ВВЕДЕНИЕ 9
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 15
1.1 Проблема изучения профессионального самоопределения в
психологии 15
1.2 Особенности сопровождения профессионального самоопределения
молодых людей с нарушением интеллекта 22
1.3 Современное состояние изучения проблемы сопровождения профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта 29
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 37
2.1 Организация, методы и методики исследования 37
2.2 Результаты констатирующего этапа эксперимента 40
Выводы по второй главе 56
ГЛАВА III РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРОГРАММЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 58
3.1 Научно-методологические основы программы сопровождения
профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта 58
3.2 Содержание психолого-педагогической программы сопровождения профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта 60
3.3. Результаты контрольного этапа эксперимента 72
Выводы по третьей главе 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
БИБЛИОГРАФИЯ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 94
Актуальность исследования. Проблемой общества в нашем мире стал быстрый рост числа молодых людей с нарушением интеллекта. Россия соответственно не исключение. Статистика сегодняшнего дня в нашей стране говорит о том, что людей с ограниченными возможностями здоровья около одного процента и как показывает нынешнее время, не предел. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта. Для людей с нарушением интеллекта нужно организовать одинаковые условия жизнедеятельности, способствовать их самостоятельной жизни. Для реализации данной мысли на законодательном уровне фиксируются нормативы, помогающие умножению качества жизни людей с умственной отсталостью. Начиная с подросткового возраста, человек строит свой жизненный план, выбирает будущую профессию. Профессиональное самоопределение играет основную значимость в двух пунктах. На данный момент в России стоит проблема с самоопределением в профессиональной деятельности не только у нормальных людей, а также и у молодых людей с умственной отсталостью.
Появление в обществе людей с интеллектуальными нарушениями создает необходимость поддержки профессионального самоопределения этой категории людей.
Развитие трудового потенциала лиц с интеллектуальными нарушениями может решить важные вопросы коррекции и подготовки этой категории людей к самостоятельному профессиональному самоопределению. А также, это им поможет в дальнейшей самостоятельной жизни. Помимо трудовой подготовки, необходима профориентационная работа. Специально организованный ряд мероприятий по профориентационной работе позволит людям с нарушением интеллекта самоопределиться в профессиональной деятельности.
Тем не менее, возможное присутствие людей с нарушениями интеллекта в обществе имеет множество преимуществ как для «инвалидов», так и для «трудоспособных» людей. Для первых общество становится адаптивной средой, и со временем они обретают способность полноценно функционировать в нем, в то время как люди с нарушениями интеллекта учатся взаимодействовать и общаться с другими людьми и вырабатывают адаптивные реакции на конкретные социальные ситуации. Способные люди приобретают наиболее ценные качества личности, такие как доброжелательность, терпимость, эмпатия, сочувствие и способность помочь, взаимодействуя с «инвалидами».
Важную роль в профессиональном самоопределении людей с нарушением интеллекта, играют специализированные учреждения и трудовые мастерские. Это позволяет людям с нарушением интеллекта проявлять себя в профессиональной деятельности и научиться выполнять, посильный для себя труд.
Важным условием для успешного самоопределения людей с нарушением интеллекта является атмосфера толерантности в обществе. Тот факт, что люди с особенностями входят в общество, позволяет обычным людям учиться взаимодействовать с такими людьми.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показывает, что проблемой профессионального самоопределения занимались такие ученые, как Г.М. Дульнев [11], С.Л. Мирский [26], Б.И. Пинский [29], К.К. Платонов [33], Е.М. Старобина [37]. Было установлено, что. Кроме того, Н.Л. Коломинский [19], Ж.Н. Назамбаева [27], К.М. Турчинская [38] и другие сделали предметом своего исследования характеристики профессионального самоопределения. Эти авторы считают, что в профессиональной ориентации данной категории людей существует множество особенностей. По их мнению, все зависит от степени заинтересованности в работе, самооценки и позитивного отношения к ней.
Вышесказанное позволяет нам наметить программу исследования по изучению особенностей профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта и разработке психологического сопровождения этого процесса.
