Психолого-педагогическая программа сопровождения профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта
|
ВВЕДЕНИЕ 9
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 15
1.1 Проблема изучения профессионального самоопределения в
психологии 15
1.2 Особенности сопровождения профессионального самоопределения
молодых людей с нарушением интеллекта 22
1.3 Современное состояние изучения проблемы сопровождения профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта 29
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 37
2.1 Организация, методы и методики исследования 37
2.2 Результаты констатирующего этапа эксперимента 40
Выводы по второй главе 56
ГЛАВА III РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРОГРАММЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 58
3.1 Научно-методологические основы программы сопровождения
профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта 58
3.2 Содержание психолого-педагогической программы сопровождения профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта 60
3.3. Результаты контрольного этапа эксперимента 72
Выводы по третьей главе 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
БИБЛИОГРАФИЯ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 94
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 15
1.1 Проблема изучения профессионального самоопределения в
психологии 15
1.2 Особенности сопровождения профессионального самоопределения
молодых людей с нарушением интеллекта 22
1.3 Современное состояние изучения проблемы сопровождения профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта 29
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 37
2.1 Организация, методы и методики исследования 37
2.2 Результаты констатирующего этапа эксперимента 40
Выводы по второй главе 56
ГЛАВА III РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРОГРАММЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 58
3.1 Научно-методологические основы программы сопровождения
профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта 58
3.2 Содержание психолого-педагогической программы сопровождения профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта 60
3.3. Результаты контрольного этапа эксперимента 72
Выводы по третьей главе 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
БИБЛИОГРАФИЯ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 94
Актуальность исследования. Проблемой общества в нашем мире стал быстрый рост числа молодых людей с нарушением интеллекта. Россия соответственно не исключение. Статистика сегодняшнего дня в нашей стране говорит о том, что людей с ограниченными возможностями здоровья около одного процента и как показывает нынешнее время, не предел. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта. Для людей с нарушением интеллекта нужно организовать одинаковые условия жизнедеятельности, способствовать их самостоятельной жизни. Для реализации данной мысли на законодательном уровне фиксируются нормативы, помогающие умножению качества жизни людей с умственной отсталостью. Начиная с подросткового возраста, человек строит свой жизненный план, выбирает будущую профессию. Профессиональное самоопределение играет основную значимость в двух пунктах. На данный момент в России стоит проблема с самоопределением в профессиональной деятельности не только у нормальных людей, а также и у молодых людей с умственной отсталостью.
Появление в обществе людей с интеллектуальными нарушениями создает необходимость поддержки профессионального самоопределения этой категории людей.
Развитие трудового потенциала лиц с интеллектуальными нарушениями может решить важные вопросы коррекции и подготовки этой категории людей к самостоятельному профессиональному самоопределению. А также, это им поможет в дальнейшей самостоятельной жизни. Помимо трудовой подготовки, необходима профориентационная работа. Специально организованный ряд мероприятий по профориентационной работе позволит людям с нарушением интеллекта самоопределиться в профессиональной деятельности.
Тем не менее, возможное присутствие людей с нарушениями интеллекта в обществе имеет множество преимуществ как для «инвалидов», так и для «трудоспособных» людей. Для первых общество становится адаптивной средой, и со временем они обретают способность полноценно функционировать в нем, в то время как люди с нарушениями интеллекта учатся взаимодействовать и общаться с другими людьми и вырабатывают адаптивные реакции на конкретные социальные ситуации. Способные люди приобретают наиболее ценные качества личности, такие как доброжелательность, терпимость, эмпатия, сочувствие и способность помочь, взаимодействуя с «инвалидами».
Важную роль в профессиональном самоопределении людей с нарушением интеллекта, играют специализированные учреждения и трудовые мастерские. Это позволяет людям с нарушением интеллекта проявлять себя в профессиональной деятельности и научиться выполнять, посильный для себя труд.
