначающего конкретный звук: графема в этом случае перестает выполнять функцию обозначения определенного звука.
Во второй половине двадцатого столетия появляется нейропсихологическое направление (А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, Т.В. Ахутина, А.В. Семенович, Л.С. Цветкова и др.), в котором механизмы письма рассматриваются с позиций нейрофизиологии. Представители этого направления считают, что дисграфия у старших дошкольников может быть результатом нарушения любого из компонентов, составляющих структуру письма.
Из этого следует, что от уровня сформированности оптико-пространственных представлений зависит степень готовности ребенка к школьному обучению и, в частности, готовности к усвоению им зрительных образов букв. Особенно часто трудности в овладении зрительно-пространственных представлений отмечаются у детей с различной речевой патологией, у которых нарушения гнозиса значительно шире, чем у детей с нормальным речевым развитием. Нарушения в формировании письменной речи препятствуют успешному обучению ребенка, эффективной школьной адаптации, часто вызывает болезненные психические реакции, отклонения в формировании личности ребенка...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы выявили несколько закономерностей: у детей с тяжелыми нарушениями речи предпосылки письменной речи сформированы на разных уровнях. Это в свою очередь ведет к глубоким вторичным нарушениям письменной речи. У детей с ОНР III уровня недостаточно сформированы оптико¬пространственные функции, что может привести к дезадаптации в окружающем пространстве, низкой мотивации угнетению психического и физического здоровья, в школьной деятельности. Все большее количество детей с тяжелыми нарушениями речи, увеличивающееся с каждым годом, испытывают трудности в подготовке к школьной деятельности. Это требует от педагогов поиска новых альтернативных путей решения этой проблемы.
Актуальность данной работы была обусловлена тем, что раннее выявление оптических нарушений у дошкольников 6-7 лет с ОНР III уровня позволит сократить число младших школьников, столкнувшихся с проблемами формирования письменной речи. Проведение нами констатирующего эксперимента и получение аналитических данных подтверждает наличие данной проблемы и важность работы по данному направлению.
Наше исследование проводилось с целью выявления уровня сформированности оптико-пространственных функций. С помощью диагностического комплекса нами были выделены 2 группы дошкольников 6-7 лет с ОНР III уровня: со средним и низким уровнем сформированности оптико-пространственных функций. Исследуемые группы детей испытывали трудности в овладении навыками предпосылок письменной речи. В результате проводимого эксперимента нами были выявлены следующие типологические ошибки:
- слабая сформированность оптического гнозиса;
- недостаточно сформированный зрительный анализ и синтез;
- слабая функция зрительной памяти;
- повторы графических изображений;..


1. Ахутина Т.В. Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Учеб. пособие для студ. учеб. заведений / Т.В. Ахутина , Н.М. Пылаева. - М.: Академия, 2008. 64 с.
2. Ахутина Т.В. Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Альбом / сост. Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. - М.: Академия, 2003. 32 с.
3. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методика «сложи фигуру» в диагностике и коррекции зрительно-пространственных трудностей // Школа здоровья. СПб.: Питер, 2008. 320 с.
4. Ахутина Т.В., Золотарева Э.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции // Школа здоровья. 1997. №3. С.38-42.
5. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. - М.: Вентана- Граф, 2008. 240 с.
6. Безруких М.М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5 - 7,5 лет. - М.: Новая школа, 1996. 44 с.
7. Безруких М.М., Ефимова С.П. Родничок. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. М.: Арктоус, 1997. 85 с.
8. Белова Т.В., Солнцева В.А. Готовимся к школе. Коррекционные игры и упражнения. - М.: Профиздат, 2007. 64 с.
9. Вартапетова Г.М. Коррекция нарушений письма у учащихся начальных классов с учетом латеральной организации сенсомоторных функций / Г.М. Вартапетова: Дис. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2002. 242 с.
10. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей школьного
возраста: учеб. метод. пособие / Т.Г. Визель. М.: Астрель, 2005. 127 с.
11. Волкова Л.С. Логопедия: учебник для пед. вузов дефектолог. фак.: доп. М-вом образования и науки РФ / Л.С. Волкова - М.: ВЛАДОС, 2009. 703 с.
12. Волоскова Н.Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов: дис. канд. пед. наук: 13.00.03/ Н.Н. Волоскова. - М., 1996. 158 с.
13. Волоскова Н.Н. Формирование графо-моторного компонента письма у
учащихся начальных классов // Чтение и письмо: трудности обучения и коррекция: Учеб. пособие / Под общ. ред. О.Б. Иншаковой. М.: 2001. С.
193-199.
14. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский - М.: Национальное образование, 2016. 368 с.
15. Габова М.А. Технология развития пространственного мышления и графических умений у детей 6-7 лет: Практическое пособие / М.А. Габова. - М.: АРКТИ, 2008. 135 с...60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