Проблема исследования заключается в отсутствии эффективной программы сопровождения профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта при высокой востребованности и актуальности заявленной проблемы.
Цель исследования - выявить особенности профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта и разработать психолого-педагогическую программу сопровождения профессионального самоопределения у данной категории испытуемых.
Объект исследования: профессиональное самоопределение молодых людей с нарушением интеллекта.
Предметом исследования: психолого-педагогическая программа сопровождения профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования и определить её современное состояние.
2. Выявить особенности профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта.
3. Разработать и апробировать психолого-педагогическую программу сопровождения профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта, проверить ее эффективность.
Гипотезой исследования полагаем, что профессиональное самоопределение молодых людей с нарушением интеллекта, будет наиболее продуктивно при реализации разработанной нами психолого-педагогической программы.
Методы исследования: определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ психологической литературы по проблеме исследования, ко вторым- экспериментальные методы - констатирующий, формирующий, контрольный этапы эксперимента. В исследование также включены методы количественной и качественной обработки данных, интерпретационные методы.
Теоретической и методологической основной исследования являются положения отечественной психологии:
- изучение и исследование проблемы профессионального самоопределения (А. Е. Голомшток, Л. Л. Кондратьева, О. А. Конопкин, Т. В. Кудрявцев, Д. И. Фельдштейн и др.)
- концепции личностно-ориентированного подхода при сопровождении профессионального самоопределения (М.Р. Гинзбург, И.С. Кон, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников и др.)
- принципы воспитания трудовых навыков (И.М. Сеченова, Н.Е. Введенского, А.А. Ухтомского и др.)
- исследованием и разработкой методов, форм и средств в сопровождении профессионального самоопределения (А. К. Марковой, Д. Сьюпера, Б. Ливехуда, Э. Эриксона, Э.Ф. Зеера и др.)
- работы, раскрывающие специфику и принципы психолого-педагогического сопровождения (М.Р. Битянова, Н С Глуханюк и др.).
Организация исследования: экспериментальное исследование проведено на базе КГБУ СО «Маганский психоневрологический интернат». В эксперименте приняли участие проживающие в интернате молодые люди, отделения реабилитации в количестве 40 человек. Возраст испытуемых 23 - 25 лет. Все испытуемые имеют диагноз «умственная отсталость легкой степени».
Этапы исследования:
Исследование проводилось в четыре этапа с сентября 2022 года по октябрь 2024 года.
Этап 1 Подготовительный этап (сентябрь 2022 - май 2023). На этом этапе была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по вопросу исследования, изучено современное состояние проблемы. Осуществлен подбор диагностического инструментария.
Этап 2 (сентябрь 2023 - октябрь 2023). Проведен констатирующий эксперимент с количественным и качественным анализом полученных результатов исследования, направленный на исследование особенностей профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта.
Этап 3 (ноябрь 2024 - февраль 2024). Разработка и апробация психолого-педагогической программы сопровождения профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта.
Этап 3 (март 2024 - апрель 2024). Проведение контрольного этапа эксперимента в контрольной и экспериментальной группах с целью определения эффективности психолого-педагогической программы.
Этап 5 (апрель 2024 - май 2024). Формулировка выводов и оформление текста магистерской диссертации.
Теоретическая значимость исследования: определяется тем, что полученные результаты позволяют расширить и углубить научные представления о процессе профессионального самоопределения молодых людей с нарушениями интеллекта. Разработана и научно обоснована психолого-педагогическая программа сопровождения профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта. Расширено, углублено и уточнено понятийно-терминологическое поле по проблеме сопровождения профессионального самоопределения молодых людей с интеллектуальными нарушениями.
Практическая значимость исследования: В рамках настоящего исследования была разработана и апробирована психолого-педагогическая программа сопровождения профессионального самоопределения молодых людей с нарушениями интеллекта. Программа может быть использована педагогами, психологами и другими специалистами, работающими с данной категорией людей, для разработки системы сопровождения профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта.