Важным условием для успешного самоопределения людей с нарушением интеллекта является атмосфера толерантности в обществе. Тот факт, что люди с особенностями входят в общество, позволяет обычным людям учиться взаимодействовать с такими людьми.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показывает, что проблемой профессионального самоопределения занимались такие ученые, как Г.М. Дульнев [11], С.Л. Мирский [26], Б.И. Пинский [29], К.К. Платонов [33], Е.М. Старобина [37]. Было установлено, что. Кроме того, Н.Л. Коломинский [19], Ж.Н. Назамбаева [27], К.М. Турчинская [38] и другие сделали предметом своего исследования характеристики профессионального самоопределения. Эти авторы считают, что в профессиональной ориентации данной категории людей существует множество особенностей. По их мнению, все зависит от степени заинтересованности в работе, самооценки и позитивного отношения к ней.
Вышесказанное позволяет нам наметить программу исследования по изучению особенностей профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта и разработке психологического сопровождения этого процесса.
Проблема исследования заключается в отсутствии эффективной программы сопровождения профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта при высокой востребованности и актуальности заявленной проблемы.
Цель исследования - выявить особенности профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта и разработать психолого-педагогическую программу сопровождения профессионального самоопределения у данной категории испытуемых.
Объект исследования: профессиональное самоопределение молодых людей с нарушением интеллекта.
Предметом исследования: психолого-педагогическая программа сопровождения профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования и определить её современное состояние.
2. Выявить особенности профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта.
3. Разработать и апробировать психолого-педагогическую программу сопровождения профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта, проверить ее эффективность.
Гипотезой исследования полагаем, что профессиональное самоопределение молодых людей с нарушением интеллекта, будет наиболее продуктивно при реализации разработанной нами психолого-педагогической программы.
Методы исследования: определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ психологической литературы по проблеме исследования, ко вторым- экспериментальные методы - констатирующий, формирующий, контрольный этапы эксперимента. В исследование также включены методы количественной и качественной обработки данных, интерпретационные методы.
Теоретической и методологической основной исследования являются положения отечественной психологии:
- изучение и исследование проблемы профессионального самоопределения (А. Е. Голомшток, Л. Л. Кондратьева, О. А. Конопкин, Т. В. Кудрявцев, Д. И. Фельдштейн и др.)
- концепции личностно-ориентированного подхода при сопровождении профессионального самоопределения (М.Р. Гинзбург, И.С. Кон, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников и др.)
- принципы воспитания трудовых навыков (И.М. Сеченова, Н.Е. Введенского, А.А. Ухтомского и др.)
- исследованием и разработкой методов, форм и средств в сопровождении профессионального самоопределения (А. К. Марковой, Д. Сьюпера, Б. Ливехуда, Э. Эриксона, Э.Ф. Зеера и др.)
- работы, раскрывающие специфику и принципы психолого-педагогического сопровождения (М.Р. Битянова, Н С Глуханюк и др.).
Организация исследования: экспериментальное исследование проведено на базе КГБУ СО «Маганский психоневрологический интернат». В эксперименте приняли участие проживающие в интернате молодые люди, отделения реабилитации в количестве 40 человек. Возраст испытуемых 23 - 25 лет. Все испытуемые имеют диагноз «умственная отсталость легкой степени».
Этапы исследования:
Исследование проводилось в четыре этапа с сентября 2022 года по октябрь 2024 года.
Этап 1 Подготовительный этап (сентябрь 2022 - май 2023). На этом этапе была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по вопросу исследования, изучено современное состояние проблемы. Осуществлен подбор диагностического инструментария.
Этап 2 (сентябрь 2023 - октябрь 2023). Проведен констатирующий эксперимент с количественным и качественным анализом полученных результатов исследования, направленный на исследование особенностей профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта.
Этап 3 (ноябрь 2024 - февраль 2024). Разработка и апробация психолого-педагогической программы сопровождения профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта.
Этап 3 (март 2024 - апрель 2024). Проведение контрольного этапа эксперимента в контрольной и экспериментальной группах с целью определения эффективности психолого-педагогической программы.
Этап 5 (апрель 2024 - май 2024). Формулировка выводов и оформление текста магистерской диссертации.
