ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО
СТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие «самостоятельность», проблема развития
самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в педагогической литературе 7
1.2. Особенности развития самостоятельности детей старшего
дошкольного возраста 12
1.3. Педагогические условия развития самостоятельности детей
старшего дошкольного возраста 16
Выводы по Главе 1 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 27
2.1. Задачи, методика и результаты констатирующего этапа эксперимента 27
2.2. Организация работы по развитию самостоятельности детей
старшего дошкольного возраста 40
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы и интерпретация 43
Выводы по Главе 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО
СТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие «самостоятельность», проблема развития
самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в педагогической литературе 7
1.2. Особенности развития самостоятельности детей старшего
дошкольного возраста 12
1.3. Педагогические условия развития самостоятельности детей
старшего дошкольного возраста 16
Выводы по Главе 1 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 27
2.1. Задачи, методика и результаты констатирующего этапа эксперимента 27
2.2. Организация работы по развитию самостоятельности детей
старшего дошкольного возраста 40
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы и интерпретация 43
Выводы по Главе 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Актуальность темы исследования. Проблема развития у детей самостоятельности была и остается в педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности является стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Самым важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.
Детская активность и самостоятельность все чаще становится объектом повышенного внимания ученых и педагогов. Связано это непосредственно с необходимостью решения проблемы подготовки дошкольников к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированном подходе к организации образовательного процесса образовательных учреждений.
Наша жизнь становится все многообразнее и сложнее, от человека требуется творческий подход к решению больших и малых задач, а не шаблонные, привычные действия, способность самостоятельно ставить и решать новые задачи. Одной из задач, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является задача развития инициативности, самостоятельности и ответственности детей [2]. Для этого предлагается поддерживать развитие детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности.
К поступлению в школу ребенок должен научиться быть самостоятельным. Без помощи взрослых умываться, одеваться, обуваться, принимать пищу, пользоваться туалетом, привыкнуть в определенное время вставать, ложиться спать, обедать, завтракать и т.д. Если этому вовремя не научиться - ребенок будет выглядеть среди одноклассников неловким и неуклюжим, чувствовать себя «не в своей тарелке».
Впервые самостоятельность проявляется в младшем дошкольном возрасте. По определению А.Н. Леонтьева это является периодом «Первоначального фактического складывания личности» [16].
В дальнейшем развитие самостоятельности связано с освоением ребенком разных видов деятельности - игровой, трудовой, продуктивной.
Проблема развития самостоятельности до сегодняшнего дня так и не нашла в реальной практике дошкольного образования своего решения.
Часто условия в дошкольном образовательном учреждении не предполагают практической реализации деятельности, возникающей по инициативе самого ребенка и отвечающей его потребностям и интересам. Уделяя максимум внимания для решения задач обучения и воспитания, взрослые активно организуют деятельность детей, направляют и регулируют ее. Это приводит к тому, что данная организованная деятельность не дает возможности перейти на уровень самостоятельности детей, что препятствует условиям для собственного становления. Практика показывает, что педагоги не в состоянии создать эффективные условия для предоставления воспитанникам право на свободу выбора и организацию самостоятельной деятельности в детском саду. Можно предположить, связано это с тем, что педагоги владеют методикой организации самостоятельной деятельности в недостаточной степени, что является причиной затруднений при подборке условий для ее реализации.
Противоречие между необходимостью и имеющимися возможностями практиков позволило обозначить проблему и определить тему исследования: «Организация педагогической работы с родителями по развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования - теоретически обосновать и реализовать педагогические условия по развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться успешнее, при создании следующих психолого-педагогических условий:
- организация совместной деятельности педагогов и родителей с учетом
интересов и потребностей семьи;
- вовлечение родителей в образовательную деятельность с детьми.
В соответствии с целью и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретический материал по проблеме развития самостоятельности в работах отечественных и зарубежных исследователей.
2. Подобрать методы и методики для проведения эмпирического исследования.