Апробация результатов исследования. В течении выполнения исследовательской работы для ознакомления научного сообщества с результатами нашего исследования, результаты диссертационной работы были изложены в виде статей:
О.А. Кравцова Особенности профориентационной работы с людьми, имеющими интеллектуальные нарушения. Педагогика и психология личностного потенциала: современные практики: материала научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых Красноярск, 24 апреля 2023. - С. 57 - 59.
О.А. Кравцова. Значимость психолого-педагогической программы сопровождения профессионального самоопределения молодых людей имеющих нарушение интеллекта. Сборник статей Международной студенческой научно-практической конференции Нижний Тагил, март 2024 (в печати).
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы в количестве 84 источников. Включает 2 приложения. Текст работы изложен на 119 странице и проиллюстрирован на 12 рисунках и в 13 таблицах.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в современной научной литературе по психологии и образованию продолжает подчеркиваться важность проблемы формирования профессионального самоопределения у молодежи с нарушениями интеллекта. Несмотря на обширное исследование профессионального самоопределения в общем контексте, внимание к этой теме в отношении молодых людей с нарушениями интеллекта остается ограниченным. В литературе имеется лишь ограниченное число работ, которые систематически занимаются этой проблемой. Поэтому существует необходимость в проведении дополнительных исследований, направленных на более глубокое и всестороннее изучение процессов формирования профессионального самоопределения у данной категории молодежи. Такие исследования могут пролить свет на уникальные вызовы и потребности, с которыми сталкиваются молодые люди с нарушениями интеллекта при выборе профессионального пути, а также помочь разработать более эффективные стратегии поддержки для их успешной интеграции в общество и рынок труда.
Теоретический обзор литературы по данной проблематике позволил сделать вывод, что понятие профессионального самоопределения представляет собой объект активной дискуссии среди ученых. Каждый исследователь вносит свой вклад в трактовку этого понятия, что обогащает его многообразие и позволяет рассматривать его с разных точек зрения. Однако, при всем разнообразии подходов, психологи сходятся во мнении относительно сложности профессионального самоопределения как явления. Оно характеризуется не только выбором профессионального пути, но и включает в себя целый комплекс психических процессов, влияющих на формирование новых образований и личностных качеств. Этот процесс развивается и проявляется на различных этапах жизни, имея определенные последствия как для индивида, так и для общества в целом. Таким образом, дальнейшее исследование этой проблемы позволит не только углубить наше понимание процессов профессионального самоопределения, но и обогатить научный дискурс новыми перспективами исследования. [48].
Рассмотрение профессионального самоопределения через показатели уровня самооценки, готовности к выбору профессии и профессиональных намерений представляет собой важный исследовательский подход. Данные подходы помогли получить более глубокое и комплексное понимание процесса профессионального самоопределения и разработать более эффективные стратегии поддержки для молодежи при выборе своего профессионального пути.
Для изучения характеристик профессионального самоопределения мы провели констатирующий этап эксперимента. Результаты показали следующее, что молодые люди с нарушением интеллекта не могут адекватно и самостоятельно определиться в дальнейшей своей самостоятельной жизни, вне стен интерната, у них не сформированы профессиональные намерения, отмечается неадекватная самооценка. В целях развития профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта, нами была разработана психолого-педагогическая программа развития профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта в условиях психоневрологического интерната.
Программа сопровождения профессионального самоопределения осуществляется с учетом основных видов деятельности психологов школы- интерната и проводится в форме психологического консультирования по запросу испытуемых, цикла бесед о важности профессионального самоопределения, различных особенностях испытуемых и, соответственно, ограничениях их профессионального выбора. Психопросветительская и психокоррекционная деятельность, представленная в виде серии тренингов.
4. Результаты повторной диагностики показали, что в контрольной группе произошло уменьшение количества участников с высоким уровнем профессиональных намерений и увеличение числа участников с низким уровнем, что свидетельствует о потере мотивации к профессиональному развитию и выбору карьеры. Произошло сокращение числа участников со средним уровнем готовности к выбору профессии и увеличение числа участников с низким уровнем, что указывает на неспособность контрольной группы адекватно оценить свои профессиональные предпочтения и принять решения; произошло увеличение количества участников, не готовых к выбору профессии, а также сокращение числа участников с адекватной самооценкой, что свидетельствует о возможном снижении уверенности в себе и своих способностях.