Теоретическая значимость исследования: определяется тем, что полученные результаты позволяют расширить и углубить научные представления о процессе профессионального самоопределения молодых людей с нарушениями интеллекта. Разработана и научно обоснована психолого-педагогическая программа сопровождения профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта. Расширено, углублено и уточнено понятийно-терминологическое поле по проблеме сопровождения профессионального самоопределения молодых людей с интеллектуальными нарушениями.
Практическая значимость исследования: В рамках настоящего исследования была разработана и апробирована психолого-педагогическая программа сопровождения профессионального самоопределения молодых людей с нарушениями интеллекта. Программа может быть использована педагогами, психологами и другими специалистами, работающими с данной категорией людей, для разработки системы сопровождения профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта.
Апробация результатов исследования. В течении выполнения исследовательской работы для ознакомления научного сообщества с результатами нашего исследования, результаты диссертационной работы были изложены в виде статей:
О.А. Кравцова Особенности профориентационной работы с людьми, имеющими интеллектуальные нарушения. Педагогика и психология личностного потенциала: современные практики: материала научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых Красноярск, 24 апреля 2023. - С. 57 - 59.
О.А. Кравцова. Значимость психолого-педагогической программы сопровождения профессионального самоопределения молодых людей имеющих нарушение интеллекта. Сборник статей Международной студенческой научно-практической конференции Нижний Тагил, март 2024 (в печати).
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы в количестве 84 источников. Включает 2 приложения. Текст работы изложен на 119 странице и проиллюстрирован на 12 рисунках и в 13 таблицах.
Появление в обществе людей с интеллектуальными нарушениями создает необходимость поддержки профессионального самоопределения этой категории людей.
Развитие трудового потенциала лиц с интеллектуальными нарушениями может решить важные вопросы коррекции и подготовки этой категории людей к самостоятельному профессиональному самоопределению. А также, это им поможет в дальнейшей самостоятельной жизни. Помимо трудовой подготовки, необходима профориентационная работа. Специально организованный ряд мероприятий по профориентационной работе позволит людям с нарушением интеллекта самоопределиться в профессиональной деятельности.
Тем не менее, возможное присутствие людей с нарушениями интеллекта в обществе имеет множество преимуществ как для «инвалидов», так и для «трудоспособных» людей. Для первых общество становится адаптивной средой, и со временем они обретают способность полноценно функционировать в нем, в то время как люди с нарушениями интеллекта учатся взаимодействовать и общаться с другими людьми и вырабатывают адаптивные реакции на конкретные социальные ситуации. Способные люди приобретают наиболее ценные качества личности, такие как доброжелательность, терпимость, эмпатия, сочувствие и способность помочь, взаимодействуя с «инвалидами».
Важную роль в профессиональном самоопределении людей с нарушением интеллекта, играют специализированные учреждения и трудовые мастерские. Это позволяет людям с нарушением интеллекта проявлять себя в профессиональной деятельности и научиться выполнять, посильный для себя труд.
Важным условием для успешного самоопределения людей с нарушением интеллекта является атмосфера толерантности в обществе. Тот факт, что люди с особенностями входят в общество, позволяет обычным людям учиться взаимодействовать с такими людьми.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показывает, что проблемой профессионального самоопределения занимались такие ученые, как Г.М. Дульнев [11], С.Л. Мирский [26], Б.И. Пинский [29], К.К. Платонов [33], Е.М. Старобина [37]. Было установлено, что. Кроме того, Н.Л. Коломинский [19], Ж.Н. Назамбаева [27], К.М. Турчинская [38] и другие сделали предметом своего исследования характеристики профессионального самоопределения. Эти авторы считают, что в профессиональной ориентации данной категории людей существует множество особенностей. По их мнению, все зависит от степени заинтересованности в работе, самооценки и позитивного отношения к ней.
Вышесказанное позволяет нам наметить программу исследования по изучению особенностей профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта и разработке психологического сопровождения этого процесса.
Проблема исследования заключается в отсутствии эффективной программы сопровождения профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта при высокой востребованности и актуальности заявленной проблемы.
Цель исследования - выявить особенности профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта и разработать психолого-педагогическую программу сопровождения профессионального самоопределения у данной категории испытуемых.
Объект исследования: профессиональное самоопределение молодых людей с нарушением интеллекта.