3. Провести эмпирическое исследование по изучению уровня развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и апробировать педагогические условия работы по развитию самостоятельности старших дошкольников.
Методы исследования:
1. Анализ педагогической литературы;
2. Организация констатирующего и формирующего эксперимента;
3. Диагностика проявлений самостоятельности детей с помощью карты проявлений самостоятельности А.М.Щетининой.
4. Методика «Диагностики родительского отношения», А.Я. Варга, В.В. Столин.
Практическая значимость данной работы может использоваться в работе педагогов дошкольных образовательных организациях в виде консультаций, памяток для родителей и педагогов.
Этапы исследования:
1 этап - можно обозначить как поисково-теоретический, в рамках которого формируется теоретическое понимание проблемы исследования и наиболее важных аспектов изучаемой сферы, формулируются его исходные позиции, разрабатываются основные понятия;
2 этап - имеет опытно-экспериментальный характер. Этап характеризуется проверкой гипотезы исследования, реализованы педагогические условия организации работы по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в рамках дошкольного учреждения;
3 этап - заключительно-оценочный (или итоговый). Данный этап нацелен на проверку и уточнение сделанных в ходе исследования выводов, оформление и анализ результатов работы, оформление и выпускной квалификационной работы.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в МКДОУ «ДС № Х «Рябинушка» с. Богучаны.
Структура и объем работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Работа иллюстрирована таблицами и гистограммами.
Детская активность и самостоятельность все чаще становится объектом повышенного внимания ученых и педагогов. Связано это непосредственно с необходимостью решения проблемы подготовки дошкольников к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированном подходе к организации образовательного процесса образовательных учреждений.
Наша жизнь становится все многообразнее и сложнее, от человека требуется творческий подход к решению больших и малых задач, а не шаблонные, привычные действия, способность самостоятельно ставить и решать новые задачи. Одной из задач, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является задача развития инициативности, самостоятельности и ответственности детей [2]. Для этого предлагается поддерживать развитие детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности.
К поступлению в школу ребенок должен научиться быть самостоятельным. Без помощи взрослых умываться, одеваться, обуваться, принимать пищу, пользоваться туалетом, привыкнуть в определенное время вставать, ложиться спать, обедать, завтракать и т.д. Если этому вовремя не научиться - ребенок будет выглядеть среди одноклассников неловким и неуклюжим, чувствовать себя «не в своей тарелке».
Впервые самостоятельность проявляется в младшем дошкольном возрасте. По определению А.Н. Леонтьева это является периодом «Первоначального фактического складывания личности» [16].
В дальнейшем развитие самостоятельности связано с освоением ребенком разных видов деятельности - игровой, трудовой, продуктивной.
Проблема развития самостоятельности до сегодняшнего дня так и не нашла в реальной практике дошкольного образования своего решения.
Часто условия в дошкольном образовательном учреждении не предполагают практической реализации деятельности, возникающей по инициативе самого ребенка и отвечающей его потребностям и интересам. Уделяя максимум внимания для решения задач обучения и воспитания, взрослые активно организуют деятельность детей, направляют и регулируют ее. Это приводит к тому, что данная организованная деятельность не дает возможности перейти на уровень самостоятельности детей, что препятствует условиям для собственного становления. Практика показывает, что педагоги не в состоянии создать эффективные условия для предоставления воспитанникам право на свободу выбора и организацию самостоятельной деятельности в детском саду. Можно предположить, связано это с тем, что педагоги владеют методикой организации самостоятельной деятельности в недостаточной степени, что является причиной затруднений при подборке условий для ее реализации.
Противоречие между необходимостью и имеющимися возможностями практиков позволило обозначить проблему и определить тему исследования: «Организация педагогической работы с родителями по развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования - теоретически обосновать и реализовать педагогические условия по развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться успешнее, при создании следующих психолого-педагогических условий:
- организация совместной деятельности педагогов и родителей с учетом
интересов и потребностей семьи;
- вовлечение родителей в образовательную деятельность с детьми.