В экспериментальной группе после проведения формирующего этапа эксперимента произошли незначительные изменения в показателях уровня профессионального намерения, уровня готовности к выбору профессии и уровня самооценки. Увеличилось количество испытуемых с высоким и средним уровнем профессиональных намерений. Значительно уменьшилось количество лиц, совершенно не готовых к выбору профессии, а средний уровень готовности к выбору профессии также значительно увеличился. Что касается самооценки молодых людей с нарушениями интеллекта, то количество молодых людей с достаточной самооценкой немного увеличилось, но по-прежнему много испытуемых с неадекватной самооценкой.
Таким образом, разработанная нами программа формирования профессионального самоопределения молодых людей с нарушением интеллекта показала свою эффективность. Цель и задачи выполнены в полном объеме.
1. Алексеев, Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление /Н.Г. Алексеев // Развитие личности. - 2002. - № 2.- С.92-120.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Мысль, 1980.-295с.
3. Ананьев Б.Г. О психологических эффектах социализации. // Человек и общество. Л., 1971. - С.134-158.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: МГУ, 1980. - 412с.
5. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: МГУ, 1978. - 234с.
6. Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению формирования и
развития личности. // Проблемы психологии личности. М., 1982. - С.130-140.
7. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита. // Психологический журнал. 1994. Т.15. №1. С.5-28.
8. Анцыферова, Л.И. Психология повседневности, жизненный мир личности и «техники» ее бытия / Л.И. Анциферова // Психологический журнал. - 1993. - Т.14. - № 2. - С. 8-17.
9. Ахметова, Д. Преподаватель вуза и инновационные технологии / Д. Ахметова, Л. Гурье // Высшее образование в России. - 2001. - № 4.- С. 145-156.
10. Бажин, Е.Ф. Метод исследования уровня субъективного контроля / Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд // Психологический журнал.
- 1984. - № 3. - С. 143-158.
11. Битянова, М. Я строю свою работу или работа «строит» меня? / М.Я. Битянова// Проектно-аналитическая игра для педагогического коллектива / Школьный психолог. - 2008. - № 11.- С. 13-25
12. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович.- СПб.: Питер, 2001.- 282 с.
13. Боровикова, С.А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: учебное пособие / С.А. Боровикова, Т.П. Водолазская, М.А. Дмитриева, Л.Н. Корнеева; Ред. Г.С. Никифоров; Санкт- Петербургский государственный университет.- СПб: Изд-во СПбГУ, 1991.- 154 с.
14. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морохов.- СПб.: Питер, 2000.- 531 с.
15. Бгажнокова И.М. Школа для детей с нарушениями интеллекта: тенденции, перспектива развития. // Дефектология. № 3, 2004. С.5-9.
16. Берне Р. Развития Я-концепции и воспитание. // Под ред. Пилиповского В.Я. М.: Прогресс, 1986. - 398с.
17. Бернштейн H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966. - 144с.
18. Бернштейн H.A. О ловкости и ее развитии. М.: Просвещение, 1991. - 222с.
19. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 456с.
20. Божович Л.И. Формирование личности в онтогенезе //
Психологический журнал. №2, 1979. -С.43-58.
21. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М, 1969. - 125с.
22. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы
формирования личности -М.: Просвещение, 1996. 214с.
23. Большая энциклопедия психологических тестов. М. :Эксмо, 2007. - 415с.
24. Большая психологическая энциклопедия М.: Эксмо, 2007. - 574с.
25. Борисова Ю.В. Особенности представления о будущем подростков- сирот с ЗПР и умственной отсталостью: автореф. дисс.канд.пс.наук.- Санкт-Петербург, 2005. С.21-23.
26. Борисова Ю.В. Особенности представления о будущем подростков- сирот с ЗПР и умственной отсталостью: Дисс.канд.пс.наук. Санкт- Петербург, 2005. - 228с.
27. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности. // Вопросы психологии. №5, 2002.- С.23-35.