Предметом исследования: психолого-педагогическая программа сопровождения профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования и определить её современное состояние.
2. Выявить особенности профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта.
3. Разработать и апробировать психолого-педагогическую программу сопровождения профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта, проверить ее эффективность.
Гипотезой исследования полагаем, что профессиональное самоопределение молодых людей с нарушением интеллекта, будет наиболее продуктивно при реализации разработанной нами психолого-педагогической программы.
Методы исследования: определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ психологической литературы по проблеме исследования, ко вторым- экспериментальные методы - констатирующий, формирующий, контрольный этапы эксперимента. В исследование также включены методы количественной и качественной обработки данных, интерпретационные методы.
Теоретической и методологической основной исследования являются положения отечественной психологии:
- изучение и исследование проблемы профессионального самоопределения (А. Е. Голомшток, Л. Л. Кондратьева, О. А. Конопкин, Т. В. Кудрявцев, Д. И. Фельдштейн и др.)
- концепции личностно-ориентированного подхода при сопровождении профессионального самоопределения (М.Р. Гинзбург, И.С. Кон, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников и др.)
- принципы воспитания трудовых навыков (И.М. Сеченова, Н.Е. Введенского, А.А. Ухтомского и др.)
- исследованием и разработкой методов, форм и средств в сопровождении профессионального самоопределения (А. К. Марковой, Д. Сьюпера, Б. Ливехуда, Э. Эриксона, Э.Ф. Зеера и др.)
- работы, раскрывающие специфику и принципы психолого-педагогического сопровождения (М.Р. Битянова, Н С Глуханюк и др.).
Организация исследования: экспериментальное исследование проведено на базе КГБУ СО «Маганский психоневрологический интернат». В эксперименте приняли участие проживающие в интернате молодые люди, отделения реабилитации в количестве 40 человек. Возраст испытуемых 23 - 25 лет. Все испытуемые имеют диагноз «умственная отсталость легкой степени».
Этапы исследования:
Исследование проводилось в четыре этапа с сентября 2022 года по октябрь 2024 года.
Этап 1 Подготовительный этап (сентябрь 2022 - май 2023). На этом этапе была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по вопросу исследования, изучено современное состояние проблемы. Осуществлен подбор диагностического инструментария.
Этап 2 (сентябрь 2023 - октябрь 2023). Проведен констатирующий эксперимент с количественным и качественным анализом полученных результатов исследования, направленный на исследование особенностей профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта.
Этап 3 (ноябрь 2024 - февраль 2024). Разработка и апробация психолого-педагогической программы сопровождения профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта.
Этап 3 (март 2024 - апрель 2024). Проведение контрольного этапа эксперимента в контрольной и экспериментальной группах с целью определения эффективности психолого-педагогической программы.
Этап 5 (апрель 2024 - май 2024). Формулировка выводов и оформление текста магистерской диссертации.
Теоретическая значимость исследования: определяется тем, что полученные результаты позволяют расширить и углубить научные представления о процессе профессионального самоопределения молодых людей с нарушениями интеллекта. Разработана и научно обоснована психолого-педагогическая программа сопровождения профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта. Расширено, углублено и уточнено понятийно-терминологическое поле по проблеме сопровождения профессионального самоопределения молодых людей с интеллектуальными нарушениями.
Практическая значимость исследования: В рамках настоящего исследования была разработана и апробирована психолого-педагогическая программа сопровождения профессионального самоопределения молодых людей с нарушениями интеллекта. Программа может быть использована педагогами, психологами и другими специалистами, работающими с данной категорией людей, для разработки системы сопровождения профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта.
Апробация результатов исследования. В течении выполнения исследовательской работы для ознакомления научного сообщества с результатами нашего исследования, результаты диссертационной работы были изложены в виде статей:
О.А. Кравцова Особенности профориентационной работы с людьми, имеющими интеллектуальные нарушения. Педагогика и психология личностного потенциала: современные практики: материала научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых Красноярск, 24 апреля 2023. - С. 57 - 59.
О.А. Кравцова. Значимость психолого-педагогической программы сопровождения профессионального самоопределения молодых людей имеющих нарушение интеллекта. Сборник статей Международной студенческой научно-практической конференции Нижний Тагил, март 2024 (в печати).