В соответствии с целью и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретический материал по проблеме развития самостоятельности в работах отечественных и зарубежных исследователей.
2. Подобрать методы и методики для проведения эмпирического исследования.
3. Провести эмпирическое исследование по изучению уровня развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и апробировать педагогические условия работы по развитию самостоятельности старших дошкольников.
Методы исследования:
1. Анализ педагогической литературы;
2. Организация констатирующего и формирующего эксперимента;
3. Диагностика проявлений самостоятельности детей с помощью карты проявлений самостоятельности А.М.Щетининой.
4. Методика «Диагностики родительского отношения», А.Я. Варга, В.В. Столин.
Практическая значимость данной работы может использоваться в работе педагогов дошкольных образовательных организациях в виде консультаций, памяток для родителей и педагогов.
Этапы исследования:
1 этап - можно обозначить как поисково-теоретический, в рамках которого формируется теоретическое понимание проблемы исследования и наиболее важных аспектов изучаемой сферы, формулируются его исходные позиции, разрабатываются основные понятия;
2 этап - имеет опытно-экспериментальный характер. Этап характеризуется проверкой гипотезы исследования, реализованы педагогические условия организации работы по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в рамках дошкольного учреждения;
3 этап - заключительно-оценочный (или итоговый). Данный этап нацелен на проверку и уточнение сделанных в ходе исследования выводов, оформление и анализ результатов работы, оформление и выпускной квалификационной работы.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в МКДОУ «ДС № Х «Рябинушка» с. Богучаны.
Структура и объем работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Работа иллюстрирована таблицами и гистограммами.
В соответствии с ФГОС ДО образовательной задачи должны решаться педагогами: в ходе режимных моментов; в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях); в самостоятельной деятельности детей; в совместной деятельности с семьей.
Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей.
«Самостоятельность» - это постепенно развивающееся стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Старший дошкольный возраст наиболее оптимален для активного развития самостоятельности, ведь в этом возрасте уже пройден начальный этап развития и начался этап активного взросления, когда появляется осознанность своих действий, все больше проявляется инициативность, умение решать без помощи взрослого более сложные задачи, проявляется собственное мнение в суждениях.
К поступлению в школу ребенок должен научиться быть самостоятельным. Без помощи взрослых умываться, одеваться, обуваться, принимать пищу, пользоваться туалетом, привыкнуть в определенное время вставать, ложиться спать, обедать, завтракать и т. д. Если этому вовремя не научиться - ребенок будет выглядеть среди одноклассников неловким и неуклюжим, чувствовать себя «не в своей тарелке».
Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили сформулировать следующие выводы:
1. В ходе исследования была изучена и выявлена степень разработанности проблемы в научно-методической литературе. Изучение педагогических исследований позволяет констатировать, что в отечественной науке нет единого понимания сущности самостоятельности, определения ее места в структуре личности и твердых рекомендаций по её формированию (С.Л. Рубинштейн).
В работах выделяются условия, влияющие на становление самостоятельности, однако выделяются они достаточно формально, как максимальный перечень (очевидно, что влияние может оказывать очень многое - от типа нервной системы самого ребенка до особенностей семейного взаимодействия). Задача педагогов должна состоять в том, чтобы выделить те факторы, опора на которые способствовала бы становлению детской самостоятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения. Конкретизирована сущность понятия «самостоятельность» старших дошкольников
2. Разработаны и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса развития самостоятельности у старших дошкольников. В качестве наиболее значимых из них выдвинуты:
- опора на систему детской деятельности, которая обеспечивает мотивационную связь разных видов деятельности;
- особая организация совместной деятельности детей и педагогов (в настоящее время НОД, в том числе и игровых), которые становятся рабочим инструментом для приобретения ребенком практического опыта реализации той или иной деятельности;
- создание особой предметно-развивающей среды, позволяющей свободно использовать ее компоненты, легко и гибко ее менять, дополнять или даже создавать в зависимости от собственных задач;
- развитие самостоятельности должно происходить не только в во время пребывания детей в дошкольном учреждении, но и дома, когда родители могут использовать соответствующие рекомендации, предложенные в дошкольном учреждении. Такая «двойная» работа над формированием самостоятельности дошкольников более эффективная, чем создание необходимых педагогических условий только в рамках дошкольного обучения в детском саду.