28. Васенков Г.В. Педагогические аспекты становления профессионально-трудового обучения умственно отсталых школьников. // Коррекционная педагогика. №1(25), 2008. С. 10-21.
29. Васенков Г.В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся. // Дефектология. №4, 1998. - С.21-35.
30. Васенков Г.В. Технология трудового обучения детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. № 3, 2004. С.62-68.
31. Васенков Г.В. Профессионально-трудовая подготовка умственно отсталых школьников: Автореф. дисс. доктора пед.н. М., 2006.-24с.
32. Взаимосвязь самосознания и самоопределения личности. / Будич И.Ю., Канаева Г.В. // Сиб. психол. жур. №2, 2007. 112с.
33. Виноградова, Г.А. Организационная психология [электронный ресурс] / Г.А. Виноградова, В.В. Пантелеева.- Тольятти: Изд-во ТГУ, 2016.- 143 с.
34. Волкова, Н.А., Кораблина, Е.П. Значение профессиональных качеств в процессе адаптации к трудовой деятельности / Н.А. Волкова, Е.П. Кораблина // Экспериментальная и прикладная психология.- 1987. - Вып.12. - 87-90 с.
35. Выготский, Л.С. Динамика и структура личности подростка / Л.С. Выготский // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.- М.: Педагогика, 1982.- 136-143с.
36. Выготский, Л. С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский.- М., 1984. - 156с.
37. Дружилов, С.А. Защита профессиональной деятельности инженеров [Текст] / С.А. Дружилов // учебное пособие для вузов. Сиб. гос. индустр. ун-т.- Новокузнецк: СибГИУ, 2009. -181 с.
38. Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов / О.Ю. Ермолаев.- М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002.- 336 с.
39.Зеер, Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Симанюк// Психологический журнал.- 1997. - Т.18. - №6.
40.Зеер, Э.Ф. Профориентология: теория и практика: учебное пособие / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова.- Москва: Академический проект: Фонд «Мир», 2008.- 182 с.
41.Зеер, Э.Ф. Профориентология: теория и практика / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова// учеб.пособие для вузов.- М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006.- 173 с.
42.Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер // учебное пособие для студентов вузов. 2-еизд.,перераб., доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.- 340 с.
43. Карпов, A.B. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / A.B. Карпов // Психологический журнал. - 2003. - Т.24. - № 5.- С. 73-81.
44. Карпов, А. В. Психология труда: учебник для бакалавров / А. В. Карпов; отв. ред. А. В. Карпов.- 2-е изд.- М.: Издательство Юрайт, 2013. - 350 с.
45. Карпов, А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности /
А.В. Карпов.- М.: Институт психологии РАН, 2004.- 435 с.
46. Климов, Е.А. Введение в психологию труда /Е.А. Климов// Учебник для вузов.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.- 364 с.
47. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е.А. Климов.- М.: Изд-во МГУ, 1995.- 242 с.
48. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.- 314 с.
49. Климова, Е.К. Психология успеха. Тренинг личностного и профессионального развития/ Е.К. Климова// учебно-методическое пособие.-Спб: Речь, 2013.
50. Корнеева, Л.Н. Профессиональная психология личности / С.А. Боровикова, Т.П. Водолазская, М.А. Дмитриева, Л.Н. Корнеева // Учебное пособие под ред. Г.С. Никифорова. - СПб., 1991.- 152 с.
51. Ксенофонтова, Е. Г. Исследование локализации контроля личности - новая версия методики «Уровень субъективного контроля» / Е.Г. Ксенофонтова //Психологический журнал.- 1999.- Т. 20. - № 2.102-118 с.
52. Кузнецова, С.В. Выбор профессии: мотивы и их реализация / С.В. Кузнецова.- М., 1986.
53. Локк, Дж. Избр. филос. Произведения / Дж. Локк // Опыт о человеческом разуме. Т. 1.- М., 1960.
54. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова.- М., 1996. 98с.
55. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу.-СПб.: Евразия, 1999.-389 с.
56. Минюрова, С. А. Психология развития и возрастная психология / С. А. Минюрова // учебно-методическое пособие; Урал. гос. пед. унт.- Екатеринбург, 2007.- 163 с.