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы в количестве 84 источников. Включает 2 приложения. Текст работы изложен на 119 странице и проиллюстрирован на 12 рисунках и в 13 таблицах.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в современной научной литературе по психологии и образованию продолжает подчеркиваться важность проблемы формирования профессионального самоопределения у молодежи с нарушениями интеллекта. Несмотря на обширное исследование профессионального самоопределения в общем контексте, внимание к этой теме в отношении молодых людей с нарушениями интеллекта остается ограниченным. В литературе имеется лишь ограниченное число работ, которые систематически занимаются этой проблемой. Поэтому существует необходимость в проведении дополнительных исследований, направленных на более глубокое и всестороннее изучение процессов формирования профессионального самоопределения у данной категории молодежи. Такие исследования могут пролить свет на уникальные вызовы и потребности, с которыми сталкиваются молодые люди с нарушениями интеллекта при выборе профессионального пути, а также помочь разработать более эффективные стратегии поддержки для их успешной интеграции в общество и рынок труда.
Теоретический обзор литературы по данной проблематике позволил сделать вывод, что понятие профессионального самоопределения представляет собой объект активной дискуссии среди ученых. Каждый исследователь вносит свой вклад в трактовку этого понятия, что обогащает его многообразие и позволяет рассматривать его с разных точек зрения. Однако, при всем разнообразии подходов, психологи сходятся во мнении относительно сложности профессионального самоопределения как явления. Оно характеризуется не только выбором профессионального пути, но и включает в себя целый комплекс психических процессов, влияющих на формирование новых образований и личностных качеств. Этот процесс развивается и проявляется на различных этапах жизни, имея определенные последствия как для индивида, так и для общества в целом. Таким образом, дальнейшее исследование этой проблемы позволит не только углубить наше понимание процессов профессионального самоопределения, но и обогатить научный дискурс новыми перспективами исследования. [48].
Рассмотрение профессионального самоопределения через показатели уровня самооценки, готовности к выбору профессии и профессиональных намерений представляет собой важный исследовательский подход. Данные подходы помогли получить более глубокое и комплексное понимание процесса профессионального самоопределения и разработать более эффективные стратегии поддержки для молодежи при выборе своего профессионального пути.
Для изучения характеристик профессионального самоопределения мы провели констатирующий этап эксперимента. Результаты показали следующее, что молодые люди с нарушением интеллекта не могут адекватно и самостоятельно определиться в дальнейшей своей самостоятельной жизни, вне стен интерната, у них не сформированы профессиональные намерения, отмечается неадекватная самооценка. В целях развития профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта, нами была разработана психолого-педагогическая программа развития профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта в условиях психоневрологического интерната.
Программа сопровождения профессионального самоопределения осуществляется с учетом основных видов деятельности психологов школы- интерната и проводится в форме психологического консультирования по запросу испытуемых, цикла бесед о важности профессионального самоопределения, различных особенностях испытуемых и, соответственно, ограничениях их профессионального выбора. Психопросветительская и психокоррекционная деятельность, представленная в виде серии тренингов.
4. Результаты повторной диагностики показали, что в контрольной группе произошло уменьшение количества участников с высоким уровнем профессиональных намерений и увеличение числа участников с низким уровнем, что свидетельствует о потере мотивации к профессиональному развитию и выбору карьеры. Произошло сокращение числа участников со средним уровнем готовности к выбору профессии и увеличение числа участников с низким уровнем, что указывает на неспособность контрольной группы адекватно оценить свои профессиональные предпочтения и принять решения; произошло увеличение количества участников, не готовых к выбору профессии, а также сокращение числа участников с адекватной самооценкой, что свидетельствует о возможном снижении уверенности в себе и своих способностях.
В экспериментальной группе после проведения формирующего этапа эксперимента произошли незначительные изменения в показателях уровня профессионального намерения, уровня готовности к выбору профессии и уровня самооценки. Увеличилось количество испытуемых с высоким и средним уровнем профессиональных намерений. Значительно уменьшилось количество лиц, совершенно не готовых к выбору профессии, а средний уровень готовности к выбору профессии также значительно увеличился. Что касается самооценки молодых людей с нарушениями интеллекта, то количество молодых людей с достаточной самооценкой немного увеличилось, но по-прежнему много испытуемых с неадекватной самооценкой.