3. Был зафиксирован рост уровней самостоятельности практически у всех дошкольников экспериментальных групп, что наглядно показано на графиках. Этот рост по всем показателям является еще одним подтверждением эффективности разработанного комплекса педагогических условий, обеспечивающего эффективность процесса формирования самостоятельности у старших дошкольников.
Таким образом, самостоятельная работа детей в ДОУ - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.
Основываясь на выше сказанном, следует подчеркнуть, что мы решили все поставленные перед нами задачи, а, значит, гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась.
Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей.
«Самостоятельность» - это постепенно развивающееся стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Старший дошкольный возраст наиболее оптимален для активного развития самостоятельности, ведь в этом возрасте уже пройден начальный этап развития и начался этап активного взросления, когда появляется осознанность своих действий, все больше проявляется инициативность, умение решать без помощи взрослого более сложные задачи, проявляется собственное мнение в суждениях.
К поступлению в школу ребенок должен научиться быть самостоятельным. Без помощи взрослых умываться, одеваться, обуваться, принимать пищу, пользоваться туалетом, привыкнуть в определенное время вставать, ложиться спать, обедать, завтракать и т. д. Если этому вовремя не научиться - ребенок будет выглядеть среди одноклассников неловким и неуклюжим, чувствовать себя «не в своей тарелке».
Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили сформулировать следующие выводы:
1. В ходе исследования была изучена и выявлена степень разработанности проблемы в научно-методической литературе. Изучение педагогических исследований позволяет констатировать, что в отечественной науке нет единого понимания сущности самостоятельности, определения ее места в структуре личности и твердых рекомендаций по её формированию (С.Л. Рубинштейн).
В работах выделяются условия, влияющие на становление самостоятельности, однако выделяются они достаточно формально, как максимальный перечень (очевидно, что влияние может оказывать очень многое - от типа нервной системы самого ребенка до особенностей семейного взаимодействия). Задача педагогов должна состоять в том, чтобы выделить те факторы, опора на которые способствовала бы становлению детской самостоятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения. Конкретизирована сущность понятия «самостоятельность» старших дошкольников
2. Разработаны и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса развития самостоятельности у старших дошкольников. В качестве наиболее значимых из них выдвинуты:
- опора на систему детской деятельности, которая обеспечивает мотивационную связь разных видов деятельности;
- особая организация совместной деятельности детей и педагогов (в настоящее время НОД, в том числе и игровых), которые становятся рабочим инструментом для приобретения ребенком практического опыта реализации той или иной деятельности;
- создание особой предметно-развивающей среды, позволяющей свободно использовать ее компоненты, легко и гибко ее менять, дополнять или даже создавать в зависимости от собственных задач;
- развитие самостоятельности должно происходить не только в во время пребывания детей в дошкольном учреждении, но и дома, когда родители могут использовать соответствующие рекомендации, предложенные в дошкольном учреждении. Такая «двойная» работа над формированием самостоятельности дошкольников более эффективная, чем создание необходимых педагогических условий только в рамках дошкольного обучения в детском саду.
3. Был зафиксирован рост уровней самостоятельности практически у всех дошкольников экспериментальных групп, что наглядно показано на графиках. Этот рост по всем показателям является еще одним подтверждением эффективности разработанного комплекса педагогических условий, обеспечивающего эффективность процесса формирования самостоятельности у старших дошкольников.
Таким образом, самостоятельная работа детей в ДОУ - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.
Основываясь на выше сказанном, следует подчеркнуть, что мы решили все поставленные перед нами задачи, а, значит, гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТА «Я УМЕЮ. Я МОГУ. Я НАУЧИЛСЯ»
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2022 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО РУЧНОГО ТРУДА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2016 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018