57. Митина, Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования / Л. М. Митина.- М.; СПб.:НесторИстория, 2014. -276 с.
58. Михайлов, И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера / И.В. Михайлов// Вопросы психологии. - 1975. - № 5.
59. Наследов, А.Д. Математические методы психологического
исследования. Анализ и интерпретация данных / А.Д. Наследов// Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное.-СПб.: Речь, 2006.- 348 с.
60. Пантелеева, В.В. Опросник инновационной готовности персонала /
В.В.Пантелеева, Т. П. Кнышева.- М.: Акмеология, 2016. - № 3 (59). - С. 77-81.
61. Пантелеева, В.В. Психология кризисных состояний личности / В.В. Пантелеева, О.И. Арбузенко// учеб. Пособие.- Тольятти: Издво ТГУ, 2011.- 178 с.
62. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев.- М.: Наука, 1976.- 324с.
63. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение / Н.С.
Пряжников.- М., 2008.
64. Пряжников, Н.С. Теория и практика профессионального
самоопределения / Э. Ф. Зеер, О. А. Рудей // учебное пособие.- М.: 90 Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008.
65. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н. С. Пряжников // учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 317 с.
66. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда / Н.С. Пряжников.- М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997.- 348 с.
67. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников.- М.: Academia, 2001.-285 с.
68. Резапкина, Г.В. Психология и выбор профессии: программа
предпрофильной подготовки / Г.В. Резапкина // Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов.- М.: Генезис, 2005.- 211 с.
69. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 2001.- 717 с.
70. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн.-СПб.: Питер, 2003.-487 с.
71. Степанский, В. И. Психологические факторы выбора профессии: теория, эксперимент / В. И. Степанский// учебно-методическое пособие.- Москва: Московский психолого-социальный ин-т, 2006.- 109 с.
72. Степанов, С.Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования /
С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов // Вопросы психологии.- 1985.- №3.- с. 29-38.
73. Суходольский, Г. В. Основы психологической теории деятельности / Г. В. Суходольский.- 2-е изд.- М.: Изд-во ЛКИ, 2008.- 154 с.
74. Сыманюк, Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов / Э.Э. Сыманюк.- М.: Изд-во Москва психологосоциального института; Воронеж: МОДЭК, 2004.- 214 с.
75. Международная юбилейная конференция Б.М. Теплов и современное состояние дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии: к 120-летию со дня рождения Б.М. Теплова / Под редакцией М.К. Кабардова, А.К. Осницкого.- М.: Издательство «Перо», 2017.- 5 Мбайт. [Электронное издание]- 1 электрон.опт. диск (CD- ROM).
76. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл.- М.: Смысл, 2000.¬353 с.
77. Франкл, Л. К. О смысле жизни [Электронный ресурс].- URL:
http://lib.ru/HRISTIAN/FRANK_S_L/smysl.txt (дата обращения: 15.11.2023).
78. Шадриков, В.Д. Профессиональные способности / В.Д. Шадрико.- М.: Университетская книга, 2010.-298 с.
79. Щедровицкий, П.Г. Очерки по философии образования / П.Г.
Щедровицкий.- М., 1993.-111 с.
80. Щедровицкий, Г.П. Рефлексия и ее проблемы / Г.П. Щедровицкий.- М., 1975.- 136 с.
81. Elibrary.ru: научная электронная библиотека [Электронный ресурс].-
М.: Интра-Плюс, 1997.-Режимдоступа: http://www.elibrary.ru,
свободный.-Дата обращения: 21.12.2023.
82. THE PROBLEM OF PERSONALITY AND PROFESSIONAL IDENTITY IN PLATO’S WORKS Makarevics Valerijs, Dr. psych., Daugavpils University, Parades 1, Daugavpils, 5401 Latvia.
83. Review of European Studies; Vol. 7, No. 4; 2019 ISSN 1918-7173 EISSN 1918-7181 Published by Canadian Center of Science and Education Personality Development in the Course of Professional Activity Annie Bosler. 92
84. Maturityof Teenagers’ Occupat 2020.