Таким образом, разработанная нами программа формирования профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта показала свою эффективность. Цель и задачи выполнены в полном объеме.
Теоретический обзор литературы по данной проблематике позволил сделать вывод, что понятие профессионального самоопределения представляет собой объект активной дискуссии среди ученых. Каждый исследователь вносит свой вклад в трактовку этого понятия, что обогащает его многообразие и позволяет рассматривать его с разных точек зрения. Однако, при всем разнообразии подходов, психологи сходятся во мнении относительно сложности профессионального самоопределения как явления. Оно характеризуется не только выбором профессионального пути, но и включает в себя целый комплекс психических процессов, влияющих на формирование новых образований и личностных качеств. Этот процесс развивается и проявляется на различных этапах жизни, имея определенные последствия как для индивида, так и для общества в целом. Таким образом, дальнейшее исследование этой проблемы позволит не только углубить наше понимание процессов профессионального самоопределения, но и обогатить научный дискурс новыми перспективами исследования. [48].
Рассмотрение профессионального самоопределения через показатели уровня самооценки, готовности к выбору профессии и профессиональных намерений представляет собой важный исследовательский подход. Данные подходы помогли получить более глубокое и комплексное понимание процесса профессионального самоопределения и разработать более эффективные стратегии поддержки для молодежи при выборе своего профессионального пути.
Для изучения характеристик профессионального самоопределения мы провели констатирующий этап эксперимента. Результаты показали следующее, что молодые люди с нарушением интеллекта не могут адекватно и самостоятельно определиться в дальнейшей своей самостоятельной жизни, вне стен интерната, у них не сформированы профессиональные намерения, отмечается неадекватная самооценка. В целях развития профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта, нами была разработана психолого-педагогическая программа развития профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта в условиях психоневрологического интерната.
Программа сопровождения профессионального самоопределения осуществляется с учетом основных видов деятельности психологов школы- интерната и проводится в форме психологического консультирования по запросу испытуемых, цикла бесед о важности профессионального самоопределения, различных особенностях испытуемых и, соответственно, ограничениях их профессионального выбора. Психопросветительская и психокоррекционная деятельность, представленная в виде серии тренингов.
4. Результаты повторной диагностики показали, что в контрольной группе произошло уменьшение количества участников с высоким уровнем профессиональных намерений и увеличение числа участников с низким уровнем, что свидетельствует о потере мотивации к профессиональному развитию и выбору карьеры. Произошло сокращение числа участников со средним уровнем готовности к выбору профессии и увеличение числа участников с низким уровнем, что указывает на неспособность контрольной группы адекватно оценить свои профессиональные предпочтения и принять решения; произошло увеличение количества участников, не готовых к выбору профессии, а также сокращение числа участников с адекватной самооценкой, что свидетельствует о возможном снижении уверенности в себе и своих способностях.
В экспериментальной группе после проведения формирующего этапа эксперимента произошли незначительные изменения в показателях уровня профессионального намерения, уровня готовности к выбору профессии и уровня самооценки. Увеличилось количество испытуемых с высоким и средним уровнем профессиональных намерений. Значительно уменьшилось количество лиц, совершенно не готовых к выбору профессии, а средний уровень готовности к выбору профессии также значительно увеличился. Что касается самооценки молодых людей с нарушениями интеллекта, то количество молодых людей с достаточной самооценкой немного увеличилось, но по-прежнему много испытуемых с неадекватной самооценкой.
Таким образом, разработанная нами программа формирования профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта показала свою эффективность. Цель и задачи выполнены в полном объеме.
Подобные работы
- Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников с задержкой психического развития
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ТЕХНИКУМА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ COПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2024 - Профессиональная подготовка молодежи с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования (на примере Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Набережночелнинский политехнический колледж»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - Педагогические условия формирования духовно-нравственных качеств у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2021 - Педагогические условия формирования духовно-нравственных качеств у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021 - УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕДАГОГОВ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2017